12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тронина Олеся Юрьевна165
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

 «Греческая керамика»

Урок изобразительного искусства в 4 классе

Цели:

Сформировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурных и краснофигурных), их форме, декоре.

Воспитать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.

Формировать навыки работы с художественными материалами, в технике аппликация.

Развивать творческую активность.

Оборудование: Класс украшается изображениями древнегреческих ваз, крупными изображениями сюжетов из древнегреческих мифов, богов, атлетов. На столах названия имен древних греков: Амасис и Эксекий.

Встреча с проблемой

Учитель предлагает детям разделиться на 2 группы, представить что они гончары Древней Греции Амасис и Эксекий. Вы изготовляете вазы, пользующиеся большой популярностью среди жителей Эллады.

Первым заданием для учащихся стает сочинение своей истории жизни (биографии), т.е. где родился, кто были родители, как узнал о профессии гончар, кто обучил, как добился славы и т.п. (приложение №1). Далее ребята рисуют свой автопортрет (как себя представляют внешне). После разработки биографии команды-гончары знакомиться с друг другом.

Учитель: С каждым годом популярность ваших изделий растет. Правитель Феоген узнает об вашем мастерстве и призывает вас обоих предстать пред ним. Он предлагает вам огромную награду за вазу, сделанную в честь праздника в городе Афины. Ваза одна, а вас двое. Каким же образом вы можете стать лучшим гончаром?!

Построение нового знания

Учитель: Я предлагаю вам выделить основы, на которые вы будете опираться при изготовлении вазы (приложение №2).

Ребятам выдается характеристика разных видов ваз и иллюстрации. Они в группах обсуждают и выделяют основы для изготовления вазы, а затем один представитель команды выходит к доске и делает записи.

Учитель предлагает сравнить записи, сделанные командами, найти похожее и различное. В ходе обсуждения ребята сами приходя к выводу, что главные акценты пи изготовлении вазы они будут ставить на форме, цвету, применению, украшению. Они поясняют свой выбор.

Практическая часть

Ребятам приступают к изготовлению вазы (приложение №3, приложение №4)

Учитель показывает способы складывания для изготовлении формы, обращает внимание на места украшения ваз орнаментом и сюжетом.

Учитель: Вот и подошел срок. Правитель Феоген встречает вас в своем доме, чтобы выбрать лучшего»

Построение объяснения

Ребята представляют свои вазы, характеризуют, делают акцент на том и на том, что именно хотели они сделать.

Учитель: Правитель Феоген задумался, а ведь действительно народ был прав, таких великолепных ваз он еще не видел! Ему стало жаль терять какую либо из них и наградил обоих мастеров, сыпав их золотом. Обе вазы украсили праздник в Афинах и были главными его украшениями.

Рефлексия.

Учитель предлагает ребятам сесть на свои места и поделиться, что нового они узнали на уроке, чему научились. Для этого каждый ученик встает и заканчивает фразу «Оказывается …»

Домашнее задание: Сравнить современные вазы и древнегреческие

Приложение №1

Греческая семья

Греческие семейные узы настолько крепки, что часто можно встретить три или даже четыре поколения, живущих в одном доме или по крайней мере достаточно близко, чтобы можно было в буквальном смысле докричаться друг до друга. Несмотря на греческий «мачизм», в восьми случаях из десяти жена и мать являются неноминальной главой семьи, особенно в городах. Глядя на живописные фотографии греческих крестьянок, нагруженных вязанками дров и покорно бредущих за своими мужьями, гордо восседающими на ослах, можно предположить, что жизнь этих женщин ничем не лучше жизни их сестер в мусульманских странах. Однако, как и многое другое в Греции, это внешнее впечатление обманчиво. Ребенок, рожденный в Греции у родителей-греков, должен носить имя своей бабушки или дедушки со стороны отца. Если в семье два ребенка одного пола, то второму ребенку дают имя бабушки или дедушки, но уже со стороны матери. Только когда в семье три ребенка одного пола, родители могут самостоятельно выбрать понравившееся им имя для новорожденного.

