Учебно-игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «Путешествие в страну гласных звуков»

3
0
Материал опубликован 31 May 2017 в группе

Учебно-игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе

«Путешествие в страну гласных звуков»

Форма проведения: Занятие-путешествие.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять умение четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [и], [о], соотносить гласные звуки с конкретными символами. Учить определять гласный звук в начале и середине слова. Закреплять умение определять эмоциональные состояния человека и передавать их в мимике и речи. Формировать направленный длительный выдох.

Коррекционно-развивающие: Развивать зрительное, слуховое восприятие. Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные: Формировать положительную установку на участие в занятии, умение слушать сверстников и педагога; воспитывать чувство сотрудничества, желание помочь.

Оборудование: Бейджики с красными флажками по числу детей; кукла; демонстрационный материал «Дорожка для колобка»; музыкальный фрагмент «Вой волка»; картинки заклеенные полосками цветной бумаги; символы гласных звуков [А], [О], [У], [И]; картинки с изображением трёх одинаковых мальчиков с разным эмоциональным состоянием; «звуковая дорожка» для развития мелкой моторики; предметные картинки: кот, собака, мышь, конверт с письмом, буквы А, О, У, И по числу детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

- Дети, давайте прикрепим красные флажки, посмотрим друг на друга.

– Сегодня мы отправимся в необычное путешествие в Страну гласных звуков. Вход туда всегда свободен. Мы подготовились к путешествию и прикрепили красные флажки. А почему мы выбрали именно красные флажки? (Потому что, мы отправимся в Страну гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом)

- Все готовы? Итак, мы отправляемся в путь!

2. Соотнесение гласных звуков с конкретным образом.

Появляется плачущая кукла

- Дети, посмотрите здесь, плачет чья-то куколка. Вспомните, какой гласный звук надо произнести, чтобы ее успокоить? (Гласный звук [а])

Дети успокаивают куклу, пропев ей звук [а]. На доске появляется картинка.

- Посмотрите, кто это катится по дорожке? (По дорожке катится Колобок)

- Правильно, это Колобок катится по дорожке и весело поет. Кто догадался, какой гласный звук поет Колобок? (Гласный звук [и])

(Один из детей двигает Колобка по дорожке, остальные дети длительно произносят звук [и])

Звучит музыкальный фрагмент «Вой волка»

- Послушайте музыку и угадайте, какому животному подходит этот музыкальный отрывок. (Дети слушают и определяют, что прозвучавшая музыка подходит волку)

- Какой гласный звук ему подходит? (Гласный звук [у])

- Давайте покажем, как волк идет и воет. (Дети изображают волка и произносят звук [у])

- Ой, от такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Покажите, как застонал медведь. (Дети изображают медведя и длительно произносят звук [о].)

- Вспомните, какие гласные звуки мы сейчас с вами произносили. (Гласные звуки [а], [у], [и], [о])

- Как называются эти звуки? Чем они отличаются от согласных? (Их можно петь)

3. Формирование направленного длительного выдоха.

- Сейчас мы отправимся на волшебную поляну. Посмотрите, здесь «заколдованы» какие-то картинки. Давайте попробуем их «расколдовать».

Вышли на полянку,

Сели все в кружок.

Угадай картинку,

Милый мой дружок!

(Дети садятся в кружок. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками, и конверты с картинками-отгадками)

- Дети, поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

Это задание проводится в виде игры с мячом. Один ребёнок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня аист, а что у тебя?». Игра проводится до тех пор, пока каждый из детей не назовет свое слово.

4. Соотнесение гласных звуков со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук.

- Молодцы, ребята! Все картинки узнали. А теперь возьмите свои картинки и поставьте их на доске рядом с нужным символом.

- А какие картинки можно было бы добавить в эти ряды?

5. Кинезиологическая гимнастика (комплекс упражнений, развивающих межполушарное взаимодействие)

- Чтобы выполнить следующее задание, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.

- Сначала натянем «умную шапку» (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитирует завязывание узелка под подбородком)

- Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек)

- Покажем «умную сову». (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы).

Совушка-сова,

Большая голова.

На суку сидит,

На всех глядит.

Каждое упражнение повторяется 3-4 раза.

6. Проговаривание эмоционально окрашенных чистоговорок.

- Дети, наше путешествие продолжается. Посмотрите, здесь живут три братца. Похожи ли они?

(На доске выставляются три картинки с изображением одинаковых мальчиков с различным эмоциональным состоянием – радость, грусть, злость. Дети определяют, чем они похожи и чем отличаются.)

- Давайте повторим следующие чистоговорки:

У-У-У – Я домой пойду!

О-О-О – Вот мое пальто!

А-А-А – Спать уже пора!

- Угадайте, кто из изображенных мальчиков мог так сказать. (Дети повторяют чистоговорки с разной интонацией)

7. Развитие мелкой моторики.

- Мы уже совсем близко подошли к Стране гласных звуков. Наши приключения еще не закончились. Посмотрите здесь какая-то заколдованная тропинка, нам нужно по ней пройти.

Дети садятся за столы, перед ними карточки со «звуковой дорожкой» из символов гласных звуков.

- Будем подниматься снизу вверх указательным и средним пальцами, проговаривая каждый звук. (Один ребёнок произносит звуки, остальные дети двигают пальчиками и следят за говорящим. Дети выполняют упражнение сначала правой рукой снизу вверх, затем сверху вниз, потом аналогично левой рукой)

8. Определение гласного звука в середине слова

Появляется Звукоежка.

Звукоежка. А, не ждали?! Наконец-то я дошел до вашей Страны гласных звуков. Принес вам письмо. Вот читайте.

- Дети послушайте, что в нем написано.

Это добрая собачка

Нам отправила письмо.

Пишет нам, что Звукоежка

Лишил голоса её.

Кошка Мурка замолчала,

Слышно только «мр» да «мр».

А мышонок пискнул только,

А потом совсем притих.

- Что же это ты натворил, Звукоежка?

Звукоежка А я взял да и съел все гласные!

- Дети давайте вернем все гласные звуки животным. Как лает собака? (Собака лает: гав-гав-гав.)

- Какой гласный звук слышится в ее лае? (Дети ставят символ звука [А] под картинкой в середине слова)

- Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук живет в его имени? (Звук [И])

- А почему кошка перестала мурлыкать? (Потому что Звукоежка съел звук [У] )

- Молодцы ребята, спасибо вам за то, что вернули голоса мышонку, кошке и собаке. Теперь вы поняли, что без гласных никак нельзя! Это очень важные звуки.

9. Итог

Звукоежка (прощается) 

-Молодцы, ребята, за ваши познания подарю-ка я вам буквы которыми обозначают гласные звуки, а вы их потом в группе раскрасите.

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад после нашего путешествия. Скажите, что вам понравилось больше всего?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации