12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина Алексеевна Макарова150
Высшее образование и активная жизненная позиция
Россия, Московская обл., Раменское
2

Творческая работа на тему "Какая она - Школа Будущего"

Творческая работа на тему "Как она -  ШКОЛА БУДУЩЕГО".


Школа — это не просто место получения знаний, это не только уроки и перемены. Это целых 11 лет жизни. Современные родители, готовя детей в школу прежде всего интересуются, комфортно ли будет чувствовать себя ребенок в школе? И в последнее время школа как образовательное пространство перестала устраивать родителей, учеников, да и самих педагогов. Все более очевидным становится необходимость изменения существующей образовательной системы. Она должна работать на опережение, готовить обучающихся к жизни в постоянно меняющихся условиях.

Поэтому все большую актуальность приобретает идея проектирования (и последующей реализации) «Школы будущего», главной целью образования в которой должно стать развитие личности обучающихся, способных самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои возможности для их достижения. Учитель в «Школе будущего» будет уже не только «передатчиком» готовых знаний и опыта: он должен стать создателем творческих площадок на уроке, где каждый ученик будет иметь возможность раскрыть свои способности.

«Школа будущего» – это школа развития творчески мыслящей, физически здоровой, эстетически и нравственно воспитанной личности. При этом нельзя забывать, что обучающийся – это не робот, а маленький человек со своим миром чувств, эмоций, темпераментом. Он хочет, чтобы его любили, понимали, оказали внимание и поддержку. Поэтому современный учитель должен быть еще и очень хорошим психологом. Тактичность, чувство юмора, умение разрешать конфликты, уметь преподнести обычное в необычной и эмоционально окрашенной форме, прийти на помощь в трудную минуту, обладать хорошим вкусом, личным обаянием – таковы основные составляющие учителя «Школы будущего». Он не должен зависеть от текущей политической обстановки в стране и мире, а продолжать передавать знания и прививать основные общечеловеческие ценности, не навязывая свое политическое мировоззрение, а прививая ученикам те навыки и умения, которые позволят ему самому оценивать различные ситуации и делать свои собственные выводы.

Давайте представим, какой должна быть «Школа будущего», чтобы потребности всех участников образовательного процесса – педагогов, обучающих и их родителей – были бы удовлетворены.

Главная идея данного инновационного проектирования – обеспечение нового качества образования, ориентированного на повышение качества жизни обучающихся и педагогов за счет создания мотивационной образовательной среды.

Миссия проектируемой «Школы Будущего» - формирование образованной, творческой личности, способной к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности с учётом её собственных потребностей и меняющихся условий жизни.

Цель проектируемой «Школы будущего» - обеспечение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка на основе личностно-ориентированного образования и возрастной диагностики развития универсальных умений и способностей.

Как же будет выглядеть «Школа будущего»? В плане архитектуры следует отойти от традиционных безликих строений: «Школа будущего» должна быть технологичной, яркой, притягательной, оригинальной и комфортной, где дети смогут развивать свою индивидуальность и творчество, куда им захочется возвращаться, которой они будут гордиться.

Территория «Школы будущего» должна быть асфальтирована, оборудована стоками и сливами, оснащена вместительной парковкой, огорожена, тщательно охраняема и благоустроенна с учетом современных тенденций озеленения, включать спортивные площадки с футбольным, баскетбольным, теннисным и хоккейными полями, каток с искусственным льдом для фигурного катания, различные беговые дорожки и оборудование для занятий спортом на открытом воздухе, контактный зоопарк и пруд.

Режим работы «Школы будущего» – модульный (5 недель рабочих, 1 неделя каникул, 34 недели в год), зимние и летние каникулы – в традиционном режиме. Система обучения – очная с возможностью перехода на дистанционное или семейное обучение, наличие внеурочной деятельности и культурно – досугового сопровождения. Рабочий урочный план - с 8:00 до 15:45 (5 уроков по 60 мин, перемены 15 минут, 6 и 7 уроки по 40 мин, перемены по 10 мин.), далее планируется внеурочная деятельность согласно индивидуальным образовательным маршрутам обучающихся. Полный электронный документооборот. Режим полного дня с полноценными завтраками, обедами, ужинами. Система питания – платно-бесплатная, учитывающая льготные категории семей и учащихся с выдающейся успеваемостью (определенный рейтинг и пропуски не более 5% урочных часов).

Архитектура «Школы будущего» должна включать в себя:

1. Как минимум 4 учебных корпуса:

- подготовительная школа (МДОУ) на территории Школы будущего с игровыми развивающими площадками

- начальная школа (1-4 классы),

- средняя школа (5-8 классы),

- старшая школа (9-11 классы) с лабораториями и центром профессиональной ориентации различных высших учебных заведений.

2. Административный корпус, связанный с учебными корпусами прозрачной галереей, где расположены:

- издательский центр и медиацентр

- кафе и столовая

- конференц-зал

- школьный музей

- административные помещения с рекреацией для завучей, учителей и воспитателей

- зона ожидания для родителей, где они смогут воспользоваться интернетом, перекусить в кафе, просмотреть успехи и достижения своих детей в электронном каталоге школы

3. Спортивный корпус с бассейном.

4. Корпус дополнительного образования, организации досуга и отдыха, где расположены:

- художественная школа

- хореографическая школа

- музыкальная школа с концертным залом

- театральная школа

- языковая школа

- научно-познавательная школа с лабораториями

- Интернет – зона

- библиотека

- комната отдыха

5. Здание детской поликлиники, включая кабинет ПМПК и центр психологической поддержки и адаптации.

6. Оздоровительный центр для обучающихся и работников школы

7. Центр профессионального роста и развития для педагогов и воспитателей.

Обустройство классов и рекреаций «Школы будущего»:

- кабинеты должны быть теплыми, просторными и светлыми, с большими окнами и шумоизоляцией. Они должны быть оборудованы широкоформатным экраном и проектором. В каждом кабинете должна быть защищенная точка Wi-FI. Кабинеты должны быть устроены по принципу «умный интерьер», который может меняться в зависимости от нужд и задач: разные функциональные зоны, интерактивные зоны и т. д.

- рабочее место учащегося должно быть индивидуальным, оборудованным аудиосистемой, эргономичным креслом и выдвижным монитором.

Рекреации:

- должны способствовать двигательной активности детей и обеспечивать активный и полноценный отдых на перемене. Они должны иметь развивающие безопасные комплексы, где много различных веревочных лестниц, горок, канатов, пазловых проёмов, чтобы во время школьных перемен дети не просто бегали по школьным коридорам и классам, а реализовывали потребность в движении на безопасных тренажерах. Наличие цветовых линий на полу даст возможность организовать множество игр по развитию координации движений, ориентирования в пространстве, визуализации. 

- должны иметь удобные «зелёные зоны» отдыха с диванчиками и креслами

Школьная форма и сопутствующее: должна быть максимально комфортной и удобной, в деловом стиле, спокойных цветов. По понедельникам и пятницам разрешается одеваться в стиле кэжуал. Сменная обувь со светлой подошвой не должна потерять своей актуальности. Вместо привычных учебников, дневников и тетрадей должны быть введены планшеты, что дополнительно поможет сэкономить значительное количество бумаги и средства школы и родителей на покупку этих учебных принадлежностей. Использование электронных средств обучения упростит проведение контрольных и тестовых работ, проверку домашних заданий, родителям  поможет отслеживать  успеваемость  детей, а при проведении дистанционного обучения будет необходимым средством контроля и связи. Тетради не следует отменять только в начальной школе, поскольку навык письма и наработка почерка влияет на развитие мозга ребенка.

Изучаемые дисциплины.

Робототехника и программирование, киберспорт, архитектура и web-дизайн, физика и квантовые технологии, основы функциональной, цифровой и финансовой грамотности, информатика и работа с большими данными, иностранные языки, математические дисциплины, русский язык, родная и зарубежная литература, химия, анатомия и биология, природоведение и география, история, обществознание и правоведение, основы музыкальной грамоты и изобразительного искусства, уроки труда для девочек и мальчиков, физическая культура. Обучающиеся старшей школы должны иметь право на индивидуальный образовательный маршрут, гибкое расписание и выбор дисциплин и урочных часов в соответствии с выбранным профилем высшего учебного заведения.

