12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чемоданова Галина Александровна1962
Россия, Тамбовская обл., Староюрьевский район, село Мезинец
Материал размещён в группе «Классный час в школе»

Филиал МБОУ Староюрьевской сош в с.Мезинец

Внеклассное мероприятие


Урок мужества.

Классный руководитель 8 класса

Чемоданова Г.А.


2017 г.

Цели:

- развитие представлений обучающихся об осознанных поступках людей, отражающих их нравственную силу при преодолении страха на примерах отважного поведения их сверстников.

Задачи:

- мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;

- включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России; - организация взаимодействия обучающихся с молодежными и детскими общественными объединениями, некоммерческими организациями, институтами гражданского общества;

- повышение познавательного интереса обучающихся к социально значимой общественной деятельности, направленной на заботу о представителях старшего и младшего поколений, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи.

 

Оформление:

На доске написаны слова:

«Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг»

Цвейг С.

«Если трудности и преграды встают на твоем пути, недостаточно

оставаться невозмутимым и сохранять спокойствие. Смело и радостно устремляйся вперед, преодолевая одно препятствие за другим».

Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ.


 


 

Этапы проведения Урока мужества:

I.Организационный момент: определение и обсуждение темы Урока мужества, информирование об Инициативе.

Слово классного руководителя:

- С 2013 года Фонд социально-культурных инициатив совместно с Министерством образования и науки РФ, Министерством обороны РФ, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, Министерством внутренних дел РФ, Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, а также общественными организациями и фондами проводит Всероссийскую общественно-государственную инициативу «Горячее сердце». Основной целью Инициативы является выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, пришедшим на помощь людям или сумевшим побороть недуг или трудные жизненные ситуации. К награждению представляются обучающиеся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего профессионального образования, детские и молодежные организации и объединения, показавшие примеры в преодолении чрезвычайной ситуации или смертельной опасности для окружающих, преодолении трудной жизненной ситуации, в успешной реализации социально значимого проекта и инициативы.

За четыре года проведения Инициативы оргкомитет рассмотрел около 5000 представлений от органов государственной власти, общественных организаций и физических лиц.

Нагрудный знак и Символ «Горячее сердце» за готовность бескорыстно прийти на помощь и преодоление трудных жизненных ситуаций являются общественной наградой. Нагрудный знак «Горячее сердце» вручается детям, подросткам и молодежи, а Символ «Горячее сердце» – общественным объединениям и организациям.

В первый год Инициативы, 2014 год, Нагрудным знаком «Горячее сердце» были награждены 128 ребят и две общественные организации Символом. Из них двадцать кандидатов на награждение были определены из числа молодых спортсменов-паралимпийцев, участвовавших в ХXII Зимних паралимпийских играх в Сочи и проявивших примеры мужества, целеустремленности, упорного труда, веры в свои силы и победу.

В 2015 году Нагрудным знаком «Горячее сердце» награждены 127 человек и Символом 8 общественных организаций. Среди молодых героев были ребята, награжденные, к сожалению, посмертно. Это страшная утрата не только для родителей, но и для всех окружающих и пример истинного мужества и отваги, крепости духа. Эти ребята навсегда останутся в памяти и в сердцах людей.

В 2016 году было принято решение о награждении 120 лауреатов Инициативы – 7 детских и молодежных общественных организаций и 113 ребят, трое из которых награждены посмертно.

В 2017 году Нагрудным знаком «Горячее сердце» награждены 132 человека, из них 7, к сожалению, посмертно. Символом «Горячее сердце» награждены 9 общественных организаций.

II. Содержательный этап Урока мужества.

История возникновения нагрудного знака «Горячее сердце» ( при рассказе идёт демонстрирование)

Нагрудный знак представляет собой ромбовидную четырехлучевую звезду, декорированную сиянием из центра. Штралы между лучами звезды выполнены в виде букетика ландыша, символа новой жизни, силы любви и верности. Согласно легенде, ландыши выросли на месте упавших капель крови Святого Георгия, пролитой в битве с драконом. Тычинки соцветий огранены алмазной гранью. В середине основы знака помещена накладка с изображением стилизованного сердца, в котором прорастает росток огненного цветка. Цвет знака серебристый. Накладка выполнена с применением эмалей синего и красного цвета, создающих ассоциацию с цветами российского флага. Награждение нагрудным знаком «Горячее сердце» сопровождается вручением лацканного знака, который является копией накладки знака, и может носиться повседневно.

В ежегодно издаваемой Почетной книге «Горячее сердце» описываются истории всех награжденных.

III.Дискуссия

- «Какие синонимы слова «мужество» вы знаете?».

Ответы обучающихся:

смелость, храбрость, отвага, бесстрашие, неустрашимость, доблесть; непреклонность, твердость духа, стоицизм, неколебимость, стойкость, бесстрашность, дерзость, героизм, геройство, отважность, решимость, твердость, мужественность, непоколебимость, безбоязненность, несгибаемость).

- Как вы думаете что такое «мужество»? Какого человека называют

мужественным?

Ответы обучающихся:

мужество – одна из семи человеческих добродетелей, означающих стойкость в беде и борьбе, духовную крепость, доблесть, храбрость, отвагу, спокойную смелость в бою и опасностях, терпение и постоянство. Мужество особо почиталось на Руси…

Слово классного руководителя:

- В этой номинации, как вы поняли, награждают ребят, которые проявили мужество и сумели преодолеть смертельную опасность, спасли жизни других людей во время пожара, на воде; оказывали помощь пострадавшим при наводнении, лесном пожаре, автомобильной аварии, защитили людей от преступников.

Выступления обучающихся, которые начинаются со слов: « Я хочу рассказать об одном из лауреатов Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце». (Фото лауреата Инициативы на экране).

С историей Айгуль Шафиевой выступит Фомин Алексей. Он расскажет о смелой и решительной девочке…

Шафиева Айгуль

Родился в 2007 году
Награжденa в 2016 году
Деревня Таллыкуль, Республика Башкортостан


 

Смелая и решительная защитница

Можно сказать, что в этом году многодетная семья Шафиевых как будто начала жизнь заново. Летом в их родной деревне Таллыкуль Благоварского района случился пожар, и их дом сгорел дотла. Сейчас родители и пятеро детей – восьмилетняя Айгуль, семилетний Айнур, четырехлетний Артём, двухлетний Амир и годовалая Амина – живут на попечении односельчан, которые помогают налаживать хозяйство. Помогает и государство, и местный благотворительный фонд.

Горе – не беда. Если бы не геройский поступок Айгуль Шафиевой, то пожар мог бы обернуться страшной трагедией не только для ее семьи, но и для всей деревни. Днем 5 июля 2015 года взрослые Шафиевы, взяв с собой Айнура и Артёма, пошли в лес за ягодами – в такой большой семье любое подспорье важно. Дома оставались 80-летняя бабушка, Амир и Амина, а также Айгуль, которая по обыкновению присматривала за младшими детьми. Айгуль – девочка ответственная, внимательная, опора родителей. Мама совершенно спокойно доверяла ей детей.

Айгуль с бабушкой стирали на улице покрывало, как вдруг заметили, что из дома валит дым. Девочка кинулась в дом, там находились Амир и Амина. Здесь она увидела, как заискрился компьютер и тут же начали гореть брусчатые стены. Стоял треск, во все стороны сыпались искры. Девочка подхватила брата, посадила его на шею, взяла на руки сестренку, и все вместе они выбежали из дома. А дом уже вовсю горел. Оставив детей рядом с бабушкой, Айгуль побежала к деревенской системе оповещения, чтобы сообщить всем о пожаре.

Маленькая второклассница поступила совершенно по-взрослому: действовала грамотно, четко и эффективно. Как будто ей не впервой видеть пожары и спасать детей из горящего дома.

Родители пробыли в лесу часа полтора, а когда вернулись, дом уже догорал. Увидев это, Рамза Шафиева, многодетная мать, схватилась за сердце. Но когда поняла, что трое ее детей и бабушка целы и невредимы, без сил опустилась на завалинку и стала кричать односельчанам, чтобы никто не подходил близко к пожарищу – боялась за жизни людей. «Дом спасти не удалось, – говорила потом она, – но я рада, что все остались живы!» Благодаря смелости и решительности Айгуль Шафиевой никто в семье не пострадал.

