12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5191
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат
Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;

Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Оформление урока:

- выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне;

- записи песен о войне;

- фрагменты кинохроники о ВО войне;

- монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов послевоенного времени, пишущих о войне;

- стихотворения и сочинения учащихся на военную тему.

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвященными войне, знакомы ребятам. Объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, выучить наизусть одно из стихотворений о ВО войне.

Ход урока

На экране футаж-заставка , посвящённый Дню Победы.

Оргмомент. Вступительная часть урока.

Слово учителя:

Ребята! Когда вы вошли в кабинет литературы и увидели его оформление, то наверняка поняли, чему сегодня будет посвящён наш урок. Давайте сейчас вместе с вами попробуем сформулировать, о чём будет наш урок. (О военной поэзии, поэзии о войне). Итак, тема сегодняшнего урока «Поэзия о Великой Отечественной войне». Этот урок литературы приурочен к знаменательной дате, которую отмечает наша страна в этом году. Что это за дата? ( 70- летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О поэтах, писавших во время войны и о войне).

Цели и задачи урока:

-присутствующие на уроке узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны;

- услышат страстные стихи советских поэтов, полные любви к родной земле и ненависти к врагам;

- выяснят, в чем причина постоянного внимания поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война», сопровождаемая кадрами кинохроники о Великой Отечественной войне.

Учитель:

Эта песня была очень популярна в годы ВО войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВО войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших свободу и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, под Москвой, на Волге, на Курской дуге, под Сталинградом.

О защитниках Отечества написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, и особенно поэзия, стала «голосом героической души народа».

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия  прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

К уроку ребята должны были выучить наизусть стихотворения русских поэтов, посвященные ВО войне.

2. Проверка домашнего задания

Учащиеся наизусть рассказывают стихи о войне, вначале называя авторов этих стихотворений.

Беседа. Предварительно подготовленное сообщение о поэтах-фронтовиках.

Стихи на военную тему создавались и в годы войны, и в послевоенное время. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности , лишения военных дней со всеми. Их патриотические произведения вдохновляли людей на подвиги. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых на полях сражений: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Муса Джалиль и др. Муса Джалиль - молодой татарский поэт, создал цикл стихов в маобитской тюрьме в Берлине. Был казнен в 1944году. У нас в стране считался без вести пропавшим. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Муса Джалиль мечтал их напечатать.

- Какую роль играла в годы войны поэзия?

(Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.)

- Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?

(Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов.)

==Труднее всего на войне приходилось детям. Ведь война – это горе и беда, а дети созданы для счастья.

Клип «Орлёнок».

- С какими произведениями поэтов-фронтовиков мы с вами уже познакомились? (Стихи К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете» и А.Твардовского «Рассказ танкиста»).

- Кому посвящены эти стихотворения? (Детям, оказавшимся в горниле войны).

Звучат стихи о детях военных лет.

- Прошло 70 лет с тех пор, как окончилась война. Почему же ВО война продолжает волновать людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

( Победа в ВО войне имеет всемирно – историческое значение. Наша армия спасла мир от фашизма. И сейчас многие поэты, писатели, драматурги обращаются к теме прошедшей войны. Литература хотела показать, какой ценой досталась нам эта победа, она воспитывает в нас чувства патриотизма, гражданственности, долга, любви к родине.)

- А знаете ли вы, ребята, кто из ваших земляков принимал участие в Великой Отечественной войне? Знаете ли вы о ваших родственниках, погибших на войне или прошедших войну?

Выступления учащихся с сообщениями о погибших родственниках и односельчанах. Заставка «Вечный огонь».

Учитель:

Я хочу рассказать отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Реликвии страны». В нем – щемящая боль поэта за Россию сегодняшнюю, когда привычным стали в нашей реальной жизни факты продажи фронтовых орденов, медалей, значков, знамен и др.

(Учитель наизусть читает стихотворение.)

- Ребята, а как вы понимаете значение слова «реликвия»?

(Реликвия - по словарю Ожегова – вещь, свято хранимая как память о прошлом; в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова - от латинского «остатки», «останки»; в различных религиях –мощи святых.) Значение слова «реликвия» написано на доске. Учащиеся записывают в тетрадях по литературе: реликвия – вещь, предмет, свято хранимая как память о прошлом.)

- Какова основная мысль стихотворения Э.Асадова?

( Поэт призывает беречь бесценные святыни, реликвии страны)

4.Выводы урока

Учитель:

Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем современной литературы, да и других видов искусства. Литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы показать героизм нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

В заключение хочу обратить ваше внимание на выставку книг, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Среди них есть сборники стихов, поэм и песен о войне.

(Учитель дает обзор литературы по данной теме)

Хочется закончить этот урок словами – призывом из поэмы Р.Рождественского «Реквием»

(Учитель читает отрывок из поэмы, написанный на плакате.)

- Что означает слово «реквием»?

(По словарю Ожегова: 1)католическое богослужение; 2) траурное музыкальное произведение; в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова: заупокойная месса.) Значение слова «реквием» записано на доске. Учащиеся записывают в тетради по литературе: реквием – траурное музыкальное произведение.

5.Рефлексия (подведение итогов). Выставление поурочных баллов.

Учитель рецензирует и оценивает каждого учащегося.

6.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру. Темы сочинений – миниатюр: «Мы не хотим войны»,
«Пусть всегда будет солнце»,
«Мы помним, мы гордимся».

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.