12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Первухина Лариса Владимировна42
Россия, Алтайский край, Бийск

Урок музыки в 4 классе в коррекционной школе 8 вида

Тема урока: «Русские народные инструменты».

Цель:

1. Знакомство с инструментами, входящими в состав оркестра русских народных инструментов.

2. Обучение игре на простейших музыкальных инструментах.

Задачи :

Воспитательные:

1. формирование чувства гордости и любви к русской национальной культуре;

2. привить детям желание самим прикоснуться к истокам русского народного творчества и увидеть результат своего труда;

3.воспитание чувства коллективизма, ответственности, взаимопомощи и взаимопонимания;

4. воспитания чувства любви к прекрасному;

5. воспитание бережного отношения к музыкальным инструментам;

6. привить интерес к истории своей Родины.

Образовательные:

1.знакомство с русской национальной культурой и ее историей;

2. научить различать голоса народных инструментов в составе оркестра русских народных инструментов;

3. обучение игре на простейших русских народных музыкальных инструментах (бубен, ложки, металлофон, маракасы, треугольник, трещотки, свирель)

Развивающие:

1. развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через музыкальные произведения русского народного творчества, произведения русских композиторов.

Коррекционые :

1. Работа над совершенствованием слухового аппарата.

Оборудование: 

Презентация, музыкальный центр, аудиозаписи, инструменты (бубны, ложки, металлофоны, маракасы, треугольник, трещотки, свирели).

Ход урока.

1. Организационный момент.

1. Вход в класс под русскую народную песню «Во поле береза стаяла».

2. Музыкальное приветствие на мотив р.н.п. «Во поле береза стояла».

Учитель: Музыка опять зазвучала, Возвестив урока начало.

Рада видеть вас, ребята: И мальчишки и девчата!

Дети: Здрвствуйте учитель, Добрый день гости наши.

- Ребята, а под какую музыку вы вошли в класс, она вам знакома?

- Какой у нее характер?

- о ком в ней поется?

А вы знаете кто написал эту музыку?

 

2. Настрой на урок.

Сейчас мы с вами встанем поудобнее, закроем глаза, поднимем руки ладонями вверх и слушая музыку настроимся на урок.

 

 Музыка утра (слушают)

Льется музыка рекою

Закружила все вокруг

И кораблики мелодий

Выплывают из под рук

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет

В царстве музыки волшебной

Поплывем за ними в след!

Учитель:

Что мы с вами должны сделать в начале урока музыки?

Распеться.
 

3. Дыхательная гимнастика.

Правильно. Чтобы научиться правильно, петь, надо научиться правильно, дышать и распеваться. Сегодня мы с вами разучим новые упражнения на дыхание.

«Паровозик». Выпрямить спину, расправить плечи, глубокий ровный вдох носом, кратковременная задержка дыхания, ровный медленный выдох (через рот на звук –У-). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

«Мышка» Глубокий медленный вдох носом, задержка дыхания, выдох производится понемногу резкими рывками на звук –пи-пи-пи- активно работая диафрагмой. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

«А» Вдох резкими рывками носом, задержка дыхания, медленный ровный выдох через рот на звук –а-. Повторить упражнение 2 – 3 раза.

4. «Шарик» Надуваемся как шар: глубокий вдох, одновременно разводим руки как бы показывая увеличивающийся шар, задержка дыхания и очень медленный выдох опуская руки (шарик медленно сдувается). Повторить упражнение 2 – 3 раза.

 

4. Артикуляционная гимнастика

1. «Футбол» с закрытым ртом, языком натягивать по очереди щеки.

2. «Вальс» с закрытым ртом, делать круговые движения языком.

3. «Туча» и «Солнышко»вытягиваем губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке.

4. «Лошадка», «Цокать » при этом губы вперед “в трубочку”, затем, растягиваем в широкой улыбке по руке дирижера.

Учитель: Как приятно было смотреть на девочек и мальчиков с хорошей осанкой.

Правило № 2. Правильная осанка необходима всегда, а во время пения особенно.

Чтобы голос звучал свободно, легко, нужно, чтобы ему ничего не мешало: плечи должны быть опущены, спина прямой, не нужно вытягивать шею и высоко поднимать подбородок, а то сразу же станешь похожим на петуха, который всех хочет перекричать.

