12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Зуйко
Аккаунт удалён
Россия, Краснодарский край, Новороссийск

СКАЗОЧНАЯ ТРИЗ-ОЛИМПИАДА

для учащихся 5-7 классов

Пояснительная записка.

В последние годы, наряду с широко известными играми «Что? Где? Когда?», «Брэйн-ринг», «Счастливый случай» становится популярным проведение «ТРИЗ-олимпиад». ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, предназначена для решения конкретных технических задач, но не менее важна другая функция ТРИЗ: обеспечение такой технологии мышления, которую в старых терминах мы называем талантом.

ТРИЗ-педагогика – это новое слово в работе с одарёнными детьми, так как непосредственно направлена на раскрытие потенциальной одарённости детей и перевод личности учащегося из состояния потенциальной одарённости в состояние актуальной одарённости.

Предлагаем вопросы и примерный план проведения школьной «ТРИЗ-олимпиады».

ТРИЗ-олимпиада состоит из 2-х частей:

классы заявляют о своём желании участвовать в олимпиаде и получают домашнее задание (сразу же необходимо оговаривать сроки сдачи решений). Домашнее задание можно решать всем классом, привлекать к помощи родителей.

Цель: подготовить учащихся к новому виду соревнований и к решению нестандартных задач.

назначается день проведения очного тура, состав жюри.

назначается состав команд (6 человек, включая капитана).

Необходимое оборудование:

Столы (по количеству команд), секундомер. На каждом столе необходимо разместить чистые листы (по количеству вопросов +1).

Ход олимпиады:

В начале игры каждая команда записывает на первом листе название своей команды и передаёт жюри.

Ведущий озвучивает вопрос, на обдумывание и запись ответа даётся всем одинаковое время (1 минута). За 10 секунд до истечения времени звучит сигнал, команды записывают на следующем чистом листе в начале название команды, затем номер вопроса, а потом только ответ. По истечению времени капитан относит лист жюри и т.д.

После сдачи ответов всех команд ведущий озвучивает правильный ответ. Во время обдумывания вопроса командами жюри просматривает ответы на предыдущий вопрос и заносит правильные ответы в таблицу.

Выигрывает команда, давшая больше всех количество правильных ответов.

Регламент

« Сказочной ТРИЗ - олимпиады»

для учащихся 5-7 классов

Общие положения.

«Сказочная ТРИЗ - олимпиада» проводится с целью популяризации ТРИЗ
(теория решения изобретательских задач ), привлечение новичков в движение интеллектуальных игр, выявление сильнейших команд знатоков в школе и для воспитания в учащихся ростков творческой личности.

Организатор олимпиады - интеллектуальный клуб школы.

Участвовать в олимпиаде могут любые команды школы, соблюдающие
данный регламент и соответствующие указанным в нем возрастным
ограничениям.

I. Участники олимпиады.

К участию в олимпиаде допускаются команды школы,
подавшие официальную заявку, подтвердившие в установленные сроки

свое участие.

Команды, участвующие в олимпиаде, должны состоять из 6 человек,
учащихся 5-7 классов.

П. Зачетные игры олимпиады.

2.1 Зачет в олимпиаде производится по сумме мест, набранных командами по этапам: задачи домашнего (заочного) тура, задачи очного тура, блиц игры.

III. Разбор ответов и разбор протестов.

3.1. Разбор ответов и прием протестов осуществляет жюри олимпиады -судейская бригада в составе трех человек -…

IV. Штрафные санкции.

Судейская бригада и ведущий обязаны поддерживать порядок на играх
олимпиады и объявлять командам персональные предупреждения за
неспортивное поведение ( выкрики с мест, оскорбительные высказывания и
действия в адрес соперников, ведущего, судейской бригады, болельщиков ).

Команда, получившая три персональных предупреждения,
дисквалифицируется и прекращает участие в олимпиаде.

Сказочная ТРИЗ – олимпиада Домашнее задание

Сдать до …

1. Жил был простой деревенский парень Том. Как-то раз в солнечный день прогуливался он по полю, на котором росли одни ромашки. Вдруг увидел крошечного старичка. «Это эльф, - догадался Том. – Вот так удача – ведь у всех эльфов, где-то в земле припрятан кувшин с золотом!» Том быстро схватил малютку-эльфа и грозно спросил:

-Где твое золото? Показывай!

Эльф хотел вырваться и убежать, но где там! Пришлось ему согласиться…

-Копай здесь и найдешь большой кувшин! Нужно было бежать домой за лопатой. А чтобы не ошибиться, где копать, он достал из кармана ленточку и завязал ее на ромашке. Но тут же засомневался и сказал эльфу:

-Поклянись, что ты не снимешь эту ленточку с ромашки!

