Урок географии «Африка. Географическое положение» (7 класс)

1
0
Материал опубликован 13 March 2016 в группе

Урок: Африка. Географическое положение.

Цели:

Формировать у учащихся приемы самостоятельного составления характеристики географического положения материка.

Формировать умение производить отбор карт для работы и проводить анализ карт в сочетании с другими источниками информации, на основе этого анализа устанавливать главные черты природы материка.

Закрепить умение работать:

  • с градусной сетью карты (определение координаты крайних точек материка);
  • с контурной картой.

Формировать умение прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка.

Совершенствовать умение выделять главное в материале учебника.

Оборудование: физическая карта Африки, атласы, контурные карты.

Учащиеся должны знать и уметь:

-определять ГП Африки, координаты крайних точек;

-показывать и называть элементы береговой линии Африки;

-прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка;

-называть имена путешественников-исследователей Африки, их основные открытия и исследования.

 

1. Организационный момент. ХОД УРОКА.

Слово учителя:

- Эпиграфом нашего урока является это четверостишие

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что, если мы видим порой.

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

Николай Гумилев.

-Речь сегодня пойдет о загадочном и манящем континенте Африка.

« Почему люди стремятся в Африку?» - каждый ответил бы по-своему. А как бы вы ответили на этот вопрос.

Африка древнейший материк, второй по величине после Евразии. Его площадь вместе с островами, из которых самый большой – Мадагаскар, составляет 30,3 млн. кв.км.

Это континент:

-самых высоких температур на Земле и контрастных ПК;

-здесь находится самая величайшая пустыня мира – Сахара и крупнейший массив экваториальных лесов;

-снежные шапки высочайших горных вершин поднимаются над бескрайними просторами жарких саванн;

-на материке сохранился уникальный животный мир низких широт: это самые крупные млекопитающие суши- слоны, бегемоты, носороги, жирафы…;

-здесь расположены крупнейшие разломы земной коры на суше;

-АФРИКА – древняя родина человечества: отсюда и из юго-восточной Азии, как считают ученые, люди расселились по всем материкам Земли.

Слово «АФРИКА», как полагают ученые, происходит от названия берберского племени афригии, которые проживают в одном из районов на севере материка.

1-2 в. до нашей эры материк носил название ЛИВИЯ. Сейчас оно сохранилось в названии государства на севере Африки.

Как вы считаете какая тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся называют тему урока:

Тема:

«Географическое положение Африки, омывающие ее океаны и моря» (Учащиеся открывают тетради, записывают число, тему урока, записывают домашнее задание).

 

II. Изложение нового материала.

- Всего на земном шаре 6 материков, давайте их найдем на физической карте полушарий в атласе. Более подробно узнаем, что же выделяет среди других материков материк Африку Африка занимает 2 место после Евразии – 30,3 млн.км2, это самый жаркий материк на земном шаре.(Учащиеся записывают в тетрадь).

- Слово «Африка», как полагают учение, происходит от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка. Впоследствии это название распространилось на весь материк. Африка когда-то входила в состав Гондваны древнего гигантского материка. В основании Гондваны, как и в основании всех материков, лежал твердый кристаллический фундамент, в местах разломов которого формировались ровные, высокие и обрывистые берега материков южного полушария.

 

III. Самостоятельная работа

1.Работа с учебником по плану:

- С помощью плана учебника (ФГП материка),физической карты Африки, дадим характеристику физико-географического положения материка. (Учащиеся открывают карты атласа, работают с планом, отвечают на вопросы плана и делают запись в тетрадь по пунктам плана).

Протяженность с севера на юг 7437 км, а с запада на восток – 3774 км. 100 с.ш. – самое широкое место, найдите его на карте и покажите.

2. Работа в контурной карте:

-нанесение крайних точек и определение географических координат

-указание протяженности материка с севера на юг и с запада на восток.

 

IV. Закрепление. Закрепление умений и навыков работы в контурной карте.

- Продолжаем работать с физической картой Африки. Африка со всех сторон омывается морями и океанами, и только на северо-востоке узким перешейком соединяется с Азией. Назовите этот перешеек – Суэцкий. Через этот перешеек прорыт судоходный канал – Суэцкий. Его длина 160км. Строился он в середине 19 века в течение 10 лет. Воды, омывающие Африку богаты рыбой. Здесь водятся дельфины, громадные черепахи, особенно много их в водах Красного моря.

Работа в контурных картах

Учитель напоминает , что контурные карты являются основой для обозначения географических объектов, изображать объекты на них нужно также точно и аккуратно, как это сделано на печатных географических картах.

Работа в парах:

- А сейчас мы совершим небольшое воображаемое путешествие вокруг Африки, на восток от Гибралтарского пролива. (Учащиеся работают в парах , каждая пара получает индивидуальное задание – найти географические объекты, показать на карте, подписать на контурной карте).

 

VI. Итог урока.Оценивание.

- Мы сегодня хорошо поработали на уроке. Давайте вспомним, что нового мы узнали на уроке?

Провести игру «Игра в названия»: от каждого ряда выбирается один представитель, они получают по листку бумаги, на котором каждый должен написать как можно больше географических названий, упоминавшихся на данном уроке. Побеждает тот, кто больше запомнил географических названий.

Дом. Задание: дооформить контурные карты, составить малое кругосветное путешествие вокруг Африки.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.