12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дмитриева Валентина Леонидовна353 Россия, Пермский край, Карагайский район |
Тематическое планирование по литературе 7 класс
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Дмитриевой В.Л.
по литературе
для учащихся 7 класса
на 2015 – 2016 уч. г.
(базовый уровень, 2 часа в неделю)
Учебно-тематический план
7 класс
Тема | Количество часов |
Введение. Художественный образ и образность в литературе. Образ – герой – характер | 2 |
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». | 8 |
Герой древнего эпоса | 4 |
Духовная литература | 6 |
Герой древнерусской литературы | 6 |
Герой эпического произведения | 30 |
Герой драматического произведения | 7 |
Лирический герой | 4 |
Проверка техники чтения | 3 |
Итого | 70 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Контрольные работы Творческие практикумы | ||
1 | ВВЕДЕНИЕ Художественный образ и образность в литературе | 1 | Описание характера любимого литературного героя | ||
2 | Н.В. ГОГОЛЬ «ТАРАС БУЛЬБА» Историческая и фольклорная основа повести | 1 | |||
3 | Эпическое и лирическое начало повести | 1 | Сопоставление Остапа и Андрия, их устремлений и характеров | ||
4 | Проблема национального самосознания, веры и гуманизма | 1 | |||
5 | Нравственная основа человеческого единства | 1 | Подготовить рассказ о том, как сражались и погибали запорожцы по 7, 8 главам | ||
6 | Приёмы создания героического характера. Образ Тараса Бульбы | 2 | |||
7 | Роль пейзажа, детали в повести | 1 | 1 | Исследование «Роль детали в раскрытии характера героев» | |
8 | Творческий практикум Сравнительная характеристика Остапа и Андрия | 1 | Рассказы об Андрие и Остапе Определение идеи сочинения, обсуждение пунктов плана | ||
9 | ГЕРОЙ ДРЕВНЕГО ЭПОСА Былина «Богатырское слово» | 1 | Создание презентации «Герои земли русской» | ||
10 | Былина «Богатырское слово» | 1 | |||
11 | Сага «Угон быка из Куалнге» | 1 | |||
12 | Сага «Угон быка из Куалнге» | 1 | |||
13 | Творческий практикум Сравнительная характеристика героев изученных произведений | 1 | Коллективная письменная работа | ||
14-15 | ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Житие Сергия Радонежского | 2 | Каковы принципы создания святого в русской духовной литературе | ||
16 | ГЕРОЙ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» | 2 | Самостоятельное рассуждение на нравственно-этическую тему | ||
17 | Творческий практикум. Идеальный герой духовной и светской литературы | 1 | Письменный ответ на вопрос: Чем различаются идеальные герои духовной и светской литературы? | ||
18 | Творческий практикум. Идеальный герой духовной и светской литературы «Песнь о вещем Олеге» | 1 | Найти в интернете иллюстрации к «Вещему Олегу» А.С. Пушкина | ||
19 | А. С. Пушкин. «Выстрел» | 1 | |||
20 | А. С. Пушкин. «Выстрел» | 1 | Стр.249-251 Каким вы представляете рассказчика? | ||
21 | А. С. Пушкин. «Выстрел» | 1 | Иллюстрирование эпизодов повести | ||
22-23 | Творческий практикум Сочинение. Разговор с литературным героем. | 2 | Сочинение «Разговор с Сильвио» | ||
24 | П. Мериме «Маттео Фальконе» | 1 | Сопоставить казнь Андрия («Тарас Бульба») и финал «Маттео Фальконе» | ||
25 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Сообщение на тему: «События русской истории 16 века» | ||
26 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | Что нового привнёс М.Ю. Лермонтов в образ романтического героя? | ||
27 | Н. С. Лесков «Левша» Жанровые особенности сказа | 1 | |||
28 | Н. С. Лесков «Левша» Национальный характер в литературе | 1 | |||
29 | Н. С. Лесков «Левша» Правда и правдоподобие | 1 | |||
30 | Н. С. Лесков «Левша» Речевые особенности сказа | 1 | Составление «толкового словаря» «Левши» | Проиллюстрировать эпизоды сказа | |
31 | И. С. Тургенев. «Бежин луг» Понятие очерка | 1 | |||
32 | И. С. Тургенев. «Бежин луг» Человек и природа | 1 | |||
33 | И. С. Тургенев. «Бежин луг» Русский национальный характер у Тургенева | 1 | Пейзажные зарисовки учеников к очерку | ||
34 | Р/Р Творческий практикум. Сочинение «страшилки» | 1 | Запись «страшилки», услышанной когда-то | ||
35 | Л. Н. Толстой Главы из повести «Детство» | 1 | Письменная работа: Каким я представляю себе героя повести? | Различные виды пересказа эпизодов повести | |
36 | Л. Н. Толстой Главы из повести «Детство» | 1 | |||
37 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 1 | Устные высказывания на тему «Всё ли нравится вам в поведении мужика»? | ||
38 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик», «Медведь на воеводстве» | 1 | Сопоставление сказок писателя с русскими народными сказками | Иллюстрирование сказок | |
39 | А. П. Чехов. «Хамелеон», «Смерть чиновника» | 1 | |||
40 | А.П. Чехов «Тоска» | 1 | |||
41 | М.М Зощенко «Аристократка», «В бане» | 1 | Анализ одного из рассказов Зощенко | ||
42 | Марк Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» | 1 | |||
43 | Творческий практикум. Интервью с литературным героем. | 1 | Сочинение-интервью с литературным героем | ||
44 | Лирика. Лирический герой | 1 | |||
45 | И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе». «Русский язык», «Щи» | 1 | Иллюстрирование произведений Тургенева | ||
46 | И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе». «Два богача», «Милостыня» | 1 | |||
47 | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» | 1 | Анализ поэмы | ||
48 | Н.А. Некрасов «Железная дорога» | 1 | |||
49-50 | Лирика С.А. Есенина | 2 | Иллюстрирование стихов. Создание презентации «Образы деревьев и цветов в стихах Есенина» | ||
51 | Лирика Н.М. Рубцова | 1 | |||
52 | Б.Ш. Окуджава «Арбатский романс» | 1 | |||
53 | В.С. Высоцкий «Песня о допетровской Руси» | 1 | Анализ произведений Высоцкого с точки зрения музыкального выражения стихов | ||
54 | Н.С. Гумилёв «Капитаны» | 1 | Иллюстрирование стихов | ||
55 | Ш. Бодлер «Альбатрос» | 1 | Иллюстрирование стихов | ||
56 | Творческий практикум. Сочинение в лирическом жанре | 1 | Сочинение в лирическом жанре | ||
57 | Драма как род литературы | 1 | |||
58 | Г.-Х. Андерсен Сказка «Тень» | 1 | |||
59 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | Тест | ||
60 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | |||
61 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | Иллюстрирование эпизодов | ||
62 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | Тест | ||
63 | Е.Л. Шварц «Тень» | 1 | Исследование: «Два произведения и один мотив» | ||
64 | Творческий практикум. Устное сочинение | 1 | Устное сочинение «Как я сыграл бы роль…» | ||
65-66 | Итоговая читательская конференция «Человек в литературе» | 2 | Конференция | ||
67 | Советы библиотеки | 2 | |||
68 | Повторим теорию литературы | 2 |
Требование к уровню подготовки учащихся
К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими литературными знаниями:
Раздел 1. Образ – герой – характер.
