12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие уроков с видеоматериалами

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

УУД

Личностные: познавательный интерес к экологии.. Понимание не­обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со­обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Воздушная среда и оценка ее экологического состояния.

Автотранспорт является одним из основных загрязнителей атмосферы оксидами азота NOx (смесью выхлопных газов NO и NO2) и угарным газом (оксид углерода (II), СО), содержащихся в выхлопных газах. Доля транспортного загрязнения воздуха составляет более 60% по СО и более 50% по NOx от общего загрязнения атмосферы этими газами. Повышенное содержание СО и NOx можно обнаружить в выхлопных газах неотрегулированного двигателя, а так же от двигателя в режиме прогрева.

Выбросы вредных веществ от автотранспорта характеризуются количеством основных загрязнителей воздуха, попадающих в атмосферу из выхлопных (отработанных) газов за определенный промежуток времени.

К основным выбрасываемым вредным веществам относятся угарный газ (концентрация в выхлопных газах 0,3-10%), углеводороды – несгоревшее топливо (до 3%), оксиды азота (до 0,8%), сажа.

Количество выбросов вредных веществ, поступающих от автотранспорта, может быть определено расчетным методом.

Исходными данными для расчета количества выбросов являются:

Количество единиц автотранспорта разных типов, проезжающих по определенному участку автотрассы в единицу времени;

Нормы расхода топлива автотранспортом (таблица 1);

Значения эмпирических коэффициентов, определяющих выброс вредных веществ в зависимости от вида горючего (таблица 2).

Таблица 1

Нормы расхода топлива автотранспортом при движении в условиях города

Тип автотранспорта

Нормы расхода топлива

(л на 100 км)

Удельный расход топлива Yj

(л на 1 км)

в среднем

Легковой автомобиль

11-13

0,11-0,13

 

Грузовой автомобиль

29-33

0,29-0,33

 

Автобус

41-44

0,41-0,44

 

Дизельный грузовой автомобиль

31-34

0,31-0,34

 

Таблица 2

Эмпирические коэффициенты, определяющие выброс вредных веществ

Вид топлива

Значение коэффициента (К)

Угарный газ

Углеводороды

Диоксид азота

Бензин

0,6

0,1

0,04

Дизельное топливо

0,1

0,03

0,04

Коэффициент К численно равен количеству вредных выбросов соответствующего компонента в литрах при сгорании в двигателе автомашины количества топлива, необходимого для проезда 1 км (т.е. равного удельному расходу, Yj)

Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта.

Выполнение работы.

Выберите участок автотрассы длиной 0,5 – 1 км, имеющий хороший обзор.

Определите длину участка и ширину дороги на данном участке.

Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой-либо период времени в течение 20 минут.

Рассчитайте количество автотранспорта проходящего по участку за 1 час и общий путь, пройденный за это время (таблица 3).

Таблица 3

Количество автотранспорта и общий путь, пройденный автомобилями каждого типа за 1 час (заполнить)

Тип автотранспорта

Количество за 20 минут, шт.

За час, Ni, шт

Общий путь за 1 час, L, км

Легковой автомобиль

   

 

Грузовой автомобиль

 

 

 

Автобус

 

 

 

Дизельный грузовой автомобиль

 

 

 

Общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) рассчитывается по формуле:

Li=Ni*l, где

N- количество автомобилей каждого типа за 1 час;

i- обозначение типа автотранспорта

l – длина участка, км

Заполните таблицу 4. Определите общее количество сожженного топлива каждого вида (∑Q). Количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, рассчитывается по формуле: Qi=Li*Yi (ЗначенияYi возьмите из таблицы 1)

Таблица 4

Общее количество топлива каждого вида (заполнить)

Тип автотранспорта

Li

Qi, в том числе

бензин

дизельное топливо

Легковой автомобиль

 

 

 

Грузовой автомобиль

 

 

 

Автобус

 

 

 

Дизельный грузовой автомобиль

 

 

 

 

Всего ∑Q

 

 

Заполните таблицу 5. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего.

Количество вредных веществ, выделяемых при сгорании каждого вида топлива (в литрах) рассчитывается с помощью коэффициента К (таблица 2).

Таблица 5

Количество вредных веществ по каждому виду топлива (заполнить)

Вид топлива

∑Q,л

Количество вредных веществ, л

СО

Углеводороды (пентан С5Н12)

NO2

Бензин

 

 

 

 

Дизельное топливо

 

 

 

 

 

Всего(V),л

 

 

 

Обработка результатов и выводы.

