12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
gefabo20




Урок Мужества


«Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны»






Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Колобова Наталия Васильевна










Пояснительная записка

Автор: Колобова Наталия Васильевна

Должность: учитель русского языка и литературы

Урок мужества: «Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны».

Возрастная категория: 7-9 классы

Данная разработка может быть использована классными руководителями на часах общения, учителями на уроках краеведения, истории, руководите­лем школьного музея для проведения экскурсий, бесед.

Цели: привлечение внимания детей к истории малой родины, воспитание чувства патриотизма

Задачи:

- рассказать детям (дать краткую историческую справку) о победе на­шего народа в Великой Отечественной войне;

ознакомить учащихся с историей нашей малой родины до Великой
Отечественной войны и в военные годы;

способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьни­ков;

- воспитывать у детей чувства уважения к защитникам, чувство гордо­сти за односельчан, живших в нашем крае в годы Великой Отечествен­ной войны.

Оформление:

Аудиосопровождение:

Песня «Священная война» (муз.А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача);

Песня «С чего начинается Родина?» (М. Матусовского);

Песня «День Победы»;

Плакаты, фотографии из музея, иллюстрации, картинки о войне;

Рисунки детей на тему "Великая Отечественная война".
Оборудование:

Книга Памяти, компьютер, диск, сочинения, презентация «Мои односельчане в годы Великой Отечественной войны», мультимедийный проектор.


Ход классного часа:

Ознакомительный момент.

Основная часть.


Сообщение темы и целей;

Вступительное слово учителя

( Песня «С чего начинается Родина?»)

Учитель: В конце 30-х годов в нашей стране шла большая созидательная ра­бота. Люди самоотверженно трудились: строили заводы, фабрики, электростан­ции, дома, с полей убирали урожай. Весело отдыхали, учились.


Чтец: Год за годом заря над землею вставала, Поднималась Россия, забыв о былом,

И любовью мальчишек своих баловала,

Как могла согревала на сердце своем!

Учитель: Прянзерки… Лукина Поляна… Глубинные села, раскинувшиеся на правом бере­гу красавицы Мокши. Жили в них мирные люди, строили новую жизнь: коллек­тивно пахали тучные черноземы, растили хлеба, любовались рассветами и зака­тами, слушали соловьиные песни. И вдруг... война. Страшным смерчем покати­лась она по стране. Весть о ней сразу долетела и сюда, в глубинный уголок России. Заторопились, заспешили люди на фронт, чтобы защитить Родину-мать от проклятого врага. Многим из них не суждено было вернуться.

(Песня «Священная война»)

Наш Урок Мужества я хочу начать с имен жителей нашего села. Четверых любимых детей своих не досчитали после войны колхозники Михаил Миронович и Анна Ивановна Протасовы. Все они: Михаил, Дмитрий, Александра и Мария – погибли на полях сражений.

Не обошло стороной горе и дом Поплевиных, что жили в Лукиной Поляне. Дмитрий, которому было 27, погиб в боях за Родину в первые дни войны. Он не успел даже написать и письмеца любимой матери.

Брат его, Николай, ушел на фронт в 27 лет. Он был в расцвете сил, пахал землю, растил хлеба. Любил он всей душой сельскохозяйственную технику. Неисправность в моторе безошибочно определял по звуку. За высокие показатели в труде в 1939 году был участником ВДНХ СССР. Там ему была вручена медаль «За трудовое отличие».

Ушел Николай Поплевин с хлебного поля прямо на поле брани. Сражался геройски. Два раза был зачислен в число погибших. В Лукину Поляну пришли две похоронки. После каждой в своих письмах он смеялся над смертью и обещал долго жить, бить врага.

И слово свое держал. Дрался не на жизнь, а на смерть. В июле 1944 года от него пришло последнее письмо. В нем интересовался жизнью односельчан, видами на урожай хлебов и трав. Мечтал скоро вернуться в родной дом, выйти опять с плугом на свои поля. Но, видимо, было не суждено. Фашистская пуля сразила его, и он не вернулся в свой Примокшинский край.

