12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зезюлина Надежда Анатольевна31

Урок Мужества по теме «Моя малая Родина», 3 класс

Зезюлина Надежда Анатольевна

учитель начальных классов

МКОУ СОШ № 17, р.п. Юрты
Иркутская обл.

Цели:

- воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою малую Родину, прививать интерес к историческому, краеведческому и культурному наследию;

-обогащать детско-родительские отношения через формирование представлений о родном посёлке;

- формирование чувства сопричастности к родному краю, семье.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность учащихся в изучении истории родного посёлка;

-обогащать и систематизировать знания детей о посёлке;

- развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям посёлка;

- способствовать проявлению творческой активности и взаимоотношений в работе в группе.



Ход классного часа.

Организационный момент.

Звучит песня « С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

            А может она начинается

            С той песни, что пела нам мать,

            С того, что в любых испытаниях

            У нас никому не отнять?

С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле

Под ветром, склоняясь, растет…

            А может, она начинается

            С веселой запевки скворца

            И с этой дороги проселочной,

            Которой не видно конца…

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли…

            А может, она начинается

            Со стука вагонных колес

            И с клятвы, которую в юности,

            Ты ей в своем сердце принес…


- Кто догадался, чему посвящён наш урок Мужества?

-Сегодня мы будем говорить о Родине

- Что такое Родина для каждого из нас? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте послушаем одно стихотворения:

Ученик 1: .Великую землю, любимую землю.

Где мы родились и живем,

Мы Родиной светлой,

Мы Родиной милой,

Мы Родиной нашей зовем.

Ученик 2: Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем,

И березки у дороги,

По которой мы идем.

Ученик 3: Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб,

Хлеб за праздничным столом.

- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы? (Когда мы говорим о нашем государстве, о нашей большой стране под названием Россия.)

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы? (Когда мы говорим о нашем посёлке, о том месте где мы родились и живём.)

Вывод: Родина – это страна, в которой мы живем; это город или село, в котором мы живем; это дом, в котором живет каждый из нас; это люди (родные и друзья, которые нас окружают.

Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

- О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.

Работа в парах. Составление пословиц о любви к Родине, объяснить пословицу.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

Учитель: Я хотела вас познакомить с одной легендой.

Давным-давно в одной небольшой деревушке жил очень бедный учитель. Дети его любили. Учитель давал им хорошие знания. И не было в то время на свете учителей равных ему таланту. Все его ученики, окончив школу, уезжали из деревни и становились великими людьми. Однажды бог взглянул на землю и удивился: откуда там за 50 лет появилось так много знающих людей? И Бог спросил, кто же научил их всему тому, что они умеют. Великие люди вспомнили о своем старом учителе. Бог в награду за его мудрость, терпение и труд исполнил его заветную мечту – путешествовать по земле. Для чего и подарил волшебный глобус. Дотронувшись до глобуса, можно попасть в любую точку земли.  Сегодня, ребята, я предлагаю вам с помощью волшебного глобуса совершить путешествие по истории Малой Родины.

-  Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми

Но у каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя! А теперь ребята давайте отправимся в путешествие по истории нашей малой Родины.


История посёлка Юрты

Юрты – название местности произошло от юрт, которые стояли в 1870 году на пологом холме.

Слово «юрта» - татаро-монгольское и обозначает владение, область, позже – жилище (хижина, балаган, чум).

По другой версии название посёлка связано непосредственно с началом строительства Великой Сибирской магистрали в 1887 году, когда все близлежащие селения обязаны были предоставить гужевой транспорт и людей на работы по отсыпке земляного железнодорожного полотна. Был разбит временный посёлок, где проживали русские, буряты, тунгусы, а их жилищами были юрты 1.

Станция Юрты возникла в 1903 году, как и все поселения на Восточно-Сибирской магистрали, железная дорога дала региону жизнь. В 1906 – 1907 годах по указу П.А.Столыпина из Белоруссии и других регионов России стали сюда прибывать всё новые поселенцы.Трудоспособное население было занято обслуживанием железной дороги, работали

на сенном складе, принимавшем сено от граждан соседних деревень, а также на предприятии «Заготзерно» и Машинно- тракторной станции. Первыми улицами были до войны: Гаражная, Транспортная, Ленина и Жданова.

На станции Юрты работали два магазинчика, дети ходили в начальную железнодорожную школу 1. Число жителей составляло чуть более 200 человек. К сожалению, нет архивных данных по Юртам до 1943 года. В годы Великой Отечественной войны (1943 г) на станции Юрты проживало 139 семей общей численностью 740 человек.2Административно станция Юрты входила в состав Половино – Черемховского сельского совета. Здесь же располагались: отделение связи, фельдшерский пункт, радиоузел. Здание железнодорожной школы – это перевезённая станция со старой дороги (ныне улица Путевая). Ранее в ней размещалась жандармская, а позднее контора леспромхоза. С 1933 года здесь обучались дети с 1 по 4 класс.