Технологии обучения.

То, что ещё вчера казалось невероятным, сегодня успешно внедряется в образовательный процесс. Какие современные инновационные технологии обучения сделают этот процесс эффективнее и увлекательнее?

- цифровизация: помимо интерактивных досок, электронного дневника и планшетов, «Школа будущего» должна быть оснащена цифровыми системами пропусков. Родители смогут отслеживать, во сколько ребёнок вошёл в здание школы и когда вышел.

- онлайн-обучение: качественное образование должно навсегда потерять привязку к месту — можно заниматься с педагогом, даже если он живёт в другом часовом поясе и говорит на иностранном языке. Онлайн-образование развивается с невероятной скоростью. Скоро будут применяться не только дистанционные уроки с живыми людьми, но и учёба под руководством искусственного интеллекта.

- геймификация: сегодняшнее образование должно подстраиваться под растущее поколение. Нужно учитывать особенности детей и внедрять новые технологии в современной школе. Советские принципы обучения устаревают — в 2022 году кажется странным переписывать огромное и нудное упражнение от руки или продираться сквозь неактуальный учебник, выпущенный в десяток лет назад. Чтобы сделать учёбу живее и интерактивнее, в образовательный процесс внедряются элементы игр (в том числе компьютерных и видеоигр). Это меняет отношение к ошибкам — дети перестают бояться условной двойки. Возможность пройти миссию заново — важный принцип в компьютерной игре. Можно сколько угодно искать решение и каждый раз находить новые варианты.

- виртуальная и дополненная реальность: визуальные средства и технологии всё больше используются в образовательном процессе. Дело, опять же, в особенностях нынешнего поколения. Видео для них — способ узнать больше о своих хобби. Неудивительно, что учителя всё чаще используют в обучении видеоматериалы, фильмы и записанные лекции. С расширением использования современных образовательных технологий дети смогут изучать школьные предметы с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности. Например, надев VR-шлем, ребёнок сможет наблюдать исторические события и даже участвовать в них! Такое обучение называется иммерсивным, оно создаёт «эффект присутствия» и позволяет переживать невозможный в реальном мире опыт.

Система оценивания.

Следует отметить, что как для успешных детей, так и для тех, кто не успевает, оценка является травмирующим фактором. Поэтому целесообразно ввести исключительно рейтинговую оценку качества знаний на подобии системы рейтинга в профессиональных шахматах. Это будет накопляемый балл за все работы и виды деятельности, включая спортивную, творческую, внеурочную и волонтерскую. Незнание не наказывается, но стимулируется процесс поиска и познания, при этом присутствует дисциплинарный антирейтинг. У обучающихся будет возможность распоряжаться своим временем самому, проводить самодиагностику и самоконтроль учебных достижений, возможность выбора порядка и сроков выполнения учебных заданий, самостоятельное планирование их выполнения. Наличие высокого рейтингового балла должно давать право обучающемуся быть освобожденным от зачета, контрольной работы и т. д. А в идеале это должно быть связано с рейтингом на поступление в высшие учебные заведения.

Так, что же такое «Школа будущего»: реальность или утопия? Современные дети живут в мире электронной культуры, в связи с чем, роль школы и учителя должна измениться. В традиционную схему «учитель-ученик-учебник» уже вносятся некоторые изменения, пока что они носят скорее хаотичный характер, но однозначно уже точно введено новое звено – «ЦОР», без которого невозможно представить себе современную школу и, конечно же, «Школу будущего».

Концепция «Школы будущего», описанная выше – все же не утопия, а самая настоящая приближающаяся реальность, реализовать которую можно совместными усилиями специалистов на всех уровнях. Главное, что нужно принять: современная школа однозначно требует существенного преобразования. Осталось только разобраться, кто и как будет все это финансировать. Но это уже совсем другая история!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.