12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лавришко Людмила Васильевна59
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «Начальные классы»

Частное общеобразовательное учреждение «Школа – интернат №13» среднего общего образования ОАО «РЖД»


Урок окружающего мира по теме «Права человека в обществе»

4 класс

Программа «Школа - 2100»

 

Учитель: Лавришко Людмила Васильевна,

I квалификационная категория

г. Екатеринбург, 2016

 

Цель урока: Познакомить учащихся с правами и обязанностями гражданина в обществе.

Задачи:

Образовательные: обобщить знания учеников о личных правах человека, о правах ребёнка.

Развивающие: совершенствовать умения учащихся работать в группах, слушать других и вести диалог с одноклассниками, правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения; развивать умение анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; развивать речь, внимание, мышление учащихся.

Воспитательные: воспитывать активную гражданскую позицию и ответственность, повышать правовую культуру; воспитывать нравственные качества учащихся на примере художественной литературы, жизненных ситуациях; корректировать нормы поведения детей в обществе.

Методы: словесные, наглядные, частично-поисковый, проблемные, практические.
Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Оборудование: Конституция РФ; раздаточный материал с заданиями, карточки с надписью прав; иллюстрации к сказкам, с изображением сказочных персонажей или книги с картинками; памятки; карточки с названием понятий, учебник, рабочая тетрадь, выставка литературы по теме, компьютерная презентация.

Список литературы:

  1. Учебник окружающего мира 4 класс “Человек и человечество”/Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Кузнецова С.С., Сизова Е.В., Тырин С.В. – Баласс – 2011.
  2. Методические рекомендации для учителя к учебнику.
  3. Интернет источники (Пономарева Е.А. Открытый урок в 4 классе «Права человека в обществе»; Брусницына Т.Н. Конспект урока по окружающему миру 4 класс)

План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Постановка проблемы.
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1.Права человека.
2.Особые права ребёнка.
V. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
VI. Рефлексия.
VII. Домашнее задание.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Прозвенел звонок для нас,

Начинаем урок сейчас.

II. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете высказывание «Люди научились летать, как птицы, плавать как рыбы, осталось только научиться быть человеком»? (Слайд 1)

( Человек должен научиться жить осмысленно, мыслить самостоятельно, самому принимать решения, уметь правильно выражать свои эмоции, находить выходы из конфликтов, предотвращать конфликты, пользоваться золотым правилом: «Поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой!», жить по законам совести и морали.)

- Ребята, но случается так, что совесть молчит, и правила морали не соблюдаются, как быть тогда? (тогда действует право – часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой)

- В каком государственном документе эти права записаны? ( В Конституции России) Слайд 2-3

- Какие международные документы вы знаете? (конвенция о правах ребёнка, международный билль о правах человека)

Тема: «Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о правах человека».

Слайд 4-5

III. Постановка проблемы.
- Давайте заглянем к нашим героям Анюте и Илюше. Подумайте, какое противоречие есть в разговоре героев? Разыгрывается сценка

Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим!

Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! Хочу – играю, хочу – нет.

Да, Илюша прав, вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

Разве я не могу поиграть с Илюшей?

Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

А у меня что же, нет никаких прав?

- Какое противоречие вы заметили? ( И мальчик, и девочка защищают свои права)

- Какой возникает вопрос? (Как рассудить кто из них прав?)

- Что для этого надо знать? (Какие права есть у каждого человека) Слайд №6

IV. Поиск решения проблемы.

- Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с учебником. (Слайд 7)Ваша задача узнать как можно больше о правах человека в обществе и рассказать своим одноклассникам. А потом мы вернёмся к нашим героям и попробуем решить кто из детей прав. Капитаны распределите задания.

(Работа идёт в 4 группах. У группы на столе лежит задание для каждого члена группы. Капитан распределяет задание, учитывая возможности и пожелания детей. Уместен вопрос: «Ты не против»? После распределения заданий идёт самостоятельная работа с учебником. Каждый ученик изучает свой вопрос. (5 мин.))

Задания.

Рассказать о понятии личные права человека. Привести примеры. (Стр. 40)

Рассказать о главном праве человека – на жизнь. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры. ( Стр.41)

Рассказать о праве на свободу и личную неприкосновенность. Его соблюдение и нарушение. Привести примеры

Рассказать о праве на защиту чести и достоинства, на достойную жизнь, право на образование, право на медицинское обслуживание. Привести примеры. (Стр.41, 42)

Право на отдых и труд. О его соблюдении и нарушении. Привести примеры. ( Стр. 42)

Права детей. Об их соблюдении и нарушении. Привести примеры.( Стр. 42, 43)

Какие обязанности есть у тебя перед обществом? Какие обязанности есть у тебя перед семьёй?

- Теперь ребята, которые работали с одинаковыми вопросами, сформируйте группы, в указанных местах класса. Обсудите, свой материал.

Задайте друг другу вопросы, если что-то не понятно. Так как вы вернётесь в свою группу уже в роли учителя. Обсуждение в новых группах 3 мин.

(Учитель подходит к каждой группе, помогает ответить на возникшие вопросы, задаёт вопросы по содержанию материала, чтоб определить, как идёт усвоение.)

