12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бухарина Ирина Валерьевна531
Россия, Орловская обл., п.Нарышкино
5

Урок биологии в 5 классе «Грибы-паразиты»



 


ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ


 

Цель: познакомить учащихся с грибами-паразитами, мерами борьбы с ними

Задачи урока:

Образовательные:

познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;

научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Развивающие: развивать умения работать с текстом, понятиями, рисунками, схемами, выделять главное.

Воспитательные: воспитывать любовь, ответственность и бережное отношение к природе.

Формируемые УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать учебные задачи и стремиться их выполнить.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент (2 мин.)


 


 


 


 

Добрый день дорогие ребята!

Посмотри на стол дружок

Ты готов начать урок?

Все ль на месте? Все ль в порядке?

Книга, ручка и тетрадка

Ответы детей


 


 


 


 

Актуализация знаний(5-6 минут)

Представителей какого царства мы с вами изучаем?

Почему грибы выделяют в отдельное царство?

Сегодня мы с вами продолжим путешествие по грибному царству. Я приглашаю вас отправиться за грибами в лес.

Встали, пошли (слайд 1)

Ой, смотрите избушка. Кто же в ней?

Баба-Яга. Не бойтесь, она, конечно, вредная старушка, любит загадки загадывать, следы путать. Но вы сегодня, надеюсь, справитесь с ее кознями.

Вот вам первое задание.

Давайте с вами вспомним, что мы знаем о грибах.

У вас на столах маршрутные листы с заданиями. Подпишите на них Фамилию и имя.

Выполните задание 1.(необходимо вставить пропущенные слова)

1. Грибы питаются ….....(минеральными и органическими) веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество- .........(хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …...(грибницы или спор).
4.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев ….....(симбиоз).
5. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются………(сапротрофы).

Взаимопроверка. Обменяйтесь листами. Ответы открываются на доске. За правильный ответ 1 плюсик. Поставьте другу оценку по количеству плюсов.

С первой загадкой справились, молодцы.

Ответы учащихся.

Выполняют задание1..


 


 


 


 


 


 

Учащиеся обмениваются листочками, проверяют и ставят оценку

Определение темы урока (2 мин.)

Посмотрите, Баба-яга набрала в лукошко грибы (Демонстрация фото грибов-паразитов).

Ой, странные такие. Можно их есть-то, не знаете?

Как называются грибы, которые питаются мертвыми органическими веществами? А как называются грибы, живущие за счет живых организмов? Приведите примеры

Что же сегодня мы с вами будем изучать?

Сформулируйте тему нашего урока.

Что мы должны будем узнать об этих грибах?

Запишите дату и тему урока в маршрутный лист

Ответы


 


 

Ответы

Целеполагание (3 минуты)

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях.

Сегодня вы работаете в группах (в группах сидят с начала урока)

Сейчас приступаете к выполнению задания 2. Каждая группа изучает один вид гриба-паразита. Какой – найдите в своей таблице.

Сформулируйте свою цель каждый вариант, начиная со слов: мы должны изучить…

Вы читаете текст и заполняете таблицу в ваших листах. На работу отводится 5 минут. Затем докладчик от каждой группы выступает. Остальные группы слушают и заполняют все колонки таблицы. Будьте внимательны при изучении нового материала.

В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны заполнить всю табличку.


 


 


 


Начинаем работу

Цели:1 вариант изучить строение головни, поражаемые растения…

Вариант 2.изучить строение спорыньи….

Вариант 3.изучить строение трутовика…

Вариант 4.изучить строение фитофторы…


 

Изучение нового материала.(5-6 мин)

Физкульт
маршрутный лист
DOCX / 26.13 Кб

презентация грибы-паразиты
PPT / 29.51 Мб

минутка (2 минуты)

Сопровождение работы.

Устали? Отдохнем?

Ой, опять, бабушка со своими загадками.

Встали. Если Яга показывает Съдобный гриб – наклонитесь - собираете грибы, а если – ядовитый – потопайте.

Самостоятельная практическая работа в группах

Отчеты групп (10 минут)

А сейчас проверим правильность заполнения таблицы. (Сравнивая с шаблоном на слайде). Представитель от каждой группы выходит и делает сообщение по таблице.

Названия грибов-паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред (ущерб)

Меры борьбы

1.Головня

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

обработка зёрен до посева специальными препаратами- фунгицидами

2.Спорынья

Рожь и другие хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Очистка зерна от рожков спорыньи.

3.Трутовики

Деревья.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева садовым варом

4.Фитофтора

Картофель, томат перец

Вызывает порчу или гибель урожая.

Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.

Похвалить ребят о проделанной работе.

Поставьте себе оценку «5» у кого заполнены все колонки Мы прошли второе препятствие.



 

 


 


 


 

Учащиеся слушают и заполняют таблицу

Первичное закрепление материала (7 мин)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Сообщение уч-ся (2 мин)
 

Рассказ учителя (2 мин)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Оценивание (3 мин)


 


 


 

Домашнее задание(1 мин)

1)Какие грибы мы с вами изучили?

Задание - Узнай гриб

Демонстрация грибов-паразитов

Как происходит заражение растений?

Какие меры борьбы использует человек?

Можно ли проводить профилактические меры борьбы, чтобы не допускать заражения? Какие?

