12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна46825
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск

Тренинг для подростков «Когда шутка становится оскорблением»

     Цель -помочь подросткам понять разницу между конструктивной критикой и оскорбительными шутками.

     Задачи:

     1) развить эмпатию и уважение к другим.

      2) предоставить стратегии для реагирования на оскорбительные шутки.


     Материалы:

      Флипчарт или доска

      Маркеры

     Примеры шуток (по материалам интернета, см. ниже)


Ход тренинга

1. Подготовка к восприятию

    Что такое шутка?

     Любите ли вы шутить?

     Как вы относитесь к тому, что можете стать объектом шутки?

     М.Горький говорил: «Смеха боится даже тот, кто уже ничего не боится». Как вы понимаете эти слова?

     Юлия Мурашева, психолог, автор книги «Как не попасть в беду: зона риска», пишет: «Слово «шутка» - это прекрасное прикрытие для любого оскорбления, для любой токсичной гадости, сказанной в адрес человека». Как вы понимаете эти слова? Разделяете ли вы мнение психолога? Ответ аргументируйте.


2. Определение оскорбительной шутки

     Часто за словом шутка скрывается обесценивание, попытки самоутвердиться за счёт другого: если кого-то удачно высмеял, то ты молодец, крутой и классный! А ведь шутка это когда смешно и весело всем, а когда один обижен, а все хихикают, это насилие.

     Если после «шутки» вы чувствуете себя униженным или беспомощным, это не шутка, а оскорбление. Обидные шутки близки к агрессии, насилию.

Когда шутка может быть оскорбительной?

Шутка высмеивает или унижает физические или умственные способности человека.

Шутка прибегает к оскорбительным или уничижительным словам или даже намекам.

Шутка направлена на человека из-за его национальности, материального положения или религии.


3. Чтение и обсуждение стихотворения Владимира Моисеева

Шутки бывают разные,

Весёлые и беспристрастные.

С "изюминкой" или с "горчицею",

И первоапрельской традицией.


Шутка бывает безвкусною,

Пошлою, грязною, гнусною.

Подлой и очень обидною,

Горькой и незавидною.


Хорошая шутка нам жить помогает,

Надежду вселяет, больных исцеляет,

Но шутка не шуткой, однако, бывает,

если она наповал убивает.

Кто это не усвоит, тому шутить не стоит…


4. Почему люди обидно шутят?

     Обсуждаем вопрос и приходим к выводу, что люди обидно шутят, если:

1) у них низкий интеллект,

2) отсутствие должного воспитания,

3) они пытаются самоутвердиться,

4) они проявляют скрытую агрессию,

5) они стремятся обрести о продемонстрировать власть,


5. Примеры шуток

     Записываем несколько шуток на флипчарте или доске. Просим подростков обсудить, считают ли они эти шутки оскорбительными и почему.

     У тебя родители, случайно, не наукой занимались? А то выглядишь, как неудачный эксперимент.

Тебя мама в детстве не обнимала? Иди обниму.

Да уж… красотой ты мир не спасешь.

Ты слишком плохо шутишь для своего веса.

Если бы у меня было такое лицо, как у тебя, я бы подал в суд на своих родителей!

Твои родители когда-нибудь просили тебя убежать из дома?


6. Упражнение на эмпатию

     Предлагаем подросткам разделиться на пары.

     Просим одну пару притвориться, что они слышат оскорбительную шутку, а другую - что они говорят шутку.

     Просим пары поменяться ролями и повторить упражнение.

     Обсуждаем, как разные перспективы влияют на восприятие шутки.


7. Стратегии реагирования


     Обсуждаем с подростками стратегии реагирования на оскорбительные шутки, например:

     Игнорировать шутку и уйти.

     Спокойно и вежливо попросить человека прекратить.

     Юмористически превратить шутку в конструктивную критику.

     Сообщить о поведении лицу, которому доверяют.


     8. Заключительное обсуждение


      Завершаем работу обсуждением важности уважительного общения, подчеркиваем, что оскорбительные шутки могут нанести вред чувствам людей и повлиять на отношения, поощряем подростков применять эти стратегии и распространять понимание среди своих сверстников.


Использованная литература


1. Оксанен Е. Про обидные шутки

https://vk.com/wall-211425938_484

2. Югорская Л. Манипуляция. Ты что, шуток не понимаешь

https://stihi.ru/diary/snezhkor/2022-03-20




Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.