12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федонина Ольга Николаевна592
Педагогический стаж - 22 года, из них - 11 лет в должности заместитель директора по УВР. Имею высшую квалификационную категорию как по должности учитель, так и по должности - заместитель директора.
Россия, Брянская обл., Брянск
Материал размещён в группе «Педсовет»
5

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Тема педсовета: «Учебно - дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся»

Цель: Осмысление роли учебно - дидактических игр в учебно-воспитательном процессе»

Задачи:

Рассмотреть знание дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.

Типология игр, их особенности.

Рассмотреть положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на различных уроках.

Заключение.

Как всегда сначала немного теоритических аспектов.

Задачи современной школы - воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную помощь следовательно возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, вносить элементы новизны, активизирующие познавательную деятельность.

Одним из видов активной деятельности обучения для школьников остается учебно-дидактическая игра. Так что же такое игра? Игра-вид деятельности, в которой важен не столько сам результат, сколько сам процесс.

Особенности игры:

1. Мы выполняем реальные действия.

2. Эти действия носят условный характер.

Классики русской педагогики Ушинский, Сухомлинский, Макаренко уделяли особое место игре.

Учебная игра обладает той же структурой что и любая деятельность:

1. цель (дидактическая задача)

2. средства (игровые приемы)

3. процесс игры ( равила игры, игровые действия)

4. результат

Дидактическая задача формируется учителем и включает либо закрепление материала, либо повторение и т.д. игровая задача осуществляется детьми. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее действия, тем интереснее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные задачи. Что касается правил, то в дидактической игре они уже заданы. С помощью правил учитель управляет игрой, поведением уч-ся.

Помимо воспитательной игра преследует две цели:

А) игровая

Б) учебная

Творческая атмосфера нейтрализует чувство тревоги, создает ощущение спокойствия. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх знания ученики получают свободно. Поэтому часто то, что на уроке оказалось трудным для уч-ся, во время игры легко усваивается.

Известный французский ученый Луи де Бройль говорил, что все игры, даже самые простые, имеют много общего с работой ученого. И в том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, затем радость от решения этой задачи. Поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Ребенок играет с рождения, игра- основа в детском саду, придя в школу он продолжает играть и задача учителя правильно организовать работу на уроке, используя дидактические игры.

Я хочу предложить вам несколько вариантов таких игр, которые можно использовать на уроках в любом звене, а не только в начальной школе.

Существуют различные типы дидактических игр:

1. По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на 2 группы:

- игры, требующие от детей исполнительной деятельности, т.е. дети выполняют действия по образцу

- игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. Например - формирование вычислительных навыков:

Игра «Определить курс движения самолета»

Летчик- командир наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами от меньшего номера к большему. Номер каждого города записан примером, ученики решают примеры и определяют номер города и устанавливают курс.

2. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность уч-ся: Игра «Контролер»

Две команды, от каждой к доске выходит по 1 контролеру, которые следят за правильностью ответов и показывают знаки разного цвета: красный - ответ неверный, зеленый - правильный ответ.

3. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность:

«Числа - перебежчики»

Учитель делит класс на 3 команды (по рядам). Сначала он вызывает 5 учеников из первой команды и выдает им карточки с цифрами и знаками действий. Дети составляют пример на сложение 2+8=10, затем учитель предлагает числам (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример 8+2=10 и т.д.

4. Игры, включающие элементы поисковой деятельности « Угадай-ка» и т.д.

Существует еще огромное число дидактических игр:

А- игры- путешествия

Б- игры- поручения

В- игры- предложения

Г- игры- загадки

Конечно, использование игр требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, но они оправдываются положительными результатами.

Также необходимо сказать и об игровых приемах. Приведу несколько примеров:

1. Игровые разминки, физкультминутки.

2. Игры - загадки

А) какой звук я загадала и учитель называет 5 слов, в которых встречается один и тот же звук

Б) необычный телефон - На диске вместо цифр - буквы и ученики набирают слово по определенной теме.

В) «Правда – ложь» - это игра на внимательность - Учитель показывает слова, в которых допущены ошибки, а ученики должны найти эти ошибки.

