12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Вакина Лидия Николаевна64 Россия, Московская обл., Ликино-Дулево |
Урок математики в 6 классе "Сложение чисел с разными знаками"
Тема: Сложение чисел с разными знаками
Технологическая карта
Автор урока (Ф.И.О.) | Вакина Лидия Николаевна |
Должность | учитель математики |
Образовательное учреждение | МБОУ «Ликино-Дулевская ООШ № 4» |
Предмет | Математика |
Класс (профиль класса) | 6 (общеобразовательный) |
Продолжительность урока (занятия) | 45 мин |
Тема урока | Сложение чисел с разными знаками |
Тип урока (форма урока) | Открытие новых знаний |
Цели (результаты) урока: Предметные (Пр) (ученик научится…, ученик получит возможность научиться…) Регулятивные (Р) Познавательные (П) Коммуникативные (К) Личностные (Л) | Обучающие: познакомить с правилами сложения положительных и отрицательных чисел; научить применять полученные знания при выполнении различных заданий. Развивающие: формирование и развитие мыслительных операций, развитие логического мышления, способствовать развитию математической речи учащихся. Воспитательные: способствовать формированию личностных качеств: доброты, взаимопомощи, милосердия, умения слышать и слушать, работать в парах и группах. способствовать формированию познавательного интереса; Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Уметь работать по коллективно составленному плану Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Умение слушать и понимать речь других Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Автор учебника (УМК) | Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский и др. – 12-е изд., – М.: Просвещение, 2014 |
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока (занятия) | Компьютер, интерактивная доска |
Указание приложений к уроку (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал) | Презентация, раздаточный материал |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /С.М. Никольский и др. – 12-е изд., – М.: Просвещение, 2014 |
Ход урока:
Деятельность учителя (краткое описание этапов урока) | Деятельность учащихся (перечень УУД, предметных результатов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Организационный момент Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята. Я рада видеть вас на уроке. Мы продолжаем с вами работать над положительными и отрицательными числами. Сегодня нам с вами предстоит вывести новое правило, ведь «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.» (Дьёрдь Пойа). Но для этого необходим определенный багаж знаний. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной: (текст на мультимедийной доске) Я хороший, Я всё знаю, Я всё умею, Я буду стараться, У меня всё получится. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Уважительное отношение к учителю и одноклассникам | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней готовности включения в деятельность Организация учебного процесса Сейчас я вам буду говорить правила, а вы слушайте внимательно. Если я скажу правило верно, то вы поднимаете зеленую карточку, если же ошибусь – красную. Игра «Молчанка» (использование сигнальных карточек)
| Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы. А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами. Даны числа: -15; -2; -17; -9; 8; -16; -26; 28; 32; 0 а) Укажите среди данных чисел - положительные. б) Укажите среди данных чисел - отрицательные. в) назовите модуль каждого числа; г) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;
Вычислить, подтверждая действие правилом: -15 + (-23) -41 + (-32) -26 + (-87) - 2 + (-123) -456 + 287 | Положительные, отрицательные., ноль; Сравнивать, находить модуль, складывать Отвечают на вопросы. Складывают отрицательные числа, проговаривают правило последний пример выполнить не могут. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Выявление места и причины затруднения. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Почему не смогли сложить последние два числа? Давайте попробуем сложить с помощью координатной прямой Как же нам быть в подобных случаях? Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками» Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке? Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или вместе? | Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать Найти правило, которое нам поможет. формулируют тему. Записывают тему урока. Научиться складывать числа с разными знаками числа и получить правило сложения чисел Вместе. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Коррекция выявленных затруднений. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками. Выполните исследовательскую работу в группах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.
Заполните таблицу:
Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками какой знак может получиться? С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа? Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками, получается знак числа, модуль которого_____________________ Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.
Группа 1. Проводит исследование с помощью координатной прямой.
И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения. Группа 2. Проводит исследование с помощью термометра. И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения.
Группа 3. Проводит исследование с помощью понятий «доходы» и «расходы» И заполняет первый столбик таблицы, далее отвечая на вопросы вводят правило сложения. | Каждая группа получает задание, но выполняет его разными способами. Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: Уметь работать по коллективно составленному плану Выполняют исследовательскую работу в группах, делают выводы. Выполняя исследование разными способами, пришли к одному правилу. Сравнивают его с правилом в учебнике. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Вы составили алгоритм сложения чисел с разными знаками. - Проверим как он действует Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать с помощью сигнальных карточек? -12 + 5 = -7 34 + (-49) = 15 -11 + 18 = -7 47 + (-35) = 8 -53 + 19 = -72 -41 + 33 = 8 54 + (-12) = - 42 -8 + 17 = 9 Игра «Математическое лото» на коррекцию правила | Проверяют примеры. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Физкультминутка: Смена деятельности Сядьте ровно, спина прямая, руки вытяните и положите на стол.
Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец!
| Выполняют упражнения. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой (индивидуальная работа по карточкам) 1. Определите знак суммы: а) -12 + 7; в) 15 + (-8); д) (-24) + 19 ж) 37 + (-84); б) -8 + 3; г) 6 + (-11); е) 53 + (-35); з) -245 + 300. Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +. 2. Выполните действия: Ответы: а) -19 + 40 1) 59; 2) -59; 3) -21; 4) 21. б) -34 + 57 1) 23; 2) -23; 3) 91; 4) -91. в) -56 + (-35 + 56). 1) 35; 2) 25; 3) -35; 4) -25. | Проговаривают правило, решают примеры. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выполните действия:
ОТВЕТЫ:
| Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Включение в систему знаний и повторение. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Найдите наиболее удобный способ решения. - 48 +34 +26 -7 ⅔ - 34 + 48 + 2⅔ - 1⅖ | Высказывают свое мнение Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке | |||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
В конце урока подводится итог работы, уровень достижения цели: · Сегодня на уроке я научился… · Мне было интересно… · Мне было трудно: · Я понял … · Я почувствовал, что… · Больше всего мне понравилось… · Мне было интересно… · Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что… – Запишите домашнее задание. Домашнее задание: А) выучить правило сложения чисел с разными знаками. Б) №1081(а-е), 1083(а, б), задача 1085 и по желанию найти в интернете, когда и кем были придуманы отрицательные числа. | Отвечают на вопросы. Слушают, записывают, уточняют способы работы и объём домашней работы. Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |