12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калашникова Елена Васильевна49
Образование - высшее (Заб. ГГПУ им. Чернышевского- 2009 год)
Россия, Забайкальский край, с. Большой Зерентуй
1

Научно-исследовательская работа «Ветераны педагогического труда Больше-Зерентуйской средней общеобразовательной школы»

Районная научно – практическая конференция «Шаг в науку – 2011 »

 

Тема «Ветераны педагогического труда Больше-Зерентуйской средней общеобразовательной школы»

 

 Российская Федерация

Забайкальский край Нерчинско – Заводский район

Село Большой - Зерентуй

Авторы: Холоднюк Иван Сергеевич

Коноплёв Юрий Юрьевич

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Больше – Зерентуйская средняя общеобразовательная школа

10 класс

Научный руководитель: Калашникова Елена Васильевна

Учитель истории и обществознания

Муниципального общеобразовательного учреждения

Больше – Зерентуйской средней общеобразовательной школы.

Тема «Ветераны педагогического труда Больше-Зерентуйской средней общеобразовательной школы»

Холоднюк Иван Сергеевич

Коноплёв Юрий Юрьевич

 

Аннотация

     Цель работы: рассмотреть и изучить жизнь и трудовую деятельность педагогов-ветеранов Больше-Зерентуйской средней общеобразовательной школы.

     Для достижения поставленной цели мы определили задачи: 1.Изучить воспоминания учителей - ветеранов школы, их родственников, собрать воспоминания, фотографии, свидетельствующие о работе учителей школы; 2.Выявить профессионально значимые качества педагогов; 3.Исследовать индивидуальные психологические характеристики учителей. 4.Научиться  заниматься поисковой работой, брать интервью.

     Объект исследования: личностные качества учителей, их профессиональная и творческая деятельность.

     Предмет исследования: ветераны педагогического труда Больше-Зерентуйской средней общеобразовательной школы

     Методологическая основа исследования: в процессе исследования были применены следующие подходы:

1. комплексный подход, используя который, мы смогли изучить, систематизировать и творчески представить жизнь и деятельность учителей Больше-Зерентуйской СОШ

2. системный подход позволил рассмотреть некоторые факты более детально и углубленно, проследить неразрывную связь жизни и педагогической деятельности наших ветеранов.

3. формационный подход дал возможность выявить особенности личных качеств каждого учителя и их педагогического труда.

     В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Жизнь и трудовая деятельность педагогов-ветеранов по-своему интересна и значима. 2. Каждый педагог  вложил свой посильный вклад  в дело обучения и воспитания подрастающего поколения в селе Большой Зерентуй. 3. У многих педагогов-ветеранов есть чему поучиться молодым специалистам, коллегам по работе. 4. Педагогический труд заслуживает уважения учеников, родителей, общественности.

 

Тема «Ветераны педагогического труда Больше-Зерентуйской средней общеобразовательной школы»

Холоднюк Иван Сергеевич

Коноплёв Юрий Юрьевич

 

План исследования

     Гипотеза исследования: в данной работе мы сделали попытку исследовать и представить жить и деятельность педагогов-ветеранов Больше-Зерентуйской СОШ, достигших пенсионного возраста.

      Актуальность:     Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный, общественно полезный труд.

       Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

     Основные принципы исследования: объективность и историзм. Любая профессиональная направленность педагога имеет сложный многоуровневый характер и определяется осмысленностью выбора верного жизненного пути.

      Описание исследовательского метода: На первом этапе состоялась беседа между членами Научного Общества Учащихся и руководителем, в ходе которой была выбрана тема работы, поставлена цель, определены задачи.

     На втором этапе мы занимались сбором краеведческого материала: брали интервью у педагогов-ветеранов, записывали их воспоминания, сотрудничали со школьной газетой «Под крышей дома моего».

     На третьем этапе собранный материал был обобщён и обработан согласно плану научной работы

План научной работы:

Введение

Глава 1 Ветераны педагогического труда Больше-Зерентуйской школы

1.1. Борисов Григорий Александрович   

1.2. Рыбакова Анфиса Мефодьевна

1.3. Пономарёва Вера Николаевна

1.4. Макарова Мария Ивановна

1.5. Рудакова Мария Ильинична

1.6. Соколова Галина Сергеевна

1.7. Гаврилова Наталья Анатольевна

1.8. Лопатина Мария Сергеевна

1.9. Иванова Евгения Васильевна

1.10. Молокова Ольга Григорьевна

1.12. Алексеева Ольга Николаевна

1.12. Кайгородова Татьяна Ивановна

Заключение

Библиография

Во введении раскрыта актуальность исследования, показана значимость педагогической профессии, её влияние на формирование личности.

Глава 1 «Ветераны педагогического труда Больше-Зерентуйской школы» состоит из 11 разделов, в каждом из которых освещена жизнь и педагогическая деятельность конкретного педагога.

 В заключении сделаны выводы, определены перспективы проекта: в следующем учебном году нами запланировано продолжить данную тему для пополнения материалов для истории школы и оформление стендов к юбилейной дате – 100-летию школы.  Нами намечено собрать и изучить краеведческий материал о ветеранах-педагогах нашей школы, работавших в послевоенные годы, которые внесли большой вклад в дело обучения и воспитания учащихся.

     Источниковая база исследования: воспоминания, очерки, автобиографии педагогов-ветеранов Больше-Зерентуйской средней общеобразовательной школы.

Научная статья

Введение

     Профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и обучением детей. Если процесс обучения детей учителем прекратится, то неизбежно наступит кризис. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Какой бы предмет ни преподавал учитель, он передаёт ученику, прежде всего убеждения в силе человеческого разума, могучую тягу к познанию, любовь к истине и установку на самоотверженный общественно полезный труд.

     Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин «педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

     Дети, обучаясь в школе, приобретают основные знания, с которыми им предстоит идти по жизни. Главная наука, которую должны усвоить все люди, - любовь к своей Родине.

     Жизнь, учителя, ученики, книги – всё сливается в одно непрерывное знание, которое позволяет всякий раз обновлять темы, себя, учебные средства, а не дублировать одно и то же.

     Когда же учитель способен заодно продемонстрировать учащимся высокую и отточенную культуру межличностных отношений, справедливость в сочетании с безупречным тактом, энтузиазма в соединении с благородной скромностью, - тогда, невольно подражая такому педагогу, младшее поколение формируется духовно гармоничным, способным к человечному разрешению столь нередких в жизни межличностных конфликтов.

     Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влия­ние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогичес­кая техника.

  Глава 1 «Ветераны педагогического труда Больше-Зерентуйской школы»

 

1.1. Борисов Григорий Александрович

     Борисов Григорий Александрович родился 23 марта 1922 года в селе Артемьевка Нерчинско – заводского района Читинской области. В 1926 году умер отец, у матери кроме него осталась сестра Агриппина 1928 года рождения. До 1928 года Григорий Александрович жил у деда с бабушкой, после их смерти переехал в Георгиевку к матери. К этому времени мать вышла замуж за Мигунова Дмитрия Михайловича, у которого после смерти жены остались на руках трое детей: Наталья 1924 года рождения, Михаил 1925 года рождения, Гавриил 1922 года рождения. В совместном браке у них родилось еще двое детей: Надежда 1931 года рождения и Алексей 1940 года рождения. 