3)Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником

Чтец: - Не ходите на Русь! -

Мономах обращался к соседям.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! –

Сказал храбрый князь, Александр.

И в немеркнущей вечно победе

Правоту своих слов

Справедливым мечом доказал.

Сколько ж пахарей ты потеряла, Россия

Сколько лучших сынов

Отдала ты кровавым векам?

Не ходите на Русь!
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.

Не ходите на Русь!

Но враги наступали кроваво...

И тогда нам вручила родная страна

Вместе с грозным оружием –

Поля нашей славы,

Наших предков великих

Святые для нас имена.

Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет...

Вся страна поднялась на святую борьбу!

Учитель: 1941-1943 годы были самыми тяжелыми для нашей страны, хоро­шо подготовленный враг, осуществляя свой план молниеносной войны, рвался к Москве, Ленинграду, Киеву и другим городам. Насмерть стояли наши воины. И среди них сложили головы наши односельчане: Фетисов Николай Никитович – погиб под Москвой, Родников Семен Васильевич – пропал без вести, Демин Степан Григорьевич – погиб под Москвой, Колобов Матвей Сергеевич – погиб под Ленинградом в 1941 году, там же погиб и Абутков Григорий Иванович. Этот список можно продолжить, ведь всего их, не вернувшихся с войны, было 300 человек. Тем, кому повезло остаться в живых, познавши радость победы, возвра­щались домой.

4) Рассказы учеников об односельчанах, вернувшихся с войны живыми.

Филимонова Александра Степановна - уроженка села Лукина Поляна. В декабре 1942 года была мобилизована в армию. Участвовала в борьбе с фашистами на втором Белорусском фронте. Принимала участие в освобождении городов: Могилев, Орша, Витебск и других. Дошла до Берлина и, оставив его позади на 40 километров, дошла до города Витыпток. Все годы войны была в медсанбате медсестрой. Домой вернулась в августе 1945 года.

Колобов Егор Петрович ушел на войну в 1941 году. Служил в бронетанковых войсках в 140 отдельном танковом батальоне. Был старшим сержантом, водителем танка. Освобождал города: Калинин, Старец, Ржев, где был тяжело ранен в правую ногу. В этот же день советские войска освободили Ржев. Вернулся домой в 1942 г. по ранению. До глубокой старости садился ежегодно за штурвал комбайна, являясь примером для старших и младших по работе.

Костромин Алексей Игнатьевич призван в армию в 1942 г. После про­хождения необходимой подготовки направлен на Кавказский фронт, где в ожесточенных боях был ранен. После выздоровления воевал на третьем Украинском фронте. Дошел до Варшавы. С 1945 г. участвовал в ликвидации банд в Карпатах. Вернулся домой в 1948 г. Даже находясь на заслуженном отдыхе, продолжал трудиться на руководящей должности - заведующего МТФ. Имеет боевые награды: медаль «За оборону Кавказа», «За боевые заслуги», орден «Отечественной войны».

Копылов Василий Андреевич – уроженец села Лукина Поляна. В армии с 1920 года. Участник гражданской и Великой Отечественной войн. Ушел в отставку­ в звании генерал-майор.

Шевяков Семен Иванович на фронт ушел в 1941 г. Воевал под Сталинградом, в Донбассе, на Кавказе. После войны участвовал в ликвидации бандитских групп в Западной Украине. Вернулся домой в 1949 г.

Родников Иван Павлович в 1940 году был призван в Советскую Армию в 1943 г. направлен в танковые войска под г. Ржев. Воевал на Дону и под Смоленском, Гомеле, Витебске, Минске.

Фетисов Василий Иванович - уроженец села Лукина Поляна. В 1941 году был призван на фронт. Воевал на Волховском фронте. Был разведчиком.
Освобождал города: Новгород, Псков, Ригу и другие.

