12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галиева Гульнара Каримовна142
учитель начальных классов 1 квалификационной категории,классный руководитель. Место работы: МБОУ"Алан-Бексерская общеобразовательная основная школа"Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
Россия, Татарстан респ., Высокогорский район
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Урок по обучению грамоте (обучение чтению)

Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ О, О.

Класс: 1

УМК: «Начальная школа XXΙ века»

Цель деятельности педагога: создание условий для ознакомления учащихся с буквой О, о.

Задачи:

  • научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков;
  • научить различать гласные и согласные звуки, определять место звука [о ] в слове (начало, середина и конец слова) и подбирать слова с этим звуком;
  • научить объяснять (доказывать) выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слова «полка»; - создать условия для развития речи, мышления, памяти.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают букву О, о; умеют выполнять звуковой анализ слова «полка», называть слова со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам), определять звуковые схемы слов «стол», «столик» без проведения звукового анализа.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: логические – составление (по схеме) различных имён с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими ( учителем, сверстниками ).

Личностные: высказывают своё мнение, оценивают собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье, и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. С этой целью на уроке используется деятельностный метод обучения, основанный на методе рефлексивной самоорганизации, структура урока обусловлена этапами технологии деятельностного метода (ТДМ). Исходя из классификации уроков деятельностной направленности (дидактическая система деятельностного метода) - это урок открытия нового знания ( ОНЗ). Кроме того, в качестве вспомогательного приёма на этапе информации о домашнем задании, используется приём технологии учебного задания.

Учебно-методическое обеспечение

Букварь: 1 класс, ч. 1.– с. 36 -37

Рабочая тетрадь «Я учусь читать и писать» с. 25

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CDROM, ресурсы сети Интернет)

презентация

цветные квадраты для составления звуковых схем

картинки с изображением предметов

книга Виталия Губарева «Королевство кривых зеркал»

картина с изображением берлоги медведя для рефлексии - разноцветные листочки для рефлексии

 

Сценарий урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Сегодня такой замечательный день, вы пришли в школу с хорошим настроением. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки.

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно.

Поскорей начнём урок. Будете читать учиться, А заданья нелегки.

Вам , друзья, нельзя лениться,

Вы теперь - ученики.

2. Актуализация знаний.

-Чтобы настроиться на урок, предлагаю вам умную разминку. Отвечайте хором.

- Речь бывает…(устная и письменная )

- Речь состоит из…(предложений )

- Предложения состоят из …(слов )

- Слова состоят из…(звуков )

- Звуки делятся …( на гласные и согласные )

- В русском языке гласных звуков… - Согласные делятся на …(мягкие и твердые ) Теперь готовы работать?

3 . (Целеполагание) Объявление темы и постановка учебной задачи.

а) Игра «Доскажите слово».

Лес разделся .

Неба просинь.

Это время года ….(осень)

б) Что приносит нам осень? (ответы детей)

А сегодня осень принесла нам новую букву. Кто догадался, какую букву любит осень?

Назовите тему урока? ( буква о )

Чему хотите научиться во время нашего путешествия по букварю?

( познакомиться с новой буквой и узнать ее секреты )

4 . Открытие нового знания.

1) Выделение первого звука в слове осень.

- Что вам известно про этот звук?

Почему звук [о] гласный? Докажите.

- Назовите слова со звуком [о ].

- Где в слове может слышаться звук [о]? (в начале, в середине и в конце ) 2) Работа по картинкам на доске.

Назовите изображенные предметы.

( Осы, волк, пальто )

Установите соответствие между картинками и звуковыми схемами.

Какой звук есть во всех словах?

3) Работа в группах.

Задание: из слов, называющих предметы на картинке, найти слова

группа со звуком [о] в начале,

группа со звуком [о] в середине,

3 группа со звуком [о] в конце.

Проверка:

осы волк пальто облако дом молоко овощи помидор окно ослик лимон колесо

4) Знакомство с буквой о.

Какой буквой мы обозначим звук [о] во всех этих словах?

Эта буква бывает печатная и письменная, заглавная и строчная. (слайд )

На что похожа буква о? ( Фрагмент фильма )

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Дифференцированная работа. Работа по учебнику.(с. 36, вверху)

а) Прочитайте двустишье Александра Шибаева (кто сможет) шепотом.

б) Кто не сможет прочитать, найдите в словах букву о и посчитайте, сколько раз она встречается.

в) Прочитать вслух двустишье.

г) Прочитать слова с буквой о.

