12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Пестовская Елена Владимировна1928
Россия, Санкт-Петербург, Гатчина

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа №43 VIII вида» г.Инты Республики Коми

 

Тема: В.М. Шукшин «Гринька Малюгин»

(урок чтения и развития речи , 8 класс)

Провела: Пестовская Елена Владимировна учитель русского языка и чтения

ГБС (К) ОУ «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 43 VIII вида»

г.Инта Республика Коми


 

Тема: В.М.Шукшин «Гринька Малюгин».

Цель: развитие творческих способностей посредством обобщения и анализа и стилистической переработки полученной информации на основе литературного произведения «Гринька Малюгин».

Задачи:

Образовательные:  

-учить выделять основную мысль в тексте для использования её в своей творческой работе; способствовать умению выражать своё   отношение к герою произведения  через  обсуждение  поступков  героя.

Коррекционно-развивающие:

-корректировать мышления на основе активизации познавательной и творческой деятельности, развивать умение выделять главное, существенное, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

 -воспитывать нравственные и эстетические чувства посредством  понятия  идейного смысла  произведения, продолжать формирование нравственных свойств личности и положительных черт характера.

Здоровьесберегающий аспект:

Работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.

Оборудование: презентация, бланки для ответов, плакаты «Речевая разминка», иллюстрации газеты, блокноты трёх цветов.

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Ход урока.

1.Оргмомент.

Цель: Создание условий для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Мы уже с вами учились писать заметки о героях басен И.А.Крылова. Мы с вами будем вновь журналистами, но для этого надо подготовиться. Ведь профессиональный журналист должен быть образованным, умным, любознательным, трудолюбивым и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. А о чём мы с вами будем писать в своей заметке - узнаем позже.

2.Речевая разминка

Цель: развитие четкости произношения и подвижности речевого аппарата.

Упражнения «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро 3 раза, убыстряя темп: (карта с упражнениями находится в простенках).

ОИЭ           АОЕЯ          ЕАЁИО

 ЯОЮ          АЮОЕ        ЭЁЮЯУ

 ЫЯЮ         УЁЮУ         ЮУАОЮ


 

3. Актуализация знаний.

Цель: Повторение ранее изученного материала, необходимого для открытия нового знания.

Какое произведение мы изучаем? («Гринька Малюгин»)

Кто автор этого произведения? (В.М.Шукшин) Слайд №1

А что вы знаете про Василия Михайловича Шукшина? Ответы детей.

Чтобы обобщить наши знания мы сейчас проведём блиц – тест. Слайд № 2-8

Карточки для ответов у вас на партах - вы записываете только ту букву, которая соответствует правильному ответу.

Блиц – тест:

1. В каком году родился В.М.Шукшин?

а) 1929

б) 1838

в) 1910

2. Где родился В.М.Шукшин?

а) В Краснодарском крае

б) на Алтае

в) на Кавказе

3. Сколько ролей он сыграл в кино?

а) 46

б)20

в) 15

4. Кто герои его произведений:

а) военные

б) дети

в) деревенские люди

5. В 1963 году вышел первый сборник рассказов Шукшина, который назывался:

а) «Повесть о настоящем человеке»;

б) «Приключения Васи Куролесова»;

в) «Сельские жители»

6. В.М.Шукшин написал:

а)3 книги

б) 14 книг

в)7 книг


 

7.На основе рассказов «Классный водитель» и «Гринька Малюгин», опубликованных в 1963 году вышел фильм, под названием:

а) «Живёт такой парень»

б) « Водитель Гринька»

в) «Чудики»


 

Проверяем (слайд №9)

Молодцы!

В.М.Шукшин был разносторонним и талантливым человеком. Он был и режиссёром, и актёром, и писателем. В его рассказах героями были – сельские механизаторы, шофёры, плотники, кузнецы, простые деревенские люди, работяги, готовые на самопожертвование и подвиг. И одним из них был наш герой Гринька.

Зрительная гимнастика. Цель: снять зрительное напряжение.

Проверка домашнего задания.

Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.

Ответьте на вопросы?

Почему автор не назвал рассказ «Григорий Малюгин». (В.М.Шукшин не назвал так рассказ, потому что Гринька был простым деревенским парнем. Чудным, работящим, некрасивым. И название точно передаёт характер Гриньки.)

Почему Гринька сразу не рассказал больным из своей палаты, что совершил?

(Гринька был скромным парнем и не считал, что совершил подвиг.)

Работа с текстом.

Цель: анализ произведения и подготовка для творческой работы.

