ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовала
Татьяна Бернгардт372
учитель начальных классов, руководитель городского методического объединения учителей начальных классов, сотрудничаю с Ачинским педагогическим колледжем, лауреат всероссийского конкурса "Учитель года России 2014"
Красноярский край, Ачинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
6

Урок окружающего мира в интегрированном классе в 4 классе «Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня»

В материалах урока представлена аннотация, конспект урока, презентация к нему и самоанализ.


аннотация и конспект урока
DOCX / 38.23 Кб

самоанализ урока
DOCX / 19.93 Кб

Аннотация к уроку окружающего мира в 4 классе

Класс 4 «Г» МБОУ «СОШ № 16» г. Ачинска

Программа «Начальная школа XXI века»

Тема урока по общеобразовательной программе «Здоровый сон»

Тема урока по программе школы VII вида «Режим труда и отдыха. Укрепление и охрана здоровья школьников. Режим дня»

Цель:

Обучающая:

1) формировать представление о здоровом сне, через:

- выявление отличительных особенностей здорового сна;

- формулирование перечня условий, необходимых для здорового сна;

2) формировать представления об основных правилах гигиены сна (программа школы VII вида );

3) совершенствовать навык формулирования цели по предстоящей деятельности (по опорным словам);

4) совершенствовать навык поиска нужной информации.

2. Воспитательная:

- воспитывать потребность (способность ориентироваться) в здоровом образе жизни на основе умения делать выводы в ходе анализа.

3. Коррекционно-развивающая:

1) развивать речь учащихся:

- через пополнение словарного запаса (новые слова «сознательное, бессознательное» для учащихся с ОВЗ и учащихся, имеющих низкий уровень познавательного интереса);

- через уточнение словарного запаса (для словосочетания «здоровый сон» для основной группы учащихся);

- через употребление в речи развернутой формы ответа (для всех учащихся);

2) развивать умение сравнивать и делать выводы в ходе специальных заданий («Четвертое лишнее», выбор верного варианта ответа из предложенных);

3) развивать умение удерживать задачу;

4) развивать свойства субъекта учебной деятельности.

Оборудование: опорные слова для формулирования цели, толковый словарь Ожегова, детские энциклопедии и справочники, карточки с заданиями для групповой работы, карточки с ответами на задания для работы у доски, учебник «Окружающий мир» (Л.В.Цветова, Мнемозина, 2010), карточки для самостоятельной работы, карточка-помощница, презентация/data/files/n1484146956.ppt (Здоровый сон), ПК.

Урок окружающего мира проводится во 2 четверти 4 класса по программе «Начальная школа XXI века» в системе ТО. Данный урок первый из двух обобщающих в блоке «Строение организма человека» (18 часов). Его тема «Во сне и наяву. Условия для полноценного сна» Следующий урок посвящен способностям нашего сознания – вниманию и памяти. В рамках программы по окружающему миру/природоведению С.Г.Шевченко, учитывая особенности учащихся с ОВЗ (Степан К., Александр М.), предусмотрены разные виды помощи: стимулирующая, обучающая, направляющая.

В классе интегрированного обучения (система ТО «Начальная школа XXI века» и КРО С.Г. Шевченко) обучаются два ученика с ОВЗ.

Степан К. По итогам 3 класса по окружающему миру имеет отметку «3». В уроке учтены индивидуально-типологические особенности учащегося: испытывает затруднения в перечислении наиболее распространенных в данной местности растений лесов, полей и лугов, в том числе названия и использование наиболее известных зерновых культур ; недостаточно сформировано умение анализировать, обобщать, делать вывод; в речи преобладают односложные неразвернутые предложения, слабо развит самоконтроль. В практической учебной деятельности Степан использует опору, в которой учитываются его индивидуальные особенности (репродуктивный характер задания, объём, степень самостоятельности).

