12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оля22
Молодой начинающий специалист в области преподавания в начальных классах.
Россия

Куликовская битваPPTX / 10.88 Мб

Целеполагание урока окружающего мира

Тема: «Куликовская битва»

Учебник: «Окружающий мир» Плешаков А.А., Крючкова 4 класс. Учебник в 2-х частях. — М.: Просвещение, 2013.

Класс: 4

ФИО учителя/ОУ: Гусева Ольга Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ» №12 г.Магнитогорск

Тип урока: открытие нового знания

Цель: Ознакомление обучающихся с подвигами защитников Руси, ходом и значением Куликовской битвы.

Задачи: 1. Узнать о Куликовской битве, деятельности Великого князя Дмитрия Донского.

2. Развивать речь учащихся и кругозор, внимание, умение анализировать и делать выводы;

3. Воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому своей страны, гордость, патриотизм.

Планируемые результаты:

Личностные: умеет проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия

Метапредметные результаты:

Регулятивные: понимает учебную задачу и стремится ее выполнить.

Познавательные: умеет осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;

Коммуникативные: умеет осознано и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме

Предметные: имеет представление о Куликовской битве

Умеет работать с исторической картой.

Методы работы: наглядный, эвристический, практический.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения Дмитрия Донского и Мамая, видеоролик.





Организационная структура урока.

Этапы урока/время

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Организационный момент (2 мин)

-Прозвенел звонок, давайте встанем, поздороваемся.

-Здравствуйте, Сегодня у нас урок по окружающему миру.

Присаживайтесь, давайте проверим ваше рабочее место, на парте у вас должно лежать: пенал, дневник, учебник и рабочая тетрадь по окружающему миру. Портфели и закрытыми и повешены на крючок. Сегодня на уроке я буду спрашивать только по поднятой руке, поэтому не выкрикиваем, а поднимаем руку, чтобы ответить.

Встают, здороваются, проверяют готовность к уроку. Садятся, приводят в порядок рюкзаки.

-

Актуализация знаний

(5 мин)




Перед началом изучения новой темы, мы с вами должны вспомнить, кто такой Иван Калита? Чем известен в истории и за что его прозвали Калитой?


t1691483501aa.jpg

Верно, посмотрите на экране изображения калиты. А что еще изображено? Верно, шапка мономаха, которая позднее превратилась в символ власти на Руси.

Теперь выполним задание на карточке (раздаю карточки)

t1691483501ab.png

Вам необходимо прочитать 5 утверждений. Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +,если не согласны, то ставьте знак -. Если не знаете ответ, ставьте ?

На выполнение задания я даю вам 3 минуты.

Более безопасными для жизни людей стали северо-восточные земли Руси (+)

Объяснение: Почему именно эти земли были более безопасными для жизни? Потому что они были наиболее удалены от Золотой Орды и располагались близ сильнейших городов Руси, таких, как Москва, Владимир, Суздаль, Ростов.


Александр Невский был внуком Ивана Калиты (-)

Объяснение: Почему это утверждение неверное? Верно, Иван Калита был внуком Александра Невского

Иван Калита был Московским князем и правил с 1325 по 1340 год (+)

Москва при Иване Калите была бедной и нищей, царил беспредел и беспорядок (-)

Объяснение: Неверно, потому что Москва при Иване Калите богатела, росла и развивалась. В Москву переселялись разные купцы, ремесленники, привлеченные жить под надежной защитой.

Иван Калита сумел найти подход и вошёл в доверие к хану Золотой Орды (+)

Объяснение: Верно, ему даже разрешили самому собирать дань для Орды.

Итак, заканчиваем, обменяйтесь карточками, начинаем проверять. На экране показаны правильные ответы, давайте так же объясним, почему именно это утверждение является верным или неверным.

Посчитайте количество ошибок в работе вашего соседа. Если в работе нет ошибок, то поставьте оценку 5, если в работе 1 ошибка – поставьте 4, если 2 ошибки – оценка 3, больше ошибок – оценка 2.

Закончили, передаем карточки с последней парты на первую.

Слушают

Отвечают:

Иван Данилович Калита – это великий Московский князь, правил с 1325 по 1340 год. Известен тем, что начал объединять земли вокруг Москвы. Прозвали Калитой, за то, что он все время ходил с кошельком, который назывался в те времена калита. И из этого кошелька подавал деньги нищим.






Шапка Мономаха


Слушают














Выполняют задание на карточке


1 +


Потому что они были наиболее удалены от Золотой Орды и располагались близ сильнейших городов Руси, таких, как Москва, Владимир, Суздаль, Ростов.


