12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Туголукова Елена Николаевна4134
Победитель конкурса "Учитель года - 2005" (г. Братск) Председатель экспертной комиссии "Тотального диктанта" в городе Братске
Россия, Иркутская обл., Братск
17

Урок письма "Я к Вам пишу - чего же боле..."




Презентация "Я к Вам пишу - чего же боле..."
PPTX / 4.41 Мб

«Я к Вам пишу – чего же боле?»

(Этикет составления дружеских писем)

Цели:

1. обучающая: познакомить учащихся с историей развития эпистолярного жанра;

2. воспитательная: прививать культуру составления писем;

3. развивающая: развивать мыслительные процессы учащихся и навыки

самостоятельной работы.

I. Интрига

Учитель. Я к Вам пишу –

Чего же боле?

Так начала свое письмо к Евгению Онегину влюбленная в него Татьяна Ларина.

Красиво, лирично звучит оно…

Сейчас странно было бы получить или написать что – то в этом роде. Другие

времена, другие нравы. Все реже мы пишем письма. И многое теряем…

Может быть, и правда, лучше написать длинное и доброе письмо из своего города, чем в суете и при плохой слышимости твердить громко то, что должно быть передано трепетно и нежно, ласково и несуетно только одному?

II. «Опережающее» задание (доклады учащихся)

Из истории вопроса (ребята сами подбирают материал, учитель направляет их работу).

Докладчик №1.

Уже во времена античной литературы существовал этикет составления писем. Письма античного периода начинались с имени отправителя, затем следовали имя адресата и приветствие, далее – приятные пожелания, и только за ними шел текст.

Докладчик №2.

Жители африканской деревни хотели сообщить своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать послание надо было быстро, пока мясо не испортилось над жарким африканским солнцем. Как быть? Придумали! Застучали, загремели барабаны – там – таты, далеко разнесся их грохот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и «ответ» передали.

Докладчик №3.

Другие дымом «переписываются»: поднимаются над холмом столбы дыма – выше, ниже, светлее, темнее. «Язык» этот понятен многим племенам индейцев Северной Америки: война, собирайтесь к ущелью, прячьте женщин и детей.

Учитель.

И много еще способов придумывали люди: вязали разноцветные узелки на длинных шнурах, передавали особо составленные букеты. Люди писали на глиняных дощечках, на камне, на бересте и коже.

Однако, у всех этих способов переписки было много недостатков, и самый главный – неточность.

III. Задание на развитие.

Представьте, пожалуйста: сидите вы у себя в шатре на персидском ковре, попиваете зеленый чай, вдруг появляется гонец от скифов и торжественно раскладывает перед вами такие предметы: мышь, лягушку, птицу и 5 стрел.

Попробуйте–ка разобраться, что все это значит! А разобраться надо, ведь дело тут серьезное!

- Попробуйте «перевести на русский язык» это послание. Что получилось?

Вот что, оказывается, сообщил гонец:

«Если вы не умеете прятаться под землей, как мыши, скакать по болотам, как лягушки, летать по небу, как птицы, то погибнете, осыпанные градом наших стрел».

Прямо ребус какой - то!

IV. «Опережающее задание» (доклады учащихся)

Учитель Из истории вопроса

Нет, это просто замечательно, что люди изобрели письменность! И теперь каждый грамотный человек может написать письмо.

Докладчик №4.

Современные формы переписки сложились около 200 лет тому назад в Англии.

Оттуда берут начало основные правила – этикет составления корреспонденции.

Письмо в современном понимании этого слова появилось в 20-х годах 19-го века. В это же время стали использовать и заклеенный конверт. В середине 19-го века вошли в употребление и почтовые марки.

V.Словарная работа.

Учитель

Сегодня нам уже встретилось много незнакомых, возможно, непонятных слов. Попробуем разобраться в них.

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, посылка и т.д.

- Подберите однокоренные слова (Адрес, адресовать, адресный). Объясните их значение. Составьте с ними словосочетания. ( Точный адрес, адресовать письмо, адресная книга, милый адресат).

Корреспонденция – 1. обмен письмами, переписка;

2. письма и другие почтовые отправления;

3. сообщения о текущих событиях, присланное

откуда – нибудь в газету, журнал.

(1.вести корреспонденцию, 2.доставка корреспонденции, 3.корреспонденция из Донбасса)

- Составьте словосочетания с любым из трех значений данного слова (Возможно, предоставить образцы, т.к. слово малоупотребляемое).

Учитель

К сожалению, мы все реже употребляем эти слова.

VI. Движение темы.

Учитель

Однако письма, хоть мы и разучились их писать, живут. Сегодняшний урок поможет ответить на важные вопросы: зачем, о чем и как писать письма.

Беседа (важные положения записываются в тетрадь).

- Зачем? (Зачем, скажете вы, это понятно. Чтобы передать какое-нибудь сообщение или, как сейчас принято говорить информацию).

- А о чем? (Материала для писем много: повседневная жизнь, школьные дела, увлечения и занятия, события семейного значения. В письмах можно поделиться мыслями о книгах, фильмах и спектаклях, рассказать о трудных и нерешенных вопросах, выразить чувства и настроение.

Но нужно твердо знать при этом, что именно интересует адресата.

Нужно быть искренним и правдивым. И если письмо не строго деловое и серьезное, можно приправить свой рассказ крупицей юмора.