7.1. Рассчитайте массу выделившихся вредных веществ и количество чистого воздуха, необходимое для разбавления выделившихся вредных веществ для обеспечения санитарно-допустимых условий атмосферы. Результаты запишите в таблицу 6.

Таблица 6

Масса выделившихся вредных веществ и количество чистого воздуха для обеспечения санитарно-допустимых условий среды (заполнить)

Вид вредного вещества

Количество, л

Масса, г

Количество воздуха для разбавления, м3

Значение ПДК мг\м3

СО

 

 

 

 

Углеводороды

 

 

 

 

NO2

 

 

 

 

Масса выделившихся вредных веществ (m,г) рассчитывается по формуле: m=V*M/22,4 где

V - объем в литрах из табл.5,

М - молекулярная масса, грамм/моль (С=12; N=14; О=16; Н=1);

число 22,4 - константа (объем Авогадро) - объем 1 моль газа при н.у., л/моль Справочные значения предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ приведены в таблице 7.

7.2. Принимая во внимание близость к автомагистрали жилых и общественных зданий, сделайте вывод об экологической обстановке в районе исследуемого вами участка автомагистрали.

________________________________________________________________

Таблица 7

Основные свойства загрязнителей воздушной среды

Наименование компонента-загрязнителя и его химическая формула

Основные физико-химические и другие свойства

Основные источники поступления в атмосферу

ПДК внп средне-сут. , мг/м³

ПДК внп макс. раз., мг/м³

Класс опас-ности

Оксид азота (IV) (диоксид азота),NO2

Желтовато-бурый газ с характерным запахом, раздражает дыхательные пути. Активно взаимодействует с другими загрязнителями воздуха

Выхлопные газы автотранспорта, продукты сгорания топлив, мусора и т.п.

0,04

0,085

2

Оксид углерода(II) (монооксид углерода, угарный газ), СО

Бесцветный ядовитый газ без запаха, обладающий кумулятивным эффектом. Время жизни в атмосфере 2-4 месяца

Выхлопные газы тепловых двигателей (продукты неполного сгорания топлива), выбросы промышленных предприятий

3,0

5,0

4

Углеводороды нефти(нефтепродукты),

С511

(пентан С5Н12)

Бесцветные пары со слабым запахом, обладающие наркотическим эффектом

Выхлопные газы тепловых двигателей (продукты неполного сгорания), аварийные ситуации (проливы топлива)

25 (пентан)

100 (пентан)

4

Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью методов биоиндикации.

Биоиндикация – это оценка состояния окружающей среды по реакции живых организмов. В зависимости от свойств биоиндикатора различают специфическую и неспецифическую биоиндикацию. Неспецифической биоиндикация является, когда различные антропогенные факторы вызывают одни и те же ответные реакции. Если происходящие изменения возникают под действием только одного фактора, биоиндикация является специфической.

В качестве биоиндикаторов используют животных, растения, грибы, вирусы. Одним из перспективных объектов биоиндикации являются лишайники. Тело лишайника (слоевище, или таллом) состоит из гриба и одноклеточной водоросли, находящихся в симбиозе. По строению слоевища лишайники делят на три группы:

Накипные (коркоподобные) – плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой; они трудно отделяются от субстрата, на ощупь бархатистые. Их слоевища имеют вид корочки толщиной 1-2 мм, но иногда достигают в толщине 5 мм. Накипные лишайники имеют чаще всего желтоватый и зеленовато-беловатый цвета;

Листоватые (листовидные) – имеют форму пластинок или чешуек, прикрепляются к поверхности тонкими нитями гриба и легко отделяются от него. Их слоевища имеют вид листовидной пластинки, горизонтально расположенной на субстрате. Они в основном округлой формы. Слоевища листоватых лишайников достигают в диаметре 10- 20 см;

Кустистые – Их слоевища имеют вид прямостоячего или повисающего кустика высотой от нескольких миллиметров до 40 см. Лишайники высокочувствительны к загрязнению атмосферы. На них отрицательно действуют вещества, увеличивающие кислотность среды, но сравнительно безвредны тяжелые металлы, накапливающиеся в слоевище и радиоактивные изотопы. Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация)

Выполнение работы.

Выберите район, в котором будут проводиться наблюдения.

Составьте карту района.

Отметьте на карте близлежащие дороги с интенсивным транспортным движением, автостоянки, заводы, другие предприятия, мусорные свалки и т.д.

Разбейте выбранную территорию на квадраты (не меньше трех), размер которых зависит от площади изучаемой территории (например 10х10 м).

