12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Кушнарева52
Россия, бердск

Урок литературного чтения, 2 класс, тема "Л.Н. Толстой. Косточка"

Урок проводится вместе с родителями

Тип урока «Урок изучения новых знаний»

Тема урока: «Персонажи рассказа. Л. Н. Толстой. «Косточка»

Цели:
выявить смысл рассказа Л. Толстого «Косточка»;

найти объяснение значений терминов «главный герой», «персонажи» рассказа;

обсудить вопрос о характере главного героя, об отношении читателя к Ване, смысл финала;

способствовать развитию навыка чтения, его правильности, осознанности;

создать условия для формирования нравственных качеств личности на примере главного героя произведения.

В структуре урока я реализовывала принципы обучения:

Принцип обучения на высоком, но доступном уровне.

Соответствие потребностям детей этого возраста в познании, разнообразной продуктивной деятельности.

Учёт особенностей их познавательной деятельности и уровня социализации.

Использовала основные принципы обучения, положенные в основу работы с младшими школьниками по УМК «Перспективная начальная школа»:

создание ситуации успеха ребёнку, формирование положительной установки к процессу обучения;

свободное общение, ребёнок активный субъект совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении;
своеобразность и неповторимость общих законов психического развития каждого ученика.

В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка:

Я могу учиться, исследовать, делать открытия сам.

Я имею право голоса при принятии решений.

Меня нужно принимать таким, какой я есть.

В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения:

максимальный учет психологических особенностей и возможностей младшего школьника;

создание благоприятного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьников;

построение учебного процесса так, чтобы учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении.

Л.Н.Толстой

Косточка

(быль)

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

Нет, я не ел.

Тогда отец сказал:

Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

Ваня побледнел и сказал:

Нет, я косточку бросил за окошко.

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

*

Учитель: (обращается к родителям)

Представьте себе современных восьми-девятилетних детей и письменно ответьте на вопросы:

Станете ли вы, прочитав с детьми “Косточку”, разговаривать с ними о прочитанном? Или миниатюра настолько простая, что такой разговор детям не нужен? Или наоборот – она настолько сложна, что вам требуется специальная подготовка к разговору о ней?

Запишите свои ответы.

Постарайтесь мысленно участвовать в диалоге, а “после урока” ответьте на те же вопросы вторично.

Несомненно, вы можете не согласиться с выводами, к которым мы пришли со второклассниками. Вовсе не считаю, что наши выводы абсолютно верные и тем более единственно правильные. Но так ли уж важно, возникнут или нет у вас несогласия со мной и с моими маленькими собеседниками? Важнее – изменятся ли под влиянием беседы ваши ответы на вопросы, а если изменятся, то почему.

Учитель:

Ребята, многие из вас, наверное, знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная По­ляна он велел построить школу для детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги.

Среди произведений, которые Лев Толстой сочи­нил для знакомых и незнакомых детей, был ма­ленький рассказ “Косточка”. Послушайте его.

Читаю.

Понравился рассказ.

Как вам кажется, вы всё поняли?

Спрашиваю по-другому:

Поговорим об этом рассказе? Или с ним всё ясно?

Все так считают? – не унимаюсь я.

Значит, все, – констатирую я. И добавляю с нажимом: – Запомните, что вы сказали!

Запомнили?

Тогда продолжим разговор. Когда Лев Николаевич Толстой сочинил этот рассказ, он не только про­читал его знакомым детям, но и поместил в свою книгу. А потом “Косточку” часто включали в раз­ные книги для детей.

После этого сообщения задаю им важнейшие во­просы:

Как вы думаете, зачем Лев Николаевич написал

этот рассказ и включил его в книгу для детей? И зачем я сейчас прочитала его вам?

Детям эти вопросы кажутся несерьезными, потому что ответы очевидны:

Выходит, если бы вам сегодня не повезло, если бы когда-то Лев Толстой не успел написать и напечатать этот рассказ или я не принесла бы и не прочитала бы вам “Косточку”…

– …вы продолжали бы брать без разрешения, то есть воровать? Не признавались бы в этом? И гло­тали бы сливы с косточками?

Да? Тогда выходит, Лев Толстой написал этот рассказ зря?

Дети задумываются, и я любуюсь ими, но не спешу на помощь.

Наоборот – строю новую ловушку:

Скажите, пожалуйста, как обычно писатель изображает действующее лицо, если хочет, чтобы мы НЕ подражали ему, НЕ совершали таких по­ступков, какие совершает этот персонаж? Привле­кательным? Симпатичным? Или непривлекатель­ным? Неприятным?

А Ваня из “Косточки” вам нравится?

Вы уверены? А можете найти то место рассказа, где вы почувствовали, что Ваня вам симпатичен?

Да, я так и почувствовала. Выходит, Лев Тол­стой действительно сделал Ваню симпатичным. Но это означает, – веду я свою линию, – что писа­тель вовсе не хотел, чтобы поступали НЕ ТАК, КАК Ваня? Получается, что рассказ вовсе не учит вас НЕ БРАТЬ тайком?

