Урок географии в 8 классе «Климат Иркутской области»
Урок географии Иркутской области в 8 классе.
Тема : Климат Иркутской области.
Цель: раскрыть зависимость климата от зональных факторов ( количества солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, циркуляции атмосферы).
Задачи:
1.Закрепить знания обучающихся об основных закономерностях климата, о его разнообразии, о роли и значении климата в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.
2. Продолжить формирование навыков работы с климатическими картами.
3. Систематизировать знания обучающихся о неблагоприятных климатических явлениях, об экологических проблемах и мерах по поддержанию чистоты воздуха.
4. Продолжить формирование у обучающихся чувства ответственности за будущее своей области.
Оборудование: атлас Иркутской области, климатическая карта России, карта Иркутской области.
Ход урока:
I Орг. Момент
II. Актуализация знаний.
Существует легенда Бес Кунак. Послушайте её.
Однажды, солнечным апрельским утром, решили пять (бес) мужчин (кунаков) поехать в гости в соседний аул. Снег весь уже растаял, земля покрылась золотисто-зеленоватым ковром травы, на деревьях набухли почки, а в небе радостно щебетали птицы. Но вдруг, на середине пути, их настигла снежная буря. Порывы ветра достигали огромной скорости, снег слепил глаза, видимость была нулевая. Путники сбились с пути, а ночью замёрзли и умерли. Через несколько дней лошади вернулись в родной аул, и люди поняли, что случилась беда.
Много с тех пор лет прошло, и народ заметил, что такая картина в погоде весны повторяется постоянно: около 14 апреля каждый год, на уже зазеленевшую землю вновь падает снег. Непогода длится примерно 5 дней. Первых три дня может быть буран и мороз, а в четвёртый и пятый день всё в природе восстанавливается: снег тает, воздух теплеет. Народная примета гласит, что чем жёстче проходит Бес Кунак, тем теплее, дождливее - а значит урожайней будет лето. Если Бес Кунак проходит вяло - значит, жди холодного, сухого, неурожайного лета.
А ещё в это время бабушки гадают на бобах. В тарелку с водой кладут 12 бобов или фасоли, по числу месяцев в году. И смотрят - какой быстрей набухнет. Значит. Этот месяц будет дождливым. И наоборот.
А теперь попрошу вас ответить на вопрос:
Объясните с научной точки зрения всё, что описано в легенде.
(в легенде описаны элементы климата.)
Тема нашего урока – «Климат Иркутской области»
III Изучение новой темы.
В течение всего урока мы будем заполнять интеллект – карту по этой теме. В конце урока у нас должен получиться определенный результат (См. Приложение)
Дайте определение климата.
- Давайте вспомним, от каких факторов зависит климат?
На доске написаны факторы, выберете из них климатообразующие:
Уровень солнечной радиации
Географическая широта местности
Движение воздушных масс
Выветривание
Рельеф
Состав горных пород
Близость океанов
Течения
Высота местности над уровнем моря
Эрозия почв
Антропогенное воздействие
- Объясните влияние каждого фактора на климат области.
- По карте России определите тип климата Иркутской области. Назовите особенности этого типа климата.
- Проанализируйте карту климата (атлас стр. 20-21). Проследите, как изменяются изотермы января и июля по территории области. Заполните таблицу и сделайте выводы.
Табл. №1. Амплитуда температур
№ |
Пункты |
Мин. января |
Макс. июля |
Амплитуда |
1 |
Ербогачён |
|||
2 |
Бодайбо |
|||
3 |
Усть-Кут |
|||
4 |
Братск |
|||
5 |
Тайшет |
|||
6 |
Иркутск |
|||
7 |
Слюдянка |
|||
8 |
Хужир |
Объясните причины различий амплитуд температур по пунктам.
- Почему температура изменяется с севера на юг ? (географическая широта)
-Какие еще факторы оказывают влияние на зимнюю погоду? (Азиатский антициклон)
- Какую погоду он приносит? ( Морозную, ясную, без осадков)
- Определите среднегодовое количество осадков в области (атлас стр. 20).
Выявите территории с:
максимальным
минимальным количеством осадков.
- Объясните причины различий.
-Проанализируйте графики количества осадков по учебнику стр. 36-39. В какое время года выпадает наибольшее количество осадков?
- По атласу стр. 21 определите преобладающее количество ветров для следующих пунктов:
Тайшет
Ербогачен
Хужир
Иркутск
Сарма
-Объясните, почему в Иркутске преобладают ветры С-З и Ю-В направлений?
- Какие климатические явления оказывают влияние на жизнь и деятельность человека? (ветер, давление, температура, заморозки, засухи, паводки)
- На какие отрасли хозяйства климат оказывает наибольшее влияние? (транспорт, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых)
-Вспомните, как называются ресурсы, обеспечивающие с/х производство. (агроклиматические)
- Какие районы Иркутской области наиболее благоприятны для занятия сельским хозяйством?
-Какие меры по повышению чистоты воздуха проводятся в нашем городе?
IV Закрепление.
1.По приведенным данным максимальных и минимальных температур определи пункт с более континентальным климатом:
Преображенка – (-59º, +36º)
Сарма-(-44º,+32º)
Тулун-(-51º,+35º)
2.На какие отрасли хозяйства климат оказывает наибольшее влияние:
А)добыча полезных ископаемых
Б) транспорт
В) сельское хозяйство
3.Свойства климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство, называют …………….ресурсами.
4.Агроклиматические условия Иркутской области позволяют выращивать: ячмень, овес, картофель. Виноград, пшеницу. Зачеркни «белую ворону».
В течение всего урока мы составляли интеллект – карту. Давайте обобщим знания, которые мы получили, используя карту.
V Итог урока. Выставление оценок
VI. Домашнее задание.
Прочитать стр. 32-45.
Творческое задание: местные приметы погоды, изменение самочувствия людей при резких переменах погоды .Подготовить сообщение об основных загрязнителях на территории города.