Кто-то сказал, что письмо – фотография души.

Наверно, это правильно, потому что хорошее письмо не только рассказывает о чем-нибудь, но и передает мысли, настроение, чувства человека, говорит о его стремлениях, интересах, увлечениях).

- Как? ( Правил немного, и все они просты. Их обязан придерживаться каждый культурный человек).

Представим, что вы «нацарапали» письмо на грязной, измятой, изорванной бумажке. Оно не богато знаками препинания и пестрит орфографическими ошибками.

- Как вы думаете, с каким чувством друг будет читать это письмо?

Конечно, письмо не контрольный диктант по русскому языку. Но если в 15 строках угнездилось 20 орфографических и 10 пунктуационных ошибок, шесть зачеркиваний и исправлений, трудно поверить, что вы уважаете того, кому пишете.

Ответить на полученное письмо вы должны как можно скорее. Не позднее чем через 5-7 дней после получения.

Письмо начинайте с обращений и вежливых слов: «Здравствуйте», «Добрый день», «Дорогой…», «Милый…» и т.д.

Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких вы привыкли с ним говорить. Человеку малознакомому пишите сдержанно.

Закончите письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго!» и т.д.

Если вы случайно забыли написать о чем-то, можете добавить это уже после подписи, подставив 2 латинские буквы P.S., что означает post scriptum - «после написанного».

Никогда не употребляйте шаблонных, безвкусных выражений: «Лети с приветом – вернись с ответом»; «Жду ответа, как соловей лета», «Найдете ошибку – принимайте за улыбку». Если хотите пошутить – шутите сами; если хотите что-то сказать – скажите свое, простое, нежели чужое, пустое и вычурное.

Эти правила необходимо записать. Появляются они в ходе обсуждения.

К этим советам присоединим еще несколько, с вашей помощью, конечно! Ведь оформить письмо тоже нужно правильно!

Докладчик №5 (методика незаконченного предложения; каждый пишет в своей тетради, затем - самопроверка.)

В правом верхнем углу письма должна быть поставлена… (дата).

Обращение обычно пишут… (в начале письма, обычно в середине первой строки).

В конце письма следует… (подписываться).

Поля оставлять… (обязательно).

Почерк должен быть… (таким, чтобы письмо не превращалось в ребус).

Карандашом писать… (можно только в крайнем случае).

Лист должен быть… (чистым, аккуратным, обрезанным, а не оторванным со всех сторон).

- Осталось обсудить еще один важный вопрос: кому писать письмо? (На вопрос

отвечаем по цепочке.

Вывод: письма пишут не только близким, но и артистам, изобретателям,

художникам, т.е. выдающимся людям, тем, о ком напечатано в газетах или

журналах. Хорошо это или плохо? Хорошо, если вам есть о чем сказать. Уважение к адресату, к его времени подскажет, стоит ли «браться за перо»).

- Остается одна очень важная этическая проблема: чужие письма. Что скажете? (Чужие письма – тайна за семью печатями. Попытка заглянуть в них, независимо от того, кому они адресованы: любимой подруге, маме, брату, незнакомому человеку – все равно, что влезть в чужой карман или подсмотреть в замочную скважину. Прочесть чужое письмо можно, только если вам это позволил получатель!)

VII. Итоги урока.

Перед вами на стол лег чистый лист бумаги. Посмотрите, как он прекрасен! Сейчас вы нарушите его белизну. Для чего? Для того чтобы кто-то читал и перечитывал то, что вы написали, бережно хранил дорогое письмо? Или для того чтобы, запутавшись в пустой болтовне и грязных каракулях, раздраженно скомкал и бросил в мусорное ведро? Подумайте…

Пишите! Ваших писем ждут!

VIII. Д/з: - написать письмо другу.

Литература

Ожегов С.И., : Словарь русского языка; 16-е изд., испр. – м. : Русский язык, 1984г.

Рукавчук Л.Н. : Энциклопедия этикета; Санкт – Петербург : «МиМ – Экспресс» ; 1996г.

Опубликовано


Комментарии (6)

сменить сортировку
Степаненко Валентина Ивановна, 24.01.16 в 12:09 2Ответить Пожаловаться
Елена! Урок замечательный! Я со своими учениками писала письмо Деду Морозу. Обязательно напишу теперь другу по вашему конспекту! Думаю, что после такого урока ученикам не будет большого труда написать интересные письма. Спасибо! Таких бы учителей побольше!
Туголукова Елена Николаевна, 26.01.16 в 08:24 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна!!!!!!! Очень благодарна за такой замечательный отзыв! С интересом познакомлюсь с Вашими работами! Ещё раз - большое спасибо!
Ямщикова Вероника Петровна, 03.08.16 в 11:40 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок!
Наталья Алексеевна Яковлева, 11.07.20 в 13:40 1Ответить Пожаловаться
Как мне понравился Ваш урок! Огромное спасибо!
Туголукова Елена Николаевна, 13.07.20 в 15:25 0Ответить Пожаловаться
Вам большое спасибо за высокую оценку! Мне очень приятно!
Кучумова Ирина Викторовна, 06.03.23 в 20:23 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный, творческий урок. Мы тоже с ребятами проводили похожие уроки, они имеют большую пользу, потому что писать письма нынешние школьники не умеют. Спасибо за полезный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.