12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Каун Анастасия Вячеславовна20

УРОК МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ «СИММЕТРИЯ. ОСЬ СИММЕТРИИ ФИГУРЫ»

 

Дидактическая цель урока (занятия): формирование умений и навыков нахождения, построения оси симметрии фигуры; распознавания симметричных фигур, определять количество осей симметрии фигуры

Тип урока (занятия): урок открытия новых знаний и умений.

Планируемые результаты:

Предметные (знания, умения, представления): формирование понятий «симметрия», «ось симметрии фигуры»; умение строить ось симметрии фигуры, определять – является ли прямая осью симметрии фигуры; умение узнавать симметричные фигуры.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие, проявление ответственности и аккуратности; умение обрабатывать информацию, использовать полученную информацию; умение выбирать способы решения заданий в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Личностные (личностные УУД): Ориентация в межличностных отношениях: умение работать в парах, в коллективе, слушать собеседника и вести диалог, выражать и аргументировать свою точку зрения;

Образовательная цель: - через организацию самостоятельной познавательной деятельности познакомить учащихся с симметричными фигурами, осью симметрии фигур, показать привлекательность симметричных фигур как одну из сторон проявления эстетичности математики как науки;

Научить выделять симметричные фигуры среди группы фигур, обосновывать свой выбор

 Тип урока: изучения нового.

Для достижения поставленных целей были выбраны следующие формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА.

 

ЭТАП УРОКА

УЧИТЕЛЬ

УЧЕНИКИ

1. ОРГМОМЕНТ.

- Здравствуйте, ребята!

-Меня зовут Анастасия Вячеславовна

-Я ваш новый учитель математики

-Мне очень приятно видеть вас сегодня.

- Проверьте вашу готовность к уроку – должны быть приготовлены тетрадь, учебник, чертежные инструменты, конверты с заданиями, цветные карандаши.

-У меня прекрасное настроение .А у вас?

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелайте друг другу удачи.

Слайд 1

Математика пришла,

Занимай свои места!

Математика сложна,

Но скажу с почтением:

Математика нужна

Всем без исключения.

 

Проверка учителем готовности класса    к уроку; организация внимания

 

 

 

 

Проверяют готовность к уроку, организация рабочего места

Постановка проблемы: II. Постановка проблемы.

На магнитную доску вывешиваются геометрические фигуры.(См. ниже)

У.: Разбейте эти фигуры на две группы. (Дети пробуют известные им способы: по форме – нельзя, по размеру – нельзя, по цвету – нельзя.)

t1697178698aa.jpg

У.: Какой у вас возникает вопрос?

Д.: Можно ли выполнить задание?

Это ловушка?

Если задание выполнить можно, то как?

III. Выход из проблемной ситуации.

У.: Я вам попробую помочь. Возьмите конверт № 2. В нем такие же геометрические фигуры как на доске.

У.: А что интересного вы на них заметили?

Д.: Мы заметили какие-то линии.

У.: Как вы думаете для чего они?

Д.: - Может быть они нам и помогут?

У.: Что вы предлагаете делать?

Д.: Среди предложений детей обязательно появляется предложение согнуть фигуры по этим линиям.

У.: Попробуйте. Что интересного вы заметили?

Д.: Мы заметили, что есть линии при сгибании по которым, части фигур совпадают, а есть линии, при сгибании по которым, части фигур не совпадают. Дети демонстрируют свои открытия.

У. (обращаясь к другим детям)Проверьте выводы ) Вы согласны с ними?

Д.: Да.

У.: Вы сделали важные открытия. А как называются эти линии мы узнаем, разгадав ребус.Слайд 2.

t1697178698ab.png( Симметрия)

У. Линии при сгибании по которым части фигур совпадают называются осями симметрии.

Ребята, а как по вашему будут называться фигуры имеющие такие линии?

Д.: Дети предлагают свои варианты.

У.: Люди договорились называть их симметричные фигуры.

У.: Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д.: Тема урока: “Симметрия. Ось симметрии”.Слайд 3

(Тема прочитывается орфографически, обращается внимание на правописание)

У.: Что называется осью симметрии?

Какие фигуры называются симметричными?

Чему вы должны научиться сегодня на уроке?

Д.: Научиться самим находить ось симметрии.

- Мне интересно узнать, какие фигуры называются симметричными?

-- А нужно ли изучать симметрию и если нужно, то для чего?

У.: Сегодня мы найдем ответы на многие ваши вопросы. А сейчас, давайте вернемся к заданию, которое не смогли выполнить в начале урока.

На какие две группы можно разбить эти фигуры?

Д.: На симметричные и несимметричные.

У. – Давайте выполним эту работу.(работа в группах)

- Так на партах появляется две группы фигур: симметричные и несимметричные.

 

 

Организует работу у доски

Актуализируют знания

3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА.

 

- Еще с древности люди применяли симметрию, то есть соразмерность, одинаковость в расположении частей в архитектуре, предметах, узорах, орнаментах для украшения одежды, жилища

Слайд 10 симметрия в предметах быта

 

Симметрия – одно из слагаемых красоты не только окружающем мире, но и в математике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 1.

- Возьмите лист бумаги (приготовлены на партах). Какую геометрическую фигуру представляет лист бумаги? (прямоугольник)

- Сложите лист бумаги пополам. Разверните и приложите линейку к линии сгиба. Какую геометрическую фигуру представляет собой линия сгиба? (прямая)

- Какую функцию выполняет эта линия?

- Эта линия делит фигуру пополам, то есть на две равные части.

- Прочертите эту линию фломастером или цветным карандашом

 

Значит, линия сгиба делит фигурку пополам так, что 1 половинка является копией 2 половинки.

- Эта линия, ребята, называется - ОСЬ СИММЕТРИИ. И сегодня на уроке мы будем учиться находить ось симметрии различных фигур, определять- является ли прямая линия осью симметрии фигуры.

Слайд 12

 

- Вернемся к теме урока. Допишите в тетради: «Ось симметрии фигуры»

Слайд 13

 

- Говорят, что если фигуру можно разделить на одинаковые две части, то эта фигура симметрична.

- Можно ли наш ПРЯМОУГОЛЬНИК (лист бумаги) считать симметричной фигурой? Почему? (две половинки нашего листа-прямоугольника совпали, т. е. равны)

- Как называется линия сгиба? (ось симметрии)

 

 

Организует практическую работу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют практическую работу, делают выводы,

 

Отвечают на влпросы

 

 

 

Практическая работа 2

1) Вернемся к прямоугольнику.

- Ребята, а можно найти другую линию сгиба (ось симметрии) прямоугольника, которая разделит его на две равные части?

- Сколько осей симметрии прямоугольника мы нашли? (две)

- А еще одну ось симметрии прямоугольника можно получить? Попробуйте сложить прямоугольник по- другому так, чтобы линия сгиба делила его на две равные части. (нельзя, третьей оси симметрии нет)

- Прочертите вторую ось симметрии прямоугольника карандашом или фломастером.

 

-2) Достаньте из конвертов квадрат.

- Выполним задание на стр. 150, № 673 (б)

- Запишите № 673(б) в тетрадь. Прочитайте задание (один ученик читает задание вслух).

СКЛАДЫВАЕМ КВАДРАТ, НАХОДИМ ОСИ СИММЕТРИИ КВАДРАТА.

- Прочертите все оси симметрии квадрата.

- Начертите в тетради квадрат (размеры любые), проведите его оси симметрии

ПОКАЗЫВАЮ, КАК НА ЧЕРТЕЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ, ГДЕ ПРОХОДИТ ОСЬ СИММЕТРИИ ФИГУРЫ

- Итак, с помощью чего мы делим фигуру на две половинки? (линией, линией сгиба)

 

- Как называется прямая линия, которая делит фигуру на две одинаковые части ? (ось симметрии)

 

- Сколько осей симметрии имеют

* прямоугольник? (2)

* квадрат? (4)

- Можно квадрат, прямоугольник назвать симметричными фигурами? (ДА, линия сгиба – прямая делит фигуры на ДВЕ РАВНЫЕ части)

Организует «поисковую» работу.

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание, делают выводы.

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик читает задание вслух.

Выполняют задание, складывают квадрат

Слайд 16 ФИЗМИНУТКА 23 МИНУТЫ

 

ФИЗМИНУТКА

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3.

 

- Возьмите (лежат в конвертах) круг. Сложите его пополам. Линия сгиба – это … (ось симметрии круга)

- А можно получить еще одну ось симметрии круга?

- Сколько осей симметрии имеет круг? (бесконечно много)

- Как (через что?) проходят оси симметрии круга? (через центр)

 

Организует исследовательскую работу

 

 

 

 

Выполняют практическую работу – проводят исследование.

- А теперь возьмите четырехугольник №3 (приготовлен в конвертах).

- Попробуйте найти для него ось симметрии, складывая его.

У вас проблема? В чем проблема?

Попробуйте сложить эти фигуры ровно пополам. Проблема не решилась?

Отложите эти фигуры отдельно справа. (Учитель прикрепляет их на доску.)

Какой же сделаем вывод? (Не у всех фигур можно провести ось симметрии.)

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, ребята, мы с вами провели исследование, выясняли, все ли фигуры имеют ось симметрии, сколько осей симметрии могут иметь фигуры.

-ПОВТОРИМ:

прямоугольник имеет … осей симметрии; квадрат - … круг - ….; произвольный четырехугольник- ….;

- Как называется фигура, имеющая ось симметрии? (симметричная)

- А теперь свои наблюдения, выводы отметьте в карточках

 

Слайд 17

ИССЛЕДОВАНИЕ. Ось симметрии разделяет фигуру на

__________________________ частей,

    (две, три, несколько)

_________________________    формы

(одинаковой, разной)

________________________ размера.

  (одинакового, разного)

Фигура, которая имеет ось симметрии, называется …

 

Слайд 18 ПРОВЕРКА ЗАПИСИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Организует заполнение карточек – выводы по исследованию

 

 

 

Задание представлено и на слайде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполнение карточек, можно пользоваться учебниками, фигурами, с которыми работали

 

 

Рефлексия.

_ Итак, с каким новым понятием вы сегодня познакомились (симметрия – тема урока написана на доске)

- Что мы учились находить и строить у фигур? (ось симметрии - тема урока написана на доске)

5. физкультминутка

Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Симметрично практически все транспортные средства, предметы домашнего обихода (мебель, посуда), некоторые музыкальные инструменты. 
– Приведите примеры предметов имеющих осевую симметрию.

- А мы с вами обладаем симметрией?

(слайд 11)

Красота человеческого тела обусловлена пропорциональностью и симметрией. Строение внутренних органов – не симметрично. Однако человеческая фигура может быть асимметричной. Одним из таких примеров является сколиоз – искривление позвоночника, приобретенное в том числе неправильной осанкой. Одна из главных причин – неправильная поза во время учебных занятий, из за которой возникает неравномерная нагрузка на позвоночник и мышцы. Предотвратим это заболевание – проведем физкультминутку

6. Физкультминутка (слайд 12)

Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою тори кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту сесть опять.

 

Организация рефлексии

Отвечают на вопросы

ТЕСТ - РАБОТА В ПАРАХ

Инструкция: вместо многоточия вставьте одно слово

 

Если фигура некоторой прямой делится на две равные части, то ее называют симметричной относительно этой прямой.

Прямая, которая делит фигуру на две равные части, называется осью симметрии фигуры

Прямоугольник имеет две оси симметрии.

Квадрат имеет четыре оси симметрии.

Окружность имеет множество осей симметрии.

 

Слайд 19 ПРОВЕРКА ТЕСТА (обменялись тетрадями и проверили тест друг друга)

Организует работу в парах – выполнение теста, с последующей проверкой

Выполняют задание теста, работают в парах

7. Осмысление учебного материала.

Буквы русского языка тоже можно рассмотреть с точки зрения симметрии. (Слайд 13)
Весь алфавит разделен на 4 группы, как вы думаете, по каким критериям я это сделала?
Буквы А, М, Т, Ш, П имеют вертикальную ось симметрии, В, З, К, С, Э, В, Е – горизонтальную. А буквы Ж, Н, О, Ф, Х имеют по две оси симметрии.
В русском языке есть «симметричные» слова – палиндромы, которые можно читать одинаково в двух направлениях:

шалаш, казак, радар,

Алла, Анна, кок, поп.

Могут быть палиндромическими

и предложения.

Написаны тысячи таких предложений.

А роза упала на лапу Азора.

Я иду с мечем судия.

Составьте слова, имеющие вертикальную ось симметрии и вертикальную.

Маршрутные листы:

1 группа. Симметрия в мире животных.

