Творческий этнокультурный проект «Все флаги в гости будут к нам» или «Мы к вам приехали на час. Привет! Бонжур! Хелло!»

2
1
Материал опубликован 24 March 2016

Предлагаю к рассмотрению разработку (актуальность, описание, паспорт, этапы проектной деятельности) творческого (игрового) этнокультурного проекта с региональным компонентом.

Работа принимает участие в конкурсе «Всероссийский конкурс для учителей географии на лучшую методическую разработку с применением регионального компонента».

Проект «Все флаги в гости будут к нам» или «Мы к вам приехали на час. Привет! Бонжур! Хелло!»

Актуальность проекта «Все флаги в гости будут к нам» .

В 7 классе педагоги, как правило, сталкиваются с такими явлениями как ухудшение дисциплины на уроках. Это связано с возрастными психологическими особенностями учащихся, так как на 7 – 8 класс приходится пик эмоциональной неуравновешенности подростков. Ученики легко переутомляются (особенно на 5, 6 уроках), внимание снижено, они стремятся общаться друг с другом, все это неизбежно ведет к снижению качества учебной деятельности.

В то же время перед педагогом лежит задача мотивировать учащихся к активному изучению довольно сложного и емкого учебного материала по географии материков и океанов. Учебный насыщен цифрами, топонимами, географическими понятиями, при этом написан сжато, тезисно , довольно сухим научным языком. Все эти факторы приводят к тому, что учащиеся жалуются на «скучность», «неинтересность» предмета, слабо усваивают материал. Подаваемая информация не воспринимается ими как актуальная.

Данный проект, разработанный к разделу «Народы и страны» решает сразу несколько задач:

Позволяет актуализировать, «оживить» географические сведения;

Дает возможность сопоставить и провести параллели по основным физико-географическим и этнографическим критериям (см. паспорт проекта) между конкретным регионом (штатом, провинцией и т.д.) выбранной страны и Томской областью;

Подготавливает учащихся 7 класса к изучению систематического курса по географии Томской области в 8 -9 классах (опережающая мотивация);

Яркая игровая форма, с элементами театральной постановки увлекает учащихся, стимулирует активное усвоение материала, включая такие «рутинные» моменты как отработка плана характеристики страны по алгоритму;

Проект дает возможность преподавателю осуществить контроль качества усвоенных знаний.

Описание проекта.

Поэтапная реализация проекта изложена в виде таблицы ниже. Здесь же предлагаю общее описание проекта.

Ученикам предлагается игровая ситуация: Томская область встречает гостей (проводит фестиваль) из различных стран Южной Америки (возможны, конечно, любые другие варианты). Учащиеся по желанию (или по жребию) разбиваются на группы по 4-5 человек. Это делегации от стран Южной Америки. Очень важный момент: делегация должна быть представителем не просто страны в целом, а конкретного штата, округа, области и т.д. Еще одна группа – принимающая сторона, то есть делегация Томской области.

Во время подготовки к игре, группам предложено опираться на план характеристики страны. Активно используются Интернет-ресурсы и крупномасштабные карты. Сама игра рассчитана на 2 урока (спаренные уроки) и проходит в 3 этапа:

1. Творческое представление «визитной карточки» своей страны

Алгоритм таков: сначала представление страны в целом, затем специфика «своего» региона (штата, провинции, округа). Первыми выступают радушные хозяева, группа встечающих. Они приветствуют гостей и представляют свою «Визитную карточку». Затем по очереди выступают группы гостей. Приветствуют гостей фестиваля на своем «родном» языке. При этом выступление строго регламентировано по времени (5- 7 минут).

Критерии оценки:

Творческий подход

Содержательность

Наличие элементов национальной одежды, каких-то атрибутов, характерных предметов быта и т. д.

Соответствие выступления алгоритму «страна – регион», приветствие на «родном» языке.

Сохранение указанных временных рамок.(5-7 минут)

Максимальная оценка 5 баллов.