А Крючков Алексей расскажет о юном спасателе Евгении Ощепкове…

Ощепков Евгений

Родился в 2005 году
Награжден в 2016 году
Город Ярославль, Ярославская область


http://cordis.fondsci.ru/assets/resources/stories/2016/oshepkov.jpg Ответственность за близких

Мы каждый день совершаем различные поступки, порой, даже не задумываясь о них. Однако самые главные чувства взрослого или взрослеющего человека закладываются в самом раннем детстве, они настраивают душу на благородные поступки и подвиги. И наше время дает немало примеров таких поступков, которые родом из детства. Поступок десятилетнего Жени Ощепкова из Ярославля – один из них.

Трагедия чуть не случилась 25 октября 2015 года в 5-этажном доме по улице Пирогова. Семья – отец, мать и сын – были дома. Женя рассказывает: «Сначала моя кошка пришла на кухню, потом легла и вдруг стала умирать! Папа начал ее спасать, а мама стала звонить доктору – и вдруг тоже упала. Потом и папа упал».

Женя от испуга начал громко кричать и плакать, он не понимал, что произошло. Первая мысль, которая пришла в голову: надо скорее позвонить бабушке, самому родному человеку. Мальчик не растерялся, быстро набрал ее номер и до того, как сам потерял сознание, успел сказать бабушке, что кошка умерла, родители умирают, надо срочно вызвать «скорую помощь». Бабушка услышала внука и незамедлительно вызвала экстренные службы помощи.

Школьник был уже без сознания, когда спасатели прибыли на место. Войти в квартиру они не смогли, пришлось лезть через окно. Проникнув в помещение, спасатели почувствовали сильный запах бытового газа и увидели лежащих на полу без сознания Женю и его родителей.

Как выяснилось позже, этот страшный случай произошел из-за утечки газа. Ее причиной стал забитый вентиляционный канал газовой колонки. В результате вся семья получила отравление угарным газом. Гибели троих людей удалось избежать благодаря тому, что оперативно сработали сотрудники МЧС и полиции. Своими слаженными совместными действиями они спасли целую семью. Ну и, конечно, в ее спасении сыграл огромную роль своевременный и такой необходимый звонок Жени, его отчаянное желание помочь родителям. Ответственность за близких людей помогла Жене предотвратить непоправимое горе.

За проявленное мужество и героизм в экстремальной ситуации Евгению Ощепкову, ученику 4-го класса СОШ № 73 города Ярославля, объявили благодарность и вручили памятные подарки. Теперь родители знают, что у них растет настоящий защитник.


 

Мелёшкин Максим поделится историей о том, как Краснов Дмитрий проявил мужество на воде…

Краснов Дмитрий

Родился в 2002 году
Награжден в 2016 году
Село Репьёвка, Ульяновская область

Узнать цену жизни

Майские праздники – любимое время отдыха взрослых, а для детей – долгожданный перерыв в учебе. Еще не конец занятий и полностью расслабиться нельзя, но можно сделать передышку и отдохнуть перед заключительным броском в конце учебного года.

В один из майских праздничных дней Дмитрий Краснов решил порыбачить на речке Сызранка, что течет рядом с Репьёвкой. Для него это целый поход, поэтому надо всё приготовить с вечера: добыть наживку, собрать удочки и главное – взять с собой ведерко для рыбы! Он мечтал принести домой улов на уху.

Расположившись на берегу и забросив удочки, Дмитрий, не отрываясь, смотрел на поплавок, ловя рябь на воде и любую тень, которая, как ему казалось, могла означать поклев. Его внимание отвлекли двое подростков, барахтающихся в реке. Это были братья Зинчуки девяти и 15-ти лет. Оказывается, они тоже пришли порыбачить. Из дома их отпустили только с одним условием: в воду не заходить! Но жара, отсутствие контроля взрослых… Братья решили поиграть на мелководье. Мальчишки оказались у самого русла реки и вдруг неожиданно для себя начали тонуть.

