12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нинашева Римма Таминдаровна323
Образование высшее, стаж работы 15 лет
Россия, Ульяновская обл., р.п. Новоспасское
3

Урок-презентация по биологии для 8 класса на тему «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»



Урок ток-шоу « Пусть говорят»

по теме:

Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний

Цели урока:

Образовательные: раскрыть материал о резервах сердца, необходимости постоянного обеспечения сердца кислородом и питательными веществами, о влиянии вредных привычек, гиподинамии, стресса, экологии и питания на кровеносную систему.

Развивающие: формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты исследований, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать культуру и речевой этикет.

Воспитательные: пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью, развитие коммуникабельных способностей учащихся.

Тип урока: комбинированный с проблемной ситуацией.

Оборудование: проектор, диски, презентация, интерактивная доска.

Формы работы: групповая, ролевая игра.

Ход урока (ток-шоу)

1. Организационный момент:

Вступительное слово учителя, сообщение целей урока, представление участников ток-шоу. Презентация (приложение 1)

Ведущий:

(Мелодия из передачи «Пусть говорят») слайд №1

Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте уважаемые участники нашего шоу и гости. Мы собрались сегодня с вами, чтобы обсудить одну из проблем, с которой сталкивается человечество – рост числа заболеваний сердечно-сосудистой системы.

В настоящее время, благодаря улучшению санитарно-гигиенических условий жизни и новым методам лечения сократилось число тяжелых инфекционных заболеваний. В этих условиях на первое место среди заболеваний вышли заболевания сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца. И эта проблема не может не волновать. Сегодня мы с вами обсудим следующие вопросы:

1. Основные сердечно-сосудистые заболевания.

2. Влияние никотина и алкоголя на работу сердно-сосудистой системы.

3.Факторы риска и меры профилактики заболеваний данной системы.

На сегодняшнем уроке мы с вами должны ответить на проблемный вопрос

«Как при такой активной работе и уязвимости сердечно – сосудистой системы сохранить сердце и сосуды здоровыми?» слайд 2

С одной стороны наше сердце – уникальный орган, а с другой – самый уязвимый.

На сегодняшний день проблемой всего человечества является повышенная смертность людей от сердечно-сосудистых заболеваний. В настоящее время в мире умирает около 35% людей, страдающих ишемической болезнью сердца, каждая вторая женщина умирает от сердечных заболеваний. По статистике в России ежегодно умирает от заболеваний сердца 1,2 миллиона человек, в то время как в Европе – 300 тыс. человек.

Представьте себе, какую работу выполняет наше сердце: за 1 минуту оно перекачивает около 6 литров крови, а за сутки?.. Как при такой активной работе и уязвимости сохранить сердце и сосуды здоровыми.

слайд 3. Мы разделимся с вами на 4 группы, каждая из которых будет работать над определённой проблемой, в каждой группе есть ведущий специалист в своей области медицины. Давайте с ними познакомимся:

1 группа – врач –НАРКОЛОГ – он спасает людей от разных зависимостей.

Её имя Сигарета, и красива и сильна

И знакома с целым светом

Может многим и нужна.

Мозг и сердце одурманит молодым и старикам

Независимо от знаний скажем прямо – слабакам!

2 группа – врач КАРДИОЛОГ – ОН ЗАНИМАЕТСЯ ЛЕЧЕНИЕМ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЦА.

День и ночь в груди оно

Как часы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук

3 группа – статисты и социологи:

Сколько нас теперь живет, 
Здесь статист все разберет 
Все по полочкам разложит, 
Только он подсчитать всё сможет.

4 группа: -врачи Лечебной Физкультуры.

Великая мудрость звучит в словах Горация

«Если не бегаешь пока здоров,

Придётся побегать, когда заболеешь»

Объяснение нового материала

В начале урока было сказано, что сердце выполняет колоссальную работу, да и человек накладывает дополнительную нагрузку: - какие же причины(факторы) подвергают риску Сердечно-сосудистую систему?

Предоставим слово 1 группе, которая работала над проблемой «Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему» и ее руководителю врачу – наркологу. слайд 4

Рассмотрим влияние на работу сердца никотина и алкоголя.

Прослушайте стихотворение В. Маяковского и подумайте, о чем в нем идет речь.

Я счастлив!Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Стал вынослив и работоспособен,
Как лошадь или даже трактор.

Граждане вас интересует рецепт?
Открыть или не открывать?
Граждане вы утомились от жданья,
Готовы корить и корить

Не волнуйтесь, сообщаю: граждане – я сегодня бросил курить!

Историческая справка: слайд 5, 6

Когда был открыт никотин, врачи решили испытать его воздействие на себе. Сохранилось описание этого опыта.

Уже небольшая доза никотина вызвала резкое раздражение и жжение в горле. Через 10 мин. наступила сильная слабость и вялость. Лицо побледнело, руки и ноги стали холодными, оба врача были на грани обморока.

Слово предоставляется статистам:

Статистика: слайд 7

Вероятность приобрести инфаркт у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность в 5 раз чаще.

Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 мин. Жизни.

Смертность от онкологических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих.

У некурящих ребят, после преодоления стометровки пульс достигает обычно 120-130 ударов в минуту, у курящих – до 180 и более.

Приведем примеры мер профилактики и борьбы в настоящее время.

Запрет на курение в барах и значительное повышение цен на сигареты снизили за год число курящих более чем на 100 тыс. человек.

Социолог: слайд 8

В нашей школе мы провели социологический опрос учащихся среди 5-11 классов по выявлению процента употребляющих никотин и алкоголь.

Получили следующие результаты. Процент курящих родителей составляет 67,5%. А процент курящих учащихся – 29,7%. Думаю, что процент курящих детей будет возрастать, так как в семьях, где курят родители, дети тоже приобщаются к курению.

слайд 9 Мы попытались выяснить по каким причинам дети начинают курить. Для 35% учащихся закурить – было любопытно. 8,1% - содержат какую-то актуальную проблему, сигарета помогает им успокоиться. 2,7% учащихся курят за компанию.

слайд 10 На третьей диаграмме мы видим выявление процента учащихся, употребляющих спиртные напитки – 8,1%. Иногда употребляют – 21,6% учащихся нашей школы, 18,6% -уже пробовали.

Над этими цифрами следует задуматься.

Посмотрите как алкоголь влияет на сердце - слайд 11, далее видео

Слово предоставляется врачу лечебной физкультуры слайд 12

К сожалению не все люди понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения не занимаются спортом, поэтому очень часто развивается заболевание гиподинамия-(ограничение ежедневной двигательной активности.) слайд 13

Давайте, определим степень тренированности вашего сердца. слайд 14

Определим пульс, в положении сидя, для этого прощупав артерию в области запястья подсчитаем удары (учащиеся считают пульс за 10 сек. и умножают на 6, записывают в тетради)

А теперь пора немножко нам оздоровиться.

(Проводится физкультминутка) слайд 15

Вновь у нас физкультминутка, наклонитесь ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,

Чтобы делом заниматься и совсем не уставать.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два: думай, думай голова.

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

.А теперь посчитаем пульс еще раз (учащиеся измеряют пульс после физкультминутки)

слайд 16 С помощью формулы, определим тренированность сердца.

П1 – частота пульса в положении сидя,

П2 – частота пульса после физкультминутки

Оценка результатов: слайд 17

Т < 30% - тренированность сердца хорошая.

Сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении.

Т = 38% - тренированность сердца недостаточная.

Т > 45% - тренированность сердца низкая. Сердце усиливает свою работу за счет частоты сердечных сокращений.

Ведущий: предоставляем слово врачам - кардиологам, которые работали над проблемой заболеваний сердца. слайд 18

Показ на слайдах заболевания ССС.

Рассмотрим наиболее распространенные заболевания сердечно-сосудистой системы. слайд 19

Гипертоническая болезнь

Знаете ли вы основную причину данного заболевания? В основе лежит нарушение артериального давления.