Центры вазописи

Наиболее значимыми центрами гончарного искусства — и соответственно вазописи — в Греции считаются Афины и Коринф в Аттике. Получили известность также вазы из Беотии и Лаконии.

Вазы расписывались преимущественно на мотивы из жизни греческих богов и героев, однако присутствуют и бытовые сцены. На многочисленных сохранившихся вазах, к примеру, изображены свадебные пиршества или сцены из жизни атлетов. Особой формой нижне-итальянского стиля вазописи считаются «наисковые вазы», получившие своё название соответственно по изображённым на них наискам и предназначавшиеся для погребальных ритуалов.

Приложение №3

Технология изготовления и гончарные мастерские

Процесс изготовления керамики в античные времена восстанавливается учёными на основе анализа глины, результатов раскопок античных гончарных мастерских, сравнения их с современными аналогами и результатов искусствоведческих исследований вазовой росписи. Источниками информации служат также сцены из жизни гончаров и вазописцев с коринфских глиняных табличек. Изображения гончарных мастерских сохранились на 16 аттических вазах и на одном беотийском скифосе.

Глина

Для успеха в гончарном искусстве решающее значение имеет качество добываемой глины. Горная порода должна быть выветренной. Исходный материал часто размачивался на месте добычи и смешивался с другими добавками, придававшими глине желаемый цвет после обжига. Глина в Коринфе имела желтоватый оттенок, в Аттике — красноватый, а в нижней Италии — бурый цвет. Перед обработкой глина подвергалась очистке. Для этого в гончарной мастерской глину размачивали или промывали в большой ёмкости. При этом крупные частицы глинозёма опускались на дно, а оставшиеся органические примеси поднимались к поверхности воды. Глиняная масса помещалась затем во второй бак, где из неё удалялись излишки воды. Далее глину вынимали и долгое время выдерживали во влажном состоянии. Во время такого созревания глина «старела» и становилась эластичнее. Излишне жирные (мягкие) сорта глины перед обработкой смешивали с песком или размолотым керамическим боем для того, чтобы «обезжирить» их, сделать глину прочнее. Поскольку на украшенных росписью афинских вазах отсутствуют следы «обезжиривания» глины, можно сделать вывод, что они были изготовлены из очень хорошо «состаренной» глины.

Формы

После того, как глина приобрела необходимую консистенцию, её тщательно вымешивали ногами (Геродот II 36) и разделяли на куски. Глину помещали на гончарный круг и центрировали для того, чтобы при вращении не возникало колебаний. Вращающийся гончарный круг был известен в Греции ещё во втором тысячелетия до н. э., он описан в Илиаде (XVII 599—601). Встречаются также античные изображения, где гончарный круг приводился в движение подмастерьем гончара, сидящим на стуле или на корточках.

После центрирования на гончарном круге создавалось тулово будущего сосуда. Если высота будущего сосуда превышала длину руки мастера, то его собирали из нескольких деталей. Готовые детали срезались с гончарного круга с помощью верёвки, следы которой можно обнаружить на готовых вазах. Ножки и ручки сосудов, а также накладные украшения (например, рельефные маски) вылепливались отдельно и прикреплялись к тулову с помощью жидкой глины. Готовые сосуды помещались в сухое и тёмное место для медленной сушки в естественных условиях, чтобы избежать появления трещин. После того, как глина немного затвердевала, сосуд «откручивался» от гончарного круга. Далее гончар срезал излишки глины и формировал на венчике и ножках сосуда типичные для античной керамики острые канты.

Роспись

Роспись керамики производилась до обжига. Сосуд сначала протирали влажной тряпкой, а затем покрывали разведённым раствором шликера или минеральными красками, которые придавали вазе после обжига красноватый оттенок. Вазописцы расписывали сосуды прямо на гончарном круге либо осторожно держа их на коленях. Об этом свидетельствуют многочисленные изображения на готовых вазах, а также отбракованных после обжига и незаконченных изделиях.