 

5. Распевка.

Си-си-си, в водоёме караси. Вверх.

Ся-ся-ся, вот поймать бы карася!

Се-се-се, карасей мы ловим все.

Ся-ся-ся, не поймали карася!

 

Учитель: Человеческий голос очень хрупок. Ваш детский организм постоянно растёт. Чтобы голос был хорошим нужно беречь горло.

Правило № 3. Очень важно чтобы вы в жизни говорили спокойно, без крика и пели естественным голосом.

Учитель:

-А народ какую музыку сочиняет?

Давайте вспомним, какие народные песни мы с вами знаем? (ответы

учащихся)

-А скажите мне если песня поется без музыки как она называется?

Правильно акапельная.

 

6. Песня «Камара муха любила»

Учитель:

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два.

Развернули руки шире, повернулись – три, четыре,

Крепко их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Изучение нового материала.

Учитель:

О чём нам могут рассказать народные песни?

Об историческом прошлом наших предков, традициях, обрядах. «Видите, как много песен сложено в России. Ни в одной другой стране нет таких песен и мы все должны гордиться своей народной музыкой, ее песнями, ее певцами.

- Музыка – волшебная страна

 Пусть тебе откроется она!

 Обо всём, что слышишь ты вокруг.

 Музыка тебе расскажет, друг.

Отгадайте, пожалуйста, загадку, которую я сейчас прочитаю:

Балалайки, гусли, домры

И баяны, и гармошки.

Есть трещотки, дудки, бубны

Даже расписные ложки.

Все играют звонко дружно

Слушать их не надоест.

Отгадать, ребята, нужно

Что это? (Это оркестр.)

- Правильно, Когда играет много инструментов – это оркестр. Значит, оркестр – это коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах.

Ребята, оркестры по своему составу, как вы знаете, бывают разные. О каком оркестре идет речь в моей загадке?

- Об оркестре русских народных инструментов. (Дети называют русские народные инструменты.)

Значит тема нашего урока?

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Тема нашего урока Русские народные инструменты.

Сегодня вы узнаете много нового об оркестре и русских народных инструментах, входящих в его состав. А при помощи инструментов, которые есть в классе, мы организуем свой оркестр.

Клип «Сказки»

- Ребята, а любите ли вы сказки?

А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках?

- Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть свои любимые сказочные герои, это - добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная - превратиться в лягушку. Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные сказки.

Слайд 1

- А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока: «Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке вы не только услышите сказку, но и познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также узнаете, как играют на них.

Основной этап урока. Объяснение нового материала.

Слайд 2

- Давно это было. Жили, поживали себе в небольшой деревушке, в деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд 3

- Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.

Рубель - помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до времени.

Слайд 4

- Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов.

Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

Слайд 5

- В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли (фонограмма) и балалайка (фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

- Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

- Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» - спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд 6

«Весело живётся» - ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» - отозвались трещотка и рубель.

Слайд 7

- Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость приносим».

«Ой!» - воскликнул рожок - «Как бы и нам хотелось тоже всем людям радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» - предложили гусли и балалайка.

Слайд 8

- Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

- С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов.

Слайд 9

- Давно уже нет на свете ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы послушать голоса русских народных инструментов в оркестре?---…

Слайд 10

Фонограмма «Светит месяц»

- А сказка наша продолжается. Не сразу научились музыкальным премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если музыкант будет играть свою мелодию точно, ритмично, то он не будет мешать остальным музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и созвучие.

Слайд 11

Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре; знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах; имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Слайд 12

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

- Что делает дирижер? --- …

Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

- Вы сегодня познакомились с русскими народными музыкальными инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.

А теперь я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.

Слайд 13

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке - есть насечки.

Проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

 

Игра на ударно – шумовых инструментах.

- А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов. Возьмем в руки инструменты (ложки, свистульки, трещотки и т.п.) и разыграем песню.

Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

Итог.

- Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила понимать их особое звучание. С помощью сказки вы научились слушать и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо» за то, что она нас многому научила.

Слайд 14

- Наш урок окончен. До новых встреч.

Опубликовано


Комментарии (0)

Львова Светлана Алексеевна
Комментарий был удалён пользователем 29 апр 2016 в 20:23
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.