З н а т ь, что такое:
литературный образ;
система образов в литературном произведении;
герой литературного произведения;
характер в литературе;
авторская позиция;
художественные детали
художественные приѐмы.
У м е т ь:
объяснять, чем различаются эпос, драма и лирика;
оперировать понятиями: “писатель”, “автор”, “система литературных жанров”, “сюжет”, “герой”, “художественный вымысел”, “литературный образ”, “герой литературного произведения”,“характер в литературе” и т.д.
давать характеристику главным героям произведения;
находить в произведении художественные детали;
при художественном пересказе передавать авторское отношение к изображаемому.
Раздел 2. Герой древнего эпоса.
З н а т ь, что такое:
былина, былинный герой, сказитель;
эпическая гиперболизация и идеализация;
художественные средства создания богатыря в былине;
система образов в русском героическом эпосе;
ирландская сага.
У м е т ь :
называть богатырей земли Русской;
объяснять, что объединяет образы былинных богатырей;
сопоставлять средства, с помощью которых создаѐтся художественный образ в ирландской саге
и русской былине. Отмечать черты сходства и различия.
Раздел 3. Духовная литература.
З н а т ь:
особенности жанра русского жития;
средства, способы создания образа русского святого в духовной литературе;
в чѐм заключается историческая реальность и литературная традиция в жанре жития.
Раздел 4. Герой древнерусской литературы.
З н а т ь:
жанры литературы Древней Руси (поучение, послание, хождение, житие, летопись);
что лежит в основе нравственной оценки человека Древней Руси;
способы изображения человека в древнерусской литературе;
как выражается авторское отношение к героям.
Раздел 5. Герой эпического произведения.
З н а т ь:
особенности эпического рода литературы;
эпические жанры;
способы создания и раскрытия художественного образа в литературных произведениях;
художественная деталь в эпическом произведении;
что такое авторская позиция, авторская характеристика, авторская ирония;
система рассказчиков в эпическом произведении;
общее в создании героя в фольклоре и литературе;
У м е т ь:
перечислять основные события, составляющие сюжет произведения;
называть главных и второстепенных героев;
описывать характеры главных персонажей;
сопоставлять поведение героев разных художественных произведений в сходных ситуациях;
находить в тексте детали, с помощью которых создаѐтся образ главного героя;
определять жанр произведения;
находить взаимосвязь жанрово-видовых форм и средств создания художественного образа;
определять авторскую позицию и способы еѐ выявления.
Раздел 6. Герой драматического произведения.
З н а т ь:
отличительные особенности драмы;
жанры драмы;
способы создания характера героя драмы;
художественные детали в драме;
авторская позиция в драматическом произведении.
У м е т ь:
определять основной конфликт произведения;
характеризовать героев;
объяснять, как создаѐтся характер героя;
определять, с помощью каких художественных средств, выражается авторская позиция в драма-
тическом произведении.
Раздел 7. Лирический герой.
З н а т ь:
особенности лирики;
автор лирического произведения и лирический герой;
отличия лирического героя и героя эпического произведения;
изобразительные средства поэтического языка.
У м е т ь:
давать характеристику лирическому герою;
находить в лирических произведениях изобразительно-выразительные средства языка.
Литература
Для учителя
1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М., 1990.
2. Зверс Т.В. Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» в школьном изучении. – Л., 1980.
3. Изучение творчества Н.В. Гоголя в школе: Пособие для учителя// Под ред. Г.В. Самойленко. – Киев, 1988.
4. Кутузов А. Г. Как войти в мир литературы. 7 класс. Методические рекомендации. – М.,2007.
5. Кутузов А. Г., Киселѐв А. К., Романичева Е. С., Колосс Л.В., Леденѐва В.В. В мире литературы. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. М., 2007.
6. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.: Искусство, 1996.
7. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину. В 2 ч. – М., 1999.
8. Рыбникова М.А. Уроки. «Песнь о вещем Олеге»//М.А. Рыбникова. Избранные труды. – М., 1985.
9. Энциклопедия литературных героев. – М.: АГРАФ, 1999.