Урок литературы по теме «С. Есенин "Сыплет черемуха снегом… "»
Подготовила
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
«Федосова Елена Николаевна
Автор материала |
Федосова Елена Николаевна
|
Должность (с указанием преподаваемого предмета) |
Учитель начальных классов
|
Образовательное учреждение |
МБОУ «Прогимназия «Радуга» г. Курска |
Название материала |
Урок по теме «С. Есенин «Сыплет черемуха снегом…» |
Класс (возраст) |
3 класс |
Учебный предмет |
Литературное чтение |
Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс |
Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова . Литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века»
21 Век», 3 класс. Ч. 2. – Москва. Издательский центр «Вентана- Граф»
|
Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ и другие) |
Текстовый документ, проектор, ноутбук, презентация (см. Приложения) |
Цели, задачи материала |
Цели: Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением Формирование первичных
ЗАДАЧИ: Образовательные: показать обучающимся яркий,неповторимый талант русского поэта,его большую любовь к родине,раскрыть особенности его лирики. Развивающие: развивать навык чтения, мышления, творческие способности; расширять кругозор обучающихся ;учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; Воспитательные: воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, своему Отечеству, к окружающей природе; воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем.
|
Краткое описание работы с ресурсом (на каком этапе предполагается применение, форма использования: индивид, групповая и другое, на усмотрение автора). |
В основе урока лежит технология создания музея одного произведения. В конце урока готовым продуктом является создание медио - сочинения. |
Список используемой литературы. Ссылки на Интернет – источники.
|
1. Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова . Хрестоматия УМК «Начальная школа XXI века»
21 Век», 3 класс. Ч. 2. – Москва. Издательский центр «Вентана- Граф» 2. Уроки литературы в начальной школе, или как формировать вдумчивого читателя: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 144с. |
Технологическая карта урока по литературному чтению
Тема урока |
С. Есенин «Сыплет черемуха снегом…» |
Цель
|
Формирование первичных исследовательских умений у младших школьников при работе с художественным произведением. |
Задачи |
Образовательные: показать обучающимся яркий,неповторимый талант русского поэта,его большую любовь к родине,раскрыть особенности его лирики. Развивающие: развивать навык чтения, мышления, творческие способности; расширять кругозор обучающихся ;учить наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; Воспитательные: воспитывать трепетное, нежное отношение чувство к родной земле, своему Отечеству, к окружающей природе; воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем. |
Планируемые результаты |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА ПРЕДМЕТНЫЕ: выразительное чтение стихотворения; выделение выразительно-изобразительных средств; сравнение строф стихотворения; определение интонационных партитур.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить её выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло,выразительно), планировать работу в группе, оценивать результат своей работы на различных этапах урока.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, развивать внимание, память;
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту России, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы. Оборудование : презентация, хрестоматия Л .Ефросинина 3 кл, часть 2 |
Основные понятия |
Музей книги, зкспонат музея |
Межпредметные связи |
Связь с русским языком |
Оборудование
|
Хрестоматия Л.Ефросинина «Литературное чтение» 3 кл 2 ч. (Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова . Литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века»
21 Век», 3 класс. Ч. 2 Презентация к уроку |
Ход урока
Задачи этапа урока (виды работ) |
Деятельность учителя Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
Время |
||
Предметные |
УУД |
|||||
|
I. Организация класса на работу
|
|
|
|
||
Задачи: Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. |
Приветствие. - Ребята, вы согласны со словами , что: « Книга- это волшебница. Книга преобразила мир». ( Морозов Н. А.)
- Вы согласны с этим высказыванием? - Сегодня окунемся в этот волшебный мир книг.
.
|
Слушают учителя, отвечают на его вопросы; высказывают свою точку зрения на проблему, |
Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. |
Способствует созданию состояния психо-эмоциональной стабильности, внешней мотивации. УУД (личностные): внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения.
|
2 мин
|
|
|
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.
|
|
|
|
||
Задачи: Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. |
- Фамилию автора, с произведениями которого мы окунемся в волшебный мир книги, я зашифровала в стихотворных строках. -Попробуйте узнать его. -Послушайте стихотворение и подумайте, кто автор этих строк.