2. Диалог культур (темы для общения достаются по жребию)

Для проведения жеребьевки подготавливаются полоски бумаги с темами для общения. Список тем соответствует пунктам плана характеристики страны(см. паспорт проекта). «Делегации» располагаются за круглым столом и, по очереди вытянув жребий, вступают в диалог на предложенную тему. Сообщение должно быть емким, интересным и сохранять алгоритм «страна в целом – особенность конкретного региона». Задача остальных групп – поддержать разговор и сообщить интересный факт на эту же тему. Вступают в диалог группы по очереди, по часовой стрелке, времени для раздумий нет. Замешкались – дают реплику представители следующей группы.. Когда круг пройден, жребий тянет другая группа.

Оценивание: полноценная реплика (изложенный географический факт) соответствующая теме по жеребьевке и сохраняющая алгоритм «страна – регион» оценивается в 1 балл; наличие недочетов – 0, 5 балла; пропуск группой своей реплики – 0 баллов.

3. Письмо другу (в свободной, творческой форме ученики сообщают, что сегодня узнали нового, что особенно понравилось, произвело впечатление, удивило и т.д.)

Этот этап игры призван дать возможность педагогу подвести итоги проекта, оценить качество усвоенных знаний, а для учащихся произвести оценивание друг друга, выделив в тексте письма группу, выступление которой особенно понравилось. Письма пишутся индивидуально, но с возможностью получить совет или оказать помощь участнику своей группы.Также эта работа – возможность взглянуть на свою страну, область глазами иностранца, как бы со стороны: что могло бы удивить, показаться странным, вызвать восхищение и т.д.

Критерии оценки:

Соответствие нормам эпистолярного жанра. (1 балл)

Наличие в описании не менее трех географических фактов (что узнал нового, что заинтересовало, удивило и т. д.) (три факта – 1 балл, по 0, 5 балла за каждый дополнительный факт)

Выделение группы, выступление которой особо понравилось (с аргументацией) (1 балл, также 2 балла добавляется группе, чье выступление отмечено как лучшее)

Соответствие временному регламенту для выполнения работы (10 -12 минут) – 1 балл.

 

Паспорт проекта.

Фамилия Имя Отчество автора проекта, должность, место работы

Кузнецов Андрей Геннадевич, учитель географии, г. Томск, МАОУ СОШ №5

Раздел программы школьного курса

Материки, океаны, народы и страны

Тема в разделе курса

 

Страны материков. Южная Америка (или любой другой регион мира)

Название проекта

«Все флаги в гости будут к нам» или «Мы к вам приехали на час. Привет! Бонжур! Хелло!»

Цели проекта

Закрепление и углубление знаний по теме «Население и страны Южной Америки»

Задачи проекта

Формирование практических навыков при составлении характеристики страны и населения страны по заданному алгоритму:

1. Географическое положение страны

а. В какой части материка расположена страна?

б. Соседние страны;

в. Название столицы;

г. В какой части страны находится выбранный регион (штат, провинция, округ и т.п.)?

д. Название административного регионального центра .

2. Особенности природы

а. Рельеф (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые страны.

б. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия по территории и по сезонам.

в. Крупные реки и озера.

г. Природные зоны и их основные особенности.

д. Природные особенности, характерные для выбранного региона страны.

3. Население страны:

а. Народы, населяющие страну (какие, размещение, внешние черты);

б. Основные занятия.

в. Этнический состав выбранного региона страны;

г. Основные занятия населения в конкретном регионе (специфика);

д. Основные объекты природного и культурного наследия;

е. Основные праздники;

ж. Язык (языки). Знать приветствие на национальном языке;

з. Национальный костюм.

и. Другие национальные особенности: кулинария, интересные традиции, известные люди и т.п.

2. Актуализировать и углубить знания по изучаемой теме;

3. Ознакомить учеников с новыми терминами и понятиями;

Формировать умение школьников в поиске и применении географической информации (карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета)

Совершенствовать интеллектуальные способности учащихся;

Формировать пространственное и логическое мышление;

Развивать коммуникативные навыки учащихся;

Развитие познавательного интереса учащихся, исследовательских навыков.

Развитие умения творчески представлять работу.

Участники работы над проектом (класс, количество учеников)

7 класс

Тип проекта.

- по доминирующей в проекте деятельности

Творческий (игровой)

Тип проекта.

- по предметно-содержательной области

Комплексный (географический, этнокультурный)

Тип проекта.