Старичок поклялся верой и правдой, что пальцем не тронет ее, очень вежливо попрощался с Томом и исчез среди густых ромашек.

Обычно эльфы помогают людям, но Том вел себя грубо. Поэтому маленькому человечку совсем не хотелось отдавать ему сокровище. Но что можно сделать - ведь он поклялся Тому не трогать ромашку…

Решение:

1. Эльф обвязал точно такой же красной ленточкой стебель каждой ромашки, что росла в поле.

2. Не трогать ленточку, но перенести ромашку с ленточкой в другое место. Или перенести в другое место кувшин, пока Том бегал за лопатой.

2. Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые… Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей – брата и сестру – и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное – аппетит, все семь голов заболели… И решил Змей Горыныч обхитрить детей.

Выпущу я вас на волю, - сказал он, - если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести – без посуды!

Делать нечего – согласились дети.

Где ручей подземный с живой водой – известно. Да как условие Змея выполнить?

Решение:

Принести замороженную воду в руках.

Летом – набрать каждому в рот; намочить какие-нибуть мочалки, тряпки – даже свою одежду,– а потом отжать у Змея; прокопать канал, если не очень далеко.

3. Жили в доме мыши. И был у хозяина того кот. Не давал кот мышам житья. Собрались все они в подвале и стали решать, как от кота спасаться. Вот ведь вопрос! Извести кота нельзя – хозяин нового найдет. Жить в доме вместе с котом тоже нельзя. Что мышам придумать?

Решение:

Повесить коту на шею колокольчик.

4. Выкопал как-то крестьянин на своем поле кувшин. Тут же открыл его – думал золотые монеты найти… Но из кувшина выскочил разъяренный Джинн.

- 1000 лет я молил бога, чтобы кто-нибудь выпустил меня на волю, - кричал он, потрясая кулаками. – Я обещал спасителю горы золота и бриллиантов… Но никто не внял моим просьбам! Тогда я решил расправиться с тем, кто нарушит мой покой. Прошла еще тысяча лет, и вот тебе вздумалось добывать клады в собственном огороде!!! Прощайся с жизнью несчастный!

Но крестьянин был не робкого десятка…

-Будь по-твоему, Джинн. Но выполни мою последнюю просьбу.

Говори,- неохотно согласился Джинн. – Выполню. Но имей в виду: тебя не отпущу, себе никакого вреда не причиню, и обратно в кувшин не полезу. Я ведь тоже сказки читал – меня не проведешь.

Крестьянин высказал свою просьбу – и остался в живых. Что именно он попросил?

Решение:

Убей меня через сто лет.

5.Однажды Кот и Кролик договорились погулять вместе. Они условились, что Кот зайдет за Кроликом и встретит у выхода. Кролик жил в норах под холмом, с которого хорошо была видна вся окрестность. Подойдя, Кот вспомнил, что из дома Ушастого три выхода. А у какой дыры ждать друга – напрочь забыл. Кролик в любой момент может выйти, не застать никого и обидится! Что делать Коту?

Решение:

Крикнуть в дырку: «Кролик, я здесь!»

Завалить два и стать у оставшегося выхода.

Оставить у каждого входа записку, скажем, « Кролик, я жду тебя у северного выхода».

6. Английский путешественник Филеас Фогг и его слуга Паспарту не могут вовремя попасть в Англию – нет попутного корабля. А если они опоздают, то проиграют важный спор и много денег. Пришлось Фоггу нанять красивый пароход с деревянными надстройками и, ни минуты не медля, отправиться в плавание. До Англии было уже рукой подать, но, как назло, на пароходе кончился уголь – и пароходные машины встали. Как быть? Где взять топливо в море?

Подсказка

Есть хорошее изобретательское правило: используй то, что под рукою – и не ищи себе другое. Иногда решение трудной задачи – под самым носом…

Решение:

Вместо угля в топке пароходного котла сожгли деревянные части парохода. Корабль пришел вовремя.

Сказочная ТРИЗ – олимпиада

Банда братьев Габбс хочет украсть из банка Скруджа все его золото. У них есть прибор, который действует так: на предмет брызгаешь специальной жидкостью, направляешь прибор и задумываешь, куда нужно перенести этот предмет. Нажимаешь на кнопку, и предмет мгновенно оказывается в задуманном месте. Но как побрызгать золото, если в хранилище Скруджа братьям не пробраться? Как братья Габбс решили эту задачу?

Подсказка ( ИКР ):

Скрудж сам брызгает золото.

