12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бессмертная Светлана Михайловна1787
Россия, Оренбургская обл., Новосергиевский район, село Землянка
0

Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии

Тема: «Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии».

обрый день, уважаемые коллеги. Мы продолжаем разговор о формировании профессиональных компетенций педагогов через внедрение инновационных образовательных технологий. Надеюсь, что сегодняшняя встреча будет проходить в рабочей обстановке и окажется полезной и приятной для всех нас.

- В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, творческих, способных нестандартно решать поставленные цели и задачи. Поэтому сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса. В арсенале инновационных педагогических средств и методов главное место занимает учебная исследовательская деятельность. Очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

Поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.

Эту тему мы и рассмотрим.

В соответствии с требованиями ФГОС: от существовавшего образовательного процесса мы переходим к желаемому образовательному процессу. Нам нужен новый ученик.

Есть три составные части, которые неразрывно связаны между собой:

Концепция образования;

Технология;

Результат.

Поменяв концепцию и оставив старые технологии, мы никогда не получим новый результат в образовании. Хочу сказать:

- Обратите внимание, что сейчас исследовательская деятельность не отменяет традиционных форм обучения, а лишь расширяет диапазон возможностей. Итак, исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской творческой задачи под руководством учителя.

Важно обеспечить педагогом целенаправленность и систематичность процесса развития исследовательских умений младших школьников. Существенная роль в этом принадлежит уроку, где выстраиваются исследовательские занятия с применением игровых, исследовательских методов обучения.

Я в своей работе ориентируюсь на пять групп исследовательских умений младших школьников:

1. Умения организовать свою работу (организационные);

2. Умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые);

3. Умения работать с информацией, текстом (информационные);

4. Умения оформить и представить результат своей работы.

5. Умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные).

Уроки окружающего мира, математики, русского языка и литературного чтения содержат познавательные и занимательные задания.

Приведу примеры таких заданий.

Для тренировки умения выдвигать гипотезы предлагаются задания типа: "Найди причину события …" (например, почему заяц белый или трава пожелтела).

Для развития умения классифицировать – "Продолжи ряд: полезные ископаемые – это уголь, нефть, …", "Раздели на группы", "Найди общий признак у предметов" и др.

Умения наблюдать хорошо развивают задания, заставляющие ребёнка разобраться в сплетённых линиях:

"Узнай, кто где живёт?",

"Что изображено на рисунке?" и др.

Способности к умению анализировать зрительные образы тренируют задания с намеренно сделанными ошибками:

"Что перепутал художник?",

"Найди отличия у предметов".

При ответе на поставленные в задании вопросы следует приучать школьников начинать со слов:

"Я думаю…";

"По моему мнению…".

Это формирует у детей умение выражать собственные мысли.

В итоге: элементы исследования на учебном занятии могут быть на разных этапах в виде учебного эксперимента или нетрадиционных форм, может быть применение исследовательского метода обучения или домашнее задание исследовательского характера. Но! Исследовательская деятельность на уроке — это не всегда область интереса ребёнка. На уроке — это программа преподавания предмета, которая построена на проведении исследования. Поэтому, учебное исследование базируется на любознательности, но не предполагает достижение нового научного знания и решения какой-либо практической задачи. Учебное исследование позволяет учащемуся обрести личное новое знание, которое является важным, для построения его личности.

Обучать исследованию можно и нужно во внеурочное время. Организация исследовательской деятельности реализуется по следующим этапам:

Изучение теоретического материала далее

Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования (потому что проблема указывает на то, каким образом можно преодолеть эту проблему)

Формулировка гипотезы

- Я бы хотела сказать, что есть этапы, которые ребёнок способен сделать самостоятельно, а есть этапы, которые обязательно подготавливает учитель. Мы должны правильно провести проблематизацию в области интереса ребёнка.

Освоение методики исследования (метод исследования подбирает учитель, опыт его больше, он лучше знает, а ребёнок не знаком с методами исследования)

- Следующий этап полностью самостоятельный.

Сбор собственного экспериментального материала (это первичная часть эксперимента)

Обработка материала (вторичная часть эксперимента)

Обобщение, интерпретации, выводы и наконец

Представление исследовательской работы.

В основе исследования лежит научный метод. К исследованиям обычно предъявляют определённые требования:

Объективности

Воспроизводимости (кроме той ситуации, которая является уникальной, она произошла один раз)

Доказательности (логики)

Точности (измерения, формулировки, выводы)

Такая работа выстраивается на занятиях кружков «Моё Оренбуржье», «Я- исследователь», где мои ученики учатся проводить исследование по этапам. В результате получаются интересные работы, которые они защищают в рамках школьной и районной НПК (ежегодно).

Опыт и знания ребёнок должен приобретать путём «делания», в ходе исследования проблемной обучающей среды, изготовления различных макетов, схем, производства опытов, нахождения ответов на вопросы.

- Дальше эту тему продолжат мои коллеги. Я передаю им слово.



Спасибо за сотрудничество и взаимопонимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.