12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Волкова Алла Николаевна154
Россия, Коми респ., Княжпогостский район, пст. Мещура
9

Урок математики «Круиз по средиземному морю. Взаимосвязь умножения и деления»



УРОК

КРУИЗ ПО СРЕДИЗЕМНОМУ МОРЮ

Повторительно-обобщающий урок.

Взаимосвязь умножения и деления.

Математика (3 класс)

Цели урока:

1.Учебные:

Обобщить знания детей об умножении и делении.

Обобщить знания о взаимосвязи умножения и сложения, умножения и деления.

2.Развивающие:

Развивать мышление учащихся.

Развивать творческое воображение учащихся.

Развивать внимание на уроке.

3..Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету.

Воспитывать активность на уроке.

Оборудование:

Географическая карта Средиземного моря.

Лайнер «Надежда» и к нему два трапа.

Путевые листы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

-Положительный настрой на работу.

Учитель:

Считайте, ребята,

Точнее считайте,

Хорошее дело

Смелей прибавляйте.

Плохие дела

Поскорей вычитайте!

-Постановка цели урока. Слайд 1

Учитель:

Сегодня на уроке мы будем вспоминать всё, что знаем о действиях умножения и деления; повторим, как производить такие вычисления. Будем пробовать решать возникшие в ходе урока проблемы и задачи, иногда с помощью товарища по парте.

Сегодня у нас не обычный, традиционный урок, а урок-круиз. Кто знает, что такое «круиз»? (Это путешествие по воде.)

2. Подготовка к путешествию

Учитель: Слайд 2

Да, мы отправимся на теплоходе «Надежда» в круиз по Средиземному морю и посетим несколько его островов: Кипр, Крит, Сардинию, Сицилию и Корсику. Посмотрите на карту Слайд 3 и обратите внимание на наш маршрут. (Показ карты и островов.)

Возьмём с собой путевые листы, на которых будем делать свои записи.

Но чтобы наш теплоход уверенно шёл, нам нужно выбрать капитана.

На доске — наш лайнер «Надежда», к нему ведут два трапа.

Слайд 4

Кто первый поднимется на лайнер, тот и будет у нас капитаном. (Выбор происходит из двух лучших математиков класса.)

 

                                                 56+14=      52+25=

                                              70 - 41 =        80 - 32 =

                                            6x4=                        7x3=

                                         12:3=                             15:3 =

                                      41-9=                                      31-8 =

                                   29 + 32=                                       38 + 27=

Учитель:

Ребята класса решают эти примеры по вариантам, чтобы потом проверить правильность решения на доске.

1-й столбик — первый вариант; 2-й столбик — второй вариант.

Учитель:

Капитан у нас есть. Проверьте, все ли примеры правильно решены? Кто не согласен с ответами? Объясните, почему. (Ответы детей.)

Можно отправляться в круиз по Средиземному морю. Слайд 5

3. Первая остановка — остров Кипр

Учитель:

Море тёплое, ласковое, дует чуть лёгкий ветерок. Мы приближаемся к острову Кипр.

 Слайд 6

Но что это? Из морской пучины поднимается Нептун — царь морей и всех островов. Слайд 7

Нептун:

Я владыка этих островов и просто так никого на них не пускаю. Хотите попасть на остров? Тогда ответьте на мои вопросы. Согласны?

Я вам дам 5 маленьких заданий, а вы смотрите, не ошибитесь, а то не видать вам красоты этого острова.

Слайд 8

1. Перед вами написаны суммы:

8 + 16; 8 + 35; 8+77; 8 + 9; 8 + 43.

Вам предстоит расположить эти суммы в порядке возрастания.

Как вы думаете, ребята, какие действия надо произвести, чтобы выполнить задание?

Можно, конечно, сделать по-разному, но больше баллов получит тот, кто выберет самый рациональный способ и поэтому — самый быстрый. (Дети работают.)

Учитель:

Давайте внимательно проверим составленный вами ряд выражений.

Дети, кто может сделать вывод, какой способ рациональнее?

Какой вывод мы можем сделать?

(Если в суммах одно слагаемое одинаковое, то больше та сумма, где больше второе слагаемое.)

2.Вопрос от Нептуна:

Что называется умножением? (Умножение — это сложение одинаковых слагаемых.)

