12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цехановская Ольга Борисовна2539
стаж работы в школе 28 лет.
Россия, Курганская обл., г.Петухово


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»


Творческий проект

Тема: Вышивка крестом.

Автор: Исакова Анастасия

ученица 7 А класса

Руководитель:

Цехановская Ольга Борисовна

учитель технологии

Содержание:

Введение

Глава 1. Теоретическая часть.

1.1. История вышивания.

1.2. Теоретические сведения.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Исследования.

2.2. Выбор модели.

2.3. Экономическое обоснование.

2.4. Требования к изделию.

2.5. Материалы, инструменты и оборудование.

2.6. Техника безопасности и культура труда.

2.7. Выявление основных параметров и ограничений.

2.8. Технология выполнения вышивки.

Заключение

Литература

Приложение:

1. Геометрические орнаменты.

2. Геометрические орнаменты.

3. Геометрические орнаменты.

4. Образы в русских народных вышивках.

5. Образы в русских народных вышивках.

6. Образы в русских народных вышивках.

7. Образы в русских народных вышивках.

8. Схема вышивки «Мышка».

9. Схема вышивки «На лугу».

10. Схема вышивки «Пчелки».

11. Схема вышивки «Декоративные подсолнухи».

12.Вышивка «С любовью»

Введение

В России с давних времён женщины украшают свою одежду и свой дом вышивкой. Именно поэтому темой своего творческого проекта я выбрала выполнение изделия в технике вышивки крестом.

К тому же, на уроках технологии мы узнали много интересного об этом древнем виде декоративного искусства , научились вышивать крестиком. Свои первые работы я показала родителям и бабушке. Мои работы им понравились.

Я узнала, что в молодости моя бабушка тоже увлекалась этим видом рукоделия, вышивала салфетки и полотенца, иконы. Моя мама, когда училась в школе, тоже занималась вышивкой. Я решила продолжить семейное творчество.

В свободное время мне нравится заниматься творчеством.

Творческое название: «С любовью».

Учебные предметы:

Технология, для выполнения практической части проекта и написания правил техники безопасности.

Литература, для правильной формулировки фраз.

Русский язык, для грамотного написания текста.

История, для написания исторической справки.

Математика, для подсчета результатов анкетирования и расчета себестоимости изделия.

Информатика, для оформления творческого проекта и создания презентации.

Предполагаемый продукт проекта: картина в подарок.

Проблема: недостаток общения старшего поколения с младшим поколением.

Идея: объединение взрослых и детей через совместную деятельность, продолжение традиций наших предков в декоративном творчестве.

Цели проекта:

развить творческий потенциал моей личности;

научиться планировать деятельность - время, ресурсы;

уметь выбирать лучшее решение;

оценивать результат своей деятельности;

учиться выступать перед аудиторией;

Задачи проекта:

изучить историю появления вышивки;

заинтересовать взрослых и детей занятиями вышивкой;

найти общее интересное дело;

сплотить семью;

сделать подарок любимому человеку;

сделать выводы, подвести итоги исследования.

Объект исследования - занятие рукоделием.

Предмет - вышивание крестиком.

Гипотеза - если найти общее интересное дело, например, вышивание крестиком, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить семью, одноклассников.

1. Теоретическая часть

1.1. Из истории вышивания

Вышивание — общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство. Это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных, как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как батист, газ, тюль и т.п.

Так как вышивание производится при помощи иголки, то иголка, пока она не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливались в разные времена из самых разнородных материалов: из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.

У многих восточных народов для вышивки используют самые различные материалы: когти, зубы, мех животных, змеиную кожу. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц. В Канаде некоторые индейские племена вышивают на бересте разными травами, окрашенными в самые яркие цвета. Желание украсить себя и свою одежду было свойственно человеку даже в первобытном состоянии. Индейцы с древнейших времен украшали свои одеяла различными вышивками. Лапландцы и чукчи покрывали свои одежды из оленьих шкур самыми разнообразными узорами.

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине-Палладе. Легенда об Арахне, переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на соревнование, победила в вышивании большой композиции, изображающей похождения богов.

Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упомина­ется о вышивании и рассказывается о богато украшен­ном золотым шитьем плаще Улисса. Так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою краси­вые вышитые одежды из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена этим искусством, а в третьей песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани.