Помните, Баба-Яга набрала эти грибы, можно их есть?

Гляньте, опять что-то злодейка для вас придумала

2) А сейчас вы работаете в своих маршрутных листах, выполняете задание 3. Это индивидуальная работа.

Рубрика «верю - не верю»

Если согласны с утверждением ставите «+», если нет «-«

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка (-)

3. Грибные заболевания распространяются ветром, насекомыми (+)

4. Трутовик – это гриб – паразит (-)

5. Фитофтора - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат (+)

Самопроверка по шаблону, поставьте себе оценку по количеству верных ответов.

Те, кто справились, молодцы. А кто допустил ошибки, поработаете над материалом еще дма


 

Учащиеся поднимают названия грибов. Работает весь класс


 

Ответы учащихся


 


 


 


 


 


 

Выполняют задание. Проверка

Ребята меня мучает один вопрос.

Грибы-паразиты встречаются только на растениях? Где их можно встретить еще? Давайте послушаем сообщения учащихся.

Какова роль грибов-паразитов в природе, жизни человека?

Сейчас я вас удивлю. Некоторые грибы очень даже полезны.

Наверное, каждый, кто гулял в березовом лесу или роще, видел бесформенные темные наросты на стволах отдельных деревьев, резко контрастирующие с белой корой. (Слайд). Это и есть представитель царства грибов, класса агарикомицетов, трутовик скошенный, получивший в народе название черного березового гриба, или чаги. Произрастает он практически повсеместно в северных и умеренных широтах Европы, Азии и Америки. Справедливости ради надо отметить, что паразитирует такой гриб и на других лиственных деревьях (ольха, осина, рябина), но в народной медицине всегда находил применение только березовый гриб чага. Распространяется он спорами, которые проникают в поврежденные участки коры дерева (трещины, сколы, обломанные сучья, солнечные ожоги). Собирают чагу только с живых деревьев. Лучшее время для ее поиска и заготовки – период с осени по весну. Сбор чаги в зимний период меньше вредит березе.

О том, что чагу можно использовать в качестве лекарственного средства, человечеству известно очень давно. Рецепты снадобий приводятся в трудах великого Авиценны; применяли его древние римляне, закупая у северных народов; использовали чагу в своей практике славянские знахари. В народной медицине с давних пор люди применяли гриб чагу, лечение которым спасало от заболеваний внутренних органов, больных суставов, кожных высыпаний. Регулярное употребление «чая» из березового гриба приводило к уменьшению опухолей. Кроме того, этот напиток имел тонизирующее действие, способствовал активизации защитных сил организма. Первые клинические исследования свойств этого чудодейственного гриба были проведены в нашей стране еще в середине XIX века в Московском медицинском институте. Эстафету подхватили ученые-медики из Санкт-Петербурга, Пятигорска, Нижнего Новгорода. Выводы были схожими: чага, безусловно, оказывает целительное действие на пищеварительную, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы организма, мобилизует защитные способности. Исследования с новой силой были возобновлены в пятидесятые годы прошлого столетия, когда гриб чага был официально признан лекарственным средством. Ожидания от его применения были столь многообещающие, что предпринималась даже попытка (впрочем, неудачная) искусственного культивирования гриба на стволах берез. Учеными точно установлен целый ряд его лечебных свойств, обусловленных в первую очередь уникальным биохимическим составом чаги. Эффективнейший биогенный стимулятор ─ хромогенный полифенолкарбоновый комплекс ─ присущ исключительно чаге. Кроме того, в нем можно найти целый «букет» микроэлементов, в состав которого входят калий, кальций, магний, железо, барий, цинк. 

Источник: http://piteika.com/nastoi-i-otvary/lechebnye/chaga-poleznye-svojstva-prigotovlenie.html

Трутовики – грибы-паразиты, вредители лесного хозяйства, садов и парков, вызывающие гниль древесины.

Откуда же взялось такое название - «трутовик»? А всё дело в том, что плодовое тело этого гриба покрыто твердой светло-серой корочкой. Ее высушивали и использовали как зажигающуюся основу – трут – для кремневого огнива. Делалось это давным-давно, когда спичек еще и в помине не было. Гриб, из которого получали трут, и стал всем известным трутовиком.

А теперь суммируйте свои оценки, разделите на 3 и получите итоговую оценку за урок. Поднимите руки у кого «5». Маршрутные листы сдаете, за работу на уроке я выставлю положительные оценки.

Поздравляю, вы преодолели все препятствия.

Смотрите и тропинка из леса нашлась

Домашнее задание: §16, повт п.11-13 (по желанию нарисовать бактериальную клетку и грибную на формате А4

Выступление уч-ся с дополнительным материалом.


 

Ответы учащихся

Рефлексия(1 мин)

Поздравляю, вы преодолели все препятствия.

Смотрите и тропинка из леса нашлась и грибов набрали.

Ребят, если вы поняли тему, возьмите белый гриб; а если тема непонятна – мухомор. Положите свои грибы в корзину.

Вы сегодня молодцы!


 

Прикрепляют грибы


 


 

 

Опубликовано в группе «Бесплатные всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (1)

Надежда Алексеевна Паршукова, 21.03.17 в 19:53 0Ответить Пожаловаться
Отличный урок! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.