     Во время учебы в школе все дети писались на фамилии Мигунова; по достижении совершеннолетия Григории Александрович взял фамилию своего отца – Борисов.

     Свою педагогическую деятельность начал в 17 лет учителем Золотоношенской начальной школы, а через год был назначен директором Больше – Зерентуйской средней школы.

     С августа по сентябрь 1945 года принимал участие в войне с империалистической Японией; награжден медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Японией». После демобилизации из Вооруженных Сил назначен директором Георгиевской восьмилетней школы. Без отрыва от работы закончил историко-филологический факультет Читинского Государственного педагогического Института имени Н. Г. Чернышевского.

     С 1954 по 1969 г. – работал заведующим Калганским  Районным Отделом Народного Образования. В 1957 году сочетался браком с учительницей русского языка и литературы Нер – Заводской средней школы Конопко Валерией Андреевной 1931 года рождения, уроженкой Брянской области. В мае 1958 года у них родился сын Александр. В 1983 году Александр окончил Читинский политехнический институт и в этом же году женился на однофамилице Борисовой Ольге Петровне 1961 года рождения. Детей нет. Проживает в городе Чита

     В 1970 году Григорий Александрович был награжден медалью «За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В. И. Ленина».

     С 1969 по 1972 год работал директором Кадаинской средней школы Калганского района. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 июля 1971 года за успехи в обучении и воспитании учащихся награжден орденом Трудового Красного Знамени.

     В 1972 году, после образования Нерчинско – Заводского района Решением Читинского областного исполкома Комитета Народных депутатов № 623 от 17 декабря 1971 года, Григорий Александрович назначается заведующим Нерчинско – Заводским Районным отделом Народного Образования и проработал на этом посту до 1980 года.

     В 1975 году Областным советов педагогического общества награжден медалью «За творческий педагогический труд».

     В 1976 году за плодотворный педагогический труд награжден знаком «Отличник Народного просвещения РСФСР».

     В 1978 году награжден юбилейным знаком ЦК ВЛКСМ «70 лет ЦК ВЛКСМ».

     В 1980 году вынужден был оставить пост заведующего РОНО и до 1983 года работал воспитателем в Нер – Заводском интернате.

     С 1983 по 1991 год работал директором Нерчинско – Заводского районного краеведческого музея «Нерчинская политическая каторга». С 1991 по 1994 год – Григорий Александрович научный сотрудник краеведческого музея.

     Характерной и отличительной  чертой Борисова Григория Александровича была исключительная память, эрудиция, глубокие познания по любому вопросу, большое трудолюбие, завидная работоспособность и увлеченность своей деятельностью.

     Умер Григорий Александрович первого июля 1994 года. Похоронен в городе Чита.

 

 

 

 

 

1.2. Рыбакова Анфиса Мефодьевна

     Родилась 20 сентября 1924 года в селе Чонгуль Шелопугинского района Читинской области. В 1941 году Анфиса Мефодьевна окончила Сретенское педагогическое  училище. Начала свою педагогическую деятельность в селе Первый Булдуруй, Нер-Заводского района, Читинской области.  Работала учителем истории и начальных классов. Через год её перевели заведующей начальной школы в село Дучар, там она проработала один год. Затем приехала в село Большой Зерентуй, работала в школе  учителем начальных классов. В селе Большой Зерентуй Анфиса Мефодьевна вышла замуж за Соболинского Георгия Ефимовича, который работал начальником дорожного участка.

     У Анфисы Мефодьевны и Георгия Ефимовича родились двое детей: дочь Люба и сын Слава. Дочь, Глушкова Любовь Георгиевна, 1954 года рождения, в настоящее время работает в Больше-Зерентуйской школе бухгалтером. Сын, Вячеслав Георгиевич, 1949 года рождения, находится на пенсии. Оба окончили по 10 классов.  Любовь Георгиевна окончила Сретенский сельскохозяйственный техникум, по специальности бухгалтер, а сын Иркутский техникум дорожного хозяйства по специальности – дорожный мастер. Анфиса Мефодьевна любила своих детей, помогала им добрым словом и делом.

      На пенсию Анфиса Мефодьевна ушла в 1981 году, проработав учителем 40 лет.

      Часто воспоминала о Великой отечественной войне. Пришлось вынести нелёгкие военные голодные годы, преодолеть тяготы военного времени, бороться за жизнь в это трудное время.  За работу давали пайку хлеба в 200 граммов. Дети в годы войны писали на газетах, тетрадей не было. У многих детей не было обуви, они обматывали ноги тряпками и так ходили на учёбу. Несмотря на то, что в школе было очень холодно, полуголодные дети шли в класс к своей молодой учительнице, чтобы учиться, узнавать новое. Каждый день они вместе с Анфисой Мефодьевной слушали сводки информбюро по радио. Радовались, передавали о победах нашей армии на фронте, и жили надеждой на победу над врагом. Учителя и ученики  заготавливали дрова и топили печи,  Анфиса Мефодьевна работала вместе с ними. Ученики в школе были разных возрастов, некоторые дети были одного возраста с Анфисой Мефодьевной, но со всеми она находила общий язык. Она была строгим, справедливым и требовательным учителем.              

      Война закончилась, Анфиса Мефодьевна продолжала свою педагогическую деятельность. После ухода на пенсию работала воспитателем в группе продлённого дня.

      Анфиса Мефодьевна умерла в 1993 году от тяжёлой болезни. У неё было 5 внуков. За свой добросовестный, долголетний труд Анфиса Мефодьевна награждена значком «Отличник народного образования».

 

1.3. Пономарёва Вера Николаевна

Вера Николаевна - учитель начальных классов. Её педагогический стаж – 37 лет. Вера Николаевна имеет звание «Старший учитель». Награждена значком «Отличник народного просвещения», а также грамотами за профессионализм в работе, творческий подход к делу, высокое качество знаний. В своей работе применяла опыт педагогов-новаторов Волкова и Шаталова, Лысенкова и Омоношвили.

В педагогической деятельности Вера Николаевна проявила принципиальность, отзывчивость, доброту, порядочность.  О ней можно говорить много и душевно, но лучше её самой о ней не расскажет никто. Предлагаем вашему вниманию очерк Веры Николаевны «В жизни мне повезло на хороших людей».

 

Я родилась 23 августа 1948 года в селе Усть-Уров Нерчинско-Заводского района в семье военнослужащего Никифорова Николая Николаевича, который служил в то время старшиной на Усть-Уровской пограничной заставе. Моя мама, Анна Михайловна, в девичестве Пальцева, работала секретарём сельского совета. В нашей семье росло 7 девочек. В те годы все жили трудно, но нас выручало то, что мама была отличной хозяйкой, портнихой, обшивала не только свою семью, но и односельчан. Отец же был заядлым рыбаком. Поэтому рыба со стола не сходила. Благо в те времена Аргунь была чистая, полноводная и являлась кормилицей для людей, что жили на её берегах.

Начальную школу закончила в Усть-Урове. А в 1959 году пришлось всем жителям покинуть эти замечательные места, поскольку вышло правительственное решение об укрупнении хозяйств. А впоследствии колхозы реорганизовали в совхозы. Так наша семья оказалась в Большом Зерентуе. Но светлое чувство о детстве, проведённом на берегу Аргуни, сохранилось в памяти навсегда.

