12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова9

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Модуль: Основы православной культуры

ФИО учителя: Иванова Надежда Николаевна

Тема: Икона

Тип урока: урок открытия новых знаний 

Цель: формирование у учащихся представления о православной иконе, её значении и назначении у православных христиан.

Задачи:

Обучающая: познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины, выяснить значение иконы для христианина.

Развивающая: развивать у учащихся способность к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях

Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры, расширять кругозор учащихся.

Основные понятия: икона, нимб.

Оборудование: по 4-5 портрета и иконы, картина К. С. Петрова-Водкина «Мать», иконы Богоматерь и святой Александр Невский, картина П. Д. Корина «Александр Невский» (или компьютер с мультимедийным проектором, материалы компьютерной презентации), учебник – А. Кураев «Основы православной культуры», М:, «Просвещение», 2014г., урок № 15.

Планируемые результаты урока:

Личностные: формировать мотивацию к изучению православной культуры, уважение к традициям своего народа; ориентироваться на успешную деятельность

Предметные: учиться анализировать текст, выделяя главное из прочитанного; воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока

Метапредметные:

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий

Познавательные: учиться извлекать существенную информацию из различных источников; находить в тексте конкретные факты, сведения; овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Коммуникативные: уметь слушать собеседника, выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.


ХОД УРОКА

п/п

Этап и его цель.

Примерное время проведения

Деятельность учителя

(Содержание учебного материала)

Деятельность учащихся

(виды деятельности)

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Организационный момент (1 мин).

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности

(1 мин).

Приветствует учащихся

- Ребята, давайте сейчас на минуточку закроем глаза и подумаем о чем-то приятном.

Чувствуете, как вы заряжаетесь положительной энергией. А теперь давайте откроем глаза, посмотрим в глаза друг другу, и передадим это хорошее настроение тем, кто находится с нами рядом.

Именно с этого момента мы и начинаем наш урок

Приветствие учителя, друг друга

Проверка готовности к уроку

Личностные УУД: Умение выделять нравственный аспект поведения

Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог

2.

Вво Постановка темы. Актуализация знаний (3 мин)

- Предлагаю вам разделиться на 2 группы (или учитель и ученики). Разделите все изображения на 2 равные группы (1 группа выбирает картины, 2 – иконы).

- По какому принципу вы разделили эти изображения?

- Изображения какой группы вы поместили бы в храме? Почему?

- Определите тему урока.

- Сегодня на уроке мы с вами постараемся определить, чем икона отличается от картины, каково её значении и назначение для православных христиан.

Вспоминают правила работы в группах. Распределяют изображения. Отвечают на вопросы учителя. 




Определяют тему урока (Икона)

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД:

 Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка цели учебной задачи, анализ

Коммуникативные УУД:

 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД:

 Смыслообразование

3.

Изучение нового материала

(28 мин).

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

- Как вы думаете, есть ли отличия между иконой и картиной?

- Что же изображают на иконах?

-Как же нам отличить икону от картины (портрета)?

Прочтите текст учебника стр. 52 – 54 (Приложение 1), выберите слова и словосочетания, которые относятся к вашему изображению. (1 группа – картина «Мать» К. С. Петрова-Водкина, 2 группа – икона Богоматерь)

(неземное спокойствие, густые тени, золотой нимб, спокойный лик, красивое лицо, мудрость, счастливый малыш, задний план)

- Сделаем вывод, какое изображение было у каждой группы? Какие слова и словосочетания вы отнесли к своему изображению? Почему?

Так чем же отличается картина от иконы?

Записывают тему урока, формулируют и записывают определение слова «икона».

Икона – изображение Бога, Богоматери или святых.


Читают текст и выбирают слова и словосочетания:

1 группа - густые тени, красивое лицо, счастливый малыш, задний план.

2 группа - неземное спокойствие, золотой нимб, спокойный лик, мудрость.

Отвечают на вопросы, подтверждают свои ответы словами из текста.

Записывают определение слова «нимб».

Нимб – ореол святости

Познавательные УУД: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

Регулятивные УУД: 

Целеполагание, выдвижение гипотез.

Коммуникативные УУД:

 Умение слушать и вступать в диалог.

4

Физминутка

(1 мин)

- А теперь давайте отдохнём и поиграем в игру «Да – встали, нет – сели».

(Учитель читает утверждение, если оно верное, то дети встают, если нет – садятся).

- На иконе есть нимб. (да)

- На заднем плане иконы можно изображать храмы. (нет)

- Свет на иконе исходит от святого изображения. (да)

- Тени от святого изображения падают на задний план. (нет)







Встали


Сели

Встали


Сели

Коммуникативные УУД:

 Умение слушать и соотносить свои действия с полученной информацией



-Давайте попробуем сравнить икону и картину. Распределите вопросы в группе. Раздаёт карточки с вопросами (Приложение 2)


-Подводя итог ко всему сказанному можно сделать вывод, что картина – это художественный образ, а икона – святой образ. На иконах изображают вечное. Именно поэтому исчезали все бытовые подробности, а взгляды были неотрывными на века. Икона – это изображение Бога, Богоматери или святых.