Изображения на вазах в геометрическом, ориентализирующем и чернофигурном стиле скорее всего наносились кистью. В период поздней геометрики в росписи ваз использовалась белая фоновая краска, которая, отколовшись в некоторых местах, приоткрывает детали, которые вазописцы пытались скрыть от посторонних глаз. Насечки на сосудах были характерны для чернофигурной вазописи, и скорее всего эта техника была заимствована у ремесленников-гравёров. Для этих работ вазописцы использовали острый металлический стиль. Ещё в эпоху протогеометрики вазописцам был известен циркуль, которым они наносили на вазы концентрические круги и полукруги. Начиная со среднего протокоринфского периода обнаруживаются наброски, которые вазописцы наносили на расписываемую керамику острой деревянной палочкой или металлическим инструментом. Эти насечки во время обжига исчезали. Вазопись в краснофигурном стиле часто предваряли эскизы. Их можно обнаружить на некоторых сосудах, где они проглядывают через конечное изображение. Примером может служить амфора Клеофрада, на которой изображён сатир с копьём, который по изначальному замыслу должен был быть одет в нагрудные доспехи. На незаконченных краснофигурных изображениях видно, что вазописцы часто обводили свои наброски полосой шириной до 4 мм, которая иногда видна и на готовых изделиях. Для контуров тела использовалась выступающая рельефная линия, которая отчётливо видна на чернофигурных сосудах. Прочие детали прорисовывались насыщенной чёрной краской либо разведённой до коричневого оттенка фоновой краской. В заключение фон сосуда либо лицевая сторона чаши закрашивались большой кистью в чёрный цвет.

На сосуды наносились различные надписи: подписи гончаров и вазописцев, подписи к изображениям и хвалебные надписи-посвящения. Иногда на дне сосудов высекались обозначения цены изделия либо клеймо изготовителя.

Приложение №2

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ВАЗЫ.

Существует несколько разновидностей этих сосудов; но общими отличительными их признаками являются более или менее возвышенная, красиво профилированная ножка с широким основанием; корпус в виде опрокинутого колокола, разделяющийся на два пояса — нижний, выгнутый, и верхний, вогнутый, и пара ручек, приставленных к средине корпуса и иногда примыкающих верхним концом своим к шейке широкого жерла. Келева (табл., фиг. 3) — сосуд, составляющий видоизменение кратера и родственный также с амфорой, отличается от них только тем, что корпус его более одутловат, края жерла резко загнуты извне, а ножка не столь высока. Для носки воды греки пользовались гидрией (рис. 2) — кувшином о трех ручках, из которых две меньшие, приставленные горизонтально по обе стороны корпуса, служили для того, чтобы поддерживать сосуд, когда несешь его на голове, а третья, длинная ручка, прикрепленная вертикально и примыкающая к шейке, помогала наклонять сосуд при выливании из него воды.

Большое сходство с современными нам кувшинами имеют также прохусы — сосуды для черпания и наливания жидкостей (табл., фиг. 1, 9 и 10), носившие, кроме того, название энохое в том случае, когда употреблялись для вина. Главные их особенности — грациозно-изогнутая ручка и горлышко, снабженное рыльцем. Иногда сосуд имел не одно, а нескольцо рыльцев. Сосуды для питья можно распределить на две категории: на чаши и кубки. Самая употребительная из чаш называлась киликсом (рис. 3).

