12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сорокина С. С.26
Россия, Волгоградская обл., село Рыбинка
Муниципальное казенное образовательное учреждение

Рыбинская средняя общеобразовательная школа

Ольховского муниципального района Волгоградской области

ул. Центральная 52, с. Рыбинка Ольховский район, Волгоградская область, 403661.

Тел. (факс)8 – (84456) – 5 – 82 –01

E-mail: Rybinka2008@yandex.ru

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе

«Наш край»

Работу выполнила

учитель начальных классов

Сорокина Светлана Сергеевна

БЛАНК УЧАСТНИКА

Конкурса методических разработок

ФИО (полностью)

Сорокина Светлана Сергеевна

Контактные данные (телефон, электронная почта)

89377419214

xxxmoneta@yandex.ru

Место работы

МКОУ Рыбинская СОШ

Должность, стаж работы

Учитель начальных классов,

Предмет

Окружающий мир

Класс

Четвертый

Тема и номер урока в теме

«Наш край» №20

Базовый учебник

Окружающий мир. 4 класс, Учеб. Для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе В 2 ч. Ч.1/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. : ил. – (Школа Росси). – ISBN 978-5-09-023204-3

Учебно-методический комплект

1. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : учеб. с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012.

2. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс [Текст] : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2012.

Цели и задачи: Систематизировать и расширить знания учащихся о природе и хозяйстве своего края, формировать первоначальные умения поиска и анализа необходимой информации, а также развит интерес к предмету «Окружающий мир».

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, документ-камера AVer CP135, планшеты Digma, физическая карта РФ, административная Волгоградской области, физическая карта Волгоградской области.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап.

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

Сели правильно, выпрямили спинки, приготовились к уроку.

Слушают учителя.

Выпрямляют осанку.

Приложение №2, слайд № 1

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске видео с записью стихотворения:

« Мы живём между Волгой и Доном»

Мы живём между Волгой и Доном

На бескрайнем приволье степном

Волгоградская область – край сердцу так дорог!

Он один на всём шаре земном!

Бесконечные степи, леса и овраги…

Всё найдёшь в нашем крае родном.

А тюльпаны кругом, будто флаги,

Расстелились пёстрым ковром!

/Сорокина С. С./

Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался именно так? О чём мы будем сегодня говорить?

Да, совершенно верно. Мы начинаем изучение раздела «Родной край – часть большой страны». Что бы вам хотелось узнать о родном крае? О том месте, где многие из вас родились и выросли?

Совершенно верно, об этом мы и будем говорить сегодня на уроке. Это и будет нашей целью.

Учащиеся смотрят видео и слушают запись стихотворения. Приложение № 1.

О нашем крае. О Волгоградской области.

Хотелось бы узнать о природе родного края, какие реки протекают в Волгоградской области, почему он так называется? Как живут и чем занимаются люди в нашем крае?

Проверка домашнего задания.

Но, прежде, чем перейти к новой теме, давайте проверим домашнее задание.

(Игра- обобщение полученных знаний, проводится на фоне презентации)

Проверка домашнего задания. Приложение №2, слайд № 2 – 12

Актуализация опорных знаний.

Посмотрите все на доску, что это перед нами?

Покажите границу российской федерации.

А на каком материке находится наша страна?

Вспомним, как называется столица нашей Родины?

А что мы ещё можем рассказать о нашей стране?

А чем Родина отличается от малой Родины?

Это карта России. Приложение №2, слайд № 13

Один ученик выходит и показывает границу РФ.

Наша страна находится на материке Евразия.

Столица нашей Родины – город Москва.

Наша страна – самая большая страна в мире. Если по ней путешествовать на поезде с востока на запад, то придется потратить не один день. Когда в столице нашей Родины утро, то на востоке нашей страны – в г. Владивостоке – ночь. В одно и то же время года, на севере нашей страны можно погулять по снегу, а на юге – позагорать и искупаться в море.

