12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фоминова Елена Владимировна6069
В детстве я хотела быть учителем. Поступила в КубГУ г. Краснодара на математический факультет по специальности «Математик. Преподаватель», но не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но вернулась в родную школу в хуторе Братском.
Россия, Краснодарский край, Усть-Лабинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Цель урока: на опытах и примерах ввести понятие массы как меры инертности тела. Выяснить, как определяется масса тела в результате взаимодействия с другими телами. Определить условие равновесия учебных весов.

Задачи:

общеобразовательные: сформировать понятия «Массы», обеспечить в ходе урока повторение и закрепление знаний учащихся по теме «Взаимодействие тел», в процессе урока показать социальную значимость изучаемого материала;

воспитательные: продолжить формирование научно-диалектического мировоззрения, воспитывать трудолюбие, взаимопонимание между учеником и учителем, трудолюбие;

развивающие: развивать логическое мышление, вычислительные навыки, память; развивать умение излагать полученную информацию; развивать умение переключать внимание при смене рода деятельности.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть регулятивными универсальными учебными действиями на примерах гипотез о причинах изменения скорости движения тележек и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез на опыте «Изменение скорости движения тележек в зависимости от массы», при взвешивании воды и льда (экспериментальное домашнее задание).

Личностные: сформировать познавательный интерес; развивать творческие способности и практические умения, самостоятельность в приобретении знаний о массе тела как мере инертности тела, ценностное отношение друг к другу, к учителю, к результатам обучения; уметь принимать решения; обосновывать и оценивать результаты своих действий; проявлять инициативу.

Общие предметные: уметь пользоваться методами научного познания при проведении опыта с те-

лежками разной массы (наблюдение, сравнение, измерение), обнаруживать зависимость массы тела от скорости, объяснять опыт учебника и делать выводы; проводить эксперимент по взвешиванию воды в жидком и твердом состоянии, анализировать его и делать выводы.

Частные предметные: понимать и объяснять свойство инертности тел, измерять массу тела с помощью учебных весов, владеть экспериментальными методами исследования при изучении зависимости скорости тела от его массы, использовать знания о зависимости скорости тела от массы в повседневной жизни, измерять массу тела с помощью весов в быту.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, демонстрационные весы, наборы гирь разной массы.

Ход урока

I. Организационный момент: формулировка урока, сообщение цели и плана урока.

II. Фронтальный опрос с целью повторения пройденного материала:

1. Вопросы к § 17. Ответы:

1. Скорость тела меняется под действием на него внешних сил. Например, пуля, выпущенная из ружья, под действием силы трения теряет свою скорость.

2. Скатывание тележки с наклонной плоскости на различные препятствия. Чем меньше препятствие, тем меньше меняется скорость тележки.

3. Инерция – сохранение скорости тела в отсутствии действия на него внешних сил.

4. Равномерно и прямолинейно.

2. Вопросы к § 18. Ответы:

1. Ударяя по неподвижному мячу, футболист приводит его в движение.

2. При лобовом столкновении скорость двух автомобилей снижается до нуля, и они даже могут изменить направление движения на обратное.

3. Пуля, вылетая из винтовки, взаимодействует с ней, в результате чего последняя испытывает отдачу.

3. Решение задач из сборника: № 175, 181, 183,


III. Изучение нового материала

Слайд 1

Эпиграф урока: Знаю я с седьмого класса:

Знать будете и вы.

Главное для тела - масса.
Если масса велика,
Жизнь для тела нелегка:
С места тело трудно сдвинуть,
Трудно вверх его подкинуть,
Трудно скорость изменить.
Только в том кого винить?

Учитель. Ребята, определите тему нашего урока

Сообщение темы урока «Масса тела. Измерение массы тела» (слайд 2)

Объяснения взаимодействия тел разной массы (слайд 3)

p1627650740.JPG
Подкатим тележки друг к другу, согнув пластинки, и перевяжем их тонкой нитью. Если её пережечь, пластинки начнут распрямляться, отталкивая друг друга. При этом тележки разъедутся в стороны, приобретя некоторые скорости. Говорят, что произошло взаимодействие тележек.

При взаимодействии оба тела меняют свою скорость.

Опыт №1 (слайд 4)

d1627650787.JPG

Шарики одинаковые и скорости их при взаимодействии тоже одинаковые (сравниваем по расстояниям, которые пролетели шарики).

Как вы думаете, изменятся ли скорости шариков, если один пластмассовый шарик поменять на стальной? Как?

Опыт №2 (слайд 5)

b1627650804.JPG

Шарики разные и скорости их при взаимодействии тоже разные, причем скорость металлического шарика меньше скорости пластмассового шарика.


