Тесты по общей экологии для учащихся 9–11 классов
Вариант 1.
Часть А. А.Задания, оцениваемые в 1 балл.
Выберите один верный ответ.
1. Выберите правильное определение экологии как науки:
а) Наука, изучающая растения, животных и среду их обитания; | в) Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами и средой их обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами) |
б) Наука, изучающая взаимосвязи между живыми организмами; | г) Наука, изучающая влияние деятельности человека на окружающую среду |
2. Какие из перечисленных факторов можно отнести к абиотическим:
а) вырубка леса; | в) создание заповедника; |
б) внесение в почву удобрений; | г) весенние разливы рек |
3. Влияние деятельности человека на живые организмы или среду их обитания?
а) абиотические факторы; | в) биотические факторы; |
б) антропогенные факторы; | г) социальные факторы. |
4. В лесном массиве был создан заповедник. К какому экологическому фактору можно отнести этот факт?
а) абиотический фактор; | в) биотический фактор; |
б) антропогенный фактор; | г) социальный фактор. |
5. К автотрофным организмам относятся:
а) животные; | в) грибы; |
б) хищники; | г) растения. |
6. Экологической нишей является:
а) положение вида в пространстве; | в) место питания и состав пищи; |
б) функциональная роль вида в природе; | г) место вида в природе, включая его положение в пространстве, (преимущественно в биоценозе) и его роль в сообществе. |
7. Популяция может увеличивать свою численность экспоненциально (то есть численность популяции увеличивается с возрастающей скоростью):
а) когда ограничена только пища; | в) только в случае отсутствия хищников; |
б) при освоении новых мест обитания; | г) только в случае отсутствия конкурентов. |
8. Саморегуляция в биоценозе направлена на:
а) уменьшение видового разнообразия; | в) увеличение видового состава; |
б) возвращения к норме; | г) верны все ответы. |
9. Взаимодействия между популяциями, при которой одна из них подавляет другую без извлечения пользы для себя
а) мутуализм; | в) комменсализм; |
б) аменсализм; | г) паразитизм. |
10. Виды, обладающие ограниченными ареалами распространения
а) космополиты; | в) виоленты; |
б) реликты; | г) эндемики. |
11. Фотопериодизм свойствен растениям и животным:
а) экваториальной; | в) арктической; |
б) умеренной; | г) всех природных зон земного шара. |
12.Организмы способные выносить значителные колебания температуры:
а) стенотермные; | в) пойкилотермные; |
б) стенобионтые; | г) эвритермные. |
13. Растения, произрастающие в условиях повышенного увлажнения:
а) ксерофиты; | в) мезофиты; |
б) гигрофиты; | г) галофиты. |
14. Совокупность особей одного вида, населяющих определенное пространство:
а) экосистема; | в) биотоп; |
б) фитонциды; | г) популяция. |
15. Бытовое название лосося атлантического, который заходит для роста, развития и нереста в реки Мурманской области:
а) нельма; | в) кумжа; |
б) семга; | г) нерка |
Часть В. Задания, оцениваемые в 2 балла
1. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
а) ящерица; | в) ястреб; |
б) растение; | г) насекомое. |
Ответы внесите в таблицу
2.Установите соответствие терминов и определений.
1. Вымирающий вид. | А. Находящийся под угрозой полного вымирания вид, численность сохранившихся особей которого недостаточна для самоподдержания популяции в естественных условиях. |
2. Эксплуатируемый вид | Б. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого не соответствут современным условиям жизни. |
3. Эндемичный вид. | В. Вид, обитающий только в данном регионе и не живущий в других |
4. Исчезающий вид | Г. Вид, морфологические и/или поведенческие особенности которого включают его представителей в хозяйственный оборот. |
Ответы внесите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Какими учеными были введены данные экологические понятия? Установите соответствие.
1. Экология | А. Вернадский |
2. Биосфера | Б. Геккель |
3. Живое вещество | В. Зюсс |
4. Экосистема | Г. Тенсли |
Ответы внесите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 |
Вариант 2
1.Какая наука изучает характер и поведение животных?