Копылов Петр Иванович в 1941 году был призван в ряды Советской Армии. Освобождал Белоруссию, Литву, Польшу и закончил войну под Кенигсбер­гом.

Родин Евгений Александрович ушел на фронт 22 июня 1941 года. Служил в защитной артиллерии, был помощником командира огневого взвода. Вернулся с войну в звании старший сержант.


Кокорев Николай Афанасьевич в 1939 году был призван в Советскую Армию. Прошел путь от рядового солдата до полковника. В 1942 г. окончил Саратовское военное училище. После войны окончил Военную Академию и работал в системе Гражданской обороны.

Родин Григорий Александрович в армию был призван в 1939 г. Служил в Забайкалье на станции Даурия до 1946 г. Был участником войны с японцами. Участвуя в ней, освобождал г. Кайлар.

Поздняков Василий Георгиевич - уроженец села Лукина Поляна. В
1915г. был призван в армию и был участником боёв на фронтах первой мировой войны. После революции активно включился в борьбу за Советскую власть. Окончил Ленинградскую Высшую Академию. В 1940 году присвоено звание генерал-майор. В начале Великой Отечественной войны воевал под непосредственным командованием генерала Армии Ватутина. Затем воевал под началом маршала Жукова. Участвовал во взятии Берлина.

Шишкин Филипп Ильич в армию был призван в октябре 1940 г. Служил в Монголии в танковой бригаде радиотелеграфистом до 1944 г. Затем воевал на третьем Украинском фронте командиром отделения связи. Освобождал Венгрию, Австрию. Вернулся домой в 1946 г.

Поплевин Антон Федорович на фронт ушел 7 ноября 1941 г. Освобождал города: Орел, Киев, Минск, Талин, Петропавловск, Петрозаводск. Воевал на третьем Украинском фронте.

Учитель: Большое признание получили связисты, их подвиги, героизм и мужество в ходе военных операций и боев.

Сальникова Мария Александровна родилась в 1923 году в селе Лукина Поляна в семье крестьянина. В 1936 году, после окончания Прянзерской школы, пошла учиться в среднюю школу города Нижнего Ломова. Когда фашистская Германия напала на нашу Родину, Мария Александровна была призвана в ряды Советской Армии. Все годы Великой Отечественной войны была связисткой. После войны работала учительницей немецкого языка в Прянзерской школе. Умерла в 1971 году.

Ученик: Воины Красной Армии, освобождая родную землю, сталкивались все с новыми и новыми преступлениями гитлеровцев. О том, как они превращали советских людей в своих рабов, рассказывается в письме Кати Сусаниной своему отцу. Письмо было найдено в 1944 году после освобождения белорусского города Лиозно при разборке разрушенной печи в одном из домов. Вот это письмо:

«Март, 12, Лиозно, 1943 год. Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе – покарай немецких кровопийц...

Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы сейчас ты встретил ме­ня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне остригли наголо, руки высохли, стали похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идёт кровь – у меня отбили лёгкие. А помнишь, папа, два года тому назад, когда мне исполнилось 13? Какие хорошие у меня были именины! Ты мне, папа, тогда сказал: «Расти, доченька, большой!» Играл патефон, подруги поздравляли меня с днём рождения и пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, папа, когда взглянула на себя в зеркало – платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама худая, как скелет – солёные слёзы потекли из глаз.

Что толку, что мне исполнилось 15 лет? Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Каждый день их уводят и убивают.

Да, папа, и я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлена прачкой, стираю бельё, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон: «Русс была и будет свинья». Я очень боюсь Клары. Это большая и жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае – в комнату мне входить нельзя. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плёткой по голове, по спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил ихний дворник. Тогда сам ба­рон срывал с меня платье и бил ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал.

Сегодня узнала новость: Юзефа сказала, что господа уезжают в Германию с большой партией невольников и невольниц с Витебщины. Теперь они берут и меня с собой. Нет, я не поеду в эту трижды всеми проклятую Германию! Я решила лучше умереть на родной сторонушке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Только смерть спасёт меня от жестокого битья.