2 –


Потому что наоборот Иван Калита был внуком Александра Невского

3 +


4 –










5 +





Проверяют работы друг у друга

Коммуникативные

Познавательные

Определение темы и цели урока

Планирование

(1 минута)


Молодцы, чтобы определить, о чём мы поговорим сегодня, вам необходимо посмотреть на ряд исторических событий и определить, какие вы уже знаете и изучали, а какое нет:

Расселение древних славян, Крещение Руси, Нашествие Батыя, Куликовская битва.

Какое историческое событие вам еще неизвестно?

Верно, так и будет звучать тема нашего урока:

«Куликовская битва»

Тему урока мы знаем, как вы думаете, какую цель можно поставить для этого урока?

Верно, цель урока: Познакомиться с Куликовской битвой

Слушают, определяют событие, о котором не знают






Куликовская битва







Цель:

Познакомиться с Куликовской битвой

коммуникативные

Регулятивные

коммуникативные


Чтобы достичь цели, нам нужен план. (имя), прочитай план:

Ответить на вопросы:

Дата (когда произошло событие)

Участники (кто участвовал в битве)

Причины (почему произошла эта битва)

Ход события (где и как происходила битва)

Итоги битвы (кто победил, последствия битвы и значение)

Познакомиться с Великим князем Дмитрием Ивановичем Донским

Закрепить полученные знания, выполнив работу в тетради

Давайте приступим к выполнению плана


Слушают

Читают

Регулятивные

познавательные

Практическая деятельность

(17-20 мин)


Сейчас, я раздам вам памятку, с помощью которой мы сможем выполнить первый пункт плана. Обратите внимание, вам необходимо будет заполнять её на протяжении всего урока:

t1691483501ac.png

Итак, мы с вами знаем, что на Руси происходят значительные изменения – если раньше русские князья стремились править самостоятельно в своих княжествах, то в этот момент все стремились объединиться и объединить земли.

Какое княжество стоит во главе этого процесса?

На тот момент, во многом возвышение Москвы зависело от великого князя – Дмитрий Иванович Донской. Посмотрите, он изображен на экране:

t1691483501ad.pngДмитрий Донской – великий московский князь, правивший с 1368 по 1389 гг. Он расширил влияние Москвы и освободил её от выплаты дани.

Дмитрий Иванович Донской родился в октябре 1350 года. Он являлся внуком Ивана Калиты и сыном князя Ивана 2. Спустя 9 лет мальчик стал сиротой. Престол оставался пустым, поэтому юному Дмитрию пришлось взять бразды правления в свои руки. Единственным его помощником стал митрополит Алексей.

-Как я уже и сказала выше, князь Дмитрий Донской бросил Золотой Орде вызов и перестал платить дань. Давайте откроем учебник на странице 70 и прочитаем второй абзац.

t1691483501ae.png

Подумайте, что уже является причиной начала сражения?




Можем ли мы уже заполнить часть нашей памятки?

Верно, заполняем в причину битвы и участников (на экране помощь)

(ЧИТАЮ) -Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас же по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины, шли те, кто даже никогда не держал оружие. А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. Существует такое предание, что когда Дмитрий отправился в монастырь, Сергий Радонежский благословил его и отправил ему в помощью двух богатырей – Пересвета и Ослабю. Посмотрите, как они выглядели:

t1691483501af.jpg

-Затем, уже в начале сентября русское войско вышло к Дону. Посмотрите, на 71 странице учебника художник Данилевский изобразил поход войска к полю Куликову. 8 сентября 1380 года разгорелась битва. Заполните это в своих памятках.

Давайте посмотрим видеоролик, как и с чего начиналась битва, постарайтесь запомнить важные моменты, потому что потом, я задам вопросы:

(включаю видеоролик

ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Итак, с чего началась битва?


Да, они сцепились в ожесточенном поединке. А как вы думаете, зачем они устроили этот поединок?

Верно, чтобы определить победителя и определить, чье войско будет наступать первым.

Но оба воина погибли одновременно, пронзенные копьями.

Ребята, обратите внимание, какое снаряжение было у русских войск и у ордынских (В ПРЕЗЕНТАЦИИ):

t1691483501ag.jpg

Чье войско решило напасть первым? По какой части войска они ударили?



Что стало с частью войска Дмитрия Донского через несколько часов боя?

Что случилось потом? (имя), выйди к доске и покажи на карте.




Как отреагировало войско Мамая на такой ход войска Дмитрия Донского?