Говорят, что одно тело тяжелее другого, более инертно (т. е. дольше стремится сохранить свою скорость), одно тело массивнее другого, т. е. имеет большую массу. (слайд 6)

Масса – мера инертности тела

Масса – это физическая величина, характеризующая инертность тела. Чем больше масса тела, тем оно более инертно.

(слайд 7)

Обозначение массы – m. Единицы измерения массы в системе СИ: - 1 кг.

Другие единицы измерения массы: 1 т = 1000 кг;

1 г = 0, 001 кг; 1 мг = 0,000001 кг

Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции.

С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20.

(слайд 8)

Зная массу одного из тел, можно всегда оценить массу другого:

Если при взаимодействии скорости тел меняются одинаково, то массы тел равны.

Еt1627650638aa.gif сли нет, то массу второго тела можно вычислить из соотношения скоростей:

(слайд 9)

Измерение массы происходит методом взаимодействия или взвешиванием на весах.

Способы измерения массы

Рассмотрение 1 способа – взаимодействия Чем больше m, тем больше инертность и тем медленнее тело изменяет свою скорость. Во сколько раз скорость первого тела > скорости второго, во сколько раз масса первого < массы второго.

А знаете, что …инертность железнодорожных составов столь велика, что время торможения поезда достигает 1–2 минут. За это время поезд, скрежеща тормозами, проедет около 1–2 км!

Физминутка – «Изобрази ситуацию»

- автобус резко тронулся с места;

- автобус едет равномерно и прямолинейно;

- впереди неожиданное препятствие, автобус резко тормозит;

- на большой скорости поворачивает направо; налево;

- едет равномерно и прямолинейно;

- резкая остановка.


Решение задач для закрепления материала.

Задача: При выстреле из винтовки скорость пули равна 600 м/с, а скорость винтовки при отдаче 1,5 м/с. Из этого следует, что

1) масса винтовки и пули одинаковы

2) масса винтовки больше массы пули в 40 раз

3) масса винтовки больше массы пули в 900 раз

4) масса пули меньше массы винтовки в 400 раз

(слайд 10)

Самый простой способ определения массы – взвешивание. Наиболее простым средством для взвешивания являются рычажные и пружинные весы. Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела.

(слайд 11)

j1627650873.JPG

Задача. Цератония из семейства цезальпиновых дает одинаковые семена, весящие всегда 0,2 г. Такими семенами в качестве гирь с древности пользовались ювелиры. Эту меру массы назвали каратом. Выразите карат в миллиграммах.

(слайд 12)

Задача. Для уравновешивания тела на рычажных весах использован набор гирь 50г, 10г, 10мг, 10мг. Чему равна определяемая масса тела?

(слайд 13)

Задача. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем?

Ответ: Переступая от нетерпения с ноги на ногу и скребя ложкой по стенкам кастрюли, ученый с мировым именем съел 0,0004 тонны холодной гречневой каши. Очень проголодался.

(слайд 14)

Задача. На одной чаше весов сидит людоед, масса которого 280 кг, а на другой чаше, высоко над землей, стоят и плачут четыре УбЛюды массой по 40 кг каждая. Сколько еще точно таких же УбЛюд нужно добавить на вторую чашу весов, чтобы между чашами установилось равновесие? Что получится, если после того, как равновесие установится, людоед подарит каждой УбЛюде по ценному тяжелому подарку?

Ответ . Чтобы уравновеситьсвою массу в 280 кг, людоеду потребуется познакомиться еще с тремя УбЛюдами. Только не стоит им дарить ценные тяжелые подарки — чаша тут же опустится на землю и УбЛюды быстренько разбегутся по домам. Тут-то людоед и грохнется.

(слайд 15)

Задача. Масса ископаемого диплодока Доки была 40 тонн, а масса нашего современника червячка Емели — 0,4 грамма. Вырази в граммах массу диплодока Доки и в тоннах массу червячка Емели.

Ответ: 40000000 грамм и 0,0000004 тонны. Как видите, и наши не лыком шиты. Нулей у нашего не меньше.

(слайд 16)

Задача. Становится ли массивнее железнодорожный рельс, когда он нагревается в жаркий солнечный день?

Ответ. Строго говоря - да. Согласно формуле Эйнштейна E=mc2 при любом добавлении энергии к веществу оно становится массивнее. Но изменение массы при нагревании рельса летом настолько ничтожно, что никакими современными средствами эту разницу измерить невозможно.

Рефлексия

Что такое масса?

Что принято за единицу массы?

Назовите способы определения массы тела?

Как можно сравнить массы двух тел?


​​​​​​​ Домашнее задание: §20, 21, упражнение 6 (1,2), на стр.60 задание, ЗЛ № 217, 222-227

Проект «Весы своими руками» слайд (17)



Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.