12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гамова Татьяна Петровна799
Работаю в школе учителем начальных классов 35 лет. Учитель высшей категории. Являюсь руководителем МО учителей начальных классов 15 лет. Работаю над проблемой "Использование новых образовательных технологий для развития творческих способностей учащихся"
Россия, Крым респ., Кировский район, с. Владиславовка
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

УРОК МИЛОСЕРДИЯ

"ТЫ ПОВЕРЬ, СОВСЕМ НЕ ТРУДНО ЧЕЛОВЕКОМ ДОБРЫМ СТАТЬ"

Задачи:

Использовать возможности тематического классного часа для обсуждения проблемы жестокости, доброты, милосердия.

Развивать потребность проявлять сострадание, стремление помогать людям, бороться с проявлениями жестокости среди сверстников.

Воспитывать порядочность, умение признавать свои ошибки.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Громко прозвенел звонок - 
Начинается урок. 
Наши ушки на макушке, 
Глазки широко открыты, 
Слушаем, запоминаем, 
Ни минуты не теряем. 

- Сегодня у нас необычный урок, чтобы определить его тему, прочитайте слова по слогам, в порядке возрастания чисел.

Е

ДИ

ЛО

СЕР

МИ

 

27

18

9

12

5

(милосердие)

 

РО

ДОБ

ТА

 

15

3

42

(доброта)

- А какими вы видите слова "доброта, милосердие", ребята? Давайте попробуем их нарисовать? (работа в группах)

- А встречались ли вы в своей жизни с добрыми (жестокими) людьми?

Чтец 1:

Хочется крикнуть людям:
Будьте щедрей на ласку.
Путь человека труден -
Мало похож на сказку.

В мире без ласки, знайте, -
Слёзы, дожди, морозы.
Взрослым и детям, знайте, -
Ласка нужна, не угрозы.

2. Работа над рассказом из книги А. Шарова "Волшебники приходят к людям".

(Приложение № 1).

Вопросы учащимся:

- Какое заглавие можно было дать этому рассказу?

- Почему мы могли бы назвать его "Жестокость"?

- Каким был доктор Корчак?

- Если бы у жестокости было лицо, то каким бы вы могли его нарисовать?

- Говорят, что жестокость растет вместе с человеческими поступками. Как вы это понимаете?

- Можно ли бороться с жестокостью? Как это нужно делать?

Чтец 2:

Доброта непременно спасает наш мир,
Помогая расти всем на свете.
Чтобы людям гармонию вдруг обрести,
Своё сердце добром вы согрейте.

Милосердие в душах людских зажглось,
Все познают его, несомненно.
Оно светом своим озарит весь народ,
Даже если зажглось на мгновенье.

Учитель: Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Так это или нет? Конечно, без большого жизненного опыта в этом разобраться непросто. Послушаем, что говорили и писали выдающиеся мыслители прошлых лет: 1 ученик: Древнегреческий философ IV в. до н.э. Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье".

2 ученик: Римский философ I века до н.э. Сенека считал: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив".

3 ученик: Английский писатель И. Бентал в XVIII в. утверждал: "Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим".

4 ученик: Известный классик русской литературы Л.Н.Толстой писал: "В жизни есть одно несомненное счастье - жить для других".

Учитель: Как вы думаете, почему все эти люди, жившие в разных странах и в разное время, были согласны в одном: человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым? Кажется, всё наоборот: заботься только о себе, ни с кем не делись, "тяни одеяло" на себя любимого - и ты всегда сыт, ты в тепле и мухи не кусают, ты счастлив. Но : если случится у тебя, вот такого, беда, помогут ли тебе те, от кого ты отделился и отдалился. Как вы думаете?

5 ученик: "Себялюбие - самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое бесплодное дерево", - И.С.Тургенев.

Чтец 3:

"Добрый день! - тебе сказали.
Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Нам желают: "Доброго пути!" -
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку.
-Здравствуй! - улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

За что мы говорим "спасибо"?
За всё, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Учитель: Мы часто слышим: "Трудное время, жестокое время, так мало вокруг доброты". Но радует то, что ростки доброты, хоть и очень робко, но всё же пробиваются. Милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу. Всё это мы видим, особенно в трудные дни. Мы можем с вами вспомнить и аварию на Чернобыле, и землетрясение в Армении, и трагическую гибель атомной подводной лодки "Курск", и захват заложников в Беслане, и пожар в ночном клубе "Хромая лошадь" в городе Пермь, и совсем недавнюю трагедию - терракт в Домодедово. Весь мир откликнулся на эту беду. Люди и организации помогали и помогают тем, кто попал в беду. Сердца всех - и старых и малых, и бедных и богатых - не остались глухи. Ведь само слово "милосердие" говорит о добром, милом сердце, делающем добро.

