12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Калиева Жанар Бахытовна34
0

Тютчев Федор Иванович «Чародейкою Зимою».

Урок литературного чтения в 5 классе.

 

ТЕМА: Тютчев Федор Иванович

«Чародейкою Зимою».

Цель:  Познакомить с произведением  Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою…»

Задачи:
1.Совершенствовать навыки  анализа поэтического текста.
2. Вырабатывать навык  выразительного чтения как результат понимания текста.
3.Развитие и обогащение речи учащихся; творческого воображения
4.Формировать навык работы учащихся в группах.
5.Развитие  здорового творчества учащихся.

Оформление:
1.Портреты Ф. И Тютчева.
2.Репродукция картин на тему  «Зима».
 3.Фрагменты  классической музыки.
4.У каждого учащегося на столе снежинки из белой бумаги.
5.Тёмного цвета лист картона, зубная паста, цветные карандаши.

 

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Опрос домашнего задания:

 

Роман  Сеф «Чудо», «В лесу».

Вопросы:

1.Что общего в двух стихотворениях?

2.О чем рассказывается в них?

3. Как по  другому можно назвать второе стихотворение? Почему?

 

Эпиграф урока:

«О Тютчеве не спорят, кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии»

И.С. Тургенев.

 

3. Объяснение нового материала

Вступительное слово учителя.

-Зима - одно из самых  красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой.

- Мы поговорим о красоте зимней природы, о самом любимом у многих из нас времени года. Не только нам нравится это время года. Многие великие поэты, художники, композиторы посвящали и посвящают свои творения именно зиме.

Каждое время года прекрасно, удивительно, неповторимо, и  когда   талантливый человек ощущает это, ему хочется поделиться с  другими людьми своим открытием. Он старается   передать эту красоту  красками, словами, звуками. И люди,  которые слушают его стихи, музыку, смотрят картины, тоже начинают  видеть и чувствовать эту красоту.
При представлении содержания нового материала  свою задачу  вижу в том,  чтобы учащиеся наиболее полно могли представить картину зимнего леса, ощутить его прелесть и красоту.

Ребята, сегодня мы отправимся  в  зимний лес  и познакомимся с стихотворением

 Федора Ивановича Тютчева «Чародейкою зимою».

 

Биография поэта.

Отец, Иван Николаевич, получил образование в привилегированном дворянском учебном заведении. Мать, Екатерина Львовна, с 12 лет осталась без матери и воспитывалась у родственников. Семья была очень дружная. “Смотрю я на Тютчевых, - писал товарищ Федора, - и думаю о семейном счастье. Если бы все жили так, как они”.

Глубоко верующим был первый воспитатель будущего поэта – вольноотпущенный дядька Николай Афанасьевич Хлопов. Однажды на прогулке они нашли мертвую птичку. Похоронили ее, а Феденька написал стихотворную эпитафию. Посмотрим в словарь и узнаем, что означает это слово. Увлечение сына поэзией заметила мать и сала поощрять его за это, сохраняла его стихи. Дядьку сменил учитель Семен Егорович Амфитеатров. Митрополит Киевский Филарет – его родной брат. Идя на прогулку, они брали с собой сочинения Горация или Вергилия и переводили их. Привлекал Федора к литературе поэт С.Е. Раич, который воспитал и другого известного поэта – М. Ю. Лермонтова. В 15 лет поступил в Московский университет, который окончил досрочно с похвальной грамотой. Затем был направлен на дипломатическую службу в Германию. Прослужив там 20 лет и еще 2 года в Италии, Федор Иванович вернулся в Россию.

4. Аудио запись с чтением стихотворения в исполнении актера.

 «Чародейкою зимою».

Понравилось ли? Чем понравилось? Какие чувства возникли?