Более развитое искусство вышивания было заимство­вано греками у персов, когда, во время походов Алек­сандра Македонского, они познакомились с роскошью азиатских народов.

Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых вышивками золотом и осыпанных драгоцен­ными камнями, а также тонких индийских тканей, бо­гато разукрашенных разноцветными вышивками. Алек­сандр Македонский пришел в восторг от своего трофея, когда увидел походный великолепно вышитый шатер Дария, и заказал для себя плащ вышивальщицам кип­риоткам.

У евреев вышивание также было сильно развито, но имело религиозный характер. Во времена Моисея осо­бенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и его сыновей во время богослу­жений состояла из ткани, выделанной из полотна, вы­шитого разноцветными узорами. В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами.

Царь Соломон заказал для своего храма вавилонянам голубую занавеску с вышитыми по ней пурпурными хе­рувимами. Евреи и ассирийцы вероятно заимствовали искусство вышивания в Египте, где оно было значитель­но распространено в одеждах фараонов и знати.

Так как древние народы в основном занимались ско­товодством, то и первые ткани и вышивки были из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волок­нистые свойства некоторых растений, в основном пень­ки и льна, из них стали выделывать ткани, которые благодаря своей белизне, стали использоваться во мно­гих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии нашли хлопок и там начали делать тончайшие ткани, которые украшались вышив­ками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ни­ток.

Вышивание золотыми нитками было очень популяр­но в те времена. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно при­нимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь, но безрезультатно. Во времена Юлия Цезаря в Риме появился китайский шелк и вышитые изделия, но шелк был большой редкостью и стоил очень дорого.

Так как китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей, то император Юстиниан, чтобы добыть их прибегнул к хитрости: два монаха дос­тавили ему в Византию в своих бамбуковых посохах не­сколько червей, и с того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на юге Европы.

Вообще при византийских царях искусство вышива­ния достигло высокой степени совершенства, как по бо­гатству, так и по технике исполнения. Вышивками по­крывали не только одежду, но и конские сбруи и седла. При византийских царях были впервые введены в вы­шивание серебряные нитки. В VII в. быстро распрост­раняющееся мусульманство стало наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, но оно нис­колько не повлияло на дальнейшее развитие и процве­тание искусства вышивания. Наоборот, роскошь хали­фов в этом отношении доходила до баснословных раз­меров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышив­кой. В числе подарков, посланных Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции еще до этого, благодаря хорошим торго­вым отношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты были заимствованы исключительно из Библии. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусст­ва. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и его дочерей, были искусными вышивальщица­ми. Его сестра Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и Аквитании, где преподавалось различное рукоделие.

Талантливой вышивальщицей была Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, вышившая все эпизоды за­воевания Англии нормандским герцогом, но уже за­долго до этого вышивание в Англии стояло на высо­кой степени совершенства и вскоре отсюда перешло в Германию, Венгрию. Широкому распространению об­разцов, приемов техники вышивания в Европе способ­ствовали Крестовые походы. Трофеи, привозимые ры­царями из стран Востока, прежде всего скапливались в монастырях и при дворах королей. И естественно, что этим видом искусства стали заниматься в женс­ких монастырях, а также знатные дамы в свободное время, когда их супруги были в походах или на ры­царских турнирах.

В эпоху Возрождения, когда при великолепии дво­ра Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими достигло со­вершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, и даже Рафаэль интересовался этим искус­ством.

Следует заметить, что в то время только в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани (белая гладь). В других государствах,.в основном, вы­шивали, по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками.

Сначала узоры для вышивания переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что было довольно сложно. После изобретения книгопечата­ния узоры сделались более общедоступными, они соби­рались и издавались в специальных книгах. Первый сбор­ник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти. В поисках новых вариантов вышивок художни­ки старались быть ближе к природе и перенимать оттен­ки и цвета живых растений, цветов, птиц и животных.

В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток - мережка. Уже в «Домострое» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке), как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.