…Вот бежим мы по берегу реки встречать очередной катер, который  привозит почту, груз в сельпо. Однажды на катере приехали новые учителя. Среди них – очаровательная, большеглазая, с длинной косой, небольшого ростика выпускница Сретенского педагогического училища Добрынина Нина Ивановна – моя первая учительница. Именно она заложила во мне уважение и любовь к труду учителя. С ней мы ходили в походы, пели, плясали, катались на лодке, купались в Аргуни, прочитали очень много интересных книг. Нина Ивановна учила нас не только грамоте, а всему, что умела сама. А умела она многое, была всесторонне развитым человеком. А главное – воспитывала в нас любовь к Родине, прививала трудолюбие, любознательность. Уже позднее, будучи студенткой Сретенского педагогического училища, я помнила всю методику ознакомления с новой буквой и новым звуков  с уроков Нины Ивановны.

С благодарностью и чувством уважения вспоминаю преподавателя педагогики и психологии педучилища Горяшину Нину Михайловну. Темпераментная, заинтересованная своей наукой, она старательно прививала студентам интерес к педагогике и педагогическому труду. Её лекции были интересны жизненными примерами,  слушали мы её затаив дыхание. До сих пор в моей памяти преподаватель литературы Нина Никандровна и преподаватель музыки Иван Тимофеевич – замечательные педагоги, мастера своего дела.

В 60-е годы город Сретенск был не таким унылым и запущенным, как сейчас. В городе работали сапоговаляльная фабрика, мясокомбинат, пищекомбинат, Сретенский судостроительный завод (в п. Кокуй). В сельхозтехникуме и педучилище училось много сельской молодёжи.  Функционировал городской сад с кинотеатром, танцплощадкой, качелями, каруселями, тиром. На территории сада работал хороший краеведческий музей. В городе была хорошая библиотека и дом культуры.

Наш выпуск был 50-м   и составлял более 100 человек. Учителя были востребованы, школы многочисленны. В годы учёбы я активно участвовала в художественной самодеятельности, в конкурсах чтецов, занималась в драматическом и танцевальном кружках. В составе агитбригады побывала во многих сёлах Сретенского района. Любила с подружками бегать купаться на Шилку, зимой ходила на лыжах, в субботу – на танцы в ДК под музыку духового и эстрадного оркестров. Мы старались не пропустить ни одного нового кинофильма. Влюблялись в киноактёров, выписывали по почте фотографии  любимых артистов для своих фотоальбомов.

Свою трудовую биографию я начала в Байкинской восьмилетней школе. Школа только организовалась на базе начальной, поэтому приходилось, помимо уроков математики, вести уроки истории, физкультуры, организовывать внеклассную воспитательную работу. Добрые воспоминания остались о замечательном человеке Борисове Григории Александровиче, который в те годы был заведующим РОНО. Было очень страшно, когда Григорий Александрович, приехав в Байкинскую школу, пришёл ко мне на уроки. Но страхи мои были напрасны: после уроков он беседовал с учениками, кому подстричься советовал, кому быть дисциплинированным, стараться лучше учиться, слушаться учителей. А мне сказал просто: «Если, Вера Николаевна, будешь так строить уроки, то научишь ребят решать задачи». Для меня это было выше всех похвал.

Когда я работала учителем начальных классов, мне часто приходилось встречаться с Григорием Александровичем, потому что приезжая в школу, он всегда посещал уроки в начальных классах, проверял технику чтения, а в первом классе – обязательно. Усаживался в кабинете директора или в учительской, доставал свою неизменную тетрадь, пачку «Беломора», раскрывал книгу, просил пригласить первоклассников по одному -почитать. После подсчёта слов кого хвалил, а кому давал советы и наставления. Таким добрым и внимательным к людям остался он у меня в памяти.

Часто вспоминаю последнюю встречу с Григорием Александровичем в Нер-Заводе. Идёт он, уже пожилой и больной, с тросточкой в военкомат. Поздоровались, поговорили, и он сказал: «Вот боюсь не успеть доделать материал о жителях района, пострадавших во время войны и во время репрессий». Особой заботой его были те, кто пропали без вести или были репрессированы. Григорий Александрович был широко образованным и глубоко порядочным человеком, обладал феноменальной памятью, был замечательным рассказчиком, истинным патриотом своего края, очень много сделавшим в сфере народного образования. Он собрал много краеведческого материала, будучи директором музея. Наша школа помнит, что свою педагогическую деятельность он начинал именно в нашем селе.

…В1969 году я вышла замуж за Пономарёва Василия Дмитриевича. Нас направили на работу в Ишагинскую восьмилетнюю школу. Я преподавала математику и физику, а муж – физкультуру и трудовое обучение. По специальности он был дорожным мастером, но, надо сказать, труд учителя был ему очень интересен. Школьная команда под его руководством всегда занимала в районных соревнованиях и пионерских слётах призовые места. Допоздна пропадал вместе с ребятами  в школьной мастерской, где они выпускали разные поделки из дерева и металла, работая на станках. Мастерская была хорошо оснащена. В те годы директором Ишагинской школы был Михалёв Дмитрий Николаевич – опытный педагог и хороший хозяйственник. Дисциплина в школе была отличная, работать под его руководством было легко и очень интересно. Коллектив был молодой и дружный. Вместе проводили и трудовые будни, и праздники. Александра Дмитриевна Глазунова, супруги Зверевы, Анатолий Васильевич и Зинаида Константиновна, Нина Осиповна Голятина были для нас не только коллегами, но и большими друзьями.

После отъезда из Ишаги в течение всей жизни мы с мужем с теплотой и любовью вспоминали хлебосольных и гостеприимных жителей этой деревни. В ту пору это село было ухоженным: ставни на окнах побелены, палисадники аккуратно огорожены, улицы чистые. Благоустройству села большое значение придавал председатель сельсовета Голятин Г.С. Село это мне дорого тем, что, как и моё родное село Усть-Уров, стоит оно на берегу Аргуни.

Из Ишаги мы уехали на Украину, на родину матери мужа, захотелось пожить в тёплых краях. Но потянуло в родное Забайкалье. Недаром народная мудрость гласит: «Где родился – там и пригодился».

И вот опять дома – в Большом Зерентуе, где я в дальнейшем работала учителем начальных классов. А в последние годы, перед уходом на пенсию, преподавала математику в 5-6 классах.

Я всегда старалась сделать свои уроки интересными, занимательными, большое значение придавала воспитательному значению учебного материала. Когда из программы исключили советскую литературу, старалась во внеурочное время, на уроках внеклассного чтения познакомить детей с произведениями о жизни Ленина, об октябрьских событиях 1917 года, о гражданской войне. Читала с ребятами замечательные книги А.П.Гайдара, стихи С.Михалкова, материалы о пионерах-героях. Считаю, что дети должны знать об историческом прошлом своей Родины, а потом, став взрослыми, они смогут объективно оценить исторические явления.

Очень интересно и плодотворно работалось, когда школой руководила Бумагина Ольга Алексеевна, а завучами были Макарова Мария Ивановна и Абрамова Алла Николаевна. С большим уважением вспоминаю своего старшего друга и наставника Заслуженного учителя России Макарову Веру Афанасьевну, у которой училась педагогическому мастерству.

Оглядываясь на прожитые годы, я делаю вывод: в жизни мне везло на хороших людей.

Сейчас в нашей школе плодотворно работают и ветераны педагогического труда, и молодые педагоги. А среди молодых моя дочь – Калашникова Елена Васильевна, преподаватель истории и обществознания.  Желаю всем им здоровья и творческих успехов в их нелёгком труде.