Александр М. По итогам 3 класса по предмету «окружающий мир» имеет отметку «3». Индивидуальные индивидуально-типологические особенности учащегося: испытывает затруднения в определении и перечислении сезонных признаков в природе своей местности, слабо сформировано умение понимать письменную инструкцию, недостаточно сформировано умение анализировать, обобщать, делать вывод, требуется пошаговый контроль со стороны учителя за выполнением задания. В практической учебной деятельности Александр использует опору, в которой учитываются его индивидуальные особенности (репродуктивный характер задания, объём, степень самостоятельности).

На разных этапах урока применяются методы стимулирования учащихся с ОВЗ (как обязательное условие): метод стимулирования познавательной деятельности – поощрение (развивает познавательный интерес, стимулирует ученика на решение учебной задачи), создание ситуации успеха (тщательный отбор содержания с учетом возраста и уровня ученика). С целью снижения уровня тревожности Степану предлагается роль юного исследователя, где задания он выполняет с помощью одноклассника. На этапе целеполагания применяется прием «Расшифруй слова» и «Четвертое лишнее». Для формулировки учебной задачи урока используются опорные слова. Эти же опорные слова используются в итоговой рефлексии. Принимая во внимание затруднения при определении закономерности шифра, Александр работает в паре с ученицей с более высоком уровнем. На этапе поиска информации в тексте, учитывая затруднения Степан и Александра, мальчикам предлагается стимулирующая помощь и обучающая (в виде карточки-помощницы). На этапе парной работы учащиеся с ОВЗ будут работать в разных группах. Прогнозируется, что во время нахождения ответов на вопросы по тексту учебной статьи Степан может выполнить задание без опоры на карточку-помощницу. Карточка-помощница будет использована по мере необходимости, т.к. она ориентирована на удержание большого объема содержания письменной инструкции. Также на уроке были использованы следующие приемы (по методике Н. П. Локаловой и М. М. Безруких):

отдельного повторения (для Александра);

эффективного запоминания,

стимулирования к обсуждению, размышлению;

подбадривания и поддержки;

обязательного проговаривания;

индивидуализации;

близкий контакт;

контроль за ходом выполнения задания.

В ходе урока обеспечивается система учебной деятельности, темп, смена видов учебной деятельности и последовательность этапов урока, что создаёт оптимальный уровень и повышает работоспособность детей с ОВЗ. Учебная деятельность опирается на сохранные способности учащихся, что дает основание для преодоления общей недостаточности в развитии интеллектуальной сферы.

Исходя из гигиенических критериев рациональной организации урока частота чередования видов деятельности запланирована через 7-10 минут, что позволит обеспечить здоровьесбережение (равномерную работоспособность на протяжении всего урока и избежать переутомления учащихся).

Домашнее задание – индивидуальное , т.к. оно учитывает объем, степень сложности и степень самостоятельности ученика с ОВЗ.

В уроке учтен и воспитательный аспект, т.к. приоритетная цель воспитания – успешная социализация. С этой целью в уроке использовались активные методы и формы работы: фронтальная, парная и групповая, которые формируют и развивают информационно-коммуникативную компетентность.

Ход урока

 

Этап урока, его цель

Время

Действия учителя

Действия и ответы учащихся

Действия и ответы учащихся с ОВЗ

Эмоциональный настрой

0,10

Начинаем урок окружающего мира, садитесь первые девочки, теперь мальчики

   

Целеполагание

2

На листах у вас слова. Объединитесь в группы и расшифруйте слово. Позднее вы мне их назовете. Не забудьте о правилах групповой работы

Расшифровывают группой слова, один представитель группы находит его в списке и вывешивает на доску

Приложение 1

1

Найдите «лишнее» слово, объясните, почему так решили.

Степа, повтори какое слово «лишнее» и почему

Высказывают свое мнение, обосновывают выбор лишнего слова

(Лишнее слово – сон, потому что все слова обозначают системы организма человека, а это слово обозначает состояние организма)

Повторяют обоснование лишнего слова

1,5

Знаете ли вы что такое «сон»? Пока мы размышляем, группа исследователей найдет в толковом словаре значение слова «сон».

Зачитайте толкование слова «сон».

Совпало ли наше представление о сне с тем, что говорит нам толковый словарь?

