12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Вера Николаевна308
Россия, Пермский край, с.Усть - Кишерть

Урок литературного чтения во 2 классе

УМК «Школа России»

Учитель Попова Вера Николаевна

Тема: С. В. Михалков «Мой щенок» 

Цель:

Учить определять отношение автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения, уметь  выразить свое отношение к происходящим событиям.

Задачи:

Обучать самостоятельной работе с текстом.

Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.

учить правилам дискуссии, разным видам чтения.

Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.

воспитывать, интерес к чтению, умение слушать и слышать других;

развивать критическое мышление, творческие способности, умение формулировать вопросы;

Оборудование: портрет С. В. Михалкова, выставка книг,   карточки с разноуровневыми заданиями, рефлексия ( портфель знаний, карточки),  презентация, диск с произведениями.

 

Ход урока 

1.Организационный момент. (2 мин)

У. Прозвенел звонок веселый.

Д. Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

-Какие качества нам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать своё маленькое открытие?

(внимательность, наблюдательность, умение работать в команде, поддержка друг друга, отличное настроение) – слайд 3

- Повторим правила работы в группе.

- Выберите организатора в группе, распределите роли (карточка). Покажите готовность начать урок.

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете дружно, активно работать в команде и получите новые знания.

Новые знания (в виде ключика) мы будем складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.      ( портфель)

3.Актуализация знаний.(5 мин)

- Ребята, посмотрите на слайд и найдите знакомые вам слова.

 

Ми Маршак хал Чуковский ков Барто ( Маршак  Чуковский   Барто)

 

- Что это за слова? (писатели, писали для детей, имена собственные, писали о детях и животных, их произведения помещены в разделе «Писатели -  детям»).

- А какое слово ещё спряталось среди названных слов? (Михалков)

- Что знаете о самом писателе? (Игра «Я знаю…»)

Краткая биография С.Михалкова

Родился Михалков 13 марта    1913 года в Москве.    Раннее детство  Сергея Владимировича   прошло в     Подмосковье. Ходить в школу было далеко, и начальное образование  он  получил  дома.  В обычную школу Михалков  пошел с четвертого класса после переезда семьи в Москву.

Стихи Сергей Владимирович  начал писать лет с девяти. Нам сейчас тоже 9 лет. Значит,  в таком же возрасте Михалков начал писать.

Окончив школу, юный поэт возвратился в столицу. Он работал в нескольких местах до тех пор, пока, наконец, не стал сотрудником газеты «Известия». Его стихи печатались в самых известных газетах и журналах страны. Например, в «Огоньке», «Правде», «Комсомольской правде», «Известиях»

После печати поэмы «Дядя Степа» еще более прославился. Михалков т учился в Литературном институте.

Когда же началась Великая Отечественная война, Сергей работал военным корреспондентом.
После войны он создавал детские пьесы, писал сценарии к мультфильмам.

 Его произведения знают во всём мире. Также Михалков написал Гимн России.

 В 1999 году именем Михалкова названа одна из малых планет Солнечной Системы.

У Михалкова два сына - Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков - известные кинорежиссёры

  Умер Сергей Владимирович в 2009 году. Всего четыре года он не дожил до столетнего юбилея.

На этом этапе урока вы получили новые знания (1 ключик) – узнали новые сведения о жизни писателя.

 4. Определение темы, постановка цели. (2 мин)

- Определим тему урока: С.В. Михалков.

- Что по этой теме вы хотели бы узнать? (Узнать новое произведение, о чём  писал автор, для кого писал)

- Чему хотите научиться? (выразительно и бегло читать, характеризовать героев,  выражать  своё отношение к происходящим   событиям,   самостоятельно работать с текстом).

5. Введение в тему.(5 мин)

-Какие произведения Михалкова знакомы, читали? (книги у учащихся Слайд)

- А теперь отгадайте загадки, автор которых С.Михалков (читают дети)

1Важно по двору ходил

С острым клювом крокодил,

Головой весь день мотал,

Что-то громко бормотал.

Только это, верно, был

Никакой не крокодил,

А индюшек лучший друг.

Угадайте - кто?.. (индюк)


 

2 Не зовут собаку Шавкой,

И не спит она под лавкой,

А глядит она в окошко

И мяукает, кто?.. (кошка)


 

3. С индюком случилось чудо -

Превратился он в верблюда!

Стал он лаять и рычать,

По земле хвостом стучать.

 Я запутался, однако,

Он верблюд или?.. (собака)


 

- Что объединяет эти загадки? (автор, о домашних животных)

- У вас дома тоже есть питомцы, выйти к доске у кого дома есть…

- хомячки, рыбки, попугай, кошки, собаки

- Расскажите,  как  вы за ними ухаживаете.

- Многие герои произведений С. В. Михалкова животные (слайд)

 - На этом этапе урока вы узнали что – то новое?  (положим новые знания в портфель) 2 ключик – загадки Михалкова, книги Михалкова о животных

6.Изучение нового материала.                             

1)Заголовок, высказывание..(2 мин)

Сегодня мы познакомимся  с новым произведением  Сергея Владимировича.

-   Давайте определим название. Для этого надо эти слова прочитать слова справа налево.

( КОНЕЩ  ЙОМ)

- Девизом у нас на уроке будут слова французского писателя Антуана де Сент Экзюпери : «Мы в ответе за тех, кого приручили»  (на доске)

-Как эти слова связаны с произведением  С. В. Михалкова узнаем в  конце урока? 

-Можем ли мы по названию узнать кто главный герой в произведении?

