12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сиухин Станислав Владимирович47
Педагог-организатор ГБОУ СОШ №617, г. Санкт-Петербург, 1 категория. Руководитель детского программного лагеря. Автор программы "Мы - одна команда", направленной на социализацию и творческую реализацию детей.
Россия, Санкт-Петербург

ТРЕНИНГИ НА СПЛОЧЕНИЕ
Почему они работают? Как правильно проводить…

В этой статье я хочу рассказать, как работают тренинги на сплочение команды, какие психологические процессы должны быть задействованы при проведении этих тренингов и как их правильно проводить.

Более 20 лет изучая вопрос о сплочении команды, обмениваясь опытом с практикующими Тренерами, лично проводя большое количество тренингов, я нигде не встретил системного подхода к этой теме. В подавляющем большинстве публикаций предлагаются конкретные задания (кейсы) с указанием, ЧТО должны сделать участники, какое действие совершить. Однако, нигде не объясняется, почему мы даем именно это задание именно сейчас, какие процессы запускаются в головах испытуемых, и каким образом укладывается данное конкретное упражнение в общую мозаику формирования сплоченной команды? Об этом и поговорим…

Для начала определим области использования тренингов на сплочение, кому они могут быть полезны? В целом, любой коллектив стремящийся более эффективно взаимодействовать и успешно решать общие задачи, может периодически участвовать в подобных тренингах и повышать уровень командных коммуникаций. Спортивные команды и творческие коллективы, организованные постоянные группы детей (школьные классы), временные детские коллективы (отряды в лагерях оздоровления и отдыха), даже педагогические коллективы образовательных учреждений – могут использовать тренинги на сплочение.

В чем же главная цель таких тренингов? Выполняя общую сложную задачу, участники группы открываются друг другу в «неформальной обстановке», учатся взаимодействовать, общаться, помогать партнеру. Непременным условием выполнения задания всегда является общий командный результат, который достигается только усилиями всей группы. В результате, уровень доверия между участниками существенно возрастает, улучшается качество и эффективность общения, появляется чувство безопасности нахождения в этом коллективе.

Упражнения на сплочение можно разделить на три большие группы:

1 – БЕСКОНТАКТНЫЕ… Команда выполняет поставленную задачу, не касаясь друг друга частями тела, т.е. не имея телесного контакта. Упражнения из этой группы используются на начальных этапах формирования команды. Многие задания напоминают веселую игру, позволяя участникам привыкнуть друг к другу, вместе повеселиться и запустить процесс сближения.
К бесконтактным упражнениям относятся «Счет на чувство группы», игра «Карамба», «Имя и комплимент», «Вставалка», «Броуновское движение» и другие.

2 – КОНТАКТНЫЕ… Это основная группа упражнений на сплочение. Чаще всего, примеры именно из этой группы и встречаются в открытых публикациях. Давайте узнаем главный секрет, почему именно контактные задания позволяют очень быстро сплотить команду!

Для этого вспомним о «Кругах личного пространства». У каждого человека есть зоны комфортного общения, в которые допускаются только родственники или друзья, и уж точно не допускаются незнакомые или малознакомые люди (смотрите рисунок).

t1696092478aa.png

Кому мы разрешаем прикасаться к себе, обнимать нас? Только людям, которым безусловно доверяем, в безопасности которых полностью уверены! Понимание этого момента очень важно для построения эффективного сплачивающего тренинга. Теперь внимание! Во время контактного упражнения мы специально (сознательно) создаем условия «разрушения границ». Пока еще малознакомые люди волевым усилием допускаются в самую близкую зону личного пространства и находятся там некоторое время. Постепенно, от упражнения к упражнению, участники группы привыкают к нахождению в своем личном пространстве новых людей, убеждаются в их безопасности и принимают их. Тот же процесс «в естественных условиях» занимал бы несколько месяцев или даже несколько лет, но в условиях специального тренинга он успешно проходит за 10-14 дней. Это проверено лично!

Однако, очень важно помнить о постепенности и строгой последовательности заданий, выдаваемых группе. Контактные упражнения тоже варьируются «по степени плотности контакта». Например, в упражнении «Гусеница» участники касаются друг друга только ногами, а игра «Все на борт» или «Переправа» подразумевает полное телесное соприкосновение. В процессе тренинга на сплочение нельзя форсировать события и выполнять более серьезные упражнения, не освоив каждое предшествующее. Эффект может быть отрицательным.
К контактным упражнениям относятся игра «Автомойка», «Путаница», «Переверни одеяло», «Все на борт», «Путь кружки», «Монстр», «Кольца Сатурна» и многие другие.

3 – СИТУАЦИОННЫЕ… Особые упражнения полного погружения в предлагаемые обстоятельства, в которых группа просто обязана действовать сообща, чтобы выжить или спастись. Наглядным примером подобного тренинга может служить задание, полученное курсантами Береговой охраны в фильме «Спасатель»… самостоятельно вернуться на базу, после заброски на 10 километров в бушующее море.

 

t1696092478ab.png

t1696092478ac.png


Главный принцип эффективности любого тренинга на сплочение, достижение так называемого «Вау, эффекта». Когда группа делает 10-15 неудачных попыток выполнить сложное задание, когда почти опускаются руки и пропадает желание сделать еще одну попытку – очень важна роль Ведущего. Именно он подбадривает участников, поддерживает и вдохновляет их. И когда последняя попытка становится успешной и приводит команду к победе… непроизвольно из груди всех участников (и Ведущего тоже) вырывается этот вопль Победителей…

Мы смогли! Мы справились! Мы – команда!

 

В заключении необходимо сказать еще о трех важных моментах:

Ведущий всегда, в любой момент, должен контролировать прохождение задания участниками. Нельзя отлучаться. Нельзя смотреть в телефон. Нельзя читать книгу. Необходимо полное погружение в процесс тренинга группы. Наблюдение за участниками и правильностью выполнения задания.

Ведущий всегда должен понимать, как можно усложнить или упростить любое задание. Если команда справилась слишком легко и быстро, необходимый «Вау эффект» не будет достигнут. Значит нужно повторить это упражнение с более строгими правилами.
И наоборот, слишком сложное, невыполнимое, задание не поможет сплотить группу! Скорее разочарует участников друг в друге, а это очень плохо. Ведущий должен
чувствовать ситуацию и атмосферу тренинга и вовремя вносить корректировки.

Ведущий всегда должен следить за Техникой безопасности каждого задания. Контактные упражнения могут быть травмоопасны, если участники неправильно поняли технику выполнения упражнения. Ведущий лично отвечает за жизнь и здоровье участников тренинга.


ВСЕМ ЖЕЛАЮ УДАЧИ! СПАСИБО!

 


 

Опубликовано в группе «Распространение педагогического опыта работы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.