12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хачирова Белла Руслановна94
Старший методист МАУДО "Центр дополнительного образования г.Владикавказа". Стаж педагогической работы - 20 лет, из нах 17 лет - в дополнительном образовании детей.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
0

Учебное занятие в учреждении дополнительного образования с точки зрения личностно-ориентированного обучения. Доклад на семинаре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»





УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

в учреждении дополнительного образования

с точки зрения личностно-ориентированного обучения

(методические рекомендации)



Исполнила:

старший методист

Хачирова Б.Р.













Владикавказ, 2023г

УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ

в учреждении дополнительного образования с точки зрения

личностно-ориентированного обучения


В течение многих столетий в учебных заведениях было характерно одинаковое для всех по содержанию и методике обучение, предполагающее твердую дисциплину, безоговорочное подчинение требованиям учителя со стороны ученика. Такой стиль отношений “учитель — ученик” получил название авторитарной педагогики. И этот стиль отношений многие педагоги, к сожалению, используют до сих пор. В наше время - в век научно технического прогресса, высоких технологий жизнь выдвигает новые требования по воспитанию и обучению детей. Во взрослую жизнь должен выходить всесторонне развитый, социально адаптированный молодой человек, способный к самоанализу, к корректировке своей собственной судьбы, умеющий взаимодействовать с современным миром. Поэтому сегодня ведущим стратегическим направлением развития системы образования в мире является технология личностно – ориентированного обучения.

СПЕЦИФИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ заключается в практико – ориентированном характере обучения, то есть мы учим деятельности, формируем не объем теоретических знаний, а набор умений и навыков в выбранном виде деятельности. Основная группа методов обучения – преобладают не словесные, а наглядные методы, как правило, это демонстрация образца действия. НО это не значит, что принципы и методы ЛОО не применимы в учебном занятии в системе дополнительного образования!!!

Слово - «технология» - пришло из технического мира и наиболее привычное отношение имеет к производственному процессу. Оно происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. В широком смысле, технология — это наука о законах функционирования любой сложной системы: производство, социум, образование и др. В образовании это означает совокупность методов воздействия на обучающихся в учебном процессе.

ЛОО выполняет две важнейшие функции в личностном развитии ребенка.

Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.

Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность. Здесь ребенок имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия. В этом процессе поиска истины происходит переход от отчужденного знания, через личные открытия к личному знанию.

Термин «личностно – ориентированное обучение» предложен Ираидой Сергеевной Якиманской (доктор психологических наук, профессор, член Международной педагогической академии).

Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования и обогащается.

Учебное занятие было и остается основным элементом образовательного процесса в дополнительном образовании, но в системе личностно – ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае занятие подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта детей по отношению к изучаемому материалу.

Работа на занятии с субъектным опытом ребенка требует от педагога специальной подготовки: не просто изложения материала, а анализа того содержания, которым располагают ученики по теме занятия, раздела программы. В таких условиях меняется режиссура занятия. Воспитанники не просто слушают рассказ педагога, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, обсуждают то, что предлагают другие ребята, отбирают с помощью педагога то содержание, которое закреплено научным знанием. Ребёнок при этом есть «творец» этого знания, участник его порождения. Педагог постоянно обращается к детям с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойства могли бы выделить (назвать, перечислить), где они по вашему мнению, могут быть использованы, с какими из них вы уже встречались. В ходе такой беседы нет правильных (неправильных) ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые педагог затем начинает «отрабатывать» их с позиции дидактических целей занятия. Он должен не принуждать, а убеждать обучающихся принять то содержание, которое он предлагает с позиции научного знания. Такой метод можно назвать методом учебного диалога.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.

В учреждениях дополнительного образования детей возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

комплектование учебных групп однородного состава;

внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;

профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

Индивидуализация обучения

такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому его считают проникающей технологией.

Исходя из вышесказанного, для успешной реализации личностно-ориентированного подхода необходимым условием является сочетание массовой, групповой и индивидуальной работы .

В деятельности педагогов дополнительного образования используются такие формы работы:

групповая – это традиционные занятия - теоретические и практические, где присутствует вся группа, т.е. обычно работают 12-15 человек;

работа в малых творческих группах по 3-5 человек – дети могут таким образом выполнять коллективную творческую работу; подбирать интересные материалы к изучаемым темам, работа по поиску ведется под контролем педагога;

индивидуальная работа – подбор индивидуальных заданий педагогом и самим обучающимся по согласованию с педагогом;

работа по подготовке и участию в выставках и конкурсах - эта работа проводится большей частью индивидуально

Итак, цель личностно-ориентированного занятия – создание условий для проявления познавательной активности учеников. Это процесс, направленный на достижение активности личности ученика в учебном процессе и сохранение этого состояния.

Средства достижения этой цели:

использование разнообразных форм и методов организации учебной и творческой деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт обучающихся;

создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка в работе учебной группы;

стимулирование детей к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

использование в ходе занятия дидактического материала, позволяющего обучающемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

оценка деятельности обучающегося не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и во время процесса его достижения;

создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения детей.

Выделенные общие цели и средства организации личностно – ориентированного занятия должны быть конкретизированы педагогом в зависимости от направления обучения, вида деятельности, назначения занятия, его тематического содержания. Поэтому в зависимости от типа занятия должны существовать различные критерии эффективности его проведения. Обозначим те критерии, которые позволяют анализировать деятельность педагога на занятии с личностно – ориентированной направленностью.

мотивация обучающихся к целеполаганию;

использование проблемных, творческих заданий;

создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе занятия;

сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе занятия;

обсуждение с детьми в конце занятия не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому;

стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

оценка (поощрение) при опросе на занятии не только правильного ответа ребёнка, но и анализа того, как он рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибка;

оценивание обучающегося в конце занятия должно аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

Основные группы методов, применяемых на занятии в контексте личностно-ориентированного обучения:

Проблемно – поисковые методы

Метод проектной деятельности

Игровые методы

Эвристический метод

Метод совместной импровизации педагога и обучающегося

Разнообразие форм работы педагога и обучающихся во время занятия

Зная, что личность обучает и воспитывает другую личность, необходимо обратить особое внимание на себя – педагога, на уровень педагогического мастерства, на результативность работы, т.е. выработать свой «педагогический почерк».

Личностно-ориентированная позиция педагога:

Установка на обучающегося как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

Признание самобытности и уникальности каждого ребёнка;

Безоценочная позиция – принятие обучающихся и ситуации как данности;

Приоритетность конструктивной функции педагога (обеспечивающей собственную активность обучающегося) в противовес контролирующей;

Доверительная позиция; поощряющая склонность выражать собственное мнение;

Умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.

Очевидно то, что от воспитания и от содержания образования подрастающего поколения зависит и уровень культуры народа, и характер мировоззрения, и подготовленность молодежи к будущей жизни.





Список использованной литературы:

Долженко Ю. А. Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования. – Барнаул, Изд. АКИПКРО, 2002г

Сарбасова Е.А. Урок с точки зрения концепции личностно-ориентированного обучения

https://proshkolu.ru/user/sarbelena/file/2254213/

Туркина Н.П. Урок в системе личностно – ориентированного обучения. https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-na-temu-urok-v-sisteme-lichnostnoorientirovannogo-obucheniya-3604037.html

Якиманская И. С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. - М.: Изд. «Сентябрь», 2000г.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.