В 2008 году ушёл из жизни мой муж, чью смерть  очень тяжело пережила я и вся моя семья. Рука об руку мы прожили с ним 40 лет. Успокаивает то, что у меня трое хороших детей и три замечательных внука. Живу для них и помогаю по мере возможности. Хочется верить, что всё в их жизни получится.

 

1.4. Макарова Мария Ивановна

 Родилась 13 сентября 1956 года в селе Большой Зерентуй Нерчинско-Заводского района Читинской области.  Имеет высшее образование. Окончила Читинский государственный педагогический институт имени Н.Г.Чернышевского в 1978 году с отличием по специальности русский язык и литература, ей присвоена квалификация и звание учителя русского языка и литературы средней школы.

Педагогический стаж – 31 год. На протяжении этих лет Мария Ивановна работает учителем русского языка и литературы в Больше-Зерентуйской средней общеобразовательной школы Нерчинско-Заводского района Читинской области села Большой Зерентуй.

Мария Ивановна внесла свой вклад в развитие образовательного учреждения. Она разработала программу научного кружка «Юный филолог», программы элективных курсов «Теория и практика сочинений разных жанров», «Типология и стилистика текста», «Лингвистический анализ текста», которые активно применяет в своей педагогической деятельности. Руководит кружком «Проба пера», является редактором школьной газеты «Под крышей дома моего…». Наиболее интересные и значимые статьи учащихся и учителей школы печатаются в районной газете «Советское Приаргунье».

14-15 января 2000 года приняла участие в работе Всероссийского совещания работников образования в г.Москве, а в августе того же года  приняла участие в работе августовской областной педагогической конференции. В 2007 году приняла активное участие в районной научно-практической конференции «Внутришкольные системы обеспечения качества образования». 

Мария Ивановна – участник профессионального конкурса «Учитель года 99»: школьного, районного (победитель) и областного уровней.

На протяжении последнего десятилетия Мария Ивановна трижды обобщала опыт работы. 1999 год – «Принципы и технологии литературного образования старшеклассников на примере изучения лирики»; 2004 год – «Проектные технологии на уроках и внеурочной деятельности»; 2009 год – «Компетентностный подход в преподавании литературы». Рефераты и обобщённый опыт работы представлены в Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Опыт работы по теме «Проект – одна из эффективных форм исследовательской деятельности» был напечатан в «Информационном вестнике» (Приложение к журналу «Педагогическое обозрение» август, 2007 года). С 1999 года имеет высшую квалификационную категорию.

Мария Ивановна неоднократно участвовала в проведении районных семинаров для учителей русского языка и литературы. Последний семинар был организован и проведён 2 февраля 2008 года на базе МОУ Больше-Зерентуйской СОШ по актуальной теме «Обучение русскому языку и литературе на старшей ступени общего образования».

Ежегодно проводит открытые уроки по русскому языку, литературе, МХК. За последние годы на высоком методическом и научном уровнях проведены уроки «Жизнь и творчество Микеланджело» (МХК), «Отчий дом в поэзии Ивана Бунина, прозе Ф.Искандера и в понимании учащихся» (Вокруг тебя – мир), «Серебряный век в русской литературе. Ренессанс или упадок?» (литература); мастер-класс: «Технология учебного диалога на уроке литературы в 11 классе» (по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Большое внимание уделяет внеклассной работе по предмету. Проводит литературные салоны и гостиные («Лицей, который не кончается», «Детские и юношеские годы А.С.Пушкина» – по роману Ю.Тынянова «Пушкин», «Горьким смехом моим посмеюся» - по творчеству Н.В.Гоголя), литературные игры «Счастливый случай», «Успех», «Колесо истории», «Достояние школы»; поэтические часы, читательские конференции.

С 2002 года Мария Ивановна руководит секцией «Юный филолог» в научном обществе учащихся. Исследования учащихся, выполненные под её руководством, отмечены на школьном, районном, областном уровнях. 2002 год – 2 место в районной НПК «Шаг в науку» и 3 место в областном конкурсе «Шаг в науку» (номинация «Литература»); 2005 год – 2 место в областном конкурсе «Шаг в науку»; 2006 год – 1 место в районном конкурсе и 1 место в областном конкурсе исследовательских работ «Овеянные славой флаг наш и герб»; 2007 год – грамота за участие в районной НПК «Шаг в науку» в номинации «Самая лучшая презентация». В 2009-2010 учебном году руководит проектом «Тема «маленького человека»».

Ученики Марии Ивановны успешны в школьных, районных, областных олимпиадах по русскому языку и литературе. 2003 год – 2 место в районной олимпиаде школьников по русскому языку; 2005 год – 3 место в областной заочной олимпиаде школьников по литературе, 2 место в районной олимпиаде по русскому языку; 2007 год – 1, 2, 3 место в районной олимпиаде по русскому языку и 2 место в областной олимпиаде по русскому языку; 2008 год – 1 место в районной олимпиаде по русскому языку и 4 место в областной олимпиаде школьников по русскому языку.

Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей Мария Ивановна осуществляет через участие в районных и областных детских конкурсах. 2005 год – районный конкурс сочинений «Моё военное детство» (1 место), районный конкурс сочинений «Очерк о маме» (1 место); 2006 год – два победителя регионального отборочного тура Всероссийского конкурса «Лучший урок письма»,  районный конкурс чтецов «Война… жесточе нету слова» (1 место); 2008 год – районный конкурс детского творчества, посвящённый столетию писателя-земляка К.Ф.Седых (1 место); 2009 год - районный конкурс чтецов «Весны моей златые дни» (1 место).

На протяжении 25 лет Марии Ивановна руководила методическим школьным объединением учителей гуманитарного цикла предметов. Является председателем экспертной группы в образовательной области «Филология и искусство» и членом методического совета при Комитете образования Нерчинско-Заводского района.  Хороший наставник молодым учителям.

Активно включает современные образовательные технологии в практику преподавания русского языка, литературы, МХК (приёмы «погружения» в текст художественного произведения, метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы, диалоговая технология на уроках литературы, компьютерная поддержка уроков литературы).

На протяжении пяти лет Мария Ивановна работает заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Об успешности её работы говорит то, что в течение четырёх лет в школе не зафиксировано правонарушений и ни один учащийся школы не стоит на учёте в детской комнате милиции.

Как заместитель директора по учебно-воспитательной работе успешно руководит повышением методического мастерства педагогов школы на уровне теоретических семинаров, тематических педагогических советов и заседаний научно-методического совета. Педагогический коллектив под руководством Марии Ивановны принял активное участие в районном фестивале «Калейдоскоп методических идей 2009». Стендовая презентация «Система методической работы школы», оформленная под её руководством, заняла первое место. А система методической службы школы, которую она возглавляет, признана лучшей в районе по итогам 2008-2009 учебного года.

За вклад в развитие образования Мария Ивановна в 1989 году награждена значком «Отличник народного просвещения», в 2002 году ей присвоено почётное звание «Заслуженный работник образования Читинской области». В 2006 году в рамках ПНПО стала победителем конкурса лучших учителей РФ, награждена Почётной грамотой Министра образования РФ А.Фурсенко. Имеет многочисленные грамоты, поощрения, записи-благодарности в трудовую книжку.