3.Сравните два примера на сложение:

4 + 6 + 7 + 4 + 3;

4 + 4 + 4 + 4 + 4.

Какой пример легче посчитать? (Второй, потому что сумму одинаковых слагаемых можно заменить произведением чисел: 4x5 — 20.)

Кто догадается, как можно быстро посчитать второй пример? Какой приём здесь можно использовать? (Перегруппировку слагаемых.)

4.Работа по вариантам.

1-й вариант. Замените сумму одинаковых слагаемых произведением:

3 + 3 + 3 + 3;

1 + 1 + 1;

7 + 7 + 7 + 7 + 7.

2-й вариант. Замените произведение суммой одинаковых слагаемых:

6x3;

8x4;

3x5.

Учитель:

Ну что ж, ребята, мы справились с первым заданием Нептуна и можем, посетив этот прекрасный остров, плыть дальше. На острове такая красота Слайд 9, что не хочется уплывать отсюда. Девочки решили искупаться в тёплой зеленовато-голубой воде, а мальчики — немного порыбачить. Слайд 10

Но рыбу просто так тоже не даёт Нептун. Говорит, чтобы поймать рыбку, надо решить пример. Слайд 11

(Выходят дети и «ловят» рыбку, решая написанный на ней пример.)

14:2; 7x3; 35:5; 40:8; 9x4.
20:4; 6х4; 27:3; 42:6; 4x7.

Слайд 12 – красоты острова Кипр

4. Вторая остановка — остров Крит

Учитель:

Хорошо отдохнув на острове, теперь, ребята, мы можем плыть дальше, к острову Крит. Подплываем. Слайд 13

1.И опять нам Нептун Слайд 14 задаёт вопрос:

Слайд 15

- Дан ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Как можно быстро найти сумму этих чисел? (Сложить попарно, образуя десятки: 1 + 9; 2 + 8; 3 + 7; 4 + 6; и ещё 5. Всего 45.)

2. Сколько одинаковых слагаемых в сумме? Докажите
правильность ответов.

4 + 4+...= 24 7+7+... =28

9 + 9+...= 36 5+5+...= 30

3. В море я увидел 8 глаз. Сколько рыб было в воде?

Учитель:

Дети, нам разрешили погулять по острову. Слайд 16 Маленькие островитяне заинтересовались приездом посторонних людей и решил предложить нам несколько шуточных вопросов.

Слайд 17

- Сколько рук у девяти учеников?

- Сколько ушей у четырёх медведей?

- У меня в кармане 8 одинаковых русских монет. Всего у меня 40 рублей. Какого достоинства у меня монеты?

- Сколько всего ног у двух кошек и трёх котят?

- Пирожок разрезали на половинки. Сколько половинок получилось из 1 пирожка? из 3 пирожков? из 5 пирожков? (Ответы детей.)

Слайд 18 – красоты острова Крит

5. Физминутка

Слайд 19

Учитель:

Дети, вы ответили на все вопросы островитянина. А теперь давайте сделаем маленькую зарядку.

Наш корабль плывёт по морю.

Я увидел чудо вскоре.

Высоко над головою

Солнце яркое блеснуло,

На поверхности воды

Что-то тёмное мелькнуло.

Я расправил руки шире,

Заглянул в пучину моря,

И под зеркалом воды

Я кита увидел вскоре.

Видно кит нас испугался —

По морю быстрей помчался.

(Дети имитируют движения по ходу чтения стихотворения.)

6. Третья остановка — остров Сардиния Слайд 20

Учитель:

А мы продолжаем наш круиз и подплываем к острову Сардиния. Только подплыли, а на берегу уже стоит Нептун Слайд 21 и хитро смотрит на нас — не возражаете против экзамена? Мы, конечно, не возражаем и готовы отвечать. Правда, ребята?

Выполните задания на карточках

1.Поставьте знаки действий в данные выражения:

2... 2 = 1;                  6... 1 = 6;

17... 17 = 0;              1... 3 = 3;

3... 2 + 10 = 16;        4... 3-2 = 10.

2.Сравните выражения, поставив соответствующий знак: >,<, = .

8x9... 0x8 ;         3 + 3 + 3 ... 3 х 2 + 3;

7x4...7x3 ;          5x4... 5x3-5.

(Доказать правильность выбора действий.)