На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.

Определить оси симметрии у данных животных.

2 группа. Симметрия в мире растений.

Перед вами – одна половинка известного всем растения, вторая его половинка рассыпалась в виде мозаики. Склейте растение и проведите оси симметрии.

Определить оси симметрии у данных растений.

3 группа. Симметрия в мире архитектуры.(картинки)

Построить с учетом воображаемой линии симметрии необычный замок, в котором вам хотелось бы жить.

Определить оси симметрии у данных памятников архитектуры.

4 группа. Симметрия в русском языке.

Вспомнить и записать 3 слова или фразы – палиндромы (читаемые слева направо и справа налево одинаково). Определить у них оси симметрии.

Определить оси симметрии у данных букв русского языка и разбить их на группы:

1 ось симметрии;

2 оси симметрии;

нет осей симметрии.
 

Задание с карточки ВПР


 

 

 

Слайд 23

Славно сегодня вы потрудились

Вы постарались и все получилось

 

 

Рефлексия

Рябята, перед вами три листа цветной бумаги(зеленый, желтый красный)

Выберите тот лист бумаги неа который вы оцениыв

 

 

 

Прекрасный, безграничный,

На взгляд совсем привычный,

Но чем-то необычный,

Со словом «симметричный»

Открылся мир вокруг!

- Сегодня каждая группа потрудилась на славу, и позвольте нам вручить заслуженную награду.

(дипломы)

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока математики

 

Тема проведённого мною открытого урока в 6 классе: «Симметрия. Ось симметрии фигуры», это 1 урок по теме «Симметрия». На уроке я стремилась к достижению целей:

Познавательные цели: создать на уроке необходимые условия, для полноценного усвоения учащимися понятия «симметричная фигура», «ось симметрии фигуры», учить определять расположение оси симметрии фигуры, распознавать симметричные фигуры, строить их.

Развивающие цели: организовать целенаправленную и эффективную познавательную деятельность учащихся, в ходе которой развивать умение анализировать и делать выводы, наблюдательность, развивать пространственное мышление и глазомер, развивать творческие способности, умение на практике применять полученные знания.

Воспитывающие цели: формирование коммуникативных навыков, культуры труда, воспитание любви к природе.

В течение всего урока преследовала здоровьесберегающую цель через создание благоприятного психологического климата на уроке, физпаузы.

 

Урок первый в серии уроков на тему «Симметрия». Понятие «симметричная фигуры» рассматривается с точки зрения осевой симметрии. Этот урок имеет связь с пройденными и последующими темами. Речь идёт об осевой симметрии.

На уроке отрабатывались УУД (коммуникативные - сотрудничество учащихся и учителя; познавательные – логический анализ, с целью выделения, моделирование; регулятивные – оценивание), решались образовательные, воспитательные и задачи развития.

Основные этапы урока соблюдены. (мотивация, актуализация,

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Этап первичной проверки понимания изученного

Этап закрепления нового материала.  

Этап применения знаний и способов действий

Этап обобщения и систематизации знаний

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Этап коррекции знаний и способов действий

Этап рефлексии и оценивания. Подведение итогов урока.

 

Структура урока, выбранная мною, формирует у учащихся не только усвоение основных понятий, но и практическое применение. Урок становится мотивированным, увлекательным, личностно-ориентированным.

Все этапы урока выполнены и логически переплетались.

Для достижения целей урока использованы объяснительно-иллюстративные, проблемные методы, ИКТ, работа с учебником. Организация практических работ способствовала получению новых знаний. Осуществлён контроль знаний путём опроса, диалога, самостоятельной и творческой работы. Тест усвоения новых знаний выполнялся в парах с последующей проверкой.

На уроке использовались коллективные, парные и индивидуальные формы обучения. При необходимости обучающимся в ходе работы оказывалась консультативная помощь.

В течение всего урока поддерживалась высокая работоспособность и комфортная психологическая атмосфера, благодаря разным средствам обучения. Виды работ чередовались. Дети были заинтересованы материалом урока. Анализировался опыт школьников, основанный на их наблюдениях за окружающей действительностью. При этом реализованы воспитательные задачи.

Время урока было использовано рационально. Подведены итоги. Считаю, что дети получили первоначальное представление о симметричных фигурах и об оси симметрии фигуры. Поставленные цели достигнуты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.