Атеросклероз как ржавчина разъедает кровеносные сосуды и нарушает их функцию. Порок сердца: это заболевание сердца в результате поражения сердечных клапанов. Ишемическая болезнь имеет несколько форм, среди них различают стенокардию, инфаркт. Возникновению стенокардии способствует переедание и полнота человека, кислородное голодание, когда человек бывает мало на улице, малая физическая активность.

Факторы, негативно влияющие на сердечно-сосудистую систему слайд 20

Подведение итогов ток-шоу. Закрепление нового материала

В начале урока мы поставили проблемный вопрос: «Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми? Мы услышали много информации и рекомендаций. Ваша задача показать – какие знания вы получили сегодня.

Работа по группам с тестами

1 группа: «Вредные привычки»

2 группа: «Заболевания сердца»

3 группа: «Первая помощь»

4 группа: «Тренировка сердца»

Руководители групп проверяют правильность тестов.

8.Рефлексия. На ватмане нарисовано сердце с кровеносными сосудами.

- Ребята у вас на столах лежат капельки красного и синего цвета, как вы догадались красного цвета это капли артериальной крови, т.е. богатой кислородом, а синие бедные кислородом. Если вы на уроке узнали что- то новое, т.е. необходимую для вас информацию прикрепите капельку красного цвета на артерии, а если вы получили недостаточно знаний, то прикрепите капельку синего цвета на вены.

Ведущий:

Благодарю всех за активное участие, за интересные сообщения. Подводя итоги нашего шоу, хочется еще обратить ваше внимание на факторы риска, вызывающие заболевания сердечно - сосудистой системы.

Здоровье – это не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Во многом наше здоровье зависит от нас самих – от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, соблюдение рационального суточного режима.

Стихотворение о сердце. слайд 21

Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Береги его, оно не из железа,
И послужит вам оно во благо.

Домашнее задание п.21 слайд 22

Всем большое спасибо за урок! слад 23

БЕРЕГИТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ, ОНО У ВАС ОДНО!!! слайд 24

 

Тесты:

«Вредные привычки»

1.Какое утверждение неверное:

А. курение приводит к увеличению частоты сердцебиения

Б. у курящего человека возникают проблемы с сосудами ног.

В. Курение не оказывает вредного влияния.

2. влияние алкоголя на сердце и сосуды:

А. частота сердечных сокращений остается в норме.

Б. происходит замена сердечной мышцы жировой тканью

В. Не оказывает вредного влияния.

3. у больного обнаружены жировые отложения в мышце сердца. Наиболее вероятная причина этого:

А. курение

Б. алкоголизм.

В. Чрезмерные физические нагрузки.

«Заболевания сердца»

Инфаркт миокарда – это:

а. учащенное сердцебиение

б. заболевание сердечной мышцы (омертвение тканей)

в. Нарушение функции створчатых клапанов.

2. значительное повышение кровяного давления, приводящее к кровоизлиянию в мозг может вызвать:

А. инсульт

Б. инфаркт

В. Стенокардию.

3. Человек жалуется на болевые приступы в левой части грудной клетки, боль распространяется в левую руку, чувство слабости и страха – это симптомы:

А. стенокардии

Б. гипертонического криза

В. Инсульта.

«Тренированное и нетренированное сердце»

Тренированное сердце обеспечивает увеличившуюся потребность организма в кислороде с помощью:

А. увеличения частоты сердечных сокращений

Б. с помощью увеличения количества крови за одно сокращение

2. более экономно работает сердце:

А. тренированное

Б. нетренированное

3. Нетренированное сердце при физических нагрузках чаще сокращается. Время какой фазы при этом сокращается.

А. фаза сокращения предсердий

Б. фаза сокращения желудочков

В. Пауза (время расслабления и отдыха)

 Урок - презентация "Предупреждение заболеваний сердца"
PPTX / 2.21 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Манина Ольга Борисовна, 22.10.16 в 19:25 1Ответить Пожаловаться
Материал подобран интересный. Урок понравился! Спасибо!
Нинашева Римма Таминдаровна, 05.12.16 в 14:00 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень приятно, я старалась)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.