Вторичное знакомство – чтение по учебнику. Какие картины нарисовал поэт? Подумайте, почему оба слова в названии написаны с большой буквы? /Зима- не просто время года, а героиня, волшебница, делает чары, то есть колдует./ Что же “натворила” Зима? / Развесила на деревьях снежную бахрому, пуховые цепи, осыпала лес блестками. /Подтверждаем текстом/. Как вы понимаете выражение: лес – “не мертвец и не живой”? Не то и не это. А что? Он “сном волшебным очарован”. И даже когда солнце “мещет” / устаревшее слово потребовала рифма к слову “трепещет/ на него свой луч, лес все равно находится в царственном покое, только усиливается его блеск. Подтверждаем текстом. Что значит выражение “ослепительной красой”? /очень красивые огоньки ослепляют глаза; вероятно, время суток - полдень/.

Как вы полагаете, зачем поэт в конце второй строфы употребляет многоточие? /Он заставляет нас остановиться и полюбоваться пейзажем.

 

5.Работа с текстом.

1.Чтение учащимися.

2.Анализ стихотворения.

3. Работа над выразительностью чтения стихотворения

( постановка пауз)

 

6. Работа у доски

Подберите  синонимы к словам:

Чародейка-

Чудная-

Околдовать

Ослепительный-

Подберите  антонимы к словам:

Стоит-

Легкий-

Мертвый-

Вспыхнет-

Яркий-

  1. Составить схему (со словами Зима, Лес).
  2. Следующий этап урока – это физическая минутка.

 

 «Снежок»  (все выполняют разные  упражнения).


 А ну, снежок,
 А  ну, дружок,
 Лети , не уставай
 И  двор, и  дом,
 И школьный сад,
 И нас, ребят,
 Теплее укрывай!

7. Дополните текст образными словами:

1-группа

 

Волшебница зима
В лес пришла ………….. - зима. Сосны и ели она нарядила в……….. шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела ………… шапки. На рябинку  накинула ………. покрывало. Веточки берёз украшены серебристым  инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами …….. снег. ………… картина кругом!
 

Слова для справок: теплые, огромные, волшебница, чудесное, искрится, сказочная.

 

2- группа

 

Волшебница зима
В лес пришла ……….. зима. Сосны и ели она нарядила в……… шубы. На верхушки деревьев до самых бровей надела ……… шапки. На рябинку  накинула зима …………. покрывало. Веточки берёз украшены кружевным  инеем. Раздвинуло солнышко тучку. Под его лучами ………. снег……………. картина кругом!

 

Слова для справок: (белоснежные, пушистая, теплые, чудесное, сверкает, блистательная).

 

8. Опережающее задание :Написать мини- сочинение на тему «Зима в лесу».

Вопросы:

-Как выглядит лес зимой?

-Как украсила зима деревья?

-Как выглядит иней на деревьях?

-На что похожи маленькие ёлочки?

-Какое чувство вызывает у вас зимнее убранство леса?

 

9. Пословицы о зиме. (учащиеся читают пословицы).

  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Зима без снега — лето без хлеба.
  • Год кончается, а зима начинается.
  • Снегирь прилетит — о зиме известит.

 

10.  Конкурс рисунков:

(  учащиеся каждой группы на чёрном картоне рисуют зимний лес с помощью зубной пасты).

 

11.  Итог урока:

(запись на слайде)

 

«Чародейкою Зимою
Околдован  лес стоит»

 

Поставьте знак, передовая своё отношение к стихотворению:

.  – ровное, спокойное  настроение

!-   стихотворение вызвало у вас восторженное чувство

?- не почувствовали красоту стихотворения.

(поднимают карточки- снежинки)

12. Вывод:

 Заключительное слово учителя.

Природа, Вдохновение, Творчество.

Вот три понятия. Они связаны между собой. Именно природа вдохновила тонкую натуру поэта, в результате появился такой шедевр

Подошёл к концу наш урок. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Молодцы. Вам понравилось?. А зима только на пороге. Вы ещё полюбуетесь лёгким полётом снежинок, серебристым инеем, красотой зимних деревьев, покувыркаетесь в глубоких сугробах, покатаетесь на лыжах, санках, на коньках. А на уроках чтения мы встретимся с новыми литературными произведениями, которые будут посвящены волшебному времени года – ЗИМЕ!

 

13.

Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.                                                  

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.