Родина – это страна, в которой человек родился. В это понятие входит вся страна, даже те места, где мы ещё не были. А малая родина – это то конкретное место, где человек родился, может быть прожил всю жизнь, где прошло его детство, где живут его друзья, родные и близкие люди. Малая Родина – родной сердцу уголок.

Изучение нового материала.

Перед вами карта нашей области Приложение №2, слайд № 14. Волгоградская область расположена на юго-востоке нашей страны и занимает территорию почти в 113 тысяч квадратных километров. Наша область расположена по обоим берегам Волги и Дона. Вспомните начало урока «Мы живём между Волгой и Доном…». На территории Волгоградской области имеются 33 административных района. Приложение №2, слайд № 15

Областной центр – город Волгоград. Самая северная точка нашей области в Николаевском районе, а самая южная в Котельниковском районе. Самый большой район – Палласовский, а самый маленький – Руднянский. А в каком районе живём мы? Приложение №2, слайд № 16

Найдите его на административной карте Волгоградской области.

А теперь давайте вместе посмотрим на карту и назовём области, с которыми граничит наша малая Родина. Приложение №2, слайд № 17


 


 


 


 


 


 


 

Волгоградская область – лишь малая часть нашей большой страны, но она очень богата. Приложение №2, слайд № 18

Ведь на её территории протекает около 200 рек различной величины.

Вот Волга – это самая большая река европейской части России. Длина реки более 3000 км, а ширина реки достигает 2 км. Волга река равнинная. Что это значит?


 


 


 


 

Всё верно. Ещё одна крупнейшая река, которая протекает в Волгоградской области – это Дон. Может кто-нибудь из вас слышал выражения: «Волга – матушка», «Дон Батюшка»? Дон – великая река. Приложение №2, слайд № 19

И Волга и Дон славятся своими рыболовными угодьями, ведь в этих реках обитает около 70 видов рыб: осетровые породы рыб, которые занесены в красную книгу, а также сельдь, вобла, судак, жерех и многие другие. Приложение №2, слайд № 20

Есть ещё несколько крупных рек, которые расположены на территории нашей области – это река Хопёр, река Ахтуба и река Медведица. Приложение №2, слайд № 21

Все они славятся своей рыбалкой и живописным видом. А как вы думаете, для чего нужны реки?
Также реки используют для орошения земель, давайте посмотрим в словарях на ваших планшетах, что такое орошение?
Приложение №2, слайд № 22

Всё верно! Для того, чтобы вырастить сельскохозяйственные культуры на земле, а на территории нашей области выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овёс, кукурузу, бахчевые культуры, горчицу, занимаются садоводством, необходим полив. Если площадь земли большая, то и воды потребуется много. Вот для этого и нужно орошение! Орошение земель осуществляется при помощи специальных машин. Реки здесь играют очень большую роль.

Волгоградская область расположена в степной и полупустынной природных зонах. Здесь преобладают чернозёмные и каштановые почвы, которые и определяют растительный покров нашей местности. А что это за почвы? Кто помнит?

Приложение №2, слайд № 23

Совершенно верно. В связи с этим, на черноземных почвах растительный мир более разнообразен. Весной в степи зацветают красные и жёлтые тюльпаны, а также низкорослые ирисы. К концу весны эти растения исчезают, а на смену им приходят душистый шалфей, типчак, мятлик узколистный, калерия тонкая. Приложение №2, слайд № 24-25

Также в Волгоградской области произрастают леса. Есть леса, которые растут сами по берегам рек, а есть такие, которые посадил человек, их называют лесополосами. Приложение №2, слайд № 26

Не менее богат и разнообразен животный мир нашей области. Многие животные и растения Волгоградской области занесены в красную книгу, например: степной орел, рябчик русский, скопа, журавль-красавка, дрофа, филин и многие другие растения и животные. Обо всём этом более подробно мы поговорим на следующих уроках.

Приложение №2, слайд № 27

Посмотрите на карту Волгоградской области. Что мы ещё можем сказать, глядя на условные и топографические знаки?