а) этология; | в) зоология; |
б) экология; | г) биология |
2. Какой год в России был объявлен годом экологии?
а) 2008 ; | в) 2017; |
б) 2015; | г) 2011 |
3. Факторы неорганической среды, которые влияют на жизнь и распространение живых организмов?
а) абиотические; | в) биотические; |
б) aнтропогенные; | г) лимитирующие |
4. Как называются виды, которые широко распространены на планете?
а) эндемики; | в) виоленты ; |
б) космополиты; | г) реликты |
5. Как называется превращение органических соединений из неорганических за счет энергии света?
а) фотосинтез; | в) гомеостаз; |
б) фотопериодизм; | г) сукцессия |
6. Типичная структура биоценоза состоит из:
а) консуменотов и редуцентов; | в) продуцентов, консументов и редуцентов; |
б) продуцентов и консументов; | г) консументов и деструкторов |
7.Организмы, использующие один источник питания.
а) детритофаги; | в) полифаги; |
б) сапрофаги; | г) монофаги |
8. Нижний предел жизни на Земле ограничен:
а) отсутствием света; | в отсутствием кислорода и света; |
б) отсутствием кислорода; | г) высокой температурой земных недр |
9. Цепи выедания начинаются с:
а) продуцентов; | в) редуцентов; |
б) детрита ; | г) травоядных животных |
10. Откуда гетеротрофные организмы получают энергию
а) разрушают органические соединения; | в) аккумулируют солнечную энергию ; |
б) преобразуют неорганические вещества; | г) все выше перечисленное |
11. Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:
а) видовое разнообразие; | в) плотность популяции; |
б) плодовитость; | г) численность популяции |
12. Как называется взаимодействие между популяциями, при котором одна из них подавляет другую без пользы для себя:
а) мутуализм; | в) комменсализм; |
б) аменсализм; | г) паразитизм |
13. Показатель процветания популяций в экосистеме:
а) их высокая численность; | в) связь между особями популяции ; |
б) связь с другими популяциями; | г) колебание численности популяции |
14. Какое из растений Мурманской области характеризуется гетеротрофным питанием?
а) жирянка обыкновенная; | в) венерин башмачок; |
б) одуванчик лекарственный; | г) брусника |
15. Заповедник, входящий в состав биосферных заповедников, функционирование которых регулирует ЮНЕСКО:
а) Пасвик ; | в) Лапландский; |
б) Кандалакшский; | г) Лапландский |
Часть В. Задания, оцениваемые в 2 балла
1. Установите последовательность организмов в пищевой цепи.
а) мальки рыб | в) чайка |
б) водоросли | г) окунь |
Ответы внесите в таблицу.
2. Установите соответствие между двумя колонками.
1. Лишайник | А. Организм |
2. Степь | Б. Популяция |
3. Беломорская селёдка | В. Биогеоценоз |
4. Поле пшеницы | Г. Агроценоз |
Ответы внесите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 |
3. Какому типу взаимоотношений организмов в сообществе соответствуют взаимоотношения:
1. Микориза берёзы и подберёзовика | А. Хищничество |
2. Произрастание одуванчика под пологом елового леса | Б. Мутуализм |
3. Поедание мыши лисой | В. Нейтрализм |
4. Обитание белки и дождевого червя в лесу | Г. Аменсализм |
Ответы внесите в таблицу
1 | 2 | 3 | 4 |
Б |
Ответы к тесту:
Вариант 1
Часть А.
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ответ | в | г | б | б | г | г | б | б |
№ вопроса | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
ответ | б | г | г | г | б | г | б |
Часть В.
1.
Б | Г | А | В |
2.
1 | 2 | 3 | 4 |
А | Б | В | Г |
3.
1 | 2 | 3 | 4 |
Б | В | А | Г |
Вариант 2
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ответ | а | в | а | б | а | в | г | г |
№ вопроса | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
ответ | а | а | в | б | а | а | в |
Часть В.
1.
Б | А | Г | В |
2.
1 | 2 | 3 | 4 |
А | В | Б | Г |
3.
1 | 2 | 3 | 4 |
Б | Г | А | Б |
.