Урок-экспедиция по географии «Рельеф дна Мирового океана» (6 класс)
Урок – экспедиция «Рельеф дна Мирового океана»
Мотивация к учебной деятельности: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит необычный урок – урок –экспедиция. Но прежде чем начинать изучение нового, давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках? (Горы и равнины) – рельеф какой части земли? (Рельеф суши). Но более 70 % земного шара занимает вода. Что это за вода? (Океаны и моря). Правильно! А знаем ли мы с вами, что находится на дне океанов? (Нет). Значит, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Дно океана - Рельеф дна Мирового океана)
Какие цели мы с вами поставим? (Изучить дно Мирового океана, …..)
Цель урока:
Изучить рельеф дна Мирового океана
Научиться работать с картой океанов
Продолжать учиться работать вместе в группе
Актуализация знаний:
Каким образом в прошлом люди пытались получить сведения об океаническом дне? – Работа с текстом учебника стр. 66 (трос с грузом, Магеллан, «Челенджер»)
Слайд «Эхолот» Систематическое изучение рельефа дна Мирового океана началось с изобретением эхолота. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Зная, как изменяются глубины по маршруту корабля, можно сделать вывод об изменении рельефа дна.
Слайд «Челенджер и Витязь» Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.
Научно – исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.
Слайд «Триест и Мир» «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.
«Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину
Изучение нового материала: Слайд «Работа в маршрутных листах». Нам сегодня предстоит провести свои исследования дна Мирового океана. Мы работаем в группах по своим направлениям. Все результаты исследований заносим в свои маршрутные листы. Начинаем погружение!
Работа в группах по изучению элементов дна океана. (Задание № 1)
Ребята, отчитайтесь капитанам групп о сделанной работе.
Давайте посмотрим, каковы результаты ваших исследований. Всплываем!
Капитан исследовательской группы «Челленджер», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Подводная окраина материков». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. Участники других групп дополняют свои схемы подписями.
Капитан исследовательской группы «Трие́ст», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Переходная зона». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение – о чём оно? (Марианский желоб – показать на карте). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.
Капитан исследовательской группы «Витязь», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Ложе океана». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. Участники других групп дополняют свои схемы подписями.
Капитан исследовательской группы «Мир», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Срединно – океанические хребты». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение – о чём оно? (Чёрные курильщики). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.
Вы хорошо поработали на глубине, давайте немного отдохнём. Физминутка «Положите руки на парты. Горы бывают высокие (руки вверх), равнины – широкие (руки в стороны).Мы идём долго-долго (шагаем пальчиками).Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).
Первичное осмысление и закрепление изученного: Слайд «Работа с картой океанов». Продолжаем исследования. Сейчас от теоретических исследований мы с вами перейдём к практическим. Задание № 2: Я предлагаю закрепить полученные знания, работая с картой океанов в атласе на стр. 24. Погружаемся!
Работа в группах по карте океанов.
Капитаны групп, определите, кто выйдет к карте и отчитается о работе. Нужно показать на карте океанов те объекты, с которыми работали в группе.
Выполняем Задание № 3: устно («Челленджер» и «Триест» - Сред.- Атл. Хребет, «Витязь» и «Мир» - Вост – Тих. поднятие)
Если успеваем по времени, то читаем и беседуем о процессах, образующих рельеф дна (стр. 69, п.5)
Слайд «Проверим наши знания». Мы с вами долго работали на глубине, теперь пора всплывать. Давайте подведём предварительные итоги нашей работы и проверим наши знания. У вас в маршрутных листах есть Задание № 4: Выполните его, а ответы мы проверим вместе.
1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины: а) ложе океана; б) материковая отмель; в) материковый склон 2. Материковую отмель и ложе океана соединяет: а) шельф; б) материковый склон; в) котловина. |
3. Самые глубокие участки мирового океана – это: а) желоба; б) материковый склон; в) котловины. 4. 70% площади дна океана занимает: а) котловины; б) ложе океана; в) срединно-океанические хребты. 5. Единая горная система на дне океана - это: а) материковый склон; б) срединно-океанические хребты; в) желоба |
Заслушиваем ответы, проверяем ответы по слайду «Рельеф дна мирового океана», можно сразу самим поставить оценку в окошко.
Итоги урока. Рефлексия:
Мы с вами сегодня хорошо поработали, давайте Подведём итоги:
Какие цели мы с вами сегодня ставили? Достигли ли мы с вами своих целей? Слайд «Сегодня на уроке»
Сформулируйте своё домашнее задание – п.18 задания на стр. 70
Маршрутный лист
участника исследовательской группы «Челенджер»___________________________________________
Справка: Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.
Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 2 «Подводная окраина материков» и продолжите предложения:
1. Материковая отмель (шельф) - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Её поверхность покрыта_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.На шельфе люди _____________________________________________________________________ и ловят _________________________________________________________________________________
4. Материковый склон - __________________________________________________________________
Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили:
Задание № 2: По физической карте России рассмотрите материковую отмель (шельф) в Северном Ледовитом океане. Определите:
А) какие моря Северного Ледовитого океана расположены на шельфе _______________________________________________________________________________________
Б) какие острова Северного Ледовитого океана расположены на шельфе________________________________________________________________________________
Рассмотрите, как выглядит материковая отмель (шельф) Северного Ледовитого океана на карте океанов (атлас стр. 24), покажите её на карте у доски.