- А вы можете вспомнить о конкретном человеке, сотворившем добро?

Чтец 4:

Нет ничего вернее доброты:
В ней полнота любви заключена.
Тебя от неожиданной беды 
И оградит, и выручит она.
В метели ежедневной толчеи,
Нет ничего теплее доброты.
Она согреет помыслы твои,
Она растопит ненависти льды.
От слепоты души, от клеветы,
От боли поражающей сердца,
Нет ничего светлее доброты, 
Доверчиво открытой до конца.
Чтение рассказа "Доброта".

(Приложение № 2).

Вопросы учащимся:

1. Бывают ли в жизни такие ситуации?

2. Что мы можем сказать об однокласснице Лены?

З. Могли ли другие одноклассники обратить внимание на настроение Лены?

4. Какими качествами характера должен обладать человек, чтобы помочь другому человеку в трудной ситуации?

5. Как вы думаете, что в лице Лены выдало ее настроение?

6. Правильно ли поступила одноклассница Лены?

7. Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации?

8. Как мог бы закончиться рассказ, если бы не поддержка одноклассницы?

(Ребята придумывают варианты окончания рассказа.)

Учитель: Совершая добрые дела, многие люди ожидают похвалы, благодарности. И не получив этого, сами стараются к месту и не к месту напомнить об этом.

Чтец 5:

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра:
Карандаш мне дал однажды 
(Я в этот день забыл пенал),
В стенгазете чуть не каждой
Обо мне напоминал.
Я упал и весь промок -
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь поставил в счет.
И меня к нему, ребята,
Что-то больше не влечёт.

(А. Барто)

Учитель: Знакома вам такая картина? А вот пословица говорит: "Получив добро - помни, а, сделав, забудь"; "Доброе слово само себя хвалит".

4. Конкурс пословиц о доброте:

- Учись доброму - плохое на ум не пойдёт.

- Про доброе дело говори смело.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Добрые слова дороже богатства.

- В ком добра нет, в том и правды мало.

- Не ищи красоты, ищи доброты.

- Сумел провиниться, сумей и повиниться.

- Доброе слово лечит, злое калечит.

- Торопись на доброе дело, худое само приспеет.

- Добрая слава лежит, а худая бежит.

-Доброта нигде не теряет своего достоинства.

- Доброта без разума пуста.

- Добрые слова дороже богатства.

- За доброго человека сто рук.

- Не хвались серебром, а хвались добром.

- Кто добро творит, тому Бог отплатит.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- За добрые дела добром платят.

- Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

- Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Жизнь дана на добрые дела.

Работа над понятием "меценат".

Учитель: У русских было принято творить "тихую милостыню": В избе богатых крестьян было специальное маленькое окошко, откуда подавали нищим милостыню, чтобы не смущать их своей жалостью. Бабушка посылала внучку к одинокой больной старушке и наказывала незаметно на порог положить подаяние: " Смотри на глаза людям не кажись:". Сострадание должно быть незаметным, ради помощи другому, а не ради доброй славы о себе.

- Знакомо ли вам слово "меценат"? Каких людей называют меценатами?

Слово "меценат" произошло от имени богатого римского патриция Мецената, помогавшего поэтам и писателя, у которых было мало денег. Меценат не только снабжал их деньгами, но и покупал их творения, которые оставлял в своей библиотеке.

Ученица: Самыми знаменитыми поэтами Рима были Вергилий и Гораций. Вергилий написал поэму "Энеида", по которой в римских школах учили писать и читать.

Ученик: Гораций известен тем, что написал стихотворение "Памятник", прочитав которое А.С. Пушкин написал своё знаменитое стихотворение "Памятник".

Ученица: В энциклопедиях говорится о том, что поэты Вергилий и Гораций познакомились с Меценатом, богатым римским патрицием, который был другом самого императора. Именно Меценат познакомил поэтов с императором, а Горацию он подарил участок земли и дом, чтобы тот мог, ни о чём не заботясь, писать свои поэмы. Именно так и поступали в XIX веке братья Третьяковы. Павел Михайлович Третьяков положил начало собиранию коллекции картин русских художников. Он был очень состоятельным человеком, ему нравилось изобразительное искусство, картины русских художников. Он часто приглашал художников к себе в гости, помогал им материальными средствами.