В этом имени - слово «есень». Осень, ясень, осиный свет, Что-то есть в нем От русских песен - Поднебесье, тихие веси, Сень березы И синь - рассвет. Что-то есть в нем И от весенней Грусти, юности И чистоты... - Услышали ли вы эту фамилию? -Я предлагаю вам задание определить главные темы стихов С. Есенина.
|
Выдвигают предположение о теме урока, отвечают на вопросы учителя.
|
Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.
|
Обеспечивает высокий уровень вовлеченности обучающихся в учебную деятельность. УУД (познавательные, регулятивные): - самостоятельное формирование познаватель-ной цели; - сохранение учебной задачи.
|
2 мин
|
|
|
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. |
|
|
|
||
Задачи: Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.
|
- Прочитайте понравившееся.
1 ряд- тема Родины.
О Родине
«Тема Родины, России,- подчеркивал Есенин неоднократно,- основная во всех моих стихах…»
2 ряд- тема люди. - Человек пот его мнению – дивное творение природы.
«Я ДУМАЮ, КАК ПРЕКРАСНА ЗЕМЛЯ И НА НЕЙ ЧЕЛОВЕК» ( С.Есенин)
- Поэтому не случайно С. А. Есенина называют знатоком русской души.
3 ряд- природа.
-Есенин очень любил свой край, его природу. Для него природа – это вечная Красота.
«Душа моя - поле безбрежное…»(С. Есенин)
- Кому понравились эти строки можете сходить в библиотеку и взять полный текст стихов.
|
Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения. |
Знакомятся с литературоведческими отрывками, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.
|
Познавательные УУД (умение принимать и сохранять учебную задачу): - учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
Коммуникативные, личностные УУД: - формирование умение решать учебную задачу опираясь на опыт и знания.
|
3 - 5 мин
|
|
|
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. |
|
|
|
||
Задача: Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. |
-Сегодня мы продолжим знакомство с чудесным, неповторимым миром поэзии Есенина с одним из его стихотворений, а чему оно будет посвящено определите сами:
1.1. Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. 2. Она открывает дивное весеннее цветение деревьев и кустарников весной, известное в народе как «зелёный шум».
3. Примечательно, что в природе много событий по срокам совпадает с цветением этого дерева. Например, непродолжительный возврат холодов в мае приходится на цветение этого растения. Поэтому, эти холода так и называются …«черёмуховые». -Название этого стихотворения «Сыплет черемуха снегом..» -Вы ничему не удивились - Вот оно, начало волшебства. - Давайте же познакомимся со стихотворением и определим в чем особенность творчество поэта. - Возьмите листы, вы сейчас услышите стихотворение. Проследите за текстом, а потом поделитесь своими впечатлениями.
(Звучит стихотворение «Сыплет черемуха…»)
Сыплет черёмуха снегом,
-Понравилось вам стихотворение? - Кто хочет поделиться своими впечатления
- Читать стихотворение будем по - особенному, пропуская это стихотворение не только через ум, а через сердце , через душу. - Я предлагаю создать музей проживания произведения. Экспонатами этого музея будут образы, чувства, ароматы, настроения, которыми наполняет свое стихотворение поэт. -В нашем музее будет 4 зала по количеству строф и 1 зал сюрпризный. -Задание это групповое. В каждой группе нужно выбрать экскурсовода, который будет отчитываться за выполненные задания. Их в каждой группе 5. - Первые 4 задания одинаковые для всех групп: 1.Прочитать внимательно текст. 2. Найти непонятные слова и объяснить их. 3. Выбрать экспонат своего музея.( образ) 4. Выбрать название экспоната. 5. Индивидуальное для каждой группы. - Соблюдайте правила работы в группах. Музей временно закрыт, но через 5 минут он ждет своих посетителей. На работу -5 мин. Физминутка: Руки подняли и покачали - это деревья в цвету. Руки согнули, кисти встряхнули - с них ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - это к нам птицы летят. Весна наступила! Весна наступила!"- радостно дети кричат.