- Ребята, вернитесь в свои группы. Теперь каждый из вас выступает в роли учителя, постарайтесь ребятам из вашей группы объяснить ваш материал. Капитаны руководите работой группы. (Капитаны организуют обсуждение материала в группах по плану, который находится у детей на столах)

V. Выражение решения проблемы. Применение полученных знаний. (Слады №8- 18)

- А сейчас давайте проверим, как вы поняли материал, который изучали и уточним, если что-то не понятно. А помогут нам сказочные герои.

Назовите сказки, фрагменты которых перед вами. ( «Буратино», «Белоснежка и семь гномов», «По щучьему велению», «Доктор Айболит», басня «Квартет», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят»)

- В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? Аргументируйте свой выбор.

- Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? Аргументируйте свой выбор.

- В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? Аргументируйте свой выбор.

- В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищён законом? Аргументируйте выбор.

- Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание? (Несмотря на то, что у всех людей равные права, но люди их иногда нарушают)

- Давайте вернёмся к нашим героям? Так какие права были нарушены и кем?

( Анюта нарушила право на свободу и личную неприкосновенность, а мальчик защищал свои права.)

- Как называется ситуация, которая сложилась между детьми? (Это – конфликтная ситуация)

- Давайте попробуем помочь ребятам выйти из этого конфликта.

(Задание группам, выбрать те, слова, которые помогут уладить данную ситуацию и предложить своё решение данного конфликта. (Слайд №19)

Не хочу играть, я хочу…

Я с удовольствием поиграю с тобой, но…

Извини, но я … )

- Какую фразу вы не использовали? (Первую, так как она не помогает решить конфликтную ситуацию)

- Почему использовали две другие фразы? (Они предотвращают конфликт,

помогают не обидеть человека, которому отказывают)

- Вывод учителя: на примере Анюты и Илюши, мы увидели, как важно уметь отказать вежливо, стараясь не обидеть другого человека.

К сожалению, в нашей жизни часто встречаются нарушения наших прав, и поэтому за их соблюдение надо бороться и уметь защитить их.

Дома, каждая группа подготовила выступление в защиту прав человека. Форму и содержание своего выступления вы должны были определить сами. (Каждая группа использует в своём выступлении плакаты, которые дети сделали заранее)

Выступления групп:

1 группа

Мы выступаем за соблюдение права ребёнка на любовь, заботу. Мы выступаем против тех родителей, которые не заботятся о своих детях, жестоко наказывают и унижают своих детей.

Исполняют 2 куплета из песни «Мамонтёнок». Пусть у каждого ребёнка будет своя любящая семья.

2 группа

Мы выступаем за право на достойную жизнь. Мы сделали коллаж, где отразили право человека на бесплатное образование, право на медицинское обслуживание.

3 группа

Мы выступаем за право человека на труд и отдых. Мы выступаем против безработицы, пусть каждый за свой труд получает достойную зарплату.

Каждый человек имеет право на отдых, и мы дети тоже.

Исполняют фрагмент песни «Над нами солнце светит»

4 группа

А мы выступаем за право на защиту чести и достоинства.

Помните золотое правило общения: «Поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой».

На доброе слово

Не надо скупиться,

Сказать это слово –

Что дать напиться.

Со словом обидным

нельзя торопиться,

Чтоб завтра

Себя самого не стыдиться.

Мы подготовили несколько советов для тех, кто стал жертвой словесных нападок:

1. Будь уверен в себе.

2. Убедительным голосом попроси прекратить.

3. Не показывай обидчику, что тебе обидно.

4. Задай вопрос обидчику «Почему ты так сказал?»

5. Подключи юмор. Ответь, например одной из таких фраз: «Спасибо, что просветил» «И что дальше?»

6. Помни, нельзя терпеть, когда тебя дразнят. Если вышеуказанные советы не помогают, обратись за помощью к взрослым.

Ребята, эти советы есть в памятке, которую мы подготовили для вас. (Раздают памятки другим детям)

Учитель:

Ребята, вы, сейчас используя художественные средства – музыку, стихи, живопись, выступили в защиту прав человека. Вспомним Конституцию России, что ещё есть у граждан нашего государства, кроме прав? (Обязанности)

Как вы считаете, какая обязанность есть у всех людей нашего общества, неразрывно связанная с правами? (Обязанность соблюдать права другого человека)

Помните, отстаивая свои права, не забывайте, что у других они точно такие же!

VI. Рефлексия деятельности.

- Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Какие права есть у каждого человека?) Слайд 20

- Давайте, перечислим права человека в обществе? Кто защищает наши права?

- С какого момента человек получает личные права? ( С момента рождения)

- Как называются документы, где записаны права ребёнка?
-Какое же основное право есть у каждого человека, у каждого ребенка? 
(Каждый ребенок имеет право на счастливую жизнь!)

- Что нового узнали на уроке? Что показалось трудным?

- В зачётных листах оцените свою работу на уроке и получите оценку группы, после урока я выставлю свою оценку и выведу итоговую. Критерии по которым вы будите оценивать себя и друг друга на доске.

ФИО ученика

Самооценка

Оценка

товарищей

Оценка

учителя

Итоговая

оценка

           
           
           
           
           
           
           

- Как работал класс в целом?

VII. Домашнее задание.

Прочитать текст учебника стр.40,41 и подготовить ответ на вопросы №4,№5.

- Какие обязанности есть у тебя перед твоими близкими?

- Спасибо за урок! (Слайд 22)

Опубликовано в группе «Начальные классы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.