12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Ирина Степо771
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
3

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС

Слайд 1 Тема

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, прежде всего, усиливается мотивация ребенка к познанию окружающего мира, демонстрируется ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Уроки строятся по совершенно иной схеме. В соответствии с изменениями упор делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Слайд 2

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».     
     
Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
 Слайд №3 Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
-  анализировать свои действия;
- самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
 
-  отличаться мобильностью;
-  быть способны к сотрудничеству;
- обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
            В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
 
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Слайды №4,5

Какие требования предъявляются к современному уроку:
-  хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
-  учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
-  урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
-  учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
-  минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
-  времясбережение и здоровьесбережение;
-  в центре внимания урока - дети;
-  учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
-  планирование обратной связи;
-   урок должен быть добрым.

 

Слайд 6

На уроке должны присутствовать принципы педагогической техники:
-    свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
-     открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
-    деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
-    идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
-    обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Слайд 7

- Развивающее обучение;

- Личностно-ориентированное обучение;

- Рефлексивное обучение;

- Проблемное обучение;

- Исследовательское обучение;

- Проектное обучение;

 

Средства обучения

- Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);

- Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)

- Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.

 

Слайд 8

Результаты обучения

- Компетентность – совокупность личностных качеств, характеризующих осведомлённость и опыт в социально и личностно - значимой сфере:

- образовательная – в её основе лежит учебная деятельность

- коммуникационная – способность личности к взаимодействию с другими личностями

- информационная – находить, применять, преобразовывать информацию

- социальная – способность личности к выполнению различных социальных ролей

- толерантность – способность принимать иную точку зрения при этом сохраняя собственную

 

Слайд 9

Универсальные учебные действия

Личностные – личностное самоопределение, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные – обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка)

Познавательные - общеучебные (смысловое чтение, рефлексия, выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач), логические (анализ, синтез, классификация, установление причинно – следственных связей, подведение под понятие), умение ставить и решать проблемы.

Коммуникативные –планирование учебного сотрудничества, лидерство и согласование действий с партнёром, умение участвовать в коллективном обсуждении.

Слайд 10

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 
1. Урок изучения нового. 
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний 
2. Урок закрепления знаний.
 Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
 
3. Урок комплексного применения знаний.
 Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
 
4. Урок обобщения и систематизации знаний. 
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. 
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. 
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. 

При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного и общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатах. Вся учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. СЛАЙД ПОСЛЕДНИЙ!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.