- по характеру координации проекта

С открытой координацией

Тип проекта.

- по количеству участников проекта.

Групповой

Тип проекта.

- по времени проведения.

Продолжительный(1-2 недели)

Тип проекта.

- по широте охвата содержания

Межпредметный

Тип проекта.

- по характеру контактов (степени охвата).

В рамках класса

Форма представления проекта

 

Игра «Томская область принимает гостей из стран Южной Америки» (или любого другого региона мира)

Словарь исследователя (понятийный аппарат).

 

Политическая карта Южной Америки; географическое положение страны, особенности природы и природных ресурсов, население, основные виды хозяйственной деятельности; материальная и духовная культуры народов; столица; объект природного и культурного наследия человечества.

Этапы проектной деятельности

Этап работы над проектом

Цель и задачи этапа; общее содержание работы по этапу

Работа школьников на данном этапе проекта

Функции учителя на данном этапе проекта

Этап погружения в проект

Цель: знакомство с типами проектов и их возможностями при изучении раздела «Страны и народы»(для конкретного проекта – темы «страны и народы Южной Америки»)

Задачи:

ознакомление школьников с понятием проект, его типами

определение тем проектных исследований

Знакомятся с типами проектов и их характеристиками и темами проектных исследований

1. Составление списка тем по этнокультурной тематике

2. Подготовка предварительного списка литературы по каждой из выносимых для проектной деятельности тем

3. Знакомит школьников типами проектов и предлагаемыми темами проектных исследований

4. Мотивирует школьников на выполнение проектов

2. Организационно-подготовительный этап

Цель: определение тем и целей исследовательских проектов и организация дальнейшей работы

Задачи:

1. формирование проектных групп (по 4-5 человек на каждую страну Южной Америки и группа встречающих

2.выбор группами темы проекта

разработка плана работы над проектом

разработка критериев оценивания проекта

распределение функций между участниками группы

определение предполагаемых способов сбора информации по теме исследования

Рассматривают тему проекта, определяют ее цель и задачи; разрабатывают методы и пути решения проблемы; составляют план работы; формулируют критерии для оценивания будущих проектов

Оказывает помощь в формулировании цели проекта и методах работы над ним; рекомендует составленный для каждой темы предварительный список литературных и других источников

3. Поисковый этап

Цель: создание портфолио проекта на основании активного сбора, анализа и систематизации информации по задачам проекта

Задачи:

1. Осуществление сбора информации по теме проекта

2. Анализ и систематизация собранного материала

3. Обсуждение в группе возможных путей реализации творческого проекта.

4. Разработка формы представления проекта, репетиции , подбор элементов национальной одежды; подготовка «Визитной карточки» выбранной страны, а также конкретного региона внутри страны(штата, округа, провинции и проч.), откуда прибыла «делегация»

.

Систематизируют собранную информацию и выполняют поставленные задачи проекта; формулируют модель представления проекта для защиты

Осуществляет консультирование проектных групп, как по обобщению материала, так и по оформлению и представлению результатов проектной деятельности, обращает внимание на деятельность каждого участника проектной группы

4. Итоговый этап проекта

Цель: защита проекта

Задачи:

Окончательная подготовка к проведению этапов игры:

1. Творческое представление «визитной карточки» своей страны

2. Диалог культур: прибывшие «гости» общаются с Томичами (темы для общения достаются по жребию)

3. Письмо другу (в свободной, творческой форме ученики сообщают, что сегодня узнали нового, что особенно понравилось, произвело впечатление, удивило и т.д.)

Оформляют результаты исследования и выбирают форму представления

Оказывает консультационную помощь в подготовке проекта к защите

5. Защита и экспертиза проекта

Цель: защита и экспертиза проекта

Задачи:

проведение игры

анализ работы над проектом и его результатов

Активно участвуют в игре, анализируют работу всей группы и проводят самооценку.

Выступает в качестве эксперта во время проведения игры, задает вопросы и анализирует работу группы и полученные результаты, оценивает работу школьников по выработанным критериям, отмечает работу каждого из участников проектной группы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Андрей Геннадьевич! Мне очень понравилась идея!

3 June 2016