Прочитайте по ролям разговор журналистки и Гриньки. (Выразительное чтение)

Подтвердите примером из текста, что Гринька был большой фантазёр. (Ответы учащихся).

Как воспринял Гринька приход журналистки. (Ответы учащихся).

Почему он просил её не писать о своём подвиге? (Ответы учащихся).

Что ответил Гринька на вопрос журналистки: «Что Вас заставило броситься к горящей машине?». Найдите ответ из учебника.

А на самом деле, как вы думаете, что заставило Гриньку совершить такой поступок?

Как вы относитесь к Гриньке? (Ответы учащихся).

Считаете ли вы его героем? (Ответы учащихся).

Какие качества проявил Гринька во время пожара? (Ответы учащихся).


 

У слабых учеников на парте ответы-подсказки:

-Гринька воспринял приход журналистки….

-Гринька попросил не писать о своём подвиге потому, что….

-Я думаю, что Гринька….. и т. д.


 

4.Физминутка. Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Почувствуйте себя Гринькой. Я выписала словосочетания, которые характеризуют его. Повторите эти движения. Ходил, раскачиваясь взад-вперёд….наденет штаны, намочит чуб, уложит его на правый бочок и идёт по деревне….побежал …остановился…добежал до машины…надавил на газ…прыгнул…смотрел в потолок с таким в важным видом…сел…Слайд № 10

5.Творческая работа.

Цель: формирование умения излагать свои мысли в устной и письменной речи, коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

А сейчас вы все разбиваетесь на три творческие группы. У вас на парте лежат блокноты, они разного цвета. У первой группы красные блокноты, у второй группы – зелёные, у третьей – синие.

Учащиеся разделены по группам по принципу «сильные-слабые».

Рассаживаются по группам.

Ваша задача обсудить со своей группой: о чём вы напишете, какую заметку в газету вы напечатаете. Затем каждый представитель группы озвучит вашу статью. Напоминаю структуру заметки: должен быть заголовок (название); вступительная часть, в которой сжато говорится о новости; непосредственно сама новость и ваша оценка случившегося. Любая статья должна отвечать на вопросы Что? Где? Когда?

Учащиеся обсуждают материал, выбирают название и записывают короткую статью.

Из каждой группы выходит редактор и читает свою статью. Остальные внимательно слушают и аплодируют в конце.

6.Подведение итогов.

Цель: обобщение знаний, полученных на уроке.

Чем мы сегодня занимались? (Обсуждали поступок Гриньки, вспомнили биографию В.М.Шукшина, читали по ролям, высказывали свою точку зрения и написали заметку в газету)

Как поступить, как выбрать верное решенье? Эти вопросы каждому из нас приходится задавать себе и выбирать правильное решение. Обычно подвиг совершают люди скромные. Они заранее не готовятся совершать подвиг и делают это, чтобы помочь человеку в трудную минуту, спасти кого-то. Чаще эти люди остаются в тени и не кричат о своём поступке на каждом шагу. И посмотрите вокруг, наверняка вокруг вас найдутся такие люди, которые не приметны, некрасивы внешне, но в душе настоящие герои и они готовы совершать подвиги.


 

6. Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Куда бы вы поместили свою статью? На первую полосу, на разворот или в конце газеты. (Иллюстрация газеты в трёх видах на пейзажном панно) Учащиеся выходят и крепят свою заметку на газету. Комментируют, почему они так решили.

Спасибо всем за работу!

Оценивание с комментариями.

Домашнее задание: прочитать самостоятельно рассказ В.М.Шукшина «Чудики»


 


 

Литература:

Адонина Т.И. Уроки внеклассного чтения.5-9 классы Пособие для педагога

специальной(коррекционной)общеобразовательной школы. / Т.И.Адонина .-М.:

ВЛАДОС, 2014.

Малышева З.Ф.Чтение.8 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./Авт.-сост. З.Ф.Малышева. М.:Просвещение,2012.

Костромина С.Г. Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. Упражнения, задания, конспекты уроков. / Костромина С.Г. Нагаева Л.Г. .-М.:Ось-89, 2006.

Интернет-ресурсы.

http://www-all-sportnews.narod.ru/

http://mindlint.thoughts.com/posts/personally-i-use-a-newspaper

http://vsemetri.com/blogs/6794-reklama-nedvizhimosti.html

http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/shukshin/photo0_3.html

http://goraknig.org/chelovek/?kniga=MzQ4MDk0

http://www.livelib.ru/book/1000431513

http://www.bookriver.ru/search.php?page=1830&rubric=0&title=&author=&c…

Опубликовано в группе «Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка и литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.