Наши первые царицы и царевны, боярыни и боярыш­ни, заключенные в терема и окруженные сенными де­вушками, выполняли самые причудливые и богатые вышивки в византийском стиле шелком и золотом, до­полняя их бисером, жемчугом. Особенно старались ук­расить кокошники и сарафаны.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубаш­ках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основ­ном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вы­шивки восточного происхождения, ясно доказывают узо­ры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунка­ми. Видимо византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Ви­зантийской империи, но так как и Византия заимство­вала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ран­няя русская вышивка преимущественно персидского происхождения.

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.

Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка. По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки. Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи. И, наконец, ноги. Они передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег. Не все знаки-обереги дошли до нас. Многие безвозвратно утрачены, растеряны на огромном, трудном и сложном историческом пути русского народа. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки  – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель  – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него. «Язык» этих символов был понятен людям, они чувствовали его поэтичность и красоту. Играя роль оберега яркие, нарядные вышивки имели четко определенные места их расположения: "ошивки" ворота и запястья, плечо и низ рубахи, бёдра, поле рукавов. Вышивки делались также на поясе и на головных уборах. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Например, крестьяне делали специальные вышивки на рукавах, чтобы урожай, посеянный и возделанный их руками, был богатым…

Когда умелица вышивала орнамент, она непременно произносила при этом заклинания. Заговор, молитву читали несколько раз, чтобы злые ветры не принесли с собой новую напасть. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Считалось, что и сама льняная нить, из которой ткалась рубаха, тоже непроницаема для духов зла.

Чаще всего использовались нитки красного, оранжевого и черного цветов, так как они «сжигали» злые помыслы и порчу, направленные на человека. Желтые и красные нитки символизировали солнце, которому поклонялись практически все язычники. Черный цвет – это цвет земли, признак плодородия. Для украшения рубах использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые тоже заполнялись вышивкой, как и основная ткань. Таким образом, узор вышивки и его цвет служили магическим защитным барьером от проникновения к телу всевозможной нечисти, они были призваны отгонять зло и призывать добро.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые моти­вы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения рас­тений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены). ( приложения № 1 - 3 )..

В древности образное решение русской народной вышивки за­частую было связано с религиозными верованиями славян, глав­ным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в обра­зе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зве­рями или всадниками. (приложения № 4 - 7).

Вышивки выполнялись различными нитками: льня­ными, шерстяными, шелко­выми, реже - металличе­скими. Иногда вышивку до­полняли блестками, бисе­ром, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисе­ром расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор переда­вался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисун­ки, узоры, способы выши­вания. Кроме того, они раз­рабатывают новые компо­зиции, новые мотивы, проч­но связанные с русским на­родным орнаментом.

В начале XIX в. начались попытки механизировать ручную вышивку, было сделано несколько не совсем удачных машин, и только в 1854 г. на французской выставке была представлена машина, которая произ­вела переворот в производстве вышивок. За прошед­шее время многое в технологии машинного вышива­ния претерпело изменение и усовершенствование, но многие до сих пор предпочитают ручное вышивание, находя, что оно и прочнее и красивее, так как фанта­зия вышивальщицы не стеснена узкими рамками ма­шинного производства и имеет полный простор для творчества.

1.2. Теоретические сведения

Вышивки декоративного и прикладного характера чаще всего выполняют по толстой, в четыре нити, и бо­лее тонкой канве, ткани типа рогожки, а также на всех видах полотна с равномерным переплетением, где легко отсчитывать нити. Для вышивки, украшающей одежду, подходят ткани хлопчатобумажные, шелковые и из син­тетического волокна.

Нитки для вышивания выбирают в зависимости от толщины материала. По толстой канве можно выши­вать шерстяной пряжей. Для декоративной вышивки на полотне или по тонкой канве используют разно­цветные хлопчатобумажные нитки. Вышивку на тон­ких тканях (шелк, батист, тонкая шерсть с синтети­кой и т. п.) выполняют более тонкими нитками - му­лине.

Кроме основного материала и ниток необходимо иметь еще иглы, наперсток, ножницы, пяльцы.

Иглу по толщине и длине выбирают в зависимости от материала, на котором будут выполнять вышивку, от толщины нитки для вышивания и, наконец, от характе­ра рисунка.