2)Работа с учебником(1 мин)

 Откройте учебники.   Рассмотрите иллюстрацию на стр. 35. Что вы можете сказать о девочке? (Грустит)  

-А вы можете сказать, почему она грустит?

Чтобы узнать, надо прочитать произведение.

 3) Видеролик. Текст озвучивает актриса Румянцева(3 мин)

-  А что должны делать ученики? (следить, слушать) (Дети следят по учебнику)

4) Проверка восприятия .Беседа.(2 мин)

-- Какие чувства вы  испытывали при чтении?

- К какому жанру мы отнесём это произведение? ( стихотворение)

-Почему так считаете, докажите.(есть рифма, ритм, передается настроение и чувства героев)

 - На этом этапе урока вы узнали что – то новое?  (положим новые знания в портфель- узнали новое произведение, 3 ключик ) 

5) Письмо объявления.(5 мин)

- От чьего имени ведётся рассказ?

 - Почему девочка грустит?

- О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?

- Что надо было сделать, чтобы такого не случилось?

( погулять со  щенком, закрывать дверь)

- А если бы щенок не вернулся домой, что тогда можно бы было предпринять? ( написать объявление)

- Приходилось ли вам писать объявления?

- Что необходимо указать в объявлении, если что продаёшь или   покупаешь,   кто пропал или что нашли. (Описать внешность, признаки, особые приметы.  Обязательно указать свой адрес или телефон).

Работа в тетрадях страница 61,  упр. 5. Учимся писать объявление. - ---Правильно ли написано объявление? (необходимо указать адрес или телефон). Особые приметы (зачитывают 2 -3 ученика)

 - Чему учились ? (писать объявление)  (кладём новые знания в портфель, 4 ключик)                     

6) Повторное чтение с целью выявления трудных и непонятных по значению слов.( чтение цепочкой в группе)

- Вернемся к тексту стихотворения. Упражняемся в чтении стихотворения, упражнение «Часики», читаем по маленьким частям, находим непонятные, неизвестные слова.

- Встретились ли вам неизвестные, непонятные слова? Как быть? (выполнить словарную работу)

7)  Словарная работа (По приему Верно/Неверно)

–Давайте поработаем над значением некоторых слов. Если значение слова не знаем что надо сделать?  ( обратиться к словарю или к справочнику, Толковый словарь, словарь фразеологизмов – при необходимости подойти и взять)

(групповая работа- методика «Верно-неверно»). Каждая группа проверяет 1 слово.

 

Верно

неверно

1.ЖБАН – большая кастрюля

   

2.КЛАДОВКА – заведующая складом

   

3.СБИЛАСЬ С НОГ – много ходила, устала.

   

4.ЛЕЖИТ ПЛАСТОМ -  лежит  вытянувшись,  не двигаясь

   

5.ПЧЕЛИНЫЙ РОЙ – семья пчел.

   

Выступления от групп. (Остальные в командах отмечают на листочках)

- Каким источником пользовались?

- Что нового узнали? (познакомились со значением некоторых слов, словосочетаний)

 кладём новые знания в портфель,5 ключик

ФИЗМИНУТКА для глаз (проводит ученик)

8.Закрепление пройденного материала.

1)  Составление картинного  плана. (картинки и названия, настроение в конверте)

-Вернемся к нашему стихотворению.

- Что сначала произошло? (пропал), что было до этого , затем, чем заканчивается.

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (4)

(расположи картинки в правильной последовательности, найди название к части, определи настроение, с которым надо читать эту часть).

      1. Щенок пропал. С тревогой.

      2. Проказы щенка.  Задорно, а потом со страхом

3.Девочка горюет. С грустной интонацией.

4.Возвращение щенка. С удивлением, с чувством радости.

 

- Проверка по образцу. Встаньте дружно, если у вас так же. Молодцы. Физминутка.Упражнение для туловища.

- Для чего мы составляли картинный план?  (он помогает пересказывать,

восстановить события, выразительно прочитать)

- Чему научились? (составлять картинный план, определять  настроение, с которым надо читать произведение) кладём новые знания в портфель, 6 кл.

9.Выразительное чтение  стихотворения по частям.

- Что значит прочитать выразительно стихотворение?(громко, соблюдая знаки препинания, целыми словами, выделяя голосом некоторые слова, голосом передавая настроение поэта)

- Как относится автор к девочке? (ему её жалко)

- Как относится автор к  щенку? (он за него переживает вместе с девочкой) 

- Чему учились?(читать выразительно новое стихотворение, слушать) 

          кладём новые знания в портфель, 7 ключ                     

6.Итог урока.

- В начале урока мы девизом взяли слова Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили!»

-Кто может теперь объяснить слова эпиграфа? ( Если взяли животного в дом, надо за ним правильно ухаживать , любить, заботиться.)   

7.Рефлексия:

-А теперь подведем итог  работы на уроке.

 - Давайте возьмём наш портфель знаний и  посмотрим на него. Он  пополнился знаниями? (да)

-Выберите одно из предложений и продолжите его

 1. Сегодня на уроке  я научился…
2.Сегодня на уроке  было интересно …
3.  Сегодня на уроке  было трудно…
4. Сегодня на уроке  я понял, что…  

5.Мне захотелось…

 - Сделаем вывод: - Учиться – всегда пригодиться!(слайд)

8. Самооценка.

- Оцените условным знаком работу своей группы. Прокомментируйте. 

Назовите наиболлее активных в ваше группе, кому хочется сказать спасибо

9. Домашнее задание : выразительное чтение стихотворения,

 Составить рассказ о  своём питомце 

 

 

 

 

 


 

 


 

   
   
   
   


 

   
   
   
   


 

   
   
   
   


 


 


 


 

   
   
   
   


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.