Дмитрий, не раздумывая, поспешил им на помощь. Сначала он бросился к Ивану – старшему из братьев, инвалиду с детства – и смог вытащить его из воды целым и невредимым. Хотя сделать это было совсем не просто: подростки были практически одного роста и веса, к тому же Иван всё время бил руками по воде и мешал Дмитрию тащить его в сторону берега.

Тем временем младшего братишку уносило течением всё дальше, и его голова всё реже показывалась над водой. Дмитрий снова кинулся в реку и поплыл за девятилетним мальчиком, но спасти его не удалось…

Кого винить в происшедшем? Родители и так наказаны. Трудно контролировать каждый шаг подростков. Но трагедия могла быть страшнее: не окажись Дмитрий Краснов рядом, могли бы погибнуть оба брата. Односельчане гордятся тем, что среди них растет настоящий человек, готовый прийти на помощь. А Дмитрий Краснов узнал цену человеческой жизни. Что может быть важнее?


 

А теперь Мелешкина Яна поведает нам о юном, но таком отзывчивом сердце Алексея Райляну

Райляну Алексей

Родился в 2003 году
Награжден в 2016 году
Хутор Ажинов, Ростовская область

Отзывчивое сердце

«У Лёши очень отзывчивое сердце», – так говорят об Алексее Райляну жители хутора Ажинов. Он – учащийся 7-го класса, еще подросток, но заслужил безмерное уважение не только своих сверстников, но и всех взрослых. Правом на это уважение стала его недетская мудрость – воспринимать чужую боль как свою. Рассказывая о случаях, которые происходили с двумя мальчиками-друзьями, о тех поступках, которые совершил Лёша, односельчане называют его «человеком доброй души».

Алексей дважды – в 2014 и 2015 годах – спасал своего одноклассника Романа Махнова. Живут мальчики на одной улице, из школы часто возвращаются вместе и в выходные дни ходят на прогулку тоже вместе. В ноябре 2014 года решили ребята прогуляться еще по тонкому льду неглубокой, казалось бы, речки. Рома прибежал первым, ступил на лед. Внезапно лед под ним треснул, и он провалился в образовавшуюся полынью. Тут подоспел Алёша. Быстро поняв, что произошло, и оценив ситуацию, он помчался домой звать на помощь. Когда Лёша вместе со своим отцом вернулся, то лег на лед, чтобы не провалиться, протянул руку другу, а отец, крепко держа за ноги сына, вытащил обоих из полыньи. Так Лёша первый раз спас друга.

Но беды не переставали преследовать Рому. Весной 2015 года неразлучные друзья бегали по стадиону, где уже зазеленела трава. Вдруг Лёша увидел серую змею и крикнул другу: «Змея!» Но Рома уже наступил на нее. От боли он громко вскрикнул. Алексей понял, что друга укусила гадюка. Потом он рассказывал: «Я сразу вспомнил, что на уроке ОБЖ нам объясняли, как оказывать помощь при укусе змеи. Первое, что мне пришло в голову: надо высосать из раны яд. И я стал это делать». По дороге домой Роме стало плохо. Тогда Лёша посадил его на землю, а сам помчался за велосипедом. «Привез я его к дому,– говорит он, – в этот день мама Ромы была дома, и она быстро вызвала «скорую помощь». Рома два месяца лежал в больнице. Мальчика спасли, но без своевременно оказанной помощи друга всё могло бы быть гораздо страшней.

За находчивость, неравнодушие и внимательное отношение к окружающим Алексей Райляну – заслужил благодарность профессиональной спасательной службы Багаевского района и любовь односельчан. Но главное – Алексей помог другу. Алексей Райляну - преданный и великодушный, остро чувствующий боль друга, способный вызволить из любой беды.

Продолжение дискуссии:

- В чем, на ваш взгляд, проявилось мужество ребят-героев?

- Как вы думаете: мужественный человек чувствует страх?

- Что помогает человеку быть мужественным?

- Как вы думаете, можно ли назвать мужественным человеком человека, который каждый день, преодолевая сильную боль и большие трудности, занимается спортом, ходит в школу или на работу, ухаживает ежедневно за своими тяжелобольными родственниками?