Чаще всего используют короткие тупые иглы с боль­шим ушком. Игла должна быть немного толще, чем нит­ка для вышивания. Игла оставляет в ткани прокол, через который затем протягивается рабочая нить. Если игла тоньше нитки, прокол получается узким, нитка через него проходит с трудом, цепляется, лохматится и поэтому быстрее рвется. Если игла очень острая, ее надо затупить, спилив конец. Но для мережки - ажурного шитья - требуется, наоборот, игла с острым концом, легко входящим в подрубленный край.

Наперсток используют главным образом при работе на толстом материале, когда требуется сильно нажимать на иглу.

Небольшие острые ножницы пригодятся для обреза­ния конца рабочей нитки и для подрезания нитей в тка­ни (при вышивании прорезной глади и мережек).

Пяльцы или рамку для вышивания используют для натяжения ткани. На натянутой ткани легче работать, стежки ложатся ровнее, вышивка получается аккурат­нее и красивее. Кроме того, на натянутой ткани лучше выявляется структура вышивки, что особенно важно при сложной технике и рисунке.

Простейшее натяжение создается в руках следующим образом: участок ткани положим на указательный па­лец левой руки и оба его конца придерживаем, слегка натягивая большим и средним пальцами.

Для исполнения крупных и сложных вышивок необ­ходима специальная рама. Для более простых и учеб­ных работ можно использовать круглые или квадратные пяльца размером 15-18 см. Без пялец, например, совер­шенно невозможно обойтись при вышивании некоторых видов ажурной мережки.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными.

Существует несколько видов вышивки крестом, среди которых самый распространенным является односторонний простой полный крест. Крест простой односторонний выполняется в следующей последовательности: первый стежок - снизу слева вверх направо; а второй снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит на изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние), затем вторые (верхние). Только при соблюдении этого правила вышивка получится аккуратной.

Двусторонний крест выполняют в четыре приема: сначала все нечетные крестики, а затем все четные, располагая их между выполненными ранее.

Двойной крест выполняют из четырех стежков, из них два диагональных и два прямых. Первый стежок надо сделать по диагонали снизу слева вверх направо, второй -по горизонтали в направлении сверху слева вниз направо и четвертый - по вертикали в направлении снизу вверх.

Шов полу крест или «роспись». Швом «роспись» может быть выполнен как самостоятельный рисунок, так и небольшие узкие полоски. В отличии от креста роспись создает кружевной узор, состоящий из тонких, идущих в разных направлениях линий.

Крестом шьют по канве, полотну и тканям полотняного переплетения, где нитки утка и основы составляют квадраты и имеют одинаковую толщину. Каждый крестик захватывает одинаковое число нитей полотна в высоту и в ширину.

Начинающим вышивальщицам лучше шить по канве. Перед началом вышивания полотно нужно натянуть на пяльцы - так вышивка получится ровнее.

2. Практическая часть

2.1. Исследования

Вышивка - один из распространенных видов народного творче­ства. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и ни­тей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьян­ская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный на­ряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Такая работа считалась самой подходящей для женщины.

Сейчас другое время и взгляды на жизнь. В магазинах большое разнообразие разных товаров. Всё что желаешь можно купить.

Мне стало интересно, вышивают ли мои сверстники крестиком или нет?

Девочки с удовольствием отвечали на мои поставленные вопросы.

Вот результат:

Мои одноклассницы почти все научились вышивать на уроках технологии, только трое получили азы по вышивке от мамы или бабушки.

На вопрос занимались вышивкой раньше ваши мамы и продолжают ли заниматься рукоделием сейчас? Был ответ:- Почти все мамы учились вышивать, но сейчас в силу занятости мало кто занимается рукоделием. Те, кто вышивает, считают, что занятия вышивкой отвлекают от житейских проблем , успокаивают.

Значит, есть занятие, которое могло бы объединить, сблизить взрослых и детей- это семейное рукоделие (например, вышивание крестом).

Такой же опрос я решила провести и с учителями. В начале я узнала у классного руководителя Исаковой Ксении Александровны. Ответ был положительным. Ксения Александровна со школьной скамьи увлеклась этим видом творчества и до сих пор старается в свободное время уделять внимание вышивке. Свои работы она с любовью дарит родным.

Учитель английского языка, Панфиленко Елена Александровна ,если удаётся найти свободную минуту обязательно вышивает и своими работами украшает интерьер дома.

