Творческий этнокультурный проект «Все флаги в гости будут к нам» или «Мы к вам приехали на час. Привет! Бонжур! Хелло!»
Предлагаю к рассмотрению разработку (актуальность, описание, паспорт, этапы проектной деятельности) творческого (игрового) этнокультурного проекта с региональным компонентом.
Работа принимает участие в конкурсе «Всероссийский конкурс для учителей географии на лучшую методическую разработку с применением регионального компонента».Проект «Все флаги в гости будут к нам» или «Мы к вам приехали на час. Привет! Бонжур! Хелло!»
Актуальность проекта «Все флаги в гости будут к нам» .
В 7 классе педагоги, как правило, сталкиваются с такими явлениями как ухудшение дисциплины на уроках. Это связано с возрастными психологическими особенностями учащихся, так как на 7 – 8 класс приходится пик эмоциональной неуравновешенности подростков. Ученики легко переутомляются (особенно на 5, 6 уроках), внимание снижено, они стремятся общаться друг с другом, все это неизбежно ведет к снижению качества учебной деятельности.
В то же время перед педагогом лежит задача мотивировать учащихся к активному изучению довольно сложного и емкого учебного материала по географии материков и океанов. Учебный насыщен цифрами, топонимами, географическими понятиями, при этом написан сжато, тезисно , довольно сухим научным языком. Все эти факторы приводят к тому, что учащиеся жалуются на «скучность», «неинтересность» предмета, слабо усваивают материал. Подаваемая информация не воспринимается ими как актуальная.
Данный проект, разработанный к разделу «Народы и страны» решает сразу несколько задач:
Позволяет актуализировать, «оживить» географические сведения;
Дает возможность сопоставить и провести параллели по основным физико-географическим и этнографическим критериям (см. паспорт проекта) между конкретным регионом (штатом, провинцией и т.д.) выбранной страны и Томской областью;
Подготавливает учащихся 7 класса к изучению систематического курса по географии Томской области в 8 -9 классах (опережающая мотивация);
Яркая игровая форма, с элементами театральной постановки увлекает учащихся, стимулирует активное усвоение материала, включая такие «рутинные» моменты как отработка плана характеристики страны по алгоритму;
Проект дает возможность преподавателю осуществить контроль качества усвоенных знаний.
Описание проекта.
Поэтапная реализация проекта изложена в виде таблицы ниже. Здесь же предлагаю общее описание проекта.
Ученикам предлагается игровая ситуация: Томская область встречает гостей (проводит фестиваль) из различных стран Южной Америки (возможны, конечно, любые другие варианты). Учащиеся по желанию (или по жребию) разбиваются на группы по 4-5 человек. Это делегации от стран Южной Америки. Очень важный момент: делегация должна быть представителем не просто страны в целом, а конкретного штата, округа, области и т.д. Еще одна группа – принимающая сторона, то есть делегация Томской области.
Во время подготовки к игре, группам предложено опираться на план характеристики страны. Активно используются Интернет-ресурсы и крупномасштабные карты. Сама игра рассчитана на 2 урока (спаренные уроки) и проходит в 3 этапа:
1. Творческое представление «визитной карточки» своей страны
Алгоритм таков: сначала представление страны в целом, затем специфика «своего» региона (штата, провинции, округа). Первыми выступают радушные хозяева, группа встечающих. Они приветствуют гостей и представляют свою «Визитную карточку». Затем по очереди выступают группы гостей. Приветствуют гостей фестиваля на своем «родном» языке. При этом выступление строго регламентировано по времени (5- 7 минут).
Критерии оценки:
Творческий подход
Содержательность
Наличие элементов национальной одежды, каких-то атрибутов, характерных предметов быта и т. д.
Соответствие выступления алгоритму «страна – регион», приветствие на «родном» языке.
Сохранение указанных временных рамок.(5-7 минут)
Максимальная оценка 5 баллов.