И если с Богом и Богоматерью всё понятно, то как быть со святыми людьми? Ведь жившие в миру люди не сразу были причислены к лику святых и их вполне можно изобразить не только на иконах, но и житейских буднях, т. е. выразить на картине. Перед нами изображение одного и того же человека – Александра Невского. Что же это был за человек, и за что его причислили к лику святых?

- А теперь давайте попробуем разобраться, где А. Невский предстаёт перед нами как князь и полководец, а где как святой.

(На доске икона Александра Невского и картина П. Д. Корина «Александр Невский». Группам раздаётся текст).

- Соотнесите свой текст с иллюстрацией.

1 группа работает с картиной, 2 группа работает с иконой (Изображения те же)

Отвечают на вопросы.




















Ученик рассказывает об

А. Невском

(Приложение 3)





Ученики читают свой текст (Приложение 4) и определяют к какому изображению можно отнести текст.

Познавательные УУД: 

построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнера, умение точно и полно выражать свои мысли, умение слушать выступающего

5.

Закрепление изученного материала

( 5 мин).

Задайте друг другу вопросы по уроку (при затруднении учитель помогает сформулировать вопросы)

Ученики задают вопросы и отвечают на них


Предметные УУД:

повторное проговаривание терминов и понятий.

Регулятивные УУД:

контроль полученного результата.

Коммуникативные УУД: 

Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные УУД: 

Формирование осознанного и уважительного отношения к русской культуре.

6.

Рефлексия

(4 мин).

Меня поразило…..

Я узнал…..

Я понял….

Мне было интересно…..

Я восхищался…..

Мне захотелось…


Коммуникативные УУД: 

умение точно и полно выражать свои мысли

Регулятивные УУД: 

оценивание своей деятельности

Личностные УУД: оценивают своё эмоциональное состояние

7.

Домашнее задание (2 мин).

Урок 15, вопросы стр. 55, подготовить сообщение о любой иконе

Воспринимают домашнее задание, уточняют

Регулятивные УУД: 

Принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания


Приложение 1

Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и это значит, в ней не осталось места для зла. Всё остальное пронизано светом, добром и любовью. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона же показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.

Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на неё извне.

Свет вообще главное в иконе, в Евангелии Свет – одно из имён Бога и одно из Его проявлений.

Золотой фон иконы иконописцы называют светом. Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонён задней стеной комнаты.

Голову святого окружает золотой круг, святой как бы наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает свет. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысли святого.

Ещё одна удивительная черта иконы на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передаёт через гармонию внешнюю. На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света, то теряешь ощущение пространства и глубины. Икона тоже как бы светит нам в глаза. И в этом свете всякая земная даль становится невидимой.

Самое поразительное, что есть в иконе, - это лица (лики) и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь.


Приложение 2

Вопросы 1 группе

Вопросы 2 группе

1. Где находится источник света?

2. Что такое нимб? Изображается ли

нимб на картине?

3. Можем ли мы сказать, что перед нами обычная женщина?

1. Где находится источник света?

2. Что такое нимб? Как он изображается на иконе?

3. Можем ли мы сказать, что перед нами обычная женщина?


Приложение 3

Александр Невский – великий князь киевский, князь Владимирский и Новгородский, а также великий русский полководец. Родился будущий князь в мае 1221 года. Через четыре года он уже был посвященным в воины. Самостоятельная жизнь Александра началась, когда ему исполнилось пятнадцать лет. В 1239 году он женился на дочери полоцкого князя Александре. У них родилось четыре сына и дочь.
В 1240 году к Неве пришел большой шведский флот, который угрожал его государству. Александр решил действовать решительно и молниеносно. Он даже не подождал подкрепления, ополчения – только с помощью своей дружины он атаковал шведов и смог одержать решительную победу. Именно эта победа дала ему прозвище – Невский. 
В конце 1239 года свой поход на русские земли начал Тевтонский орден. Им удалось захватить ряд городов, но Александр Невский встретил их у Чудского озера. Битва произошла 5 апреля 1242 года и вошла в историю как Ледовое побоище. Александру удалось переломить ход боя, когда был разбит его центр, благодаря фланговым атакам он отбросил армию тевтонцев. Русская армия преследовала бегущих по льду рыцарей, и при этом многие тевтонцы навсегда ушли под лед. После этого между Орденом и Новгородом был заключен мир. 
В 1263 году князь умер. Его запомнили как рыцаря, который не проиграл ни одного сражения, монгольские женщины пугали его именем своих детей, а его подвигами восхищались западные рыцари. Кроме этого, он был святым Православной церкви. 


Приложение 4

1 группа

На плечах Александра Невского пурпурная мантия с соболиным воротником значит, что он княжеского рода. Под мантией кольчуга, он воин, полководец. Меч в руке – указание на духовную брань. Над головой золотой нимб – это знак божественного присутствия, знак святости. Лик – спокойный, но и печальный, отрешённый от всего земного. Свет исходит от самого Александра Невского.

2 группа

Лицо Александра Невского сурово, он смотрит вдаль. Величественная фигура занимает всю картину, фигура возвышается над окрестными далями. Цветовая гамма – это холодные цвета в основном серые – создаётся тревожность композиции. Металлические доспехи делают фигуру грозной, гневный взгляд устремлён вдаль, словно видит он чужую рать. Его суровый взгляд и открытое лицо выражают уверенность в силе русского войска.

-делаем вывод. Чем отличается картина от иконы?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.