Ученик: В 1856 году П.М. Третьяков, которому в то время было только 24 года, начал собирать произведения русского изобразительного искусства. Это были картины, которыми сегодня любуется весь мир. Картин в собрании Третьякова с каждым днем становилось всё больше, а места в доме всё меньше. И тогда Павел Михайлович решил сделать так, чтобы картины чувствовали себя уютно. Он решил построить для них отдельный дом.

Вскоре в Лаврушинском переулке в Москве появилось здание Третьяковской галереи. А в 1892 году всё собрание коллекций картин и здание галереи П. М. Третьяков подарил городу Москве. Павел Михайлович Третьяков, меценат и ценитель искусств, собиратель картин стал почётным гражданином Москвы. А Государственная Третьяковская галерея стала самым крупным художественным музеем России.

Ученица: Меценатами были не только братья Третьяковы. Известным русским меценатом был Савва Иванович Мамонтов, имя которого известно также тем, что он провёл железные дороги на север и юг России.

Чтец 6: "Когда ты сделал кому-то добро, и это принесло плоды, зачем ты, как безрассудный, домогаешься ещё похвалы и награды за свое доброе дело?" (Марк Аврелий)

Чтец 7: "Ты возмущаешься тем, что есть на свете неблагодарные люди! Спроси у совести своей, нашли ли тебя благодарным все те, кто оказывал тебе одолжение?!" (Сенека)

Учитель: Сознание сделанного добра - это уже награда для человека. Делая добро, никогда не надо ожидать благодарности. Добро ведь делают не из корысти, а из любви к ближнему. Так ведь? А вы, ребята, как относитесь к друзьям, да и просто к людям, нуждающимся в чьей-то помощи? Спешите ли вы делать добро, или не любите лишних хлопот и неприятностей?

И ещё, обязательно нужно помнить умные слова: "Относись к человеку так, как хотел бы ты, чтоб к тебе относились". Старайтесь видеть в людях, прежде всего, хорошее и доброе! Иногда это хорошее очень трудно увидеть, но этот труд необходим и благороден, каждый человек в душе добр.

Чтец 8:

Без Доброты нам было б слишком тесно,
Без Доброты нам было бы темно...
Лишь с Добротой способны к Состраданию,
И Милосердию готовы век служить,
И чтобы быть Подобием ... созданью
Необходимо с добрым сердцем жить!

Инсценировка отрывка (С.Михалков "Почему мыши котов не обижают" стр. 10).

(Приложение № 3).

Учитель: Как вы думаете, ребята, никого не напоминает вам этот молодой кабан из басни С.Михалкова "Не стоит благодарности"? Есть ли среди ваших знакомых такие "кабаны"?

Чтец 9:

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно,
В любую минуту, всегда.
И если кому-то когда-то поможет -
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря.

Учитель: Да, ребята, делать добро надо учиться. Как учиться? Сказать кому-то доброе слово, помочь товарищу в школе, пожалеть кого-то, покормить бродячего щенка или котёнка, сходить в аптеку для больного, принести хлеба своим домашним. Да мало ли добрых дел можно совершить ежедневно? Всем известно, что воспитанный человек проявляет интерес, внимание к другому человеку, сочувствует ему, пытается помочь. Это не просто вежливость, это тоже акт доброты.

Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана, 
Ходите дорогами ясными, 
Летайте высокими трассами, 
Орбитой любви и привета
Пусть станет вся наша планета!
Стремись открыть хоть однажды 
Звезду человечности в каждом!

Конкурс плакатов "Здесь жестокость больше не живёт".

Итог урока.

Перед тем как нам расстаться,
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

Литература.

1. Н.И. Дереклеева "Азбука классного руководителя", Москва, изд-во "5 за знания",2008г.

2. Н.И. Дереклеева "Информационные часы в школе", Москва, изд-во "Вако", 2008 г.

3.С.И. Семенака "Уроки добра", Москва, изд-во "Аркти",2003г.

4. Интернет-ресурсы:

http://teacher-almaty.clan.su/publ/33-1-0-556

http://www.tedi-h.com/lyubimye-stixi/229-bez-dobroty-nam-bylo-b-slishkom-tesno-bez-dobroty.html

http://www.rusedu.info/Article1108.html


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рассказ из книги А. Шарова «Волшебники приходят к людям».