Решение:

а) Братьям удалось показать Скруджу по телевизору сообщение о появлении вредных насекомых, пожирающих золото. Кроме этого был показан рекламный ролик, где рассказывалось о жидкости, убиваюшей этих вредителей. Скрудж, естественно, быстро купил средство – не пропадать же добру – и побрызгал все свое богатство. А через минуту все золото исчезло в нужном братьям Габбс направлении.

б) Можно побрызгать на себя, перенестись в хранилище и там побрызгать на золото.

2.Бежит по лесу Лиса, видит – Тетерев на березе сидит. Подбежала она к дереву и думает, как бы ей Тетерева съесть. Только на березе птицу не достать. Говорит Лиса:

Сойди, Тетеревочек, на землю, погуляем вместе. Нынче ведь указ вышел, чтобы никому из зверей друг друга не трогать, а жить в мире и согласии.

Как Тетереву проверить, правду ли говорит Лиса.

Наводка:

Как сделать так, чтобы Лиса сама своим поведением показала, говорит она правду или врет.

Решение:

Подумал он и говорит сверху:

Указ – это здорово! Вон собаки бегут сюда. Раньше тебе, Лиса, нужно было бы в лес удирать, а теперь они тебя по указу не тронут.

Услышала Лиса про собак, испугалась и ну бежать, а Тетерев ей:

Куда же ты, рыжая, а как же указ?

Указ-то указом, а вдруг собаки его не читали! – крикнула Лиса – и в кусты.

3. Испанские Гранды одержали победу при Павии и взяли в плен французского короля. Захотелось над поверженным монархом поиздеваться: пусть он войдет в дворцовую залу без головного убора и поклонится им. Но король отказался пойти на это унижение. Тогда гранды приказали мастерам прибить посредине дверного проема планку. Теперь король не сможет войти в зал, не наклонившись. Что делать королю, чтобы не потерять своего достоинства?

Решение:

Король вошел, наклонившись, но… спиной к Грандам.

4. На плантациях, где медведи Гамми собирали ягоды – единственное сырье для волшебного сока, появилась большая птица и стала похищать эти ягоды для своих птенцов. Запасы ягод быстро таяли. А медведям без ягод не обойтись. Как быть?

Решение:

Медведи отыскали птенцов и научили их есть другие, более вкусные ягоды. Птенцы стали требовать другой пищи, а их мама перестала трогать нужные медведям ягоды. Плантации были спасены.

5.Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один краше другого. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: « Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли. » Да разве столетние дубы пересадишь. Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить?

Решение:

Надо не дубы пересадить, а на поляне дворец построить.

6.Жил-был один хитрый мужик. Сколько раз спорил с друзьями, и всегда выигрывал. Поспорил раз мужик, что не будет днем пить и есть, а ночью - спать. И так две недели. Что делать? Не под силу такое обычному человеку, ноги протянуть недолго. Как выиграть спор?

Наводка:

Да, две недели не есть и не спать человеку не под силу. Значит, нужно и есть, и спать. Но так, чтобы условие спора не нарушить. Как же этого добиться?

Решение:

Хитрый мужик спал днем, а пил и ел – ночью.

7. Жила – была в лесу Атаманша со своими лесными разбойниками. Однажды сидела она в своей пещере со своим помощником и пила чай. Вдруг в дверь постучали, и вошел злой королевский советник.

Есть у меня к тебе дело секретное и неотложное, - сказал советник. –Только нужно, чтобы никто о нем не знал, кроме нас двоих.

Выгнала Атаманша помощника из пещеры и под страхом смерти запретила ему подслушивать.

Что же делать помощнику, когда страсть как хочется узнать о секретном деле, а подслушать боязно – у Атаманши разговор с ослушником короткий?

Наводка:

Самому слушать нельзя – Атаманша не терпит, когда ее запреты нарушают.

Решение:

Помощник подговорил своих товарищей подслушать секретный разговор. Им ведь никто не запрещал!

8.Капитан Врунгель договорился перегнать через Атлантический океан косяк селедок. Но вот беда – людей не хватает. Кроме помощника Лома на яхте никого нет. Приказал капитан Лому найти помощника. Привел Лом матроса по имени Фукс. Фукс сказал, что хорошо разбирается в картах. Но скоро стало ясно, что из Фукса матрос плохой. Снастей Фукс не знает, компаса в глаза ни разу не видел, даже не знает, как штурвал называется. А в картах он действительно разбирается, только не в морских, а в игральных. Что делать капитану? Как быстро научить Фукса понимать морские команды?

Решение:

Решил Врунгель расклеить на всех снастях игральные карты. Валет пик – главный парус, король треф – компас, туз бубен – штурвал. Скомандовал капитан: « К повороту приготовиться! Развязать шестерку пик, подтянуть валета червей, смотать бубновую десятку!» Фукс быстро находил знакомые карты и все делал правильно.

Бедный дервиш уселся погреться около костра караванщика, который жарил на огне мясо. Дервиш достал кусок лепешки и тоже подержал его над огнем. Только он хотел съесть свою лепешку, как караванщик закричал: - «Стой, несчастный оборванец! Будете свидетелями, правоверные, - обратился караванщик к сидящим вокруг, - этот нищий украл запах моего мяса. Пусть платит. » Правоверные согласились, и дервиш стал развязывать кошелек. Но денег у него было совсем мало. Как же заплатить жадному караванщику и оставить у себя деньги при свидетелях?

Решение:

Достал дервиш монеты, зажал в кулаке и поманил к себе караванщика. Когда тот подошел, то дервиш поднес кулак к уху жадного торгаша и позвенел монетами. Потом громко сказал: « Будете свидетелями, правоверные. Мы в расчете. Я нюхал, как пахнет его мясо, а он слышал, как звенят мои деньги.»

 

Блиц – игра.

Проходит во время проверки решений задач олимпиады (чтобы не было пауз) и представляет собой 10 вопросов на логическое мышление. На обдумывание каждого вопроса дается не больше 10 сек, и балл присуждается той команде, которая даст правильный ответ раньше всех. На каждый вопрос команда имеет право отвечать только один раз.

 

Блиц – игра.

Юмористические загадки

Эти загадки необходимо задать детям перед блиц – игрой для того, чтобы снять напряжение и перестроить мышление. Ответы оцениваются только аплодисментами.

1. –Что говорит пчела, встречаясь с цветком?

- Здравствуй, мой сладенький!

2. – Почему скелеты любят молоко?

- Потому что оно укрепляет кости.

3. – Почему курица кладет яйца?

- А если бы она их бросала, они бы разбивались.

4. – Почему львы едят сырое мясо?

- Потому что они не умеют готовить.

5. - Кем ты станешь в 20 лет?

-Двадцатилетним человеком.

6 . -Чем кончается ВСЕ?

-Буквой «е».

7. – Что не существует, но имеет название?

- НИЧЕГО.

5 класс.

Овечка – это она, а кто тогда он? (баран)

Чей домик спрятан за большой дымовой трубой? (Карлсона)

Назовите специальность папы Карло? (шарманщик)

Кого в русском языке называют не иначе как «ведающий медом»? (медведя)

Назовите главное оружие соловья-разбойника? (свист)

Что происходит с водой под действием прямых солнечных лучей? (испаряется)

Как далеко можно зайти в лес? (до середины)

Что будет с красным платком, если его опустить в Черное море? (он намокнет)

Сколько месяцев имеют 28 дней? (все)

Чему равно произведение всех цифр? (0)

6 класс.

Чему равно произведение всех цифр? (0)

Сколько месяцев имеют 28 дней? (все)

Сколько надо сделать распилов, чтобы поделить бревно на 37 частей? (36)

У Мамеда 10 овец, все, кроме 9, сдохли. Сколько осталось живых овец? (9)

На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)

Кирпич весит 1 кг. плюс еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (1кг.)

Два путника подошли к реке, на берегу которой была лодка, рассчитанная на одного человека. Путники переправились на этой лодке на другой берег и направились дальше. Возможно ли это? (Да, если они шли в разные стороны, то переправились по очереди)

Переведите с болгарского «читалище» (библиотека)

Какой город может «парить в воздухе»? (Орел)

Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (змеи при линьке)

7 класс.

Сколько надо сделать распилов, чтобы поделить бревно на 37 частей? (36)

Два путника подошли к реке, на берегу которой была лодка, рассчитанная на одного человека. Путники переправились на этой лодке на другой берег и направились дальше. Возможно ли это? (Да, если они шли в разные стороны, то переправились по очереди)

Сколько минут нужно варить крутое яйцо? (оно уже вареное)

Какое крыло никогда не летает? (автомобиля, здания)

Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность? (цветник, лагерь)

Какое государство можно носить на голове? (Панаму)

В какой сказке А.С.Пушкина слово «лебедь» женского рода? («Сказка о царе Салтане …»)

Как называется роспись на стене по сырой штукатурке? (фреска)

У кого на всем теле одно ухо? (у иголки)

Чему равно произведение всех цифр? (0)

Опубликовано


Комментарии (1)

Тахтаракова Валентина Анатольевна, 15.02.18 в 03:14 0Ответить Пожаловаться
Отличная олимпиада.СПАСИБО!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.