- Как вы думаете, с какими качествами человека связаны услышанные истории?

Ответы обучающихся:

- Воля, выносливость, целеустремленность, преодоление.

- Что это значит: преодолеть себя, преодолеть кажущиеся неразрешимыми обстоятельства? Это сложно?

Выступления обучающихся, которые начинаются со слов: « Я хочу рассказать об одном из лауреатов Всероссийской общественно-государственной инициативы «Горячее сердце». (Фото лауреата Инициативы на экране).

Полюткина Алина расскажет о Михаиле Гудкове, юноше , который проявил неравнодушие к младенцу...

Гудков Михаил

Родился в 1997 году
Награжден в 2016 году
Город Улан-Удэ, Республика Бурятия


 

История неравнодушия

Весной 2015 года Михаил Гудков, 17-летний житель города Улан-Удэ, находился дома. Переделав все дела, он уже собирался лечь спать. Но заснуть не смог: рядом в квартире громко и надрывно плакал ребенок. Миша решил зайти к соседям, постучал в дверь, но никто не открывал. Между тем детский плач не прекращался. Он толкнул дверь, и она вдруг открылась. От того, что увидел, Миша испытал настоящий шок: в холодной неприбранной квартире находился грудной ребенок, никого из взрослых рядом не было. Он подошел к малютке, дотронулся и понял, что тот очень сильно замерз и, наверное, очень голоден. Молодому человеку сразу стало понятно, что младенца надо срочно спасать. Он укутал ребенка в одеяло и вызвал «скорую помощь». Пока дожидался приезда врачей, Михаил, чтобы хоть как-то успокоить малыша, налил в бутылочку теплую воду и напоил его.

Осмотрев ребенка, врачи «скорой помощи» приняли решение: младенцу необходима госпитализация. Но у малыша не было ни свидетельства о рождении, ни вообще каких-либо документов. Быстро собрав вещи, Михаил принял решение ехать в больницу с грудничком. Их, как принято, разместили в палате, и Миша ухаживал за маленьким человечком, кормил и укачивал его, пока тот не успокоился.

Пробыв с ребенком в больнице сутки, Михаил узнал, что тому всего полтора месяца, а проблемы со здоровьем у него, скорее всего, из-за проблем у матери, которая во время беременности и грудного вскармливания могла курить и злоупотреблять алкоголем. В больнице малышу помогли. На другой день, убедившись, что после проведенных медицинских процедур здоровью малыша уже ничего не угрожает, юноша вернулся домой.

Самое большое желание Миши – чтобы ребенок скорее поправился, жил в нормальных человеческих условиях, был накормлен, обогрет, чтобы вырос здоровым и получил хорошее образование. Это пожелание человека широкой души и горячего сердца. Эта история неравнодушия убеждает, что в будущем Миша Гудков сможет создать крепкую любящую детей семью и подарит своим детям простое человеческое счастье – любовь родителей.

У Омарова Тагира рассказ, к сожалению, трагический… Данил Галичин так и не узнал, что он – герой…

Галичин Данил

Родился в 2001 году
Погиб в 2015 году
Город Шумиха, Курганская область

А он не знал, что он – герой…

Это слова из стихотворения, написанного на смерть Данила Галичина. 21 февраля 2015 года, в день похорон юного кадета, вместе с его родителями плакали все, у кого есть сердце. Плакал весь город…

Данил трагически погиб, когда вместе с друзьями возвращался домой после подготовки к большому районному патриотическому мероприятию – игре «Зарница». За миг до смерти он спас двух девушек, оттолкнув их в сторону от дороги, по которой мчался автомобиль-убийца. Но сам отскочить не успел. Данил не колебался ни секунды, он действовал по велению сердца, проявив истинное мужество.

«Мы шли немного впереди, по обочине дороги, – рассказывали девушки, которые в тот трагический вечер были вместе с Данилом. – Мы говорили о том, как будем завтра выступать… Предупредить нас о том, что сзади едет машина, он не успел. Может быть, поздно ее увидел. Он вдруг просто шагнул к нам и оттолкнул в сторону... Он был нашим другом, классным парнем, веселым таким…

Исполнительный, дисциплинированный, с удивительным чувством юмора, скромный, ответственный, добрый, отзывчивый – так говорили о Даниле учителя и товарищи. Его все любили. «Когда о трагедии узнали в классе, весь первый урок просто вой стоял, плакали очень сильно… Ребята и сейчас плачут», – вот слова его классного руководителя.