 

1.5. Рудакова (Лопатина) Мария Ильинична

В 2012 году Мария Ильинична Рудакова будет отмечать юбилей – 65-летие и 45-летие своего педагогического труда в своей родной МОУ Больше-Зерентуйской СОШ.

Мы предлагаем вашему вниманию очерк Марии Ильиничны – «44 года в школе».

Я родилась в 1947 году в селе Большой Зерентуй Нерчинско-Заводского района. Семья была большая, но дружная. Отец – Лопатин Илья Северьянович работал главным лесничем Аргунского лесного хозяйства. Мать – Анна Никитовна – домохозяйка, её работа – это воспитание детей. А их было 9: три сына шесть дочерей. Первый сын – Володя умер, когда ему было три годика. Самый старший сын – Гавриил Ильич был военнослужащим, подполковников пограничных служб, к сожалению, рано ушёл из жизни – в 64 года. Несмотря на то, что у нас была большая семья, родители всем дали образование. В семье есть и  педагоги, и медицинские работники, и инженер (Виктор), и воспитатели. Мы низко кланяемся своим родителям за то, что они, не жалея сил, здоровья, сумели вложить в нас самое ценное – доброту, трудолюбие, заботу друг о друге, стремление к знаниям. И это у них получилось – весь наш род живёт дружно, в любую минуту придёт на помощь друг другу. И я думаю, они гордятся нами.

Школу я закончила в 1962 году, затем поступила в Сретенское педагогическое училище. В 1966 году после окончания училища, была принята на должность учителя начальных классов в Больше-Зерентуйскую школу. А в 1972 году переведена на должность учителя русского языка и литературы с 5-8 класс. В 1977 году окончила Читинский Государственный Педагогический Университет имени Н.Г. Чернышевского по специальности учителя русского языка и литературы.

21 год на административной должности, из которых 5 лет была заместителем  директора школы по воспитательной работе, и до 2008 года – заместителем директора по учебно – воспитательной работе. Сейчас я преподаю русский язык и литературу, веду уроки «вокруг тебя – мир» в 5-8 классах, являюсь руководителем МО гуманитарных наук. В 2009 году руководила научным обществом учащихся «Юный филолог». Лесникова Елена, ученица 10 класса, за работу по теме «Проблема отцов и детей в русской литературе» получила Диплом за занятое второе место в районе. Работая в старших классах, я изучала важную тему в преподавании литературы на современном этапе «Актуальность изучения романно Л.Н. Толстого «Война и мир»», написала реферат и обобщила опыт работы по данной теме. Своим опытом поделилась на районном семинаре учителей русского языка и литературы. В старших классах вела элективный курс «Сочинение-рассуждение разных жанров (рецензия, отзыв, эссе). В 2007 году в профильном 10 классе провела открытый урок  по теме «Отец и дочь» по роману «Война и мир».

С 2008 года работаю в среднем звене. Веду кружок «Язык мой - друг мой», связанный с темой самообразования «Работа со словом русского языка: современная методика» инновационный путь развития». По данной теме обобщаю опыт, провожу открытые уроки с использованием презентаций.

Мне повезло в том, что моими коллегами являются учителя – руссоведы. Это Е.Е. Азарёнок и М.И. Макарова. Оба администраторы. Большую работу мы проводим по внеклассной работе – декады, игры, путешествия по книгам – юбилярам, олимпиады, интеллектуальную игру «Достояние школы», где принимают участие учителя и ученики.

Описать свою работу немыслимо. За свой труд я награждена значком «Отличник народного просвещения» в 1994 году, районными и областными грамотами. Являюсь «Ветераном труда». В 2009 году прошла курсы квалификации в Забайкальском краевом институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по теме «Актуальные проблемы предметов русского языка и литературы» - 144 часа.

Моё кредо, как учителя, - «Учитель – тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу» (писал Квинт Энний, древнеримский поэт).

Моё богатство – это мои дети и внуки. Сын Сергей окончил Читинский Государственный Университет, у него два сына; живее в Краснокаменске. Дочь – Татьяна – мед. Работник, живет в Бурятии, у неё двое сыновей. У меня 4 внука – старшему 17 лет, младшему – 2 годика. Это вся моя надежда и опора в жизни. Внуки все любят спорт, как и их папы – бывшие физруки.

У меня есть друзья – учителя-ветераны, на которых я могу всегда положиться, пообщаться. Это Соколова Г.С., Пономарёва В.Н., Гаврилова Н.А., Лопатина М.С. – они сейчас не работают, все на заслуженном отдыхе. И весь мой коллектив – вторая семья, среди которой многие – мои бывшие ученики.

Первым моим наставником был директор школы Астафьев Афанасий Андриянович. Навсегда запомнила его слова: «Если хочешь быть учителем – сделай всё сама, не рассчитывай на то, что кто-то придёт и успокоит расшалившихся детей на уроке! На уроке ты – хозяин! Старайся, чтобы тебя уважали, понимали, любили!». Сейчас я хорошо это понимаю. Ведь учитель – главная фигура в образовательном процессе. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм. Учитель- профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает всё, что происходит каждый день в школе.

Очень грустно, что за последние годы из школы уходят учителя, имеющие большой педагогический стаж и опыт, кто знает, чему надо учить; знает, как научить; понимает, что эти знания нужны людям.

Хочется, чтобы наше нелёгкое дело продолжали молодые педагоги.

 

1.6. Соколова Галина Сергеевна

Соколова (Высотина) Галина Сергеевна  родилась 7 декабря 1944 года в селе Бильбичан Калганского района Читинской области. Её родители, Надежда Михайловна и Сергей Матвеевич, были трудолюбивыми и ответственными людьми, всегда помогали своим детям словом и делом, были заинтересованы в их образовании. Впоследствии трогательно заботились не только о детях, но и о внуках.

После окончания Больше-Зерентуйской семилетней школы в 1959 году Галина Сергеевна поступила в Сретенское педагогическое училище. Увлечённо училась, принимала участие во всех общественных делах. В течение четырёх лет занималась в вокальной группе «Алёнушка». Члены вокальной группы побывали во многих уголках

области, радуя зрителей песнями. В базовой школе педучилища успешно вела хоровой кружок.

В 1963 году после  окончания педагогического училища была назначена учителем в Экскаваторскую начальную малокомплектную школу.

В 1965 году вышла замуж и переехала в село Большой Зерентуй Калганского района. Здесь была принята на должность учителя начальных классов. Одновременно училась заочно в Читинском педагогическом институте имени Н.Г.Чернышевского на естественно-географическом факультете. В 1966 году была переведена на должность учителя  географии и пения. 45 лет Галина Сергеевна проработала в Больше-Зерентуйской школе. Постоянно вела кружки: вокальный, хорового пения, струнных инструментов. Совместно с другими учителями готовила учащихся к районному смотру художественной самодеятельности. В смотрах школа часто занимала призовые места. Ученики при этом получали  художественно-эстетическое развитие, учились быть успешными в жизни.

Галина Сергеевна постоянно занималась общественной работой на селе. В составе женсовета боролась против пьянства, работала с трудными семьями, оказывала помощь пенсионерам. Как человек талантливый, постоянно принимала участие в смотрах художественной самодеятельности поселкового, районного и областного уровней. За что награждена многочисленными грамотами и дипломами.

В 1973 году назначена организатором внеклассной и внешкольной работы. В 1977 году переведена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. А в 1987 году назначена директором школы. В этой должности Галина Сергеевна проработала до 1991 года.

Работая учителем или на руководящей должности, Галина Сергеевна проявляла лучшие человеческие качества: доброту, отзывчивость, порядочность, удивительное трудолюбие. Сотни и сотни детей благодарны ей за прочные знания по географии, за уроки пения, за владение струнными инструментами, за развитие вокальных способностей.

За время работы в школе награждалась почётными грамотами за хорошую подготовку учащихся к смотру художественной самодеятельности, за работу без второгодников, за высокие показатели в обучении и воспитании детей. Ей объявлены благодарности за проведение районных семинаров, за работу в агитбригаде «Искорка», за успешное участие  учеников в районных олимпиадах по географии, за подготовку кабинета к новому учебному году. В 2006 году Соколовой Галине Сергеевне присвоено почётное звание «Заслуженный работник образования Читинской области». 

Галина Сергеевна вырастила и воспитала пятерых детей. Она прекрасная жена и заботливая мама. Четыре дочери получили педагогическое образование. Елена Анатольевна и Маргарита Анатольевна окончили Сретенское педагогическое училище. Наталья Анатольевна и Татьяна Анатольевна пошли по стопам мамы и окончили естественно-географический факультет Забайкальского государственного педагогического университета имени Н.Г.Чернышевского.

 

1.7. Гаврилова Наталья Анатольевна

Родилась на далёкой Ярославской земле в селе Сереново. Её отец, Варламов Анатолий Сергеевич, был рабочим Ярославского шинного завода. В годы Великой Отечественной войны служил на подводной лодке. Мама Натальи Анатольевны, Антонина Яковлевна, была учителем русского языка и литературы Сереновской средней школы. Родители воспитали двух дочерей: Татьяну и Наталью.  Сёстры пошли по стопам матери. Трудолюбие, мудрость, тактичность, надёжность – такими качествами характера обладает Наталья Анатольевна.  В 1969 году Наталья Анатольевна поступила в Ярославский педагогический институт имени К.Д.Ушинского на естественно-географический факультет по специальности учитель биологии и химии. В 1974 году молодая учительница была направлена на работу  в село Большой Зерентуй Нерчинско-Заводского района Читинской области. Здесь  проработала до ухода на заслуженный отдых. Здесь вышла замуж и родила двух дочерей: Светлану и Ирину. Здесь стала бабушкой. Сейчас у неё три внучки и один внук. Забайкальская земля стала для неё родной и близкой.

За время педагогической деятельности Наталья Анатольевна 9 лет работала учителем биологии, а с 1 сентября 1983 года и до ухода на заслуженный отдых в 2008 году работала учителем химии. Четверть века ребята нашего села постигали химию под мудрым руководством Натальи Анатольевны. Особенно благодарны ей выпускники, выбравшие медицинскую профессию. Два года работала заместителем директора школы по учебной части. А с 1999 и до 2005 года была директором школы. За этот период в школе произошли существенные перемены. В 2002 году школа зарегистрирована в статусе «Муниципальное общеобразовательное учреждение Больше-Зерентуйская средняя общеобразовательная школа». В этом же году в школе начинает весьма успешно работать научное общество учащихся. Члены НОУ успешны на районном и областном уровнях. В 2003 году введено профильное обучение. Учащиеся 10-11 классов углублённо изучают русский язык и литературу. С 2004 года школа вступила в эксперимент по введению единого государственного экзамена.

О том, что Наталья Анатольевна работала с душой, с полной отдачей, говорят её награды. В 1976 году она награждена Почётной грамотой и бронзовым знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец пятилетки» за коммунистическое воспитание молодого поколения. А вскоре получила Почётную грамоту областного отдела образования за успехи, достигнутые в хорошей организации учебно-опытного участка, проведение опытнической работы и активное участие в озеленении школьного двора. В 1994 году награждена значком «Отличник народного просвещения». В 2007 году – почётной грамотой Комитета образования, науки и молодёжной политики Читинской области за успехи в профессиональной деятельности.

Сейчас Наталья Анатольевна на заслуженном отдыхе. Но никогда не забывает родной коллектив. В праздники и будни приходит в школу, где ей всегда рады. Живо откликается на радость и горе своих коллег.

 

1.8. Лопатина Мария Сергеевна

      Мария Сергеевна Лопатина (Высотина) родилась 1947 году в селе Бильбичан Калганского района Читинской области.

Мать – Савина Надежда Михайловна и отец – Высотин Сергей Матвеевич работали в различных организациях, содержали домашнее хозяйство. Семья Высотиных была большая, 6 человек детей. Все дети унаследовали от родителей любовь к музыке, песне. Отец играл на балалайке, мать хорошо пела. О матери у  Марии Сергеевны сохранились очень светлые чувства любви, она вспоминает её как человека  общительного, доброго к людям, очень трудолюбивого, заботливого. Все дети обладали хорошим музыкальным слухом и красивым сильным голосом. Этот талант передался детям и внукам Марии Сергеевны.

      В селе Большой – Зерентуй, где жила семья Высотиных, Маша окончила семилетнюю школу, затем 8-ой класс. Среднее образование получила в вечерней школе рабочей молодёжи на Украине. В 1964 году поступила в Сретенское педучилище. После окончания работала в родной Больше-Зерентуйской школе учителем начальных классов.

      За свою большую трудовую биографию Мария Сергеевна работала воспитателем в интернате, в группе продлённого дня, бухгалтером, школьным библиотекарем. Но профессия учителя стала основной в её жизни и самой любимой. Мария Сергеевна вышла замуж за Лопатина Н. Д. С мужем Николаем они воспитали четверых детей. Её дочь Светлана тоже выбрала профессию учителя.

      Мария Сергеевна – человек активной жизненной позиции, она всегда принимала активное участие в жизни села, участвовала в художественной самодеятельности. В составе агитационной бригады Больше-Зерентуйского дома культуры была участником и лауреатом  многих районных и областных конкурсов. Её чистый, звонкий голос звучал во многих уголках родного Забайкалья.

      В те годы, когда детей стали обучать не с 7, а с 6-летнего возраста, при школах стали создавать группы продленного дня. Наша школа стала первой в районе в этом начинании. Мария Сергеевна начинала эту работу в качестве воспитателя. Всё создавали с нуля: материальную базу, организовывали воспитательную работу. Не было учебников, тетрадей на печатной основе. Но всё получилось. Рука об руку Мария Сергеевна работала с учителями Ивановой Е.В. и Каргиной Л.В.

      По итогам аттестации за успехи, достигнутые в организации и осуществлении учебно – воспитательного процесса воспитатель группы продлённого дня Лопатина М.С. была награждена почётной грамотой.

      Когда в школе был введён новый предмет основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), Мария Сергеевна стала первым преподавателем. Учебников не было, зато была программа с чёткими требованиями. И опять с нуля: пришлось собирать материал по крупицам, обращаться за опытом в другие школы района, создавать и оборудовать кабинет ОБЖ. О хорошей работе Марии Сергеевны как преподавателя ОБЖ, говорит грамота от председателя комитета общего профессионального образования Читинской области за «высокий профессионализм и творчество в работе».

      Мария Сергеевна на протяжении нескольких лет вела работу в качестве инспектора по охране детства. Под её особым контролем были дети, взятые под опеку и усыновлённые.

