12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Турышева Наталья Валерьевна968 Россия, Коми респ., Визинга Материал размещён в группе «Учителя физики» |
Урок по теме «Производство и использование электрической энергии»
План-конспект урока
ТЕМА УРОКА
«Производство и использование электрической энергии»
ФИО учителя - Турышева Наталья Валерьевна.
Место работы - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» с. Койгородок.
Должность - преподаватель.
Предмет – физика.
Класс – 11 класс.
Тема и номер урока в теме – урок №31 – Производство и использование электрической энергии.
Цель урока: Изучения новой темы, формирование знаний о способах производства электрической энергии, уровня производства и потребления электроэнергии в России, показать значение электрификации для развития и благополучия страны.
Задачи урока:
Образовательная: показать практическое применение закона электромагнитной индукции; способы передачи электроэнергии; изучить физические основы производства и использования электрической энергии.
Развивающая: формирование и развитие внимания, мышления и умения анализировать полученную информацию, видеть проявление изученных закономерностей в жизнедеятельности человека.
Воспитательная: организация коммуникативного взаимодействия для приобретения обучающимися навыков самоорганизации.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Формы работы обучающихся: работа с текстом, заполнение обобщающей таблицы, диалог.
Необходимое техническое оборудование: урок проводится в кабинете, оснащенном компьютером, мультимедийным проектором.
Методическое сопровождение урока: презентация к уроку (Приложение 1), видеофрагменты («ГЭС», «Как работает угольная ТЭС»).
Структура урока и ход урока:
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организация начала урока, проверка домашнего задания. | Презентация к уроку (слайд 1). | Приветственное слово учителя, опрос по теме «Генерирование электрической энергии» | Отвечают на поставленные вопросы, участвуют в дискуссии. | 3 мин |
2 | Подготовка к восприятию | Презентация к уроку (слайды 2). | Вступительное слово учителя, актуализация знаний обучающихся по теме | Формулировка цели урока | 2 мин |
3 | Усвоение новых знаний и способов действий. | Презентация к уроку (слайды 3-15). | Демонстрация презентации, объяснение учителем темы урока | Восприятие, заполнение таблицы. | 30 мин |
4 | Первичная проверка понимания. | Организация проверки заполнения схемы урока | Корректировка записей таблицы, заполняемой во время урока | 3 | |
5 | Контроль и самопроверка знаний. | Проверка выполнения работы всеми обучающимися и достижения ими планируемых результатов обучения. | Анализ таблицы данных. | 3 | |
6 | Подведение итогов занятий. | Дать анализ и оценку успешности достижения цели урока. | 2 | ||
7 | Информация о домашнем задании. | Презентация к уроку (слайды 16-18). | Пояснение домашнего задания | Запись домашнего задания | 3 |
Ход урока:
Организация начала урока:
(слайд 1)
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
А. Мицкевич
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте ребята. Сегодня мы будем с вами говорить о способах производства и передачи электрической энергии, о значении электрификации для нас с вами, для нашей страны. В основном в нашей стране производится переменный электрический ток. Почему? Каковы преимущества переменного тока перед постоянны? (заслушиваются ответы обучающихся). С какими источниками переменного тока вы знакомы? (ответы учеников). Каков принцип работы тех электростанций, которые вы мне назвали? А вы знаете, что кроме тепловых электростанций (ТЭС), гидроэлектростанций (ГЭС), атомных электростанций (АЭС) существуют и такие, как ветроэлектростанции (ВЭС), геотермальные электростанции, солнечные электростанции (СЭС), электростанции с магнитогидродинамическим генератором, электрохимические электростанции, приливные и т.д.
А как часто вам необходим электрический ток? (заслушиваются ответы обучающихся).
Целеполагание.
Обучающиеся – формулирую цель и задачи урока, учитель демонстрирует на экране слайд с целью и задачами урока. (слайд 2).
Усвоение новых знаний и способов действий.
Рассказ учителя об электрификации России (слайды 3-6).
Общая схема электрификации (слайды 7-9).
Источники электроэнергии (слайды 10-12).
Принцип работы ГЭС (слайд 13). Верхний левый угол – гиперссылка на видеофрагмент «ГЭС».
Принцип работы ТЭС (слайд 14). Верхний левый угол – гиперссылка на видеофрагмент «Как работает угольная ТЭС».
Принцип работы ГЭС (слайд 15).
Обучающимся предлагается по ходу уроку заполнять обобщающую таблицу:
Вопросы | ТЭС | ГЭС | АЭС |
Энергоносители | |||
Достоинства | |||
Размещение | |||
Экологические проблемы |
Первичная проверка понимания.
В ходе данного этапа проводится корректировка заполнения таблицы обучающимися: ведется опрос, в ходе которого обучающиеся заполняют недостающие записи в ячейках таблицы.
Подведение итогов занятий.
Проводится анализ обобщающей таблицы с целью выявления наиболее экономичного и экологичного способа производства электрической энергии.
Формулировка домашнего задания.
§39 Подготовьте сообщение с сопроводительной презентацией по теме «Альтернативные виды получения электроэнергии» (слайд 16).
Заполните таблицу «Альтернативные источники энергии» (слайд 17).
Вопросы | |||
Энергоносители | |||
Достоинства | |||
Размещение | |||
Экологические проблемы |
Демонстрируются электронные ресурсы, используемы при подготовке урока (слайд 18).
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Презентация к уроку обобщения «Производство и использование электрической энергии» | Презентация Power Point | /data/files/n1511376507.pptx (Презентация к уроку) | |
2 | Видеофрагменты: | Гиперссылка в презентации на видеофрагменты в папке урока. | Видеозапись в формате avi. | Слайд 13и слайд 14 презентации к уроку. |
3 | ГОЭЛРО: предвосхищение будущего | Гиперссылка на статью интернете. | Статья. | http://www.atomic-energy.ru/articles/2011/01/20/17783 |
Дополнительные источники:
Сборник комбинированных задач по физике для 10-11 классов. Е.Г. Москвина, В.А.Волков –М.: ВАКО, 2011 год. ( Дифференцированные задачи на стр. 59-79)
Физика 11. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Сотский, В.М.Чаругин, издательство «Просвещение» Москва, 2010 года.
Интернет ресурсы:
В презентации использовались иллюстрации с Яндекс.видео по запросу «Производство и использование электроэнергии».