Теме «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании образов»
/data/files/c1643461508.ppt (Лермонтов стихотворения)План-конспект урока литературы в 7 классе
по теме «М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
Мастерство поэта в создании образов»
Планируемые результаты.
предметные: познакомиться со стихотворениями М. Ю. Лермонтова, формировать навыки анализа поэтического текста;
метапредметные:
Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия.
Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: планировать работу в группе, взаимодействовать с одноклассниками в группе;
личностные: формировать навыки исследовательской и творческой деятельности
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Методы обучения: продуктивно – репродуктивный
Оборудование: электронная презентация с использованием романсов на стихи М.Ю. Лермонтов, портретов поэта.
Подготовка к уроку: ребятам было дано задание: вспомнить стихотворения Лермонтова, которые учили в 5-6 классах.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2.Вступительное слово учителя.
- Разгадайте ребус и узнаете, с творчеством какого поэта мы с вами познакомимся на уроке?
- Как называют человека, который пишет стихи? (поэт)
-Как по-другому называют поэзию? (лирика)
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с поэзией М.Ю.Лермонтова.
Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…». Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества. М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.
Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер. Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным. А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм. Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол. А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному. И как непохожи портреты Лермонтова, что оставили нам графики, живописцы, писавшие его с натуры.
-Вот он изображен юношей в Москве – там учился в университете.
-Вот он уже в Петербурге, стал военным, окончил школу кавалерийских юнкеров и гвардейских подпрапорщиков.
-Автопортрет в бурке на фоне Кавказских гор больше, чем портреты писавших его художников приоткрывает нам тайну внутренней жизни поэта.
-Таким художник Петр Заболоцкий увидел Лермонтова в год гибели...
3. Целеполагание.
-А вы, ребята, попробуйте сами открыть для себя Лермонтова.
-Какой же он - ваш Лермонтов? Ответ на этот вопрос и будет целью нашего урока.
4.Актуализация знаний.
Но ведь мы уже знакомы с поэзией Лермонтова. Какие стихи мы читали, учили в 5, 6 классах? Выступления ребят: чтение стихов наизусть. «Парус», «Тучи», «Сосна», «Утёс», «Три пальмы».
5. Изучение нового материала.
-Сегодня прочитаем три его стихотворения.
Работа в группах с карточками вопросами: 1 группа «Молитва»
1.Выразительно прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы.
2.Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней? Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?
3. Объясните значение эпитета «благодатная».
4. Найдите эпитеты, повторы.
5.Вспомните, что такое ИНВЕРСИЯ, найдите в стихотворении инверсию.
Какое ощущение, настроение создают эти художественные средства?
У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1939 году. Стихотворение посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.
Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.
1)- Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?
(Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним. Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним. В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.
К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи
-Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?
(Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.
Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)
- Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Стихотворение наполнено настроением божественного откровения. Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова).
- Истолкование. О чем пишет поэт?
(Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть. Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).
В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:
Есть сила благодатная
В созвучьях слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
- Объясните значение эпитета «благодатная».
(благодатный – значит, исполненный Божественной благодати (само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше.. А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.. В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру. И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»
- Какие отметим художественные средства выразительности?
(Эпитеты, употребленные с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых». В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть»
Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).
Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие
Послушайте романс Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)
Какую молитву твердит наизусть поэт?
Значит уже не первый раз. Может быть, вот эту? Звучит молитва «Царице моя преблагая…»)
2 группа. Работа над стихотворением «Ангел».
-Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году. Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»
А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»
- Восприятие. Каким настроением проникнуто стихотворение?
(Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни).
-Истолкование. О чем рассказывает стихотворение?
(Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню.. Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить. Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
-Какие «краски», литературные приемы использует поэт, чтобы передать эти настроения читателям?
(Лермонтов экономичен в выборе средств выразительности. Это в основном эпитеты: «тихую песню», «песне святой», «безгрешных духов», «райских садов», «душу младую», «желанием чудным», «скучные песни»).