Данил был активным юношей, принимал участие во всех социальных акциях, проводимых ко Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню памяти воинов-интернационалистов. Помогал ветеранам, участвовал в акциях по уборке памятных мест города, в открытии месячника оборонно-массовой и спортивной работы, подготовке военно-полевой игры «Зарница».

В общении Данил был легким, со всеми однокурсниками находил общий язык, хотя и учился с кадетами клуба «Патриот» первый год. Был приветливым и всегда готовым прийти на помощь. Отличался успехами в специальных дисциплинах, среди учащихся первого курса был одним из лучших по физической подготовке.

У Данила было огромное желание учиться и в будущем стать настоящим защитником своей Родины, настоящим героем! Он и стал героем. Как горько говорить о нем «был»…


 

Неравнодушие, мужественность, стремление помочь во что бы то ни стало – качества маленькой девочки Вероники Волковой, которая, не задумываясь, бросилась на спасение другой, ещё более маленькой девочки… О ней нам расскажет Мелешкина Яна.

Волкова Вероника

Родилась в 2006 году
Награжденa в 2016 году
Город Красноярск, Красноярский край

Только бы успеть!

Новый микрорайон Красноярска на берегу сибирской реки Енисей. Красивые дома с подземными парковками, уютные детские площадки, на которых предусмотрено всё, чтобы дети чувствовали себя в безопасности. В одном из таких домов живет Вероника. Взрослые считают ее спокойной, доброй, отзывчивой и очень от- ветственной девочкой. И, надо сказать, не зря!

В начале августа Вероника с родителями только что вернулись из поездки по Хакасии. Полная новых впечатлений и счастливая оттого, что ей впервые доверили гулять самостоятельно – ведь через две недели ей исполнится 9 лет! – Вероника вышла во двор. Здесь под присмотром мам и бабушек играли в песочнице маленькие дети, в том числе пятилетняя соседка Таня. Обычно она гуляла с бабушкой, но сейчас той рядом не было. Вероника со своей подружкой стала качаться на качелях. Все были заняты своими делами, и никто не заметил, как Таня перелезла через перила, ограждающие высокую отвесную стену, внизу которой был въезд в подземные гаражи…

Вероника рассказывает, как увидела уже за оградой испуганные Танины глаза и побелевшие пальчики, вцепившиеся в прутья перил. В голове Вероники мелькнуло: упадет, разобьется! Не раздумывая ни секунды, она рванулась вниз по ступенькам лестницы, ведущей к гаражам. Только бы успеть! Девочка подбежала к стене, остановилась прямо под Таней и вытянула руки вверх, чтобы ее поймать. И тут пальцы малышки не выдержали, и она камнем рухнула вниз. Весь удар Вероника приняла на себя.

От обрушившейся на нее тяжести и боли девочка закричала. Подбежавшие на крик дети пытались поднять её на ноги, но безуспешно. Потом они позвали папу одного из мальчиков, и он на руках отнес Веронику домой. А Танюша вернулась с прогулки без единой царапинки. Объяснить толком, что случилось, она так и не смогла. Свой девятый день рождения Вероника отмечала в больнице. Из-за сложного перелома ноги она пролежала там почти месяц и еще полтора месяца провела дома в гипсе. Учебный год для нее начался только со второй четверти.

Об этом вовсе не детском, а осознанном и ответственном героическом поступке девятилетней девочки в Красноярске знают немногие. Но родители маленькой Тани глубоко признательны Веронике за спасение их дочери. Иногда всё в нашей жизни решают мгновения. И горячее сердце!

Продолжение дискуссии:

Слово классного руководителя:

- В жизни каждого из нас рано или поздно случаются определенные трудности. И чтобы их преодолеть, нужно иметь очень большую выдержку и силу воли. А главное – это научиться жить с этими трудностями, поскольку человек не в состоянии предвидеть каждую преграду на своем пути.

-Предположите, как бы вы вели себя, оказавшись на месте ребят?

- Какой из услышанных рассказов произвел на вас наибольшее впечатление? Почему?

Давайте обратимся к эпиграфу нашего Урока мужества и прочтем слова известных писателей:

«Лишь сумма преодоленных препятствий является действительно правильным мерилом подвига и человека, совершившего этот подвиг»

Цвейг С.

«Если трудности и преграды встают на твоем пути, недостаточно

оставаться невозмутимым и сохранять спокойствие. Смело и радостно устремляйся вперед, преодолевая одно препятствие за другим».

Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ.

 

В этой номинации чествуют ребят, которые смогли преодолеть ситуации в жизни, в том числе, связанные с ограничениями в здоровье.


 

Лауреатами Инициативы также становятся люди, которые успешно занимаются важными для окружающих проектами, в том числе проектами, в которых поддерживаются люди, нуждающиеся в помощи.

Мы с вами посмотрим сюжеты о волонтерах. Но прежде скажите, что вы знаете о волонтерах?

Что они делают?

Справка о значении и происхождении слова «волонтер».

Первоначально волонтерами называли исключительно солдат-добровольцев.

В Италии, Франции, Англии и Германии входе Восьмидесятилетней и Тридцатилетней войн различные сюзерены призывали под свои знамена все новых и новых охотников повоевать, но, часто уже не имея денег на содержание войск, оговаривали, что наградой им будут только слава и военная добыча. Многим этого было достаточно: в XVII веке французское volontaire, итальянское volontario, немецкое Volontair, английское volonteere появляются почти одновременно, из-за чего в русском языке в течение XVIII—XIX веков слово долго не могло устояться: волентир, волонтир, волунтир, валентир, волонтер, — использовались на письме в зависимости от того, какой иностранный язык предпочитал русский дворянин, ставший добровольцем.

Слово принимало как престижный («Именовать сей полк всегда полк Гусарский волонтеров Екатеринославских ибо имя волонтеров больше привлекает охотников», 1788), так и пейоративный оттенок («он страшный волонтир», 1830), поскольку легко представить, как вели себя солдаты, наградой которых была только слава или только военная добыча, или то и другое вместе.

К концу XVII века в большинстве европейских стран институт волонтеров

оформился уже в полноценные около государственные системы вербовки или срочной мобилизации (в случае войны) добровольцев. Система использовалась для укомплектования вспомогательных воинских подразделений с пониженными казенными тратами на содержание. Использовалась эта система и в России, начиная с Петра I. Но дальше всех процесс пошел в Англии, где армия комплектовалась в основном добровольцами вплоть до Первой мировой войны. Здесь же раньше других встречается и прилагательное «волонтерский» (1640-е), и причастие «волонтерствующий» (1690-е), и глагол «волонтерствовать» (1755), и первое упоминание (в 1630-е) волонтеров, не связанных с военной службой. Именно в Англии, в 1844 году, возникла всемирно теперь известная волонтерская организация «Христианская ассоциация молодых людей» (YMCA), ставившая своей целью развитие здоровых «тела, ума и души», утвержденных на христианской вере. В 1851 году отделения YMCA появились в США, как раз перед Гражданской войной, во время которой быстро сформировались цели и методы бескорыстной помощи пострадавшим или остро нуждающимся в результате военных действий, — раненным, обездоленным, осиротевшим.

Развитие и всемирное распространение в последние десятилетия XIX века таких декларативно волонтерских организаций как Общество милосердия, «Армия спасения», «Общество Красного креста» все больше ассоциировали слово «волонтер» с благотворительной, общественно полезной и, главное, бескорыстной деятельностью. Наоборот, развитие промышленности, укрупнение экономических национальных систем и как следствие растущая налоговая база позволяли правительствам содержать все более профессиональные и многочисленные армии, резко снижая эффективность «волонтерских» мобилизаций. В результате в литературе о Первой мировой войне гораздо легче найти упоминания «сестер милосердия» (членов многочисленных волонтерских обществ), чем волонтерских полков.