2. Диалог культур (темы для общения достаются по жребию)
Для проведения жеребьевки подготавливаются полоски бумаги с темами для общения. Список тем соответствует пунктам плана характеристики страны(см. паспорт проекта). «Делегации» располагаются за круглым столом и, по очереди вытянув жребий, вступают в диалог на предложенную тему. Сообщение должно быть емким, интересным и сохранять алгоритм «страна в целом – особенность конкретного региона». Задача остальных групп – поддержать разговор и сообщить интересный факт на эту же тему. Вступают в диалог группы по очереди, по часовой стрелке, времени для раздумий нет. Замешкались – дают реплику представители следующей группы.. Когда круг пройден, жребий тянет другая группа.
Оценивание: полноценная реплика (изложенный географический факт) соответствующая теме по жеребьевке и сохраняющая алгоритм «страна – регион» оценивается в 1 балл; наличие недочетов – 0, 5 балла; пропуск группой своей реплики – 0 баллов.
3. Письмо другу (в свободной, творческой форме ученики сообщают, что сегодня узнали нового, что особенно понравилось, произвело впечатление, удивило и т.д.)
Этот этап игры призван дать возможность педагогу подвести итоги проекта, оценить качество усвоенных знаний, а для учащихся произвести оценивание друг друга, выделив в тексте письма группу, выступление которой особенно понравилось. Письма пишутся индивидуально, но с возможностью получить совет или оказать помощь участнику своей группы.Также эта работа – возможность взглянуть на свою страну, область глазами иностранца, как бы со стороны: что могло бы удивить, показаться странным, вызвать восхищение и т.д.
Критерии оценки:
Соответствие нормам эпистолярного жанра. (1 балл)
Наличие в описании не менее трех географических фактов (что узнал нового, что заинтересовало, удивило и т. д.) (три факта – 1 балл, по 0, 5 балла за каждый дополнительный факт)
Выделение группы, выступление которой особо понравилось (с аргументацией) (1 балл, также 2 балла добавляется группе, чье выступление отмечено как лучшее)
Соответствие временному регламенту для выполнения работы (10 -12 минут) – 1 балл.
Паспорт проекта.
Фамилия Имя Отчество автора проекта, должность, место работы |
Кузнецов Андрей Геннадевич, учитель географии, г. Томск, МАОУ СОШ №5 |
Раздел программы школьного курса |
Материки, океаны, народы и страны |
Тема в разделе курса |
Страны материков. Южная Америка (или любой другой регион мира) |
Название проекта |
«Все флаги в гости будут к нам» или «Мы к вам приехали на час. Привет! Бонжур! Хелло!» |
Цели проекта |
Закрепление и углубление знаний по теме «Население и страны Южной Америки» |
Задачи проекта |
Формирование практических навыков при составлении характеристики страны и населения страны по заданному алгоритму: 1. Географическое положение страны а. В какой части материка расположена страна? б. Соседние страны; в. Название столицы; г. В какой части страны находится выбранный регион (штат, провинция, округ и т.п.)? д. Название административного регионального центра . 2. Особенности природы а. Рельеф (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны. б. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам. в. Крупные реки и озера. г. Природные зоны и их основные особенности. д. Природные особенности, характерные для выбранного региона страны. 3. Население страны: а. Народы, населяющие страну (какие, размещение, внешние черты); б. Основные занятия. в. Этнический состав выбранного региона страны; г. Основные занятия населения в конкретном регионе (специфика); д. Основные объекты природного и культурного наследия; е. Основные праздники; ж. Язык (языки). Знать приветствие на национальном языке; з. Национальный костюм. и. Другие национальные особенности: кулинария, интересные традиции, известные люди и т.п. 2. Актуализировать и углубить знания по изучаемой теме; 3. Ознакомить учеников с новыми терминами и понятиями; Формировать умение школьников в поиске и применении географической информации (карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета) Совершенствовать интеллектуальные способности учащихся; Формировать пространственное и логическое мышление; Развивать коммуникативные навыки учащихся; Развитие познавательного интереса учащихся, исследовательских навыков. Развитие умения творчески представлять работу. |
Участники работы над проектом (класс, количество учеников) |
7 класс |
Тип проекта. - по доминирующей в проекте деятельности |
Творческий (игровой) |
Тип проекта. - по предметно-содержательной области |