Задание № 3: Опишите по плану Срединно – Атлантический хребет
1.В каком океане и в какой его части находится?
2.В каком направлении протянулся и на сколько километров?
3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположен?
Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):
1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины :
а) ложе океана;
б) материковая отмель;
в) материковый склон
2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:
а) шельф;
б) материковый склон;
в) котловина.
3. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины.
4. 70% площади дна океана занимает:
а) котловины;
б) ложе океана;
в) срединно-океанические хребты.
5. Единая горная система на дне океана - это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
Подведём итоги:
Сегодня на уроке:
Я узнал
Я научился
Мне было интересно
Мне было сложно
Маршрутный лист
участника исследовательской группы «Триест»______________________________________________
Справка: «Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину.
Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 3 «Переходная зона» и продолжите предложения:
1. Переходная зона расположена _______________________________________________________________________________________ и имеет ________________________________________________________________________________
2. Глубоководный желоб – это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Здесь часто происходят________________________________________________________________ и _____________________________________________________________________________________
Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили:
Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите:
А) Марианский желоб и определите, в каком океане он находится и определите его глубину_______________________________________________________________________________;
Б) Японские, Курильские и Алеутские острова в Тихом океане и определите, какие моря находятся рядом_________________________________________________________________________________;
В) Покажите на карте у доски Марианский желоб.
Задание № 3: Опишите по плану Срединно – Атлантический хребет
1.В каком океане и в какой его части находится?
2.В каком направлении протянулся и на сколько километров?
3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположен?
Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):
1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины :
а) ложе океана;
б) материковая отмель;
в) материковый склон
2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:
а) шельф;
б) материковый склон;
в) котловина.
3. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины.
4. 70% площади дна океана занимает:
а) котловины;
б) ложе океана;
в) срединно-океанические хребты.
5. Единая горная система на дне океана - это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
Подведём итоги:
Сегодня на уроке:
Я узнал
Я научился
Мне было интересно
Мне было сложно
Маршрутный лист
участника исследовательской группы «Витязь»______________________________________________
Справка: Научно – исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.
Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 пункт 4 «Ложе океана» и два абзаца на стр. 69 «Есть на дне океанов…» (до п.5) и продолжите предложения:
1.Ложе океана занимает ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.На ложе океана есть ___________________________________________________________________
3. Котловины - это______________________________________________________________________
4. Ещё на дне океана есть ________________________________________________________________
Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили
Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите и запишите:
А) Подводные котловины___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Подводные хребты________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Покажите на карте у доски котловины на дне Тихого океана.
Задание № 3: Опишите по плану Восточно – Тихоокеанское поднятие:
1.В каком океане и в какой его части находится?
2.В каком направлении протянулось и на сколько километров?
3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположено?
Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):
1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины :
а) ложе океана;
б) материковая отмель;
в) материковый склон
2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:
а) шельф;
б) материковый склон;
в) котловина.
3. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины.
4. 70% площади дна океана занимает:
а) котловины;
б) ложе океана;
в) срединно-океанические хребты.
5. Единая горная система на дне океана - это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
Подведём итоги:
Сегодня на уроке:
Я узнал
Я научился
Мне было интересно
Мне было сложно
Маршрутный лист
Участника исследовательской группы «Мир»________________________________________________
Справка: «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.
Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 с абзаца «Важнейшим открытием в конце 50-х гг. …» до абзаца «ЗАДАНИЕ» и продолжите предложения:
1. Срединно-океанические хребты имеют длину____________________________________________ и ______________________________________________________________________________________
2.В центральной части срединно – океанических хребтов_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Здесь обнаружены удивительные творения природы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В районах срединно-океанических хребтов происходят____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили
Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 – 25 найдите:
А) Срединно – океанический хребет в Атлантическом океане. Он называется _______________________________________________________________________________________
Б) Срединно – океанический хребет в Тихом океане. Он называется_____________________________________________________________________________ и находится в ___________________________________________ части океана.
В) Покажите на карте у доски эти срединно – океанические хребты.
Задание № 3: Опишите по плану Восточно – Тихоокеанское поднятие:
1.В каком океане и в какой его части находится?
2.В каком направлении протянулось и на сколько километров?
3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположено?
Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):
1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины :
а) ложе океана;
б) материковая отмель;
в) материковый склон
2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:
а) шельф;
б) материковый склон;
в) котловина.
3. Самые глубокие участки мирового океана – это:
а) желоба;
б) материковый склон;
в) котловины.
4. 70% площади дна океана занимает:
а) котловины;
б) ложе океана;
в) срединно-океанические хребты.
5. Единая горная система на дне океана - это:
а) материковый склон;
б) срединно-океанические хребты;
в) желоба.
Подведём итоги:
Сегодня на уроке:
Я узнал
Я научился
Мне было интересно
Мне было сложно
ЛюдмилаХМАО
Хлюпина Татьяна Леонидовна
Панкова Ирина Николаевна
Ирина Михайловна