12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лощинина Елена Николаевна17

Человек в системе социальных отношения. Семья. Задания в формате ОГЭ.


1.Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения типа семьи в зависимости от её состава/структуры?

Демократическая семья, нуклеарная семья, патриархальная семья, традиционная семья, расширенная семья.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.


2.Семья, в от­ли­чие от дру­гих малых групп, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся

1)  об­щи­ми увле­че­ни­я­ми

2)  не­по­сред­ствен­ны­ми лич­ны­ми кон­так­та­ми

3)  соб­ствен­ны­ми со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми

4)  сов­мест­ным ве­де­ни­ем хо­зяй­ства


3.Семья Ни­ко­ла­е­вых со­сто­ит из ро­ди­те­лей, до­че­ри и сына. К ка­ко­му типу можно от­не­сти эту семью?

1)  пат­ри­ар­халь­ная

2)  тра­ди­ци­он­ная

3)  нук­ле­ар­ная

4)  мно­го­по­ко­лен­ная


4.Ро­ди­те­ли Маши и Оли по­гиб­ли в ав­то­ка­та­стро­фе. Де­воч­ки живут у ба­буш­ки. Их семья яв­ля­ет­ся

1)  пат­ри­ар­халь­ной

2)  мно­го­дет­ной

3)  не­пол­ной

4)  малой (нук­ле­ар­ной)



5.Ира живет с ро­ди­те­ля­ми и де­душ­кой. Она учит­ся в 7 клас­се. Какой при­знак свой­ствен и семье, и школь­но­му клас­су как малым груп­пам?

1)  общ­ность по­все­днев­но­го быта

2)  ве­де­ние сов­мест­но­го хо­зяй­ства

3)  кров­но­род­ствен­ная связь

4)  пря­мые лич­ные кон­так­ты



6.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о семье?

А.  Одной из функ­ций семьи яв­ля­ет­ся ре­про­дук­тив­ная.

Б.  Семья осу­ществ­ля­ет со­ци­а­ли­за­цию новых по­ко­ле­ний.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны



7.Верны ли суж­де­ния о функ­ци­ях семьи?

А. Под­го­тов­ка мо­ло­до­го по­ко­ле­ния к жизни яв­ля­ет­ся смыс­лом ре­про­дук­тив­ной функ­ции семьи.

Б. Хо­зяй­ствен­но-эко­но­ми­че­ская функ­ция семьи пред­по­ла­га­ет ве­де­ние до­маш­не­го хо­зяй­ства и за­бо­ту о не­тру­до­спо­соб­ных чле­нах.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


8.Верны ли суж­де­ния о типах семьи?

А.  В со­вре­мен­ном об­ще­стве воз­рос­ло число нук­ле­ар­ных семей.

Б.  Рас­ши­рен­ные семьи яв­ля­ют­ся ха­рак­тер­ным яв­ле­ни­ем тра­ди­ци­он­но­го об­ще­ства.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


9.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях семьи?

А.  Семья яв­ля­ет­ся ин­сти­ту­том пер­вич­ной со­ци­а­ли­за­ции че­ло­ве­ка.

Б.  Семья на­де­ля­ет своих чле­нов опре­де­лен­ным со­ци­аль­ным ста­ту­сом.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


10.Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пра­во­от­но­ше­ни­я­ми и от­рас­ля­ми права, к ко­то­рым они от­но­сят­ся: к каж­до­му эле­мен­ту, дан­но­му в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те эле­мент из вто­ро­го столб­ца.


ПРАВООТНОШЕНИЯ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) опре­де­ля­ет по­ря­док на­сле­до­ва­ния

1)  се­мей­ное

2)  тру­до­вое

3)  граж­дан­ское

Б) регулирует отношения между работником и работодателем

В)  опре­де­ля­ет права и обя­зан­но­сти детей и ро­ди­те­лей

Г)  за­креп­ля­ет ав­тор­ское право

Д)  ре­гу­ли­ру­ет от­но­ше­ния между мужем и женой



11. Установите соответствие между примерами и направлениями деятельности семьи: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕР

Направления деятельности

А)  пла­ни­ро­ва­ние бюд­же­та семьи

1)  хо­зяй­ствен­ная де­я­тель­ность

Б)  усво­е­ние и со­хра­не­ние се­мей­ных тра­ди­ций

2)  вос­пи­та­тель­ная де­я­тель­ность

В)  рас­пре­де­ле­ние до­маш­них обя­зан­но­стей между чле­на­ми семьи

3)  куль­тур­но-до­су­го­вая де­я­тель­ность

Г)  вос­крес­ное по­се­ще­ние парка раз­вле­че­ний всей се­мьей


Д)  обу­че­ние детей пра­ви­лам по­ве­де­ния со стар­ши­ми




12.Антон живёт с мамой и дедушкой. Он учится в 5 классе. Сравните две малые группы: семью и школьный класс.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия


1) личные контакты членов группы

2) общий быт

3)  отношения родства

4)  наличие особых норм поведения


Черты сходства

Черты различия







13.Уче­ные опро­си­ли 25-лет­них и 55-лет­них граж­дан стра­ны Z. Им за­да­ва­ли во­прос: «Как Вы счи­та­е­те, чья обя­зан­ность вести до­маш­нее хо­зяй­ство?» Ре­зуль­та­ты опро­сов (в % от числа от­ве­чав­ших) при­ве­де­ны на диа­грам­ме.


t1711360319aa.png


Сфор­му­ли­руй­те по од­но­му вы­во­ду: а) о сход­стве и б) о раз­ли­чии в по­зи­ци­ях групп опро­шен­ных. Вы­ска­жи­те пред­по­ло­же­ние о том, чем объ­яс­ня­ет­ся: а) сход­ство; б) раз­ли­чие.


14. Рассмотрите фотографию.

Начало формы

 

t1711360319ab.jpg

 


Какой тип семьи может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте две позиции, определяющие роль (значение) семьи в жизни человека, кратко пояснив каждую позицию.


Ответ запишите на бланке ответов  2, указав номер задания.




15.Прочитайте текст и выполните задания.

В семье ребёнок усваивает моральные ценности и нормы поведения. Когда ребёнок живёт в счастливой, крепкой и здоровой семье, он обычно развивается как уверенная в себе, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.

Учёные выявили пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина; недостаточный материнский надзор; недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность; отсутствие сплочённости в семье.

Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с социальным окружением. В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и ценности разных культур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда воспитание ребёнка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться с излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры, противоречивости политического положения и т.д. Неизбежно происходят конфликты норм и ценностей. То, что говорят в семье, кажется детям неправдой; обостряющийся конфликт «отцов и детей» способствует возникновению отклоняющегося поведения у детей. Иногда бывает очень трудно выбрать линию неотклоняющегося поведения.

(С.С. Фролов, текст адаптирован)



Задание №1.

Начало формы

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №2.

Начало формы

Как, по мнению автора, обычно развивается ребёнок, живущий в счастливой, крепкой и здоровой семье? Какие пять факторов неблагополучных отношений в семье, влияющих на социализацию личности ребёнка, названы
в тексте? Что автор называет конфликтом норм и ценностей?

Задание №3.

Начало формы

Какие институты (организации, группы), кроме семьи, участвуют в социализации личности? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите любые два института (организации, группы)
и приведите пример влияния каждого из них на социализацию личности.

Задание №4.

Начало формы

Существует мнение, что отклоняющееся поведение отдельных людей никак не влияет на жизнь общества в целом. Используя содержание текста
и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

Конец формы

Конец формы

Конец формы

Конец формы



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.