3. Соедините, ребята, каждый пример с ответом (по вариантам):

1-й вариант                                2-й вариант

4x4          3                                28x4            4

12:4         6                                16:4            28

5x4          9                                12:4            7

24:4        16                               32:4             3

36:4        20                               7x4              8

Учитель:

Мы на острове Сардиния. Сколько здесь всего чудесного, но особенно мы восхищались клумбой в центре города. Она выполнена в форме пятиугольника с равными сторонами. Каждая сторона равна 7 метрам.

Вычислите, чему равен периметр этой клумбы. (Устный ответ учащихся.)

Слайд 22 красоты острова Сардиния

7. Четвертая остановка — остров Сицилия

Учитель:

Вот мы снова в пути к следующему острову. Слайд 23 Наверное, и здесь нас будет ждать Нептун. Но мы ошиблись. Нас встретил Водяной, Слайд 24 так как Нептун был занят на важном объекте, но задания свои он нам передал.

1.Составьте и решите самостоятельно 2 столбика примеров по данному образцу:

Слайд 25

12x3 = 36                  17x3 = 51                       19x2 = 38

3 х 12 = 36                     …                                     …

36 : 3 = 12                      …                                     …

36 : 12 = 3                      …                                     …

Учитель:

Давайте, ребята, сделаем вывод о взаимосвязи умножения и деления. (Если произведение разделить на первый множитель, то получим второй множитель. Если произведение разделить на второй множитель, то получим первый множитель.)

2.Среди данных чисел выберите числа, которые делятся:

1-й вариант — на 4,        2-й вариант — на 3.

4  15  10  8  29  16  0  9  11  12  3

Учитель:

Молодцы, ребята, хорошо потрудились! Теперь прогуляемся по острову, полюбуемся его природой — и в путь.

Слайд 26 красоты острова Сицилия

8. Пятая остановка — остров Корсика

Учитель:

Итак, ребята, впереди последний остров нашего круиза — Корсика Слайд 27. На пути к нему будут самые трудные задания, которые подготовил для нас Нептун. Готовы? Приготовьтесь решать математические задачи.

Задача 1. Портниха пришила к трём моим костюмам по 6 пуговиц к каждому. Сколько всего пуговиц потребовалось портнихе?

Как вы думаете, на 3 костюма нужно больше пуговиц или меньше, чем на один костюм? (Конечно, больше.)

Значит, чтобы получить большее число, какие действия мы выполняем? (Сложение или умножение.)

Давайте сделаем рисунок к задаче. Вот три костюма. Вот коробочка, в которой лежат пуговицы. Сколько всего пуговиц пришьёт портниха к трём костюмам, если на каждый костюм нужно по 6 пуговиц?

Учитель:

Давайте решим задачу двумя способами: сложением и умножением. (Выбираем рациональный способ — умножение.)

Следующие две задачи мы будем решать в сравнении.

Задача 2. На трех листах наклеено 18 марок, на каждом — поровну. Сколько марок наклеено на одном листе?

Моделируем задачу:

У нас 3 листа. Как разложить 18 марок на 3 листа, чтобы было поровну? (Их надо разделить на 3 равные части и наклеить.)

Записываем решение задачи: 18:3 = 6 (марок).

Учитель:

Эта задача называется «деление на равные части».

 

Задача 3. Надо упаковать 40 кг печенья, по 10 кг в каждый ящик. Сколько потребуется ящиков?

Моделируем задачу:

У нас 40 кг печенья. Мы берём по 10 кг и укладываем в ящик. Каким действием решаем эту задачу? (Делением.)

40:по 10 = 4 (раза) — ящика.

Учитель:

Чем похожи по решению эти задачи?( 0ни обе решаются делением.)

А чем они различаются? (В одной задаче выполняется деление на равные части, а в другой мы делим по содержанию задачи.)

Вывод.

В математике существует два вида задач на деление:

на равные части;

по содержанию.

Слайд 28 красоты острова Корсика

9. Подведение итогов урока

Учитель:

Наш круиз окончен. Возвращаемся к себе в класс и подводим итоги работы.

Что вам запомнилось на уроке?

Чем был интересен урок?

Понятие о каких двух видах деления мы повторили?

Презентация к уроку Круиз по Средиземному морю
PPT / 4.33 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.