Значит, мы с вами мыслим научно/наши представления близки, но от научных мыслей отличаются.

Сон – это такое состояние человека, когда он отдыхает, его части тела находятся в спокойствии, он не двигается.

Вместе с учеником находит определение слова «сон» в толовом словаре Ожегова, готовится его зачитать.

Читает в словаре определение

1

Прочитайте на слайде словосочетания с существительным «сон».

Читают словосочетания с экрана:

Здоровый сон, короткий сон, цветной сон, незабываемый сон.

Как думаете, какой вид сна нам необходимо подробно изучить? Почему?

Здоровый сон, т.к. мы изучаем организм человека, говорим о том, как сохранить здоровье всех систем и органов

2

Можете ли вы назвать тему сегодняшнего урока?

Здоровый сон

Пользуясь опорными словами, скажите, что мы можем узнать о сне на уроке?

Понять

Узнать

Рассказать

Отличить

Научить других

Что такое

Зачем нужен

Чем отличается

Что будет, если

Как влияет

Правильно ли я вас поняла, что вы хотите понять, что такое здоровый сон и для чего он нужен?

Формулирует цель урока по опорным словам

Узнать, что такое сон

Понять, что происходит в организме во время сна

Для чего нужен сон

Выяснить, что такое здоровый сон

Выяснить признаки/ отличительные особенности здорового сна

Определить условия для здорового сна

Изучение нового материала

2

Прежде чем вы приступите к изучению нового материала скажите:

- когда мы записываем слова в тетрадь, то мы совершаем осознанное действие или неосознанное? Почему?

- а когда одергиваем руку от горячего утюга? Почему?

- можно ли таких случаях говорить, что мы не задумываясь одергиваем руку при прикосновении к горячему утюгу?

- сделайте вывод: неосознанные или бессознательные действия мы совершаем как? - не задумываясь, а осознанные – обдумываем.

Повторите

Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.

Повторяют вывод

10

Задание

Прочитайте текст учебной статьи на странице 56 -57 и выполните задания в карточке.

Подписываем карточку

Самостоятельно отвечает на вопросы, пользуясь текстом учебной статьи. См. Приложение 2

Промежуточная рефлексия

2

3

Фронтальная проверка

Вывод:

1. Что же происходит с нашим организмом во время сна? повтори

2. Какой сон можно назвать здоровым? повтори

3. Значит, для чего нужен здоровый и спокойный сон организму? повтори

Проверяют

1. Часть мозга отдыхает, а другая часть руководит бессознательными процессами.

2.во время здорового сна одна часть мозга отдыхает, а другая – работает.

3.Сон необходим для отдыха головного мозга.

Проверяют

 

2

А сейчас в парах посовещайтесь в группе и обведите такие правила, соблюдение которых обеспечит человеку здоровый сон.

Группа исследователей найдет в энциклопедии правила здорового сна.

Группы выбирают верный вариант из двух и составляют перечень из 2-3 правил здорового сна

В составе группы исследователей ищет в энциклопедии правила здорового сна, готовится их зачитывать.

4

Проверка результатов групповой работы

Одна группа называет правила «Здоровый сон», другие дополняют

См. Приложение 3

Дополняет не озвученные правила здорового сна

Итоговая рефлексия

5

2

Вернемся к учебной задаче урока. Мы хотели понять, что такое здоровый сон и для чего он нужен.

- что происходит в организме во время сна?

- что такое здоровый сон

- почему важен именно здоровый сон

- как сделать так, чтобы твой сон был здоровым

- что нового узнали…

- за работу на уроке: - группа исследователей …..справилась со своей задачей, без ошибок/или с ошибками ответили на вопросы к тексту – отметка …

Группа … наиболее полно указала правила здорового сна …

- активно работал на протяжении всего урока и выполнил задание по тексту без ошибок - отметка …

Отвечают на вопросы:

- во время сна часть головного мозга отдыхает, а другая часть руководит бессознательными процессами

- во время здорового сна часть мозга отдыхает

- если сон будет неполноценным, то головной мозг человека будет работать хуже, чем если бы он отдохнул

- перечисляют правила здорового сна

Слушают аргументацию отметок

Домашнее задание

3

Дома нужно перечитать часть учебной статьи на страницах 56-57, вспомнить те правила здорового сна , которые ты составил на уроке и записать их в тетрадь, но можно дополнить те правила, которые сказали другие ребята. Проговорите в парах друг другу домашнее задание

Запишите его в дневник

Проговаривают в парах домашнее задание

 

1

Посмотрите на рисунок: кто видит молодую девушку? А кто старуху-колдунью?