Кто победил в этой битве?

А как это повлияло на русское войско? Какова была цена этой победы?


Давайте обратимся к памятке и заполним её до конца:

Где проходила битва?

Да, именно поэтому, ребята, событие и называется Куликовская битва. Заполняем это в памятке.

Итоги битвы. Кто победил?

Каковы последствия битвы?

Большое количество жертв

Окончательно закрепился авторитет Москвы и московского князя

(На экране подсказка)

Заполняем памятку до конца.

Итак, вы уже много позанимались, узнали, давайте встанем из-за парт и отдохнем.

Повторяйте движения за мной:

t1691483501ah.png


Слушают














Слушают


Московское



Слушают
























Открывают учебник и читают









Московский князь Дмитрий Иванович перестал платить дань Золотой Орде. Хан Мамай решил наказать Русь

да


Заполняют памятку



Слушают






















Смотрят иллюстрацию










Смотрят видеоролик

С поединка русского богатыря Пересвета и ордынца Челубея

Чтобы определить, чье войско будет наступать первым.















Ордынское

По передовой части полка Дмитрия Донского

Полки Мамая стали одолевать русские войска


Внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде и ударили в тыл ордынцами.

Они испугались, дрогнули и бросились в бегство, даже сам Мамай бросил свое войско и ускакал впереди остатков своей армии

Войско князя Дмитрия Донского

Было много жертв, многие семьи похоронили своих отцов, мужей и сыновей.


На куликовом поле




Войско князя Дмитрия Донского

Отвечают








Заполняют памятку

Коммуникативные

Познавательные

Предметные

личностные


Осуществление контроля

(8 минут)



Давайте проверим, как хорошо вы запомнили материал урока. Для этого, откройте рабочую тетрадь на странице 20 и выполните самостоятельно номер 2.

Вам необходимо прочитать утверждения и выбрать подходящий вариант ответа. На выполнение этого задания, я даю вам 3 минуты:

t1691483501ai.jpg

Заканчиваем, проверяем.

(имя) прочитай первое утверждение

Какой ответ ты выбрал?

Верно, далее, (имя), читай второе утверждение

Какой ответ?


(имя), читай следующее утверждение


(имя), читай следующее утверждение


(имя), читай последнее утверждение

Молодцы, вы верно выполнили задание, а значит, хорошо запомнили материал урока.

Выполняют самостоятельное задание

















Название реки…..

Дунай

Полководец, возглавлявший русское войско – Дмитрий Донской

Куликовская битва… 8 сентября 1380г.

Кто не был участником поединка… - Мамай

Куликовская битва закончилось победой русских войск




Познавательные

предметные

Рефлексия

(2 мин)

Посмотрите, на экране «незаконченные предложения». Сейчас, по поднятой руке вам нужно его закончить:

Сегодня на уроке я узнал …

Мне понравилось …

У меня возникли трудности с …

Я понял, что …

Оценивают свою деятельность на уроке

познавательные

Подведение итогов

Домашнее задание

(2 мин)

 Итак, как звучала тема нашего урока?

-обратимся к плану урока:

1. Ответить на вопросы:

Дата (когда произошло событие)

Участники (кто участвовал в битве)

Причины (почему произошла эта битва)

Ход события (где и как происходила битва)

Итоги битвы (кто победил, последствия битвы и значение)

2. Познакомиться с Великим князем Дмитрием Ивановичем Донским

3. Закрепить полученные знания, выполнив работу в тетради

Выполнили мы все пункты плана?

Молодцы, откройте дневники и запишите домашнее задание:

Р.т. стр.21, з.3, учить памятку.

Спасибо за урок, вы хорошо вели себя на уроке и активно отвечали. До свидания!

Куликовская битва

















Да



Записывают домашнее задание

Прощаются



Приложение 1 

Ссылка на видеоролик: "Ход Куликовской битвы" 

https://ya.ru/video/preview/14794240086418873522 ?tmpl_version=releases%2Ffrontend%2Fvideo%2Fv1.1154.0%23e222b53954320adbb476fed6e0420bf0118e1771

Приложение 2: Карточка на этапе актуализации знаний:

k1691484690.png
Приложение 3: памятка "Куликовская битва"


k1691484857.png
Опубликовано


Комментарии (2)

Фролова Елена Николаевна, 08.08.23 в 11:59 1Ответить Пожаловаться
Очень интересная,методически грамотная разработка, спасибо!
Оля, 08.08.23 в 12:26 0Ответить Пожаловаться
спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.