Не хочу больше мучиться рабыней у проклятых, жестоких немцев, не давших мне жить!..

Завещаю, папа, отомсти за маму и за меня. Прощай, добрый папенька, ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит: письмо дойдет».

Учитель: Победа советского народа в Великой Отечественной войне кова­лась усилиями миллионов людей не только на фронте, но и в тылу. Большую помощь оказывали колхозники фронту. Женщины вязали перчатки, носки, собирали денежные средства, сушили картофель и отправляли все на фронт.

Во всех районах были организованы курсы по подготовке женщин и молоде­жи для работы на тракторах и комбайнах. Первыми трактористками были Пчелинцева Мария Михайловна, Поплевина Мария Андреевна, Китаева Александра Ивановна, Копылова Анна Федоровна.

Дума о русских женщинах, обездоленных войной, но не сломленных душой, об их безмерном терпении, доброте и надежде отразилась в стихотворении Дмитрия Кедрина «Солдатка».

Чтец: Была война. Ты, трудно подбоченясь,

Несла ведро. Шла огород копать.

Твой бородатый родник-ополченец

Шагал по взгорьям ледяных Карпат.

Как была тяжело и как несладко!

Все на тебя легло: топор, игла,

Корыто, печь.... Но ты была солдаткой,

Великорусской женщиной была.

Могучей, умной, терпеливой бабой

С несчастными сединами в косе...

Родился мальчик. Он был теплый, слабый

Писклявый, красный, маленький как все.

А жизнь тебе готовила отместку:

Из волостной управы понятой

В осенний день принес в избу повестку.

Дурная весть была в повестке той!

В ней говорилось, что в снегах горбатых,

Зарыт в могилу братскую лежит,

Германцами убитый на Карпатах,

Твой работящий пожилой мужик.

Как убивалась ты! Как голосила!

И все-таки, хоть было тяжело,

Мальчишка рос, он наливался силой,

Тянулся вверх, всем горестям назло.

А время было трудное! Бывало,

Стирала ты при свете ночника

И, что могла, для сына отрывала

От своего убогого пайка.

Он будет жить! В его могучем теле

Безоблачно продлится жизнь твоя.

Ты пал, чтоб матери не сиротели

И в землю не ложились сыновья!

Учитель: Отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. А во многих семьях матери, вдовы и дети невернувшихся солдат продолжают жить надеждой, что им удастся узнать хоть что-нибудь о том, как отдали жизнь за Родину их сыновья, мужья, отцы и деды, где захоронены. Поиском погибших и пропавших без вести занимаются многие энтузиасты. Им удается установить имена погибших, узнать, где и когда перезахоронены останки воинов из одиноч­ных могил в братские. Так и наша односельчанка узнала с их помощью, где захоронен ее отец. Вот что рассказывает Позднякова Тамара Евгеньевна.

Позднякова Тамара Евгеньевна: Мне было 6 лет, когда началась Великая Отечественная война. Мои родители в это время жили в Москве. Сами они уроженцы села Прянзерки, где отец работал секретарём сельского Совета. В 1930 г. они переезжают в Москву. Папа работает главным бухгалтером на заводе «701» и учится заочно в планово-экономическом институте.

В 1934 г. семья пополнилась, родилась я.

1941г...Над страной нависла страшная гроза. Отца призвали на фронт, меня отправили к деду в село Прянзерки, маму эвакуировали в Марийскую республику. Так как она ждала ребёнка, ей разрешили ехать к родственникам. В дороге, в поезде, на разъезде Башмаково родился мой брат. Это было 7 августа 1941 г.

Всю жизнь мы ждали своего кормилица. Брат так хотел увидеть своего папу, но мечта не осуществилась, так и не увидели они друг друга.