Рисунок один, а все видят по-разному. А вот почему так происходит, мы узнаем на следующем уроке окружающего мира. Урок окончен.

Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1.

1 группа Расшифруйте слово Кrjрdkоzxвncеswнydоrfсssнuhаgnя (кровеносная)

2 группа Расшифруйте слово (нервная)

п

о

д

с

м

ю

я

ч

м

и

ь

я

а

й

ф

ы

в

а

н

п

р

ь

т

и

в

м

с

ч

э

ж

р

д

л

р

о

р

е

п

а

в

ы

ф

н

ъ

з

х

щ

ш

г

3 группа Расшифруйте слово Дртыртхртарттртертлртьртнртартя (дыхательная)

4 группа Расшифруйте слово яПаинщельвариет (пищеварительная)

5 группа Расшифруйте слово по первым буквам. (Сон)

Главную работу в кровеносной системе выполняет … (сердце)

           

Нос – это орган … (обоняния)

               

Органы нервной системы: головной мозг, спинной мозг и… ( нервы)

         

Приложение 2.

СОЕДИНИ НАЧАЛО И КОНЦОВКУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:


 

А) Процессы, которыми мы руководим, контролируем их совершаются нами (как?)

неосознанно

Б) Процессы, которые головной мозг совершает без нашего руководства и контроля совершаются (как?)

осознанно


 

ПОДЧЕРКНИ ТЕ ОРГАНЫ, КОТОРЫЕ ВО ВРЕМЯ СНА ПОЧТИ НЕ ПОДАЮТ СИГНАЛЫ ГОЛОВНОМУ МОЗГУ:

органы зрения, сердце, органы слуха, язык, органы обоняния, кожа


 

СОЕДИНИ НАЧАЛО И КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:


 

 

Во время сна «отдыхает»

часть мозга

весь мозг

Приложение 3.

Правила здорового сна.

Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать и просыпайся.

За 2 часа до сна не играй в шумные игры, не смотри телевизор.

Ужинай не позднее, чем за 2 часа до сна.

Обязательно проветривай перед сном спальную комнату.

Соблюдай вечерний туалет.

Выключи свет и приборы, издающие звуки.

Дети 10-11 лет должны спать с 10 вечера до 7 утра.


 

В каждой строке обведите правильную рекомендацию, а неверную зачеркните.

Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать и просыпайся.

Соблюдай режим сна: в одно и то же время ложись спать , а просыпайся когда захочешь.

За 2 часа до сна не играй в шумные игры, не смотри телевизор.

Перед сном хорошенько попрыгай, часок посиди за компьютером и поиграй в шумные игры, а лучше посмотри телевизор.

Ужинай за 1час до сна.

Ужинай не позднее, чем за 2 часа до сна.

Обязательно проветривай перед сном спальную комнату, так как мозг нуждается в свежем воздухе. После проветривания прикрывай или закрывай форточку.

Перед сном прогрей комнату, лучше ее не проветривать, чтобы не простудиться.

Перед сном не умывайся и не чисти зубы: все равно ночью никто не проверяет – соблюдаешь ли ты правила гигиены.

Соблюдай вечерний туалет.

Лучше засыпать под музыку и при свете.

Выключи свет и приборы, издающие звуки.

Дети 10-11 лет должны спать с 10 вечера до 7 утра.

Дети 10-11 лет должны спать с 12 ночи до 6 утра. Этого времени достаточно, чтобы мозг отдохнул.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Поблагодарить автора 6 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.