      В 2009 году Мария Сергеевна ушла на заслуженный отдых, Теперь она помогает детям по хозяйству, воспитывает внучат – отдыхать некогда. Но всё ещё скучает по школе, по своим ученикам. Именно со школой она связывает самые счастливые годы своей жизни.

 

 

 

1.9. Иванова Евгения Васильевна

     Евгения Васильевна Иванова (Филиппова) родилась 21 марта 1958 года в селе Байка Нер-Заводского района Читинской области, где и окончила 8 летнюю школу.

     Мать – Кузьменко Анна Тимофеевна окончила учительский институт в городе Георгио – Деж. Со своим будущим мужем, отцом Евгении Васильевны, Филипповым Василием Александровичем познакомилась в городе Воронеже, где он служил. Родители Василия Александровича жили в Забайкалье. Поэтому молодая семья Филипповых оказалась в наших краях. Жили в селе Байка. Там у них родились 7 детей (Виктор, Владимир, Николай, Валентина, Евгения, Татьяна, Светлана).

    Анна Тимофеевна работала в школе учителем, затем продавцов в магазине, после – учётчиком на молочно - товарной ферме. Отец – в совхозе. Училась Женя хорошо, после школы поступила в Сретенское педучилище, где преподавателем работала тётя Евгении Васильевны – Кузьменко Нина Петровна. Так что Евгения Васильевна – потомственный педагог.

     В годы учёбы Женя была активным участником всех коллективных дел, занималась спортом, музыкой, хоровым пением. В 1977 году началась её трудовая биография в небольшом селе Нер-Заводского района Золотоноша. Там Евгения Васильевна встретила свою вторую половину – Иванова Сергея Львовича. Сергей Львович окончил сельскохозяйственный институт, работал агрономом, впоследствии был директором совхоза, а сейчас является главой сельской администрации в селе Большой Зерентуй.

     В Больше Зерентуйской школе Евгения Васильевна проработала около тридцати лет.  Добросовестная, ответственная, очень порядочная, доброжелательная – так характеризуют Евгению Васильевну её коллеги. Она старалась, чтобы детям на уроке было интересно и их знания были прочными. Её ученики отличались тем, что хорошо читали, были активными участниками школьных и районных мероприятий. На своих уроках Евгения Васильевна использовала новинки методической литературы, интересную наглядность. Часто проводила открытые уроки внутри школы и на районных семинарах. Её труд неоднократно отмечался благодарностями и грамотами. ( «Почетная грамота по итогам аттестации за успехи, достигнутые в осуществлении учебно-воспитательного процесса, г. Чита, 1987г»; «За успехи в профессиональной деятельности и в связи с 50-летием со дня рождения»). В 2008 году Евгения Васильевна участвовала в школьном конкурсе Учитель Года, где заняла 2 место. По итогам аттестации Евгении Васильевне присвоен 12 разряд учителя второй квалификационной категории.

       В 2010 году Евгения Васильевна ушла на заслуженный отдых. Они с Сергеем Львовичем воспитали трёх хороших детей, которыми можно гордиться. Она очень хорошая хозяйка и заботливая бабушка.

 

 

1.10. Молокова (Казакова) Ольга Григорьевна

Родилась 28 июня 1953 года в селе Большой Зерентуй Нерчинско – Заводского района Читинской области. С 1960 по 1970 год училась в нашей школе, которая была восьмилетней, а к 1970 году школа получила статус средней. Ольга Григорьевна училась в школе очень хорошо, была активной в учёбе и труде. После окончания школы была принята на работу учителем в Байкинскую восьмилетнюю школу на должность учителя географии и биологии. В 1971 году поступила в Читинский Государственный институт им. Н.Г. Чернышевского, который окончила в 1976 году по специальности учитель географии-биологии. После чего Ольга Григорьевна была направлена на работу в Нерчинско-Заводский район в Больше-Зерентуйскую среднюю общеобразовательную школу, где трудится до сих пор.

Её педагогический стаж 35 лет. В мате 2001 года Ольга Григорьевнам была аттестована на I Квалификационную категорию. За годы своей педагогической деятельности Ольге Григорьевне довелось преподавать не только биологию и географию, но и такие предметы как – Этика и психология семейной жизни, Выбор профессии, Основы животноводства, сельскохозяйственный труд, историю, обществознание, литературу. В 1955 году был организован педагогический класс, где в течение 6 лет девочки 10, 11 классов получали дополнительное образование для поступления в педагогические учреждения; с 2001 по 2004 год в школе работал медицинский класс по подготовке учащихся для поступления в медицинские учреждения.

В 1994 году по итогам фронтальной проверки школы, Ольге Григорьевне было присвоено звание «Отличник народного просвещения» с вручением трудового знака. В 2000, 2002 и 2003 годах принимала участие в районных конкурсах Учитель года. Была награждена Дипломом «Учитель года – 2002» и «Почётной грамотой за занятое III место». Также в 2003 году Комитетом образования с. Нерчинский Завод  Ольге Григорьевне была вручена «Почетная Грамота за высокий профессионализм и педагогическое мастерство», а в 2008 году Комитетом образования области г.Чита была награждена «Почётной грамотой за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения».

С 1978 года учащиеся школы работали в УПБ – ученической производственной бригаде, ухаживали за скотом, выращивали телят, сажали овощи, и в 1981 году получили путевку по городам Дальнего Востока. Вместе с учителем физики, Кудриной Еленой Александровной, Ольга Григорьевна ездила с ребятами школы на туристическом поезде по маршруту Чита-Хабаровск-Биробиджан-Благовещенск-Владивосток-Находка.  

В 1984 году было организовано школьное лесничество, Ольга Григорьевна начала с ребятами посадку деревьев.

В 1990 году Ольга Григорьевна стала Заместителем директора по учебной части. А в 1992 году была назначена Директором школы, проработала на этом посту 9 лет.

В 2000 году под руководством Ольги Григорьевны на территории школьного двора был заложен школьный парк из алей черёмухи, сирени, тополя.

В 2001 году Ольга Григорьевна создала и была руководителем (8 лет) научного общества учащихся «ЮНЭПС». В 2003 году учащиеся секции Юный эколог Пономарёва Елена и Мурзина Катя заняли III место предоставив работу по теме «Экологическая обстановка села Большой Зерентуй»; в 2004 году было завоевано I место в конкурсе творческих работ исследовательского характера по теме «Современная эволюция человека», учащиеся Абрамова Анна и Молокова Юлия.; в 2007 году – II место в районной конференции «Шаг в науку» в номинации «Экология».

За годы педагогической деятельности Ольга Григорьевна участвовала в применении ТСО (технические средства обучения) на уроках, в оптимизации процесса обучения, в модернизации системы образования согласно концентрическим программам, в применении современной педагогической технологии. По всем перечисленным инновациям были проведены открытые уроки для учителей школы, коллег района, завучей и директоров школ. Ольга Григорьевна регулярно проходит курсы повышения квалификации, постоянно совершенствует своё педагогическое мастерство.

В настоящее время Ольга Григорьевна преподаёт в родной школе немало предметов: биологию, географию, химию, региональную экологию, региональную географию.

 

Алексеева (Першина) Ольга Николаевна

Родилась 3 января 1960 года в селе Караксар Оловяннинского района Читинской области.