Звуковой анализ слова «полка» (слайд)

У доски работают пятеро учащихся (по количеству букв в слове). Остальные выкладывают схему слова на парте.

1-й ученик. П-п-полка – первый звук [п], твёрдый согласный. Обозначу синей фишкой. Мягкая пара – [п’].

2-й ученик. Поооолка – второй звук [о], это гласный звук. Обозначу красной фишкой.

Ребята, обратите внимание, после твёрдого согласного звук [о] обозначается буквой о.

– Замените фишку на букву, которую она обозначает.

- й у ч е н и к. Полллка– третий звук [л], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [л’].

- й у ч е н и к. Полккка– четвёртый звук [к], это твёрдый согласный, обозначу синей фишкой. Мягкая пара – звук [к’].

й у ч е н и к. Полкаааа– пятый звук [а], это гласный звук, обозначу буквой а, так как в слове он стоит после твёрдого согласного звука.

- Какой секрет буквы о узнали? (после твёрдого согласного звук [ о ] обозначается буквой о.)

Назовите первый гласный. Какой буквой обозначим? После какого согласного слышим звук [о] ? (твердого)

Вывод: после твердых согласных пишется буква о, (а).

ФИЗМИНУТКА

Учитель: А теперь пора нам отдохнуть.

Для разминки из-за парт поднимаемся на старт! ( Дети встают ) Дети: Бег на месте! Веселей! И быстрей, быстрей, быстрей! (Бег на месте.)

Делаем вперёд наклоны – раз-два-три-четыре-пять! ( Наклоны. )

Мельницу руками крутим, чтобы плечики размять. ( Вращение прямыми руками.)

Начинаем приседать – раз-два-три-четыре-пять! ( Приседания. )

А потом прыжки на месте, выше прыгаем все вместе! (Прыжки.)

Руки к солнышку потянем,

Руки в стороны растянем. (Потягивания – руки вверх, потом в стороны.)

А теперь пора учиться,

Да прилежно! Не лениться! ( Дети садятся за парты. )

3) Игра «Найди звук» (Подбор слов со звуком [о] с. 37 вверху)

( работа в паре ) Проверка.

ослик

зонт, торт, бочка, лимон

яйцо

- Какие слова вы добавите в каждую группу?

Работа по учебнику (с. 36 внизу)

–Как вы думаете, как зовут девочку. Какой звук слышим в начале слова? Какой буквой обозначим? Только нам будет нужна заглавная буква О.

Составить схему слова Оля.

Прочитайте ее имя справа налево. Кто сможет составить схему слова Яло? Эти девочки являются героинями известной сказки. Какой?

Эта сказка называется «Королевство кривых зеркал». Написал ее Виталий Губарев. Кто уже хорошо читает, может сам ее прочитать, а кто еще не очень хорошо читает, может прочитать сказку с помощью родителей. Я уверена, что вам произведение очень понравится.

Дифференцированная работа. С. 37 вверху «Сообрази»

В паре: определите, какая схема соответствует слову «стол», а какая слову «столик».

- Как вы узнали?

ФИЗМИНУТКА для глаз

 

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельная работа по тетради «Я учусь читать и писать» с. 25

Задание «Закрась все пазлы с буквой о» Что получилось?

Тренировка в обозначении звуков. (кот, слон, хобот, хвост) Задание: обозначить на схеме гласные звуки. 3) Проверка по слайду.

4) Отгадайте загадки. С какой буквы будут начинаться отгадки?

1 .Сер, но не волк.

Длинноух, но не заяц.

С копытами, но не лошадь.

Те, с кем рядом мы жужжали,

 

Помнят, что у нас есть жало

И на брюшке полосы,

Потому что мы -… (осы)

Оно легкое, как вата.

 

По небу плывет куда – то.

Держит путь так далеко Голубое …… (облако)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Что нового узнали?

Какой звук обозначается буквой о?

Какой фишкой обозначается на схеме?

После какого согласного звук (о) обозначается буквой о?

Как звери готовятся к зиме?

Из чего медведь строит себе берлогу?

Давайте поможем мишкам утеплить свою берлогу.

Если на уроке вам было интересно, все понятно, вы довольны своей работой, то накройте берлогу желтым листиком.

Если же вы недовольны своей работой на уроке, то прикрепите красный листик.

 

Посмотрите, как тепло будет мишке зимой спать в берлоге. Молодцы!

Информация о домашнем задании (по желанию) Сочинить стихотворение или сказку про букву О.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.