Это была ваза с очень легкой ножкой или совсем без оной, с более или менее плоским корпусом и парой ручек. Большой киликс, в котором ножка заменена низким основанием, был известен под названием лепасты. Разновидность того же сосуда составлял киаф, киатос (табл., фиг. 5), чаша об одной ручке. Если же у киликса отнять и ручки и всякую подставку, то получится фиал — наипростейшая из чаш, употреблявшихся в древнеэллинском быту. К киликсам можно причислить также особый род чаши, заимствованный греками еще в глубокой древности от скифов и потому называвшийся скифосом. Он считался сосудом Геракла и нередко изображался в его руках. Отличие его от прочих видов чаш состояло в более широком и глубоком вместилище для вина, низком борте вместо ножки, ручках, примкнутых горизонтально к верхнему краю сосуда, а иногда и в отсутствии ручек. Из кубков особенного внимания заслуживает канфар (рис. 4) — сосуд, особенно любимый Дионисом и употреблявшийся в обрядах его культа.

Он представляет собой широкий кубок на ножке, снабженный парой очень высоких ручек и украшенный изображениями, относящимися к циклу сказаний о боге виноделия. Деликатность форм и отделки некоторых ваз, равно как и незначительность их объема, свидетельствуют о том, что эти сосуды назначались для веществ более ценных, чем вода, вино и обыкновенное масло. При одном взгляде на них можно догадаться, что это — предметы туалетной утвари, содержавшие в себе духи, благовонные мази и т. п. Таков лекиф, лекитос (табл., фиг. 6) — ваза с продолговатым стройным корпусом, с тонкой шейкой, оканчивающейся вверху опрокинутым отрезком конуса, и с красивой ручкой. Встречаются лекифы, у которых туловище вместо того, чтобы быть тонким, раздуто шарообразно; такие сосуды называются аривалическими лекифами (табл., фиг. 8), как родственные аривалу в собственном смысле слова (рис. 5) — сфероидному кувшину, характеризуемому отсутствием ножки и широким ободком на вершине узкой шейки, соединяющейся с корпусом посредством небольшой ручки.

Лекифы, наполненные дорогим благовонным маслом, нередко ставились в гробницах; но их можно было встретить весьма часто и в домах. Лекифы с маслом иногда раздавались, в виде награды, юношам, посещавшим палестру. Алавастр (рис. 6), маленький продолговатый флакончик с ножкой или без ножки, с парой небольших ручек или без них, составлял необходимую принадлежность дамских уборных и ванн, как вместилище того или другого косметического средства. Рис. 6.

В том же значении были распространены пиксиды (табл., фиг. 2) — разнообразные баночки и коробочки с крышками, назначенные специально для белил, румян, сурьмила и разных притираний. В заключение вышеприведенного перечня следует указать на целый ряд сосудов, не подходящих ни под одну из упомянутых категорий и замечательных по находчивости, с какой лепщики применяли к ним формы одушевленной природы. Мы разумеем так называемые ритоны (рис. 7) — род рогов для питья, представляющие нижней своей частью подобие головы какого-либо животного — быка, овцы, лошади, кабана, серны и т. д., а иногда целую фигуру. Рис.

Пить из подобных сосудов можно было или приложив губы к верхнему широкому отверстию, или направляя себе в рот струю напитка из дырочки, просверленной на конце морды изображенного животного.

Бутылка. 2. Додуэлевская ваза (Коринф). 3. Келева. Париж. 4. Панафинейская амфора. Афины. 5. Черпалка (киатос). 6. Сосуд для масла (лекитос). Афины. 7. Стамнос. 8. Сосуд для масла (Афины). 9. Сосуд для вина. 10. Небольшой сосуд в натуральную величину

 

Приложение №4

Прекрасные эти античные вазы

Понравилась нам почему-то не сразу.

«Подумаешь, ваза!», - подумали мы

Другим были заняты эти умы.

С начало на них ы взглянули, скучая,

Потом мы к одной пригляделись случайно,

Потом загляделись…

И, может быть, час

Ни как не могли оторваться от ваз.

То вазы – гиганты,

То карлики-вазы,

И каждая ваза – с рисунком – рассказом!

Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллади диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл.

(И Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет кого то.

А это на лире Играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот – Одиссей, подающий советы.

А это – кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем фраз

Крупнейшую в мире коллекцию ваз.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.