-В стихотворении используется звукопись.
Что такое звукопись? (Повторы звуков, подобранных с расчетом на звукоподражание шороху, свисту и т. п.
-Какова роль звукописи в этом стихотворении?
(Особую прелесть этому стихотворению придает звукопись: звук [р], один из наиболее сильных звуков, ни разу не употребляется в первой и последней строфах, а во второй и третьей строфах он употребляется в минимальном количестве(всего пять раз). В то же время на протяжении всего стихотворения мы видим активность сонорных звуков: [л], [н], [м], звукосочетаний с участием этих звуков)
-Найдите слова высокого стиля. Какова их роль?
(Возвышенный характер придают стихотворению слова высокого стиля: «внимали», «о блаженстве», « под кущами» ("куща" — церк.-слав.; "шатер, палатка"), «душу младую», «томилась).
Послушаем романс в исполнении Олега Погудина. Муз. А. Варламова
3 группа. «Когда волнуется желтеющая нива…».
Подготовка к восприятию. Стихотворение написано в 1837 году, когда Лермонтов находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта».
1.Выразительно прочитайте стихотворение.
Ответьте на вопросы: Какие чувства выразил автор?
2. Как в картинах природы отразились времена года?
3. Как вы понимаете главную мысль стихотворения?
4. С помощью каких средств автор передает своим читателям чувства, которые в нем пробуждают встречи с природой?
5. Какова композиция стихотворения? (Из скольких частей состоит? Какова особенность первых трех строф?)
-Как в картинах природы отразились времена года?
(В произведении изображен не единый пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы различных проявлений природы в разное время года: для весны – это «ландыш серебристый, «свежий лес», для лета – «Желтеющая нива», для начала осени – «малиновая слива». Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, пот дну которого играет и «лепечет таинственную сагу» «студеный ключ».
Мы видим, что лирический герой общается с природой и ранним утром, и «румяным вечером», и в жаркий полдень», когда даже слива прячется «под тенью сладостной зеленого листка»).
- Какие чувства выразил автор?
(Чувство умиротворения, гармонии, полноту бытия, радость, счастье)
- Как вы понимаете главную мысль стихотворения?
(Главная мысль стихотворения: общение с природой. Он одно целое с природой, нет одиночества, нет тревоги. Нет боли и сомнений. А ведь это и есть счастье. Погружение в ее гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в чем состоит счастье жизни на земле. Гармония природы помогает поэту постичь божественную гармонию.)
- С помощью каких средств автор передает своим читателям чувства, которые в нем пробуждают встречи с природой?
(Встречи поэта с природой пробуждают в нем чувства, которые он передает своим читателям с помощью эпитетов. Используются эпитеты, обозначающие цветовую гамму: нива желтая, лес свежий, то есть ярко-зеленый, вечер румяный (розовый), утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течет студеный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в какой-то смутный сон»
- Из скольких частей состоит?
(Стихотворение состоит из двух частей, хотя все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчиненное предложение).
- Какова особенность первых трех строф?
(Эти строфы начинаются с союза когда. И мы с каждой строфой все напряженнее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу»).
В четвертой строфе, которая звучит как вывод, говорится, что лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.)
- Какие слова делают характер стихотворения все более напряженным и торжественным? (слова высокого стиля: «под тенью сладостной» (1-я строфа), утра в час златой (2-я строфа), «студеный ключ», погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа).
Послушаем романс «Когда волнуется желтеющая нива…» в исполнении Евгении Смольяниновой.
6. Подведение итогов:
-так каким же предстал сегодня перед вами Лермонтов-человек, Лермонтов-поэт?
- Какой вам представляется личность М.Ю. Лермонтова?
7. Рефлексия. Создание синквейна.
8. Оценка: самооценка и взаимооценка.
9.Домашнее задание.
-«Какой он – ваш Лермонтов?» Небольшой письменный ответ на этот вопрос (6-8 предл.),
-выучить наизусть понравившееся стихотворение.