Очень интересная беседа получилась с учителем русского языка , Даниловой Ингой Михайловной. Я узнала ,что её мама прекрасно до сих пор расшивает национальные марийские костюмы, увлекается до сих пор вышивкой и Инга Михайловна. А сейчас она осваивает новую технику вышивки атласными лентами. Её дочь, Алёна добилась больших успехов. Работы мастериц украшают интерьер дома.

Я решила заглянуть в спортзал и узнать у Сычевской Ларисы Владимировны её отношение к декоративному творчеству. Ответ был положителен. В школьные годы она с большим удовольствием занималась рукоделием, но сейчас она всю себя отдала спорту, и очень сожалеет, что нет свободного времени на рукоделие.

Ловцова Любовь Михайловна поделилась своими секретами вышивки, ей очень нравится вышивать больше гладью. Цветы на её работах кажутся просто живыми.

Проведя опрос, я узнала, что многие учителя в детстве, в школьные годы и студенческие вышивали, но сейчас увы не хватает времени..

2.2. Выбор модели.

Узнав много интересного из истории вышивки, о разной технологии выполнения шва «крестик», у меня появилось желание и дальше осваивать этот вид декоративного искусства .В магазине я увидела много интересных сюжетов и не могла определиться. Но больше всего мне понравились вышивки: «Мышка» (приложение № 8), «На лугу» (приложение № 9), «Пчёлки» (приложение № 10),«Декоративные подсолнухи» (приложение № 11) «С любовью» . Я долго выбирала и решила вышить картинку к Дню святого Валентина «С любовью».Это довольно сложная вышивка, но зато очень красивая и мне будет её интересно вышивать.

2.3. Экономическое обоснование.

Расчет себестоимости.

Затраты

Количество

Общая стоимость

Набор для вышивки

1 шт.

110 руб.

Пяльцы

1 шт.

15 руб.

Рамка

1 шт.

100 руб.

Итого:

3 шт.

225 руб.

Так как инструменты мы не приобретали, а только использовали, то мы их не учитываем. Поэтому общая стоимость изделия составляет 225 рубля.

2.4. Требования к изделию.

Название изделия

Панно «С любовью»

Функциональное значение

Украшение интерьера или подарок

Пользователь

Любой человек

Единичное или массовое производство

Единичное производство

Требования к материалам

Прочность, экологичность

Метод изготовления

Ручной

Внешний вид, стиль

Современность, оригинальность

Требования с точки зрения безопасности

Изделие не должно иметь элементов,

Использования

которыми можно пораниться

   

2.5. Материалы, инструменты и оборудование.

Материалы:

хлопчатобумажная канва ;

нитки мулине ;

рамка со стеклом.

Оборудования, инструменты и приспособления:

гладильная доска;

утюг;

швейная игла;

ножницы;

напёрсток;

игольница;

пяльцы с винтом;

схема для вышивки.

2.6. Техника безопасности и культура труда

Организация рабочего места. Прежде чем начать вышивать, мне нужно организовать своё рабочее место. Для начала я уберу все посторонние вещи в тумбочку, а затем приготовлю все нужные материалы, инструменты и приспособления, чтобы в ходе работы не отвлекаться.

Правила обращения с иглой:

Не бросать иголки.

Не втыкать их в одежду. Ни в коем случае не брать их в рот.

Во время работы пользоваться игольницей.

Во время работы иголки использовать только по назначению.

Правила обращения с ножницами:

Не резать ножницами на ходу.

Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями.

3. Передавать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами

вперёд.

Санитарно-гигиенические требования.

Нельзя перекусывать нитку зубами.

Перед началом работы необходимо вымыть руки.

Рекомендуется делать перерывы в работе не реже чем через 45минут, так как при данном занятии утомляются глаза, устают пальцы.

По окончанию работы посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы. Убрать рабочее место.

2.7. Выявление основных параметров и ограничений

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

Изделие должно быть выполнено аккуратно.

Изделие должно соответствовать выбранной стилистике.

Изделие должно быть красивым.

Изделие должно быть практичным.

2.8. Технология выполнения вышивки

Выполнение технологических операций. Шов «Крест» широко используют в цветной вышивке для украшения салфеток, подушек, скатертей, блузок, картин. Я выбрала простой односторонний крест. В этом случае крест образуется только с одной стороны ткани - лицевой. В зависимости от того, как вышивают крестики по горизонтали или по вертикали - определяют технику выполнения.