3. Лексические игры – это игры на карточках, загадки, кроссворды, например «Найди слово», « Составь пословицу», « Снежный ком» и т.д.

Как видите эти игры и игровые приемы можно использовать не только в начальной школе, но и среднем и старшем звеньях.

Теперь немного об использовании дидактических игр на различных уроках

На уроках обучения грамоте, русского языка и чтения можно использовать такие виды игр:

1. кроссворд - игра на отгадывание слов

2. ребус – загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв, знаков.

3. метаграммы – загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, в содержании указаны буквы изменения которых меняет смысл слова

Я с «П» - кругла, желта, на вкус приятна

И прячусь под поверхностью земли

А с « К» - я то мала, то необьятна

И поднимаю часто корабли

(репа – река)

4. Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, представляющих в свою очередь отдельное слово.

Слог первый – восклицание

Второй - достоин порицания

А все – на севере далеком обитает

И жителей тех мест и греет и питает

( О – лень)

Использование дидактических игр на уроках:

1. При обучении грамоте:

-- волшебницы-буквы (цель - составлять и преобразовывать слова, рой-пой; лай-май)

--- узнай букву

-- вкусные слова (Буратино шел в гости к детям и нес «вкусные слова». Дети должны помочь Буратино. Они складывают из букв и слогов слова - яблоко, слива, груша и т.д. после чтения слов дети должны придти к выводу, что Буратино нес фрукты.

--- помоги карандашу ( карандаш задумал как ему лучше нарисовать картину. Дети ему помогают составляют из опорных слов рассказ)

2. На уроках математики:

--- Поймай рыбку

--- Самый быстрый почтальон (эту игру можно использовать для закрепления материала) Учитель раздает 5 ученикам по одинаковому числу карточек( писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами изображают дома с номерами ( держат цифры от 0 до 10). Почтальон должен быстро определить на конверте номер дома, т.е. решить пример, и разнести письма в соответствующие дома.

Эти игры простые, но они позволяют в увлекательной форме повторить материал, вносят элементы соревнования, что еще больше способствует активизации деятельности уч-ся, обязывает их более вобранными и быстрыми.

Многие игры строятся на материале различной сложности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в одной игре уч-ся с разным уровнем знаний.

Конечно, игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех.

2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению и по использованию.

3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4. Подведение результатов игры должны быть справедливыми и четкими.

При подготовки урока, в котором вы будете использовать учебно-дидактическую игру, можно воспользоваться памяткой

Есть и сторонники, и противники игры. В чем они видят минусы:

1. Игра – это развлекательный момент.

2. Игра отвлекает от учебного материала.

3. Трудно поддерживать дисциплину

4. Игра – это потеря времени на уроке, т.к. На объяснение правил игры уходит много времени.

5. Часть детей не хотят играть.

6. Трудно детей ввести в игру и вывести из нее.

7. Нарушение детьми правил игры.

8. Возникают конфликты среди детей.

Сторонники приводят свои доводы:

1. Игра – это средство познания ребенком действительности.

2. В играх уч-ся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе.

3. Повышается активность детей.

4. Игра – это школа социальных отношений.

5. Игра носит обучающий характер.

Учитывая все за и против, учебно-дидактические игры проводить нужно т.к. они:

1. включают детей в учебную работу.

2. Учитываются возрастные особенности детей, например, недостаточная устойчивость, а игра помогает сосредоточиться.

К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Посещая уроки своих коллег, хочется сказать, что в начальной школе игре уделяют особое внимание. Но у одних учителей игра проходит плодотворно, все дети работают, а у других часть детей слишком увлекались процессом игры и долго не могли перестроиться на другой вид деятельности.

И подводя итог своему выступлению, хочу обобщить.

Учебно-дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В играх происходит усвоение учебных знаний, умений и навыков, развиваются все психические процессы детей. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Грамотное проведение игр обеспечивается их четкой организацией. Своим опытом в организации учебно-дидактических игр на уроках поделятся учителя.

 

Опубликовано в группе «Педсовет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.