Всё верно, только в пределах Ольховского района находится 8 нефтяных месторождений, 5 месторождений мела, природных запасов твердых полезных ископаемых, пригодных для изготовления строительных материалов, два месторождения строительного песка, 10 источников подземных вод и месторождения карбонатного сырья.

Также в нашей области много природных заповедников и уникальных природных памятников. Посмотрите на экран.

Слушают учителя.

Мы живём в Ольховском районе.

Ищут Ольховский район на административной карте Волгоградской области. Показывают на карте.

Наша область граничит с Саратовской, Ростовской, Астраханской, Воронежской областями, а также с республиками Калмыкия и Казахстан.

Учащиеся смотрят на физическую карту Волгоградской области на доске.


 


 

Это значит, что река протекает на равнине, на Восточно-европейской равнине.

Реки питают почву, это место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек. По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Берут в руки планшеты, ищут в энциклопедическом словаре значение слова орошение.

ОРОШЕНИЕ  - подвод воды на поля, испытывающие недостаток влаги, для создания сельскохозяйственным растениям оптимального водного режима. Для орошения строят оросительные системы. Орошение - непременное условие развития хлопководства, рисосеяния, овощеводства и др.

Своими словами, орошение – это искусственный полив.

Это такие виды почв. Чернозём темно – коричневый, почти чёрный, а каштановые почвы бывают от светло-коричневого до темно-коричневого цветов. Чернозёмные почвы боле плодородные, т.к. в них больше перегноя.

На территории области много полезных ископаемых. Нефть, природный газ, песок, глина, уголь, известняк, фосфориты, минеральные соли.

Смотрят видео «Уникальные места и памятники природы Волгоградской области». Приложение №3.

Физкультминутка.

Приложение №4

Выполняют задание физкультминутки.

Первичное усвоение новых знаний.

Работа с кроссвордом.

А теперь давайте проверим, как вы усвоили новую тему. Перед вами кроссворд с заданиями. Давайте попробуем его разгадать.

Ученики разгадывают кроссворд вместе с учителем. Приложение№5.

 

Работа в группах.

А теперь поработаем в группах. У вас на столе карточки со значками полезных ископаемых. При помощи карты, обвести и подписать названия только тех полезных ископаемых, месторождения которых есть в нашей области.

Ученики работают в группах. Первую готовую работу вместе с учителем разбирают , рассматривая ее через документ-камеру.

Приложение №6

Закрепление.

Приложение №2, слайд № 28-39 Мультимедийный Тест.

Посмотрите на интерактивной доске тест. Сейчас каждый из вас выберет себе облачко с вопросом. И ответит на него.

Ученики отвечают на вопросы теста.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Запишите домашнее задание. Стр. 147-153, вопрос 1, 3 «Проверь себя».

Записывают домашнее задание в дневник.

Рефлексия.

Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

Что вас заинтересовало на уроке больше всего?

Какие задания показались интересными, а какие вызвали затруднения?

Попробуйте оценить вашу работу на уроке, поднимите карточку с нужным цветом.

Ученики цветом показывает свою активность на уроке. Зеленый – активная работа, желтый – хорошая работа, красный – неудовлетворенность своей работой.

Список литературы:

Окружающий мир. 4 класс, Учеб. Для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе В 2 ч. Ч.1/ А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 с. : ил. – (Школа Росси). – ISBN 978-5-09-023204-3

Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и технологические карты О-51 уроков по учебнику А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой /авт.-сост. И. В. Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2014. – 364 с.

Интернет – ресурсы:

http://www.pokurortam.ru/0109091003914/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%91%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%89%D0%B5

http://m.volgograd.kp.ru/daily/26126/3018858/

http://cramtravel.ru/region/volgogradskaya-oblast

http://vetert.ru/rossiya/volgogradskaya-oblast/sights/55-sinyaya-gora.php

http://pedsovet.su/load/244

http://oblkompriroda.volganet.ru/folder_9/Folder_13/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.