12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дьячкова Наталья Анатольевна5938
Учитель биологии, химии, изобразительного искусства высшей квалификационной категории. Руководитель РМО и МО естественно-математического цикла. Победитель ПНПО-2019, лауреат премии Губернатора Ростовской области.
Россия, Ростовская обл.

В архиве: https://drive.google.com/file/d/0B9mjc1tyI7yMZzRiS010aUlmeDA/view

 

содержится интерактивный плакат,  технологическая карта урока, информационные карты.

 

Тема урока: «Среда обитания организмов»

Урок в 9 классе

Автор: Дьячкова Наталья Анатольевна,

учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ,

высшая квалификационная категория

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о приспособленности организмов к условиям обитания как одной из стратегий выживания.

Задачи:

Образовательные: сформировать у учащихся ряд понятий «среда жизни», «среда обитания», «местообитание»; познакомить с основными средами жизни живых организмов, с особенностями каждой среды и главными адаптациями к ним живых организмов.

Развивающие: развивать умение логически мыслить, рассуждать, высказывать свою точку зрения и уметь слушать других.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде; воспитывать умение уважать мнение других людей.

Тип урока: урок изучения нового материала с опорой на имеющиеся знания.

Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивные, эвристические, частично-поисковые, урок проводится с использованием компьютерных технологий.

Оборудование: мультимедийная презентация (интерактивный плакат) по теме «Среда обитания организмов и ее факторы» (занятие проводится в компьютерном классе).

Интернет-ресурсы: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83-e72e0dd4bfd1 /[BIO9_08-49]_[TI_02_2].html

Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с информационными картами урока, работа у интерактивной доски.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация , информационные карты урока.

Ход урока

Структура

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1. Оргмомент.

Приветствие.

Ребята, разгадайте ребус, и вы узнаете тему нашего урока! Молодцы, правильно! (слайд 2)

Сегодня
на уроке мы познакомимся со средой обитания и её
влиянием на живые организмы.

Запишите тему урока: Среда обитания
организмов и ее факторы. 

Слушают, записывают тему урока.

2

2. Целеполагание

3. Изучение и закрепление нового материала

Среда обитания — это та часть природы, которая окружает живой орга­низм и с которой он непосредственно взаимодействует. На нашей планете жи­вотные освоили четыре среды обитания (учитель обращает внимание на второй форзац учебника). Это почвенная, водная, наземно-воздушная.

- Ребята, а как вы думаете, какую среду занимают живые организмы, которых называют паразитами? (Слайд 3-7)

-Да, эта среда так и называется: среда, образуемая живыми организма­ми. Все эти среды сильно различаются по специфике условий.

- Несмотря на то, что разнообразие жизненных условий на Земле привело к разнообразию сред, в которых могут обитать организмы, можно выделить специфические среды, для которых характерны общие черты и признаки. Так, отчетливо различают четыре качественно отличные среды обитания для живых организмов: 1) водная; 2) наземно-воздушная; 3) почвенная; 4) сами живые организмы, заселенные паразитами, полупаразитами и симбионтами (организмы, существующие совместно и извлекающие пользу от сожительства, например водоросли или цианобактерии, образующие вместе с грибами единый организм — лишайник).

Первые три разновидности среды обитания составляют абиотическую среду (не живую среду), четвертая — биотическую (живая среда).


 

Класс разбивается на четыре группы и работает, заполняя инструктивные карты по своей среде обитания.

Используют ресурс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8904cdd3-3c12-41e8-ba83-e72e0dd4bfd1 /[BIO9_08-49]_[TI_02_2].html

После заполнения таблицы осуществляется выступление каждой группы и проверка таблиц, опираясь на слайды интерактивного плаката.

(Слайды 8-11)

- Для дальнейшей работы необходимо познакомиться с термином «место­обитание».


 


 


 


 


 


 

- Чем «место обитания» отличается от «среды обитания»?

(Слайды 12-14)


 

Проверка знаний (Слайды15-18).


 

- Молодцы, ребята! А теперь предлагаю сделать выводы по уроку.

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания в инструктивных картах.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работают в группах.


 


 


 


 

Выступление групп.


 

Краткое сообщение учащегося «Дрофа — птица открытых пространств».

Отвечают на поставленный вопрос.

Отвечают на вопросы по интерактивному плакату.

Делают выводы:

Биосфера – оболочка Земли, заселенная живыми организмами.

В пределах биосферы можно выделить четыре основные среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

38

4. Задания на дом. Рефлексия.

Домашнее задание: Распределите живые организмы по средам обитания и местам обитания. (слайд 19)

Рефлексия по вопросам: 

«Ребята, теперь оцените себя каждый сам себя по листочкам, которые лежат у вас на парте».

 Спасибо за урок!

Оценивают себя за каждый критерий по 1 баллу

5

мин


 

Список используемой литературы:

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2009

Курс лекций по учебной дисциплине «Экология» http://publekc.ru/lekciya-1-vvedenie-obekt-izucheniya-ekologii-vzaimodejstvie-ji/index.html

Общая экология- http://mydocx.ru/10-140842.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B0

http://www.grandars.ru/shkola/geografiya/sreda-obitaniya-zhivyh-organizmov.html


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (7)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 06.03.17 в 20:38 0Ответить Пожаловаться
Я не вижу презентации как таковой. Отдельные файлы не в счет
Дьячкова Наталья Анатольевна, 07.03.17 в 20:04 1Ответить Пожаловаться
Не пойму, что Вы имеете в виду? Поясните, пожалуйста.
Дьячкова Наталья Анатольевна, 09.03.17 в 23:34 7Ответить Пожаловаться
Интерактивный плакат - это и есть презентация (файл в формате pptx)!
Трефилова Раиса Поликарповна, 15.01.19 в 02:12 8Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный урок и методобеспечение к нему!
Дьячкова Наталья Анатольевна, 15.01.19 в 19:55 6Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, спасибо за отзыв! Рада, что работа понравилась.
Андреева Нина Александровна, 13.03.19 в 14:41 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Анатольевна, за методическую разработку по данной теме, с удовольствием применяю на практике. Творческих успехов и вдохновения Вам!
Панов Егор Игоревич, 27.02.20 в 03:24 1Ответить Пожаловаться
Отличная работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.