Комплексный (географический, этнокультурный) |
Тип проекта. - по характеру координации проекта |
С открытой координацией |
Тип проекта. - по количеству участников проекта. |
Групповой |
Тип проекта. - по времени проведения. |
Продолжительный(1-2 недели) |
Тип проекта. - по широте охвата содержания |
Межпредметный |
Тип проекта. - по характеру контактов (степени охвата). |
В рамках класса |
Форма представления проекта
|
Игра «Томская область принимает гостей из стран Южной Америки» (или любого другого региона мира) |
Словарь исследователя (понятийный аппарат). |
Политическая карта Южной Америки; географическое положение страны, особенности природы и природных ресурсов, население, основные виды хозяйственной деятельности; материальная и духовная культуры народов; столица; объект природного и культурного наследия человечества. |
Этапы проектной деятельности
Этап работы над проектом |
Цель и задачи этапа; общее содержание работы по этапу |
Работа школьников на данном этапе проекта |
Функции учителя на данном этапе проекта |
Этап погружения в проект |
Цель: знакомство с типами проектов и их возможностями при изучении раздела «Страны и народы»(для конкретного проекта – темы «страны и народы Южной Америки») Задачи: ознакомление школьников с понятием проект, его типами определение тем проектных исследований |
Знакомятся с типами проектов и их характеристиками и темами проектных исследований |
1. Составление списка тем по этнокультурной тематике 2. Подготовка предварительного списка литературы по каждой из выносимых для проектной деятельности тем 3. Знакомит школьников типами проектов и предлагаемыми темами проектных исследований 4. Мотивирует школьников на выполнение проектов |
2. Организационно-подготовительный этап |
Цель: определение тем и целей исследовательских проектов и организация дальнейшей работы Задачи: 1. формирование проектных групп (по 4-5 человек на каждую страну Южной Америки и группа встречающих 2.выбор группами темы проекта разработка плана работы над проектом разработка критериев оценивания проекта распределение функций между участниками группы определение предполагаемых способов сбора информации по теме исследования |
Рассматривают тему проекта, определяют ее цель и задачи; разрабатывают методы и пути решения проблемы; составляют план работы; формулируют критерии для оценивания будущих проектов |
Оказывает помощь в формулировании цели проекта и методах работы над ним; рекомендует составленный для каждой темы предварительный список литературных и других источников |
3. Поисковый этап |
Цель: создание портфолио проекта на основании активного сбора, анализа и систематизации информации по задачам проекта Задачи: 1. Осуществление сбора информации по теме проекта 2. Анализ и систематизация собранного материала 3. Обсуждение в группе возможных путей реализации творческого проекта. 4. Разработка формы представления проекта, репетиции , подбор элементов национальной одежды; подготовка «Визитной карточки» выбранной страны, а также конкретного региона внутри страны(штата, округа, провинции и проч.), откуда прибыла «делегация» . |
Систематизируют собранную информацию и выполняют поставленные задачи проекта; формулируют модель представления проекта для защиты |
Осуществляет консультирование проектных групп, как по обобщению материала, так и по оформлению и представлению результатов проектной деятельности, обращает внимание на деятельность каждого участника проектной группы |
4. Итоговый этап проекта |
Цель: защита проекта Задачи: Окончательная подготовка к проведению этапов игры: 1. Творческое представление «визитной карточки» своей страны 2. Диалог культур: прибывшие «гости» общаются с Томичами (темы для общения достаются по жребию) 3. Письмо другу (в свободной, творческой форме ученики сообщают, что сегодня узнали нового, что особенно понравилось, произвело впечатление, удивило и т.д.) |
Оформляют результаты исследования и выбирают форму представления |
Оказывает консультационную помощь в подготовке проекта к защите |
5. Защита и экспертиза проекта |
Цель: защита и экспертиза проекта Задачи: проведение игры анализ работы над проектом и его результатов |
Активно участвуют в игре, анализируют работу всей группы и проводят самооценку. |
Выступает в качестве эксперта во время проведения игры, задает вопросы и анализирует работу группы и полученные результаты, оценивает работу школьников по выработанным критериям, отмечает работу каждого из участников проектной группы. |
Лихина Елена Викторовна