В Первую мировую войну он был военным врачом в русской армии, а всю остальную жизнь посвятил воспитанию обездоленных детей в детских домах.

В столице Польши - Варшаве, на Крахмальной улице, он построил дом сирот и заведовал им почти 30 лет. Это был особенный дом - детская республика со своими законами, правительством, газетой. А еще он лечил детей и сочинял для них сказки.

Началась Вторая мировая война. Фашисты пришли в Варшаву, и дом сирот перевели в гeттo - место, окружённое стеной, куда собирали всех евреев. Почему-то фашисты питали особую ненависть к людям именно этой национальности.

Старый доктор, как его любовно называли варшавяне, учитель и сказочник Януш Корчак, был евреем. Он пошел в гeттo вместе с детьми, вместе с другими своими сотрудниками Дома - поляками, которые, также как и он, не могли оставить детей без своей заботы. И он продолжал лечить детей, учить их. Добывать для них пищу.

Один из лучших друзей старого доктора рассказывал:

- Сотни людей пытались спасти Корчака. На Белянах (район Варшавы) сняли для него комнату, приготовили документы. Он мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица. Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня такого предложения. Смысл ответа доктора другу был такой: «Не бросишь же своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности? А тут двести детей. Как оставить их одних - в запломбированном вагоне и в газовой камере? И можно ли это пережить?»

Доктор Корчак до последней минуты надеялся, что умрет один, а дети останутся живы. Не мог поверить, что кто-то сможет убить детей ...

Сохранился рассказ очевидца о последних часах жизни дома сирот. «Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Погрузка шла без перерыва, но места ещё оставались. Люди двигались огромной толпой, подгоняемые нагайками. Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Выстроенные четвёрками дети. Во главе – Корчак, с глазами, устремлёнными вперёд, держа двух детей за руки. Даже фашистская полиция встала «смирно» и отдала честь ...

На площади к Корчаку подошёл немецкий офицер и сказал: «Вы можете остаться. Мы знаем ваши сказки».

- А дети? - спросил Корчак.

- Дети поедут в газовую камеру, - ответил эсэсовец.

Корчак молча вошёл в вагон. На следующий день он погиб вместе со своими детьми в одной из газовых камер лагеря смерти Треблинка.

Накануне гибели детей Корчак писал: «Если бы можно было остановить солнце, то это надо было сделать именно сейчас».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Рассказа «Доброта».

Лена шла в школу. Но идти туда ей совсем не хотелось. Вчера вечером в её доме поселилась печаль. Мама, её всегда весёлая мама, пришла с работы грустная, не спросила Лену об её школьных успехах и сразу ушла в свою комнату. Когда Лена открыла дверь в мамину комнату, она увидела, что мама лежит в кровати, укрытая одеялом и тяжело дышит. «Плохо мне, доченька!» - сказала мама и попросила вызвать скорую помощь. Лена не знала, как это делать. Она позвонила папе на работу. Через какое-то время приехал доктор и забрал маму в больницу. Папа с работы поехал прямо к ней, а утром усталый приехал домой и сразу же стал собираться в больницу к маме, сказав, что ей сделали операцию.

Заплаканная Лена пришла в школу. На уроках отвечала невпопад, на переменке плакала. Ей было грустно, вспоминала она глаза мамы, такие грустные и печальные, ей хотелось кушать, было одиноко. Одноклассники веселились, бегали, им не было дела до Лениных проблем.

«Лена, возьми, эти яблоки очень вкусные! Моя мама их всегда покупает. Попробуй, тебе понравится!» Лена повернулась и увидела свою одноклассницу, которая протягивала ей большое краснобокое яблоко.

«Бери, бери, не стесняйся! У меня ещё есть! Нам обеим хватит». Одноклассница улыбнулась, взяла Лену за руку, и они отправились гулять по школьному коридору.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Басня С.Михалкова «Не стоит благодарности».

Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенек.

-Тяжёлое, небось, бревно-то?- спросил молодой Кабан, что неподалёку грелся на солнышке.

- Ух, и, тяжёлое! – ответил Медведь, отдуваясь.

- И далеко еще тащить?

-До самого леса.

- В такую жару! Поди, умаялся?

- И не спрашивай!

- Такое–то бревно вдвоем бы тащить!

- Ясное дело - вдвоем бы сподручнее было!

- Ну, я пошел! – сказал Кабан, поднимаясь. - Желаю удачи! Да смотри не надорвись!

- Спасибо! – вздохнул Медведь.

- Не за что! – ответил Кабан.

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.