В СССР слово «волонтер» употреблялось довольно редко; ему предпочитали слова́ «доброволец» и «ополченец». С распадом СССР и в стране образовался временный социальный вакуум. Низкий уровень жизни, сопряженный с тяжелой порой всесторонней переоценкой ценностей, обусловил вынужденный перерыв в развитии волонтерских принципов и организаций в России. Однако к середине 2000-х годов запрос на подобного рода деятельность в стране очевидно сформировался. Стали появляться первые волонтерские ассоциации. Какие-то из них смогли заработать некий общественный капитал и выйти на новый уровень организации — региональный или даже федеральный.

Количество участников различных волонтерских проектов понемногу увеличивается. С 2010 года о поддержке волонтерских проектов официально объявило Правительство Российской Федерации.

Таким образом, волонтеры участвуют в бесплатном труде во благо нуждающихся, занимаются полезной деятельностью на благо общества.

Историю Беловой Екатерины нам расскажет Полюткина Алина…

Белова Екатерина

Родилась в 1998 году
Награждена в 2016 году
г. Елец, Липецкая область

Мастер добрых дел

Екатерина Белова учится в Елецком лицее сферы бытовых услуг и является самым активным участником добровольческого социального проекта «Добрые руки». Девушка готовится стать мастером парикмахерского искусства. О том, что ее сердце и руки по-настоящему добрые, знают и воспитанники коррекционной школы-интерната № 5, и постояльцы Елецкого дома-интерната для престарелых и инвалидов.

Каждый человек хочет выглядеть привлекательно, и самый простой способ придать себе ухоженный внешний вид – это прическа. Однако далеко не каждый житель даже крупного города может позволить себе услуги дорогостоящего специалиста. Поэтому и возник такой проект, как «Добрые руки». В его рамках воспитанникам и подопечным государственных учреждений регулярно оказываются бесплатные парикмахерские услуги, а делают это активисты добровольческого десанта из лицея сферы бытовых услуг, в числе которых и Екатерина Белова.

Для пожилых людей лицейские добровольцы нередко дают концерты, посвященные праздничным и знаковым датам, таким как День пожилого человека или День матери. А когда начинающие парикмахеры делают модельные стрижки и популярные прически воспитанникам школы-интерната, то те бывают просто в восторге от результата. В учебных классах, где работают добровольцы, собирается целая толпа желающих подстричься и просто понаблюдать за этим интересным процессом. Екатерина во время стрижки общается со своими маленькими клиентами: она легко находит общие темы для разговоров и с неподдельным интересом выслушивает детские истории. Воспитанники школы-интерната делятся с ней своими проблемами и радостями, общаются на равных и радуются жизни.

Екатерина помимо того, что помогает детям и пенсионерам, еще и превосходно учится и участвует в исследовательских разработках. Она награждена грамотой за проведение исследовательской работы «Аксессуары в прическах», имеет диплом областной олимпиады профессионального мастерства и сертификат участника Всероссийского форума проектных траекторий «Моя страна – моя Россия». За успехи в учебе, научных исследованиях и активное участие в общественной жизни ей назначена областная стипендия. И можно не сомневаться, что, когда на базе лицея, как это запланировано, откроется социальная парикмахерская, Екатерина Белова будет в ней в числе первых мастеров добрых дел.

- Есть ли среди вас волонтеры?

- Чем вы занимаетесь?

После просмотренного сюжета ответьте на вопрос «Кто же такие волонтеры?»

Почему, как вы думаете, волонтеры стали номинантами Инициативы?

 

IV.Этап подведения итогов Урока мужества.

Звучит гимн «Горячих сердец».

Происходит обсуждение проблемного вопроса Урока.

Вывод: мужество – это способность человека оставаться человеком в любых ситуациях, постоянный осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьезных испытаниях или поворотных событиях, но и повседневно.

V.Рефлексивный этап.

Вопросы для обсуждения:

- Что на данном занятии было для вас наиболее сложным в теоретическом аспекте, в практической части?

- На каких уроках обществознания и литературы вы сможете применить

полученные знания?

- Какие ваши личностные качества оказались затронутыми на занятии?

Опубликовано в группе «Классный час в школе»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.