Родители, Екатерина Тихоновна и Николай Лукич, были трудолюбивыми и отзывчивыми, строгими и разумными. Воспитывали в своих детях отзывчивость к чужой беде и неравнодушное отношение к миру и людям. Екатерина Тихоновна – родоначальница педагогической династии.

В 1976 году после окончания Улятуйской средней школы Ольга Николаевна поступила в Агинское педагогическое училище. Хорошая учёба и активное участие в общественной жизни педагогического училища отличали студентку Ольгу Першину. В течение двух лет она была членом профкома училища и старостой студсовета общежития, где вела большую работу. Посещала кружки по педагогике и литературе. Её исследовательская работа была признана лучшей на конкурсе кружковцев. Принимала активное участие в смотрах художественной самодеятельности училища в составе русского народного оркестра. Занималась в спортивной секции по волейболу, являлась членом сборной команды училища по волейболу, которая занимала призовые места на районных и областных соревнованиях.

В 1980 году после окончания педагогического училища была назначена учителем начальных классов в Больше-Зерентуйскую среднюю школу Нерчинско-Заводского района. А в 1981 году поступила в Читинский педагогический институт имени Н.Г.Чернышевского по специальности «педагогика и методика начального обучения». В 1987 году окончила полный курс института.

Педагогический стаж Ольги Николаевны 30 лет. Она имеет хорошую профессиональную и методическую основу для обучения детей начальной школы. Активизация и мотивация учебного процесса – неотъемлемая часть её уроков. Интересно проходят уроки математики, где широко используются сигнальные карточки, схемы, алгоритмы. На уроках литературного чтения большое внимание уделяет художественному слову, помогает детям открыть его глубину, красоту, образность, а также мастерство писателя в создании художественных произведений. Ежегодно проводит открытые уроки для учителей школы, делится опытом с молодыми специалистами. Её уроки проходят на высоком методическом уровне. Особое внимание обращает на роль оценки и отметки в жизни младшего школьника, на формирование у детей самооценки и самоконтроля, на использование заданий с целью раскрытия возможностей каждого ребёнка, на создание в классе атмосферы сотрудничества, доверия, взаимопонимания. С первых уроков воспитывает у учащихся любовь к родному краю, гордость за свою страну, уважение к её истории и культуре. По результатам диагностики качество знаний по русскому языку и математике 50-60%. Это качество подтверждается и при переходе в среднее звено.

Много лет Ольга Николаевна была руководителем методического объединения учителей начальных классов и председателем профкома школы. Как руководитель МО учителей начальных классов, Ольга Николаевна продуманно, грамотно, логично планировала работу и заседания объединения, давала ценные советы молодым специалистам. Под её руководством учителя начальных классов изучали нормативные документы, методические письма, знакомились с опытом работы учителей – новаторов. Она руководила разработкой программы по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения и школы.  Взаимно посещались уроки в начальной школе и занятия в дошкольном образовательном учреждении, проводились совместные праздники, театрализованные представления.

Ольгой Николаевной была разработана программа факультативного курса по математике «Смекалка», развивающая логическое мышление, память, воображение, математическую речь.

Ольга Николаевна и её муж Виктор Владимирович вырастили и воспитали двоих сыновей, Романа и Алексея, и дочь Ирину. Роман пошёл по стопам матери: работает учителем физической культуры в Больше – Зерентуйской средней школе. Дочь Ирина учится в Забайкальском государственном педагогическом университете на историческом факультете.

В 2006 году Алексеевой Ольге Николаевне присвоено почётное звание «Заслуженный работник образования Читинской области».

 

 

 

 

 

 

1.11. Кайгородова Татьяна Ивановна

В 1979 году окончила Читинское областное училище культуры по специальности библиотекарь. Общий стаж работы 35 лет, из 25 лет работает в Больше-Зерентуйской школе.

Последние семнадцать лет Татьяна Ивановна успешно ведёт предмет «Фольклор и литература Забайкалья». По ведению предмета у неё накоплен большой материал: тексты художественных произведений, тематические папки, раздаточный иллюстративный материал. Портреты писателей Забайкалья. Нас своих уроках Татьяна Ивановна уделяет большое внимание анализу художественного текста, эпизода, слова.

Курс «Фольклор и литература Забайкалья» играет важную роль в воспитательном и познавательном процессе школьных занятий. У Татьяны Ивановны много авторских разработок внеклассных занятий по предмету: игра-викторина «Край мой родной, Забайкалье», утренник «Встреча с забайкальской сказкой», игровая программа «Забайкалье край чудес» и др.

На высоком методическом и научном уровне Татьяна Ивановна проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия. Наиболее интересные открытые уроки: «Региональные особенности сказок Забайкалья», «Кому весело – тому добро», урок «Забайкальские вечеринки, ярмарки» с театрализованными заставками.

Татьяна Ивановна – человек творческий, ведёт с учениками исследовательскую работу по изучению истории родного края, его прошлого и настоящего, являясь руководителем Научного Общества Учащихся. Историческая исследовательская работа «Родом из Аргунеев» отмечена как одна из лучших во Всероссийском конкурсе «Человек и история»

В настоящее время Татьяна Ивановна работает в родной школе библиотекарем, руководит группой продлённого дня, ведёт уроки в 5-6 классах «Фольклор и литература Забайкалья», является руководителем Научного Общества Учащихся.

 

Заключение.

     Есть много профессий на Земле. Среди них профессия педагога не совсем обычная. Педагоги заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с "живым материалом", порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение.    

       Всеми современными исследователями отмечается, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.  

     Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возрастающий уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специ­альности, но и в области политики, искусства, общей культу­ры, должен быть для своих воспитанников высоким приме­ром нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.

    В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: 1. Жизнь и трудовая деятельность педагогов-ветеранов по-своему интересна и значима. 2. Каждый педагог  вложил свой посильный вклад  в дело обучения и воспитания подрастающего поколения в селе Большой Зерентуй. 3. У многих педагогов-ветеранов есть чему поучиться молодым специалистам, коллегам по работе. 4. Педагогический труд заслуживает уважения учеников, родителей, общественности.

Новизна и современное состояние проблемы: в истории школы нет обобщённого и систематизированного материала о педагогах - ветеранах, данная тема находится на начальном этапе развития и требует дальнейшего углублённого изучения.      Перспективы проекта: в следующем учебном году нами запланировано продолжение данной темы для пополнения материалов для истории школы и оформление стендов к юбилейной дате – 100-летию школы. Нами намечено собрать и изучить краеведческий материал о ветеранах-педагогах нашей школы, работавших в послевоенные годы, которые внесли большой вклад в дело обучения и воспитания учащихся Больше-Зерентуйской школы.

     Наша работа может использоваться учителями школы в беседах с выпускниками по профессиональной ориентации

Библиография

1. Биографическая статья о Макаровой Марии Ивановне

2. Воспоминания Глушковой Любовь Георгиевны о Рыбаковой Анфисе Мефодьевне

3. Воспоминания Морозова Игоря Владимировича о Борисове Григории Александровиче

4. Материалы из беседы с Ивановой Евгенией Васильевной

5. Материалы из беседы с Лопатиной Марией Сергеевной

6. Материалы из школьной газеты «Под крышей дома моего»

7. Материалы из беседы с Кайгородовой Татьяной Ивановной

8. Очерк Пономарёвой Веры Николаевны «В жизни мне повезло на хороших людей»

9. Очерк Рудаковой Марии Ильиничны «44 года в школе»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.