Выдерживаю небольшую паузу и продолжаю:

Думаю, Лев Николаевич не стал бы писать рас­сказ ради того, чтобы напомнить вам о таком из­вестном: воровать нельзя. Ведь он был учителем и, конечно, понимал, что вы об этом сами знаете. За­чем же Лев Толстой завещал нам этот рассказ, а я принесла “Косточку” в класс и прочитала с вами?

Теперь пауза длится подольше.

У меня, как вы догадываетесь, есть предположе­ния на этот счет, и я могу ими поделиться с вами. Но вам, наверное, хочется открыть смысл рассказа самим?

Тогда я чуть-чуть помогу вам. Но не объяснени­ями, а новыми вопросами и заданиями, – предла­гаю я ребятам.

Сейчас я прочту начало “Косточки” не совсем так, как у Льва Толстого. Не глядя в свои “Книги для чтения”, постарайтесь заметить, что я изме­нила в рассказе.

Читаю:

– “Купила мать слив и хотела дать их детям по­сле обеда. Ваня никогда не ел слив. Он не удер­жался, схватил одну и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу”. Что я изменила в начале рассказа?

Верно. Но ведь и без того все понятно, правда?

Ладно, – соглашаюсь я, – так и быть, верну в рассказ слова “...и нюхал их”. После этих слов совершенно ясно, что Ване сливы очень нравились. Верно?

Зачем же Лев Толстой именно это, совсем понятное, здесь пишет: “И очень они ему нравились”? А вслед за этим лишним предложением пишет то, что уж совсем понятно: “Очень хотелось съесть”. И когда мы уже три или четыре раза все поняли, автор повторяет опять ту же мысль: “Он все ходил мимо слив”. Может быть, Лев Толстой не умел писать коротко? Или случайно не заметил, что повторил одно и то же несколько раз? Не убрать ли нам из “Ко­сточки” что-нибудь лишнее? И Льву Толстому поможем писать короче, и читателям будет поменьше читать, и в книге освободится немного бумаги для какой-нибудь пословицы, например?

Молодцы, ребята! Вы все точно почувствовали. Ведь у автора про Ванины чувства нет ни единого слова! Лев Толстой нигде не пишет: “Ваня переживал, колебался, сомневался, стыдился...” Наверное, потому, что маленький Ваня сам о своих чувствах ничего не может сказать словами. Он, скорее всего, и слов таких пока не понимает: “колебаться, сомневаться, переживать”. Автор пишет только о том, что Ваня делал или не делал: “нюхал, ходил, не удержался”. А мы, представляя себе движения Вани, его поведение, начинаем чувствовать его переживания, колебания, сомнения. Вот как удивительно пишет Лев Толстой! Правда, дважды автор все-таки говорит о чувствах Вани, но только то, в чем и писатель, и Ваня уверены. Автор говорит лишь то, что маленький мальчик мог сам сказать о себе: “И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть”.

Кстати, как вам кажется, можно ли было о том, что “очень хотелось съесть”, сказать как-то по-другому? Ну, например, так: “Ваня очень хотел съесть сливу”.

Я поддерживаю это мнение и формулирую то, что второклассники, вероятно, почувствовали:

Конечно, Ваня именно не хотел есть сливу. Он как раз очень не хотел ее есть! Но... Ему хотелось! Лев Толстой замечательно точно об этом написал. А вслушайтесь в следующее поразительное предложение. Так и чувствуешь, что движения у Вани сначала замедленные, скованные, как будто его кто-то удерживает: “Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и…” И такая долгая подготовка внезапно стремительно завершается коротеньким “съел”! Один звук! Как “бульк”! Хорошо Ваня распробовал вкус сливы? Получил удовольствие?

Ребята, а может быть Ваня и в самом деле проглотил сливу с косточкой! Как вы думаете?

Скажите, ребята, вы все представили себе, что переживал Ваня, когда не решался взять сливу, и потом, когда ее съел?

А как вам кажется, почему с чувствами мальчика такое происходило: сначала колебался, боролся с собой, а потом стало стыдно? Что вы думаете теперь о Ване?

А какой он человек, вы можете сказать?

 

А как вы думаете, сколько ему лет?

После обсуждения приходим к выводу, что герою “Косточки” четыре-пять лет. Его братья и сестры старше. Они, как видно, ели сливы в своей жизни. Но, наверное, сливы в этой семье – редкость. Мама купила их по счету – чтобы всем поровну. Вот почему она перед обедом пересчитала (сочла) их.

Как, по-вашему, догадалась она, кто взял сливу?

Вы-то прочли об этом, а как мама догадалась?

Значит, и отец догадался, кто взял сливу, и старшие дети?

Зачем же отец об этом спрашивал?

А как вы думаете, когда Ваня заплакал, а все засмеялись, то это был злорадный смех? Все смеялись над Ваней? Радовались тому, что он проговорился?

Очень хорошо. А теперь сыграем так. Пускай каждый представит себя в рассказе, в этой семье. Все сели за стол, и ты (каждый из вас) – среди них. Отец и говорит: “А что, дети, не съели ли кто-нибудь одну сливу?” И ты, конечно, сразу догадываешься, кто съел. Так вот, мой вопрос: ты подскажешь отцу?