В каждом квадрате выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.

На каждом дереве подсчитайте количество лишайников. Не обязательно проводить видовое определение, важно различать по цвету и форме слоевища. Для более точного подсчета можно использовать лупу.

Все обнаруженные виды разделите на три группы по форме слоевища: кустистые, листоватые, накипные.

Проведите оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30-150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры наложите рамку. Подсчитайте, какой процент общей площади занимают лишайники.

Кроме деревьев можно обследовать обрастание лишайниками камней, стен домов и т.п.

Полученные результаты занесите в таблицы 8-10.

 

Таблица 8

Количество лишайников разных групп и степень покрытия древесных стволов (квадрат 1)

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество лишайников, в том числе:

                   

Кустистые

                   

Листоватые

                   

Накипные

                   

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

                   

Таблица 9

Количество лишайников разных групп

и степень покрытия древесных стволов (квадрат 2)

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество лишайников, в том числе:

                   

Кустистые

                   

Листоватые

                   

Накипные

                   

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

                   

Таблица 10

Количество лишайников разных групп

и степень покрытия древесных стволов (квадрат 3)

Признаки

Деревья

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Общее количество лишайников, в том числе:

                   

Кустистые

                   

Листоватые

                   

Накипные

                   

Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %

                   

Обработка результатов и выводы.

Определите степень загрязнения воздуха в каждом квадрате по таблице 11.

Таблица 11

Определение степени загрязнения воздуха по данным лихеноиндикации

Зона

Степень загрязнения

Наличие (+) или отсутствие (-) лишайников

Кустистые

Листоватые

Накипные

1

Загрязнения нет

+

+

+

2

Слабое загрязнение

-

+

+

3

Среднее загрязнение

-

-

+

4

Сильное загрязнение

-

-

-

По результатам проведенных исследований сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изучаемом районе (по каждому выбранному участку). Обоснуйте возможные причины полученных результатов.

Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны

Выполнение работы. Работа проводится в группах в течение 2-4 дней.

Выберите район, в котором будет проводиться обследование растений сосны (Pinus sylvtstris L.).

Составьте карту района.

Отметьте на карте близлежащие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением (антропогенная нагрузка).

На карте отметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1,5-3 км, в малозагрязненных районах – на расстоянии до 10 км.

В районе намеченной точки найдите участок, где растут сосны.

Оцените степень вытоптанности участка: 1 – вытаптывания нет; 2 – вытоптаны тропы; 3 – ни травы, ни кустарников нет; 4 – осталось немного травы вокруг деревьев. При высокой вытоптанности территории (3-4 балла) экспресс-оценка воздушного загрязнения невозможна.

Выберите 5 сосен, растущих на открытом месте (поляне, опушке, просеке) с 8-15 мутовками боковых побегов на главном стволе, отстоящих друг от друга на расстоянии 10-20 м.

У каждого дерева осмотрите хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второго сверху). Если деревья очень большие, то проведите обследование на боковом побеге в четвертой сверху мутовке.

Пользуясь рисунком 2 определите класс повреждений хвои. Имейте ввиду, что шипик на конце хвоинки всегда более светлый. Поэтому его окраска не включается в оценку.

Классы повреждения (некроза) хвои:

1 – хвоинки без пятен; 2 – хвоинки с небольшим числом мелких пятен; 3 – хвоинки с большим числом черных и желтых пятен, некоторые из ни крупные – во всю ширину хвоинки.

Классы усыхания (хлороза) хвои:

I - сухие участки отсутствуют; II - усох кончик хвои 2-5 мм; III - усохла треть хвоинки; IV - вся хвоинка желтая или более половины ее длины сухая.

Пользуясь рисунком определите продолжительность жизни хвои. Для этого обследуйте верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху – это год жизни. Определите, сколько лет сохраняется хвоя (ее максимальный возраст)


 

Вводная видеолекция к курсу "Экологический мониторинг состояния окружающей среды"

 

 

 

 

Мониторинг состояния окружающей среды и качества воздуха

 

 

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

https://studfiles.net/preview/2465070/page:2/

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (2)

Златокарандаш, 08.01.18 в 18:57 1Ответить Пожаловаться
Интересно, а откуда все эти уроки?
Панагушина Елена Аркадьевна, 08.01.18 в 19:09 1Ответить Пожаловаться
Сама составляю, используя литературу. Все уроки с 1по 10 класс на сайте
http://panagushina.ucoz.ru/
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.