Урок литературы в 6 классе по произведению Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Урок литературы в 6 классе по произведению Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Цели:
- закрепить и развить интерес обучающихся к творчеству писателя;
- углубить восприятие его произведений;
- показать искусство словесной живописи Н. Гоголя;
- развивать умение самостоятельного анализа произведения.
Оборудование:
портрет Н.В. Гоголя, иллюстрации к произведению, перечень повестей сборника, рисунки детей, репродукция картины А. Куинджи «Тихая ночь на Днепре», фонохрестоматия
Форма работы: групповая
Предварительное домашнее задание: прочитать одну из повестей, по желанию проиллюстрировать понравившийся эпизод
Эпиграф: Творчество Гоголя близко соприкасается с духовной жизнью, нравственными проблемами современности.
М.Б. Храпченко
Ход урока:
У. : Сейчас вы услышите отрывок из знакомого вам произведения. Назовите автора и заглавие. (Н.В. Гоголь «Заколдованное место»)
- Что вам известно о писателе и его произведениях?
- Сегодня мы поговорим о сборнике, включающем несколько повестей, объединенных общими темами и проблемами. Исследователь М.Б. Храпченко отмечает ( см. эпиграф)
- Проблемный вопрос: о каких нравственных проблемах говорится в произведении?
Реализация индивидуальных заданий.
Сообщение ученика об истории создания произведения.
- Что пришлось по душе первым читателям повестей – типографским наборщикам?
- Чем поразили «Вечера…» А.С. Пушкина?
- Почему и сейчас читатели с восторгом отзываются об этих повестях?
- Какая повесть вам больше всего понравилась?
- Переходим к обсуждению основных проблем.
Задания для групп:
1. Любой сюжет «Вечеров…» повествует про «какое- нибудь старинное чудное дело» (А.И. Ревякин.)
- объяснить значение термина «сюжет»;
- можно ли сказать, что в повести рассказывается «про старинное чудное дело»?
2. «Основная задача Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - передать душу народную. Для этого сюжет основывался на народных преданиях и легендах». (К.М. Азаркин)
- согласны ли вы с этим утверждением?
- какой вы увидели душу народную в произведении?
3. «Главное в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» - это вдохновение и поэтическое изображение простого человека. Герои – морадьно здоровые люди, честные, благородные, любящие жизнь…»
- к кому из героев подходят эти слова?
- определите значение слова «идеал»;
4. Достоинство произведения Гоголя – «лиризм, которым проникнуты его описания таких предметов, которыми он увлекается». (В.Г. Белинский)
- как вы понимаете слово «лиризм»?
- есть ли лиризм в произведении?
Выводы выступлений групп записываются в тетрадях.
Итог урока.
Обращаемся к эпиграфу:
- какие нравственные проблемы современности вы считаете главными?
- о каких нравственных проблемах говорится в произведении?
- можно ли их назвать современными?
Выставление оценок. Используется экспертный лист.
Домашнее задание: написать отзыв о произведении.
Приложение. Экспертный лист.
Виды работ | Своя оценка | Оценка учителя, одноклассников |
Карточка 1 | | |
Выборочный диктант | | |
Работа с текстом | | |
Тест | | |
Творческая работа | | |
Активность на уроке | | |