Почему же? Отец ведь всех спрашивает. А ты знаешь, что украл сливу Ваня. Очень плохо поступил. Да еще теперь может тебе-то и не хватить! Он у тебя сливу украл. Пускай отец его накажет!

Почему?

Неужели вы уже такие взрослые, такие великодушные, что простили бы малыша?

А приятно прощать маленького?

А раньше вы о себе знали, что вы такие взрослые, сильные, великодушные?

Может быть, догадывались.

Часто у вас бывало, чтобы вы могли это проверить? Часто вам предоставлялся случай кого-нибудь простить: животное, малыша или старенького человека?

Видите, а сегодня вы смогли убедиться в том, что вы- взрослые, сильные, добрые, великодушные. Сегодня вы – пускай только мысленно! – простили малыша и почувствовали, как приятно прощать. И я о вас узнала, что вы великодушные. И это – благодаря Льву Николаевичу Толстому. Вот какой подарок он нам сделал. Вот что умеет “Косточка”. Вот зачем Лев Толстой написал ее. А напомнить, что брать тайком стыдно, можно и без рассказа. Правда?

И вообще, ребята, мне было интересно и приятно обсуждать этот рассказ с вами. Он мне и раньше нравился, а теперь нравится еще больше. А вам?

Так стоило его обсуждать? простой рассказ?

Сложный. В нем много секретов. Наверное, еще остались секреты, которых мы не открыли...

Перечитаем?

Все слушают с таким вниманием, будто впервые.

Лев Николаевич Толстой, когда начинал писать “Косточку”, не говорил себе: “Сейчас напишу рассказ для того, чтобы дети могли узнать о себе, великодушны ли они”. Он этого не говорил, но, мне кажется, ему хотелось, чтобы дети были великодушными и чтобы они знали о себе это. И, по-моему, у него это получилось. Ты ведь это почувствовал на себе?

Если гениальность – величие ума, то великодушие – души. (Эдуард Севрус)

Будьте великодушными!

Но, скорее всего, в “Косточке” могут обнаружиться и другие смыслы. И, думаю, в каждом хорошем произведении содержится много замыслов. Разные читатели могут открыть для себя в нем разное. Когда я стал учителем и впервые перечитал “Косточку”, я почувствовал, какое это счастье, если между взрослыми и детьми такие отношения – любви, уважения, доверия. Вот какой замысел Льва Толстого оказался для меня самым важным.

Понравился.

Да.

Все ясно.

Ребята отвечают удив­ленно:

Все!

Толстой учит нас не брать без разрешения.

Он учит нас призна­ваться, если сделал что-нибудь плохое.

Тайное всегда стано­вится явным.

И еще:– Толстой учит нас не глотать сливы с косточками.

Нет, – со смехом воз­ражают дети. – Мы и так знаем, что нельзя брать без разрешения!

Неприятным! – уве­ренно отвечают дети.

Да.

Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.

Он кажется похожим на маленького котенка или щенка. Его хочется защищать.

Самим!

Вы пропустили про то, как Ваня нюхал и хо­дил мимо слив.

Мнения детей раздели­лись:

Да, и без того все по­нятно.

Правда, понятно, но только без этого нам не­известно, что Ваня ню­хал, как котенок.

И тогда Ваню не жалко.

Тогда он не такой симпатичный, как у Льва Толстого.

Да.

Нет! Все это нужно! Ваня знал, что нельзя брать, но ему очень хотелось. Он боролся с собой!

Нет, – отвечает один из ребят. – Так было бы неправильно.

Нет, – комментируют дети. – Он ничего не успел.

Он только испугался.

Он стоял с вытаращенными глазами…

Как будто сам удивлялся.

Нет, ведь Ваня говорит, что выбросил косточку, а он, по-моему, обманывать не умеет.

Да, представили.

Мы как будто сами это переживали.

Он теперь как будто знакомый, как будто мы его давно знаем.

Он стал как младший брат.

Он честный. Ему очень хочется слив, но он старается их не взять.

Он маленький, но уже честный.

Да! Ваня взял!

В этой семье все честные, если даже маленький Ваня так долго терпел, удерживался, чтобы не взять без спросу. Но у него слабая воля. А старшие дети точно бы удержались.

Конечно.

Он хотел, чтобы Ваня сам признался, чтобы он остался честным.

Он хотел помочь Ване признаться. У Вани была слабая воля. Он не удержался и взял без разрешения, потому что удержаться ему было трудно. А признаться – еще трудней. Все хотели помочь Ване.

Нет, все обрадовались тому, что Ване больше не будет стыдно.

Все смеялись с облегчением. Все любили Ваню.

Нет.

Я все равно не сказал бы!

И я!

Он маленький, он честный и добрый, но не смог удержаться. Жалко его. Он очень испугался и сам переживает.

Да! – ликуют второклассники.

Задумываются и признаются:

Нет, не часто...

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.