Ребятишки постарше ходили в семилетнюю школу через лес в село Половино – Черемхово. Рядом со школой в том же году был построен клуб железнодорожников, в котором не только показывали фильмы, но и проводили танцевальные вечера под гармошку, собрания молодёжи и комсомольцев, рабочих станции. В настоящее время здания начальной школы и клуба не сохранились, только фото. Первые строители приехали с Алтайского края, из города Барнаула (80 человек). Одни разместились в начальной школе, другие у местных жителей, а остальные в брезентовых палатках. Это событие произошло 8 мая 1949 года. Строители были все молодёжь, комсомольцы. Первым объектом, возведённым летом 1949 года, был так называемый «соломенный барак» где были размещены лесозаготовители будущего леспромхоза.

В том же, 1949 году, была смонтирована первая шпалорезная установка, годом позже – первая одноэтажная лесопильная рама, которые с трудом обеспечивали потребности строителей. С 1950 года было организовано Юртинское СМУ.1 Строительство в Юртах развернулось по Генеральному плану. Строили на протяжении первых пяти лет в основном жильё барачного типа. А потом все временные постройки: бараки, столовая, баня, школа, сад - ясли и другие объекты –

отживали своё. На смену им возводили добротные здания – больничный комплекс (1956 г.), средняя школа № 24 (1956 г.), школа № 17 (1964 г.), детские сады (№ 12, № 2), кинотеатр «Сибирь» (1964 г.). Всё делалось для человека, чтобы людям хорошо жилось и отдыхалось.

Официальной датой возникновения Юртинского леспромхоза считается 1950 год, когда была отгружена первая продукция на стройки народного хозяйства. Становление и расширение лесозаготовительных предприятий в 50-е годы проводилось Министерством строительства предприятий тяжёлой и металлургической промышленности, решением которого в Юртах в 1952 году создаётся трест «Юртстройлес». С этого года резко увеличиваются капитальные вложения как в строительство, так и в развитие лесозаготовок. Ускоренными темпами стоятся два леспромхоза, строится автомобильная лесовозная дорогакруглогодичного действия . Вводятся в действие и объекты социально – бытового назначения. Кроме указанных выше, можно ещё добавить клуб ЛПХ (1952 г.), семилетняя школа (1951 г.), баня (теперь здание магазина «777»), магазины (№ 13 и18). Шло время, наша страна успешно залечивала раны войны. В 1954 году принимается проект создания в Юртах современного деревообрабатывающего комбината. Перестройка народного хозяйства 1957 года отразилась и на нашем предприятии: был ликвидирован трест «Юртстройлес», на базе двух лесовозных дорог (УЖД и лесовозной) был оставлен Юртинский леспромхоз. В его состав вошли Пишетский и Красноборский ЛПХ (эпоха

«оттепели» .

Историческая справка. Во второй половине 50-х годов правительством страны проведён ряд важных мер, направленных на повышение материального и духовного уровня жизни народа.

Рабочий день был сокращён до 7 часов, во вредных производствах – до 6. На два часа сократилась продолжительность рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни. Для подростков 15-16 лет устанавливался 5-6 часовой рабочий день. Благодаря повышению заработной платы низкооплачиваемым работникам, отмене или снижению с них подоходного налога, реальные

доходы рабочих и служащих к концу 50-х годов превысили довоенный уровень почти в 2 раза, а

колхозников – более чем в 2 раза. Улучшилось пенсионное обеспечение. Размер пенсий, выплачиваемых государством, был увеличен в два с лишним раза 3. В 1975 году на базе Юртинского лесопильно – деревообрабатывающего комбината было создано производственное лесозаготовительное объединение «Юртинсклес» путём присоединения Юртинского леспромхоза в качестве филиала.

В годы 10 и 11 пятилеток неузнаваемо изменился в лучшую сторону облик рабочего посёлка Юрты, получившего этот статус в 1957 году. Увеличилось качественно и количественно жилищное строительство, много сил и старания вложено ипродолжает вкладываться в благоустройство населённого пункта Юрты и производственных объектов .

В те годы предприятием руководил Сидоров В.Г., а начальниками цехов являлись: А.А.Боровик, А.Н.Москвитин, А.И. Скибан, В.П.Кривогуз. И начальники, и рабочие

были полны энтузиазма. Работа кипела, план выполнялся. Качество продукции, дисциплина труда – высокие. Руководители думали не только о работе, но и о досуге рабочих: был построен Дом отдыха на Бирюсе (1970г), Красный уголок на220 мест (клуб ЛДК). Люди прекрасно проводили свободное время на вечерах, концертах художественной самодеятельности, выезжали на базу отдыха. Ежегодно проводились туристические слёты, спортивные состязания между цехами. В первомайские и ноябрьские праздники проводились слёты передовиков производства, где им вручались правительственные награды, денежные премии.