Вышивая вышивку, я придерживалась определенных правил:

1. Крестом вышивают по канве, по продернутым ниткам и по счету ниток.

2. В начале работы необходимо определить центр полотна. Совместить его с центром вышивки, указанным на схеме стрелками.

3. В начале работы необходимо закрепить с помощью нескольких стежков, которые впоследствии будут закрыты вышивкой. В дальнейшем для закрепления необходимо прятать концы ниток под стежками изнанки.

4. Шов выполняют слева направо. Нитку закрепляют в нижнем углу клеточки и ведут ее по диагонали в противоположный угол. Прокалывают ткань иглой сверху вниз и протаскивают нитку. Получается половина крестика. Иглу вводят в противоположный угол клеточки, и крестик готов.

Если вышивают ряд крестиков, то сначала делают ряд косых стежков с наклоном в правую сторону, а на обратном ходе — ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

5. Вышивка дополняется «стежком» в 3 нитки мулине.

Заключение

За время своей работы я значительно углубила знания в истории вышивки. Узнала много нового и интересного о рукодельницах старшего поколения моей семьи. Глубже узнала историю своей семьи. Доказала, что изготовленные мной и моей семьей изделия не принесут никакого вреда окружающей среде, так как изготовлены из экологически-чистых материалов.

Но, чтобы удовлетворить свои желания и задумки потребовались выдержка, терпение, ну и конечно материальные средства, без которых в наше время никуда.

По моему мнению, проделанная исследовательская работа оказалась очень интересной и познавательной. Я узнала что в школе , в которой я учусь, есть учителя которые вышивали в детстве и увлекаются вышиванием до сих пор. В моём классе увлекается вышивкой крестом Герасимова Юля , её работы очень аккуратные, одна из работ заняла 1 место в районном конкурсе «Пасхальный сувенир».

В 8 «а» классе увлекается вышивкой Даша Ерахтина ,её работы неоднократно были отмечены на конкурсе «Петуховские звёздочки».

Таким образом, я выполнила все поставленные перед собой задачи и полностью удовлетворена проделанной работой. На мой взгляд, изделие у меня получилось красивым, интересным, оригинальным. А доказательством является участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества 2 место, в районном конкурсе «Шедевры своими руками» 3 место.

Я думаю, что народные традиции не будут забыты и будут передаваться от поколения к поколению. Подтверждением моих слов является выставка работ учащихся школы.

 

Литература

№ 1. Выгонов В.В. Трудовое обучение. Поделки, модели, игрушки. Москва: «Первое сентября», 2002. – 254 с.

№ 2. Свиридова О. В. Изобразительное искусство 5 класс. Волгоград: Учитель, 2007. – 170 с.

№ 3. Internet. http://folkler.ru/kostyum/narodny_kostyum_na_rusi

Приложение № 1 – Геометрические орнаменты.

Берегиня – хранительница духа рода,

посредник между Богом и человеком.

 

 

 

Обереги.

Дороги жизни.

 

 

Дом.


 

 

Хозяйство, усадьба.

Приложение № 2 – Геометрические орнаменты.

Усадьба с оберегами.

 

 

 

 

Плодородие.

 

 

Солнце.

 

Вода.

Вели великое божество.

 

 

Приложение № 3 – Геометрические орнаменты.

 

Птица пава- женский образ.

 

 

Древо жизни.

 

Конь – мужское начало, гонец солнца.
 

Приложение № 4 – Образы в русских народных вышивках.

Русская вышивка «Древо жизни».

Приложение № 5 – Образы в русских народных вышивках.

Фрагмент с изображением женщины.

Приложение № 6 – Образы в русских народных вышивках.

Птицы.

Приложение № 7 – Образы в русских народных вышивках.

Русская вышивка. Изображение птиц.

Птица – вестница неба, женское начало.

Приложение № 8

Схема вышивки «Мышка».

Приложение № 9

Схема вышивки «На лугу».

Приложение № 10

Схема вышивки «Пчёлки».

Приложение № 10

Схема вышивки «Декоративные подсолнухи».

Опубликовано в группе «Все красивое вокруг - это дело наших рук!!!»


Комментарии (3)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.