В 1945 г. получаем страшную весть, что наш отец пропал без вести. И вот 11 ноября 1995 года в районной газете «Маяк» в рубрике «Вспомним всех по именно» я встречаю фамилию своего отца, где сообщалось: «Поздняков Евгений Осипович, 1908 г. рождения, с.Прянзерки, старшина, 24 декабря 1945 г. погиб в бою, захоронен в селе Городище Барановического района Брестской области (Беларусь).

Вот здесь-то останки моего папы нашли пристанище, а до этого года ничего мы не знали.

Я по этому адресу пишу письмо в школу данного посёлка.

Коллектив учителей и учащихся дают мне ответ, присылают 2 фотографии и приглашение приехать.

Но 1995 год... Беларусь... Возможности поехать мы не имели.

Так и не смогли мы посетить то местечко, где наш папа отдал свою моло­дую жизнь, защищая Отечество, свою семью, своих родителей своих крошечных детей.

Учитель: Да, сколько их не вернулось, наших бойцов-освободителей?! Они остались лежать там, где стояли насмерть. Но они, их боевые заслуги не забыты здесь, где они родились, откуда уходили на фронт. Чтобы увековечить память погибших воинов-земляков в Великой Отечественной войне, на Прянзерской земле, на взгорье, напротив средней школы, и вырос мемориальный комплекс.

Пятого ноября 1983 года состоялось его торжественное открытие.

Двенадцать часов дня. У мемориала собрались сотни людей. Здесь стар и мал. Люди пришли, чтобы поклониться тем, кто не щадя своей жизни сражался за свободу и независимость нашей Родины, кто пал смертью храбрых.

Несмотря на торжественный день у многих на глазах – слезы. Их не сдержать седоволосым женам, матерям. Велика утрата. Потому, видимо, и время не в силах сгладить ее.

Памятник, который открыли 5 ноября 1983 года дорог всем нам ныне жи­вущим. Он всегда будет символизировать победу жизни над смертью, разума над безумием, добра над злом. Каждый год мы приносим сюда цветы, вечное благо­дарение, свою верность идеалам, за которые пали герои. Подвиг их бессмертен. Он служит и будет служить примером для всех, кто любит свою Родину.

Чтец: Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово.

На наших знаменах начертано слово «Победа!»

Во имя Отчизны - Победа!

Во имя живущих - Победа!

Во имя грядущих - Победа!

Учитель: Много песен сложено, книг написано о войне. Но сегодня у меня в руках самая главная книга. В ней имена наших земляков. Они навечно вошли в «Книгу Памяти», это имена солдат, сложивших головы на фронтах, имена партизан и подпольщиков, имена мирных жителей, расстрелянных фашиста­ми. Прочитайте и вы обязательно найдете в ней имена своих дедов и праде­дов, погибших в годы войны.

5. Песня «День Победы».

Учитель: Давно отгремел последний залп Великой Отечест­венной войны. Давно уже осыпались и заросли травой окопы, грустно обступил тальник огневые позиции. Но подвиги отважных неподвластны времени. Бес­смертны подвиги солдат и партизан, окропивших нашу землю кровью. Все меньше остается свидетелей военного лихолетья. Очень мало ветеранов Великой Отечественной войны остались в живых, уходят из жизни наши победители. И сегодня эти старики больше нуждаются в про­стом человеческом общении, в понимании, в добром слове. Вы прекрасно знаете дедушек и бабушек, живущих с вами на одной улице, которые были на войне или жили и работали в те годы. Не постесняйтесь, не поленитесь, по­дойдите к ним и расспросите их о том далеком и трудном времени. Ведь то, что расскажут вам они, живые свидетели истории, вам не поведает никто. Будьте добрее и внимательнее к ним. Они это заслужили. Я зажигаю свечи памяти этим мужественным людям.

Чтец: Прошла война, прошла беда,

Но боль взывает к людям:

- Давайте, люди, никогда,

Об этом не забудем!

(Минута молчания.)

6. Возложение цветов к памятнику Погибшим воинам.






Дата проведения:  9 мая 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.