Минула эпоха социализма, но это время, как ни странно, сохранилось в памяти людей как светлые моменты их жизни. В 90-е годы объёмы производства стали сокращаться, цеха закрывались один за другим. Был огромный коллектив численностью более 3 000 человек – и нет его. На заводе тишина, работает только Нижний склад, обслуживающий отгрузку вагонов

круглого леса. Кто же возглавлял строительство объектов производственного и культурного назначения?Из семейных архивов, предоставленных вдовой П.В.Сахарова, стало известно, что строительством в посёлке занимался её супруг Пётр Васильевич Сахаров. Он в 1950 году был назначен мастером общестроительных работ столярного цеха. Всего лишь за один год были построены начальная школа, столовая, хлебопекарня, детсад, детские ясли. В 1955 году в Юрты для дальнейшего строительства был переведён лагерь заключённых в количестве 1 000 человек. Начальником лагеря был назначен Иосиф Маркович Маляревич. Пётр Васильевич был назначен прорабом среди заключённых. Работая с ними, он подвергался риску, но благодаря своей любви к людям и профессионализму, Пётр Васильевич пользовался большим авторитетом и был не просто человеком, а Человеком с большой буквы. Он целиком и полностью отдавался работе. Помочь людям, обеспечить их жильём в послевоенные годы было для него главной задачей.

Старожилы посёлка с благодарностью вспоминают этого удивительного человека. Чтобы заготавливать и вывозить лес, нужна была узкоколейная железная дорога (УЖД). С 1951 по 1953 годы одновременно со строительством УЖД строили посёлок Поперечка. Очень трудно было пробивать трассу: тайга, болота, гнус. От Юрт до посёлка Землянск было построено 56 мостов и лотков. Самоотверженно работали бульдозеристы Пётр Парамонович Плотников, Иван Борисович Гришин. К сожалению, они ушли из жизни. По сей день здравствуют бывшие строители посёлка Валентина Сергеевна Гребёнкина и Валентина Васильевна Сатышева. С 1953 по 1967 годы сданы в эксплуатацию больничный городок из шести корпусов, здания школ № 24 и № 17, типовая баня, хлебопекарня, 56 восьмиквартирных домов, детский сад, комбинат «Алмаз», многие цеха Юртинского ЛДК, магазины, склады, жилые одноквартирные и двухквартирные дома и другие объекты. Строилось всё с подъёмом и всё для людей, одновременно занимались благоустройством, отсыпали дороги гравием, так как посёлок стоял на

болоте .Историческая справка. Была отменена плата за обучение в средних и высших учебных заведениях. В 50-х гг. в основном был завершён переход к всеобщему обязательному

семилетнему обучению. Количество средних школ в стране увеличилось вдвое, число учащихся

старших классов выросло более чем в три раза.

Для жителей Юрт в 1966 году был построен стадион. В 1968 году был открыт магазин № 18. 8 мая 1968 года возле кинотеатра «Сибирь» установлен памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. С 1968 года начала

работать детская оздоровительная площадка.

Согласно приказу министра лесной и деревообрабатывающей промышленности с 1968 по 1970 гг. в посёлке было проведено благоустройство: сделано бетонное покрытие по улице Советской, расширено здание поселковой библиотеки. Построен хозяйственный магазин, рентген кабинет, дом быта (1969 г.). В 1970 г.были построены магазины № 16 и № 6, магазин «Юбилейный», кафе – столовая«Юность», магазин № 24. Детский комбинат № 2 был пущен в эксплуатацию в

1975 году. В данный момент в посёлке проживает около 6000 человек. Молодые специалисты возвращается в родной посёлок после учёбы в вузах продолжать дело своих родителей.

- Какой вы хотите видеть свою малую Родину? Что для этого надо сделать?


Вывод: Каждому человеку нужно любить и беречь свою малую Родину, место где ты родился и вырос. Тогда она будет красивой, великолепной и удивительной.

Говорят» Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился где рос. Пусть в сердце каждого из вас живёт любовь к родной земле, родному краю, к родному посёлку. К своей малой Родине.


Работа в группах.

Класс делится на три группы. Работа над проектом « Моя малая Родина».

Задание : подготовить фоторассказ о своей малой Родине, представить перед классом.


Рефлексия.

- Какая была тема нашего урока? Какую цель мы ставили перед собой?

-Скажите, о чём мы сегодня говорили? Что нужно делать каждому, чтобы своя Родина процветала?


Подведение итогов.

Наше занятие хочу закончить словами:


Для России наш посёлок – частица,

А для нас он – родительский дом.


И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живём.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.