|
Слушают и отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза. |
Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. |
Коммуникативные УУД: - формирование умения давать оценку работе других обучающихся; - создание ситуации речевого высказывания; - участие в диалоге
Уметь анализировать степень выразительности чтения. (Познавательные УУД) Понимать на слух содержание произведения. (Коммуникативные УУД);
УУД (познавательные, личностные): - поддержание активной мыслительной функции
Коммуникативные УУД способствуют снятию эмоционального и статического физического напряжения.
|
10 мин. |
|
|
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. |
|
|
|
||
Задача: Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. |
- Проследим , как поэт наполняет стихотворение звуками, образами,ароматами. 1-я группа: 1. Прочитайте внимательно четверостишие. 2. Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3. Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: 1. Любование приходом весны. 2.Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5.Чем является снег в стихотворении? Проиллюстрируй слова поэта. - Как называется этот прием? 2-я группа: 1.Прочитайте внимательно четверостишие. 2.Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3.Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: . 1. Любование приходом весны. 2. Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5. Продолжи фразы: - Я увидел… -Я почувствовал… - Замените синонимом слово «никнут». (Тлант помогает поэту найти из тысячи хранимых в его памяти слов одно, единственно верное, наиболее ярко передающее мысли и чувства поэта.) - В творческом мире Есенина люди, растения, животные, стихии дети матери –природы. Обращаясь к ним он подчеркивает эту связь. - Как понимаете слово «одурманен»? ( - Ой вы, луга и дубравы, — Я одурманен весной. Обновление в природе созвучно настроению в душе поэта. Он тоже рад, счастлив, открыт для новой жизни, полон надежд и мечтаний.) 3-я группа: 1.Прочитайте внимательно четверостишие. 2.Найдите непонятные слова, объясните их значение. 3.Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: . 1. Любование приходом весны. 2.Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5. С кем автор сравнивает весну? - Придумайте свои ассоциации к слову весна. -Что имеет ввиду автор «радугой тайные вести» - Весна — прекраснейшее время года, когда всё расцветает, оживает и в природе, и в душе человека. Человек оказывается под властью её очарования.
4-я группа: 1. Найдите непонятные слова, объясните их значение. 2. Выберите экспонат своего зала. 4. Выберите название экспоната из предложенных: 1. Любование приходом весны. 2. Очарование природы. 3. Думы о невесте. 4. Обращение к природе. 5.Выберите краски, которыми можно раскрасить картину. -Закройте глаза. Произошло чудо – вы оживили картину. - Перечитайте первые строки. Одинаково звучат с первыми строками стихотворения? - Почему? - Как понимаете последние строки? ( Эта пена- краски весны, которыми автор хочет раскрасить все вокруг). - Какова главная мысль стихотворения ? 5 группа: 1 . Прочитайте стихотворение. 2. Найдите слово, которое подсказывает с какой интонацией нужно читать стихотворение. 3. Выберите музыкальный фон. Почему именно эта мелодия подходит? |
Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста.
Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы относительно главной мысли произведения.
Учащиеся обсуждают задание, принимают совместное решение. |
Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства. Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. |
УУД (познавательные, регулятивные и личностные):
Познавательные УУД: - умение формировать собственное мнение; - сохранение учебной задачи.
|
8мин. |
|
|
4. Создание медио- сочинения. |
|
|
|
||
Задача: Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.
|
Выразительное чтении – « Интонация-ноты при чтении» (А.П.Чехов). ( Работа в парах - подготовка к выразительному чтению) -Готовы ли вы прочитать стихотворение выразительно?
- Попробуем соединить образы, музыку, выразительное чтение
( М Е Д И О – С О Ч И Н Е Н И Е)
- Так в чем же волшебство поэзии С. Есенина.
- Оставим отзыв от посещения музея.
(Отзыв: это стихотворение создает радостное, восторженное настроение. Это стихотворение - любование лирического героя приходом весны Поэт ждет встречи с невестой, предвкушает ее.) |
|
Работая в паре, развивают творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.
Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования. |
Учатся оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД);
Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения . (Познавательные УУД)
|
2мин. |
|
|
IV. Подведение итога урока. |
|
|
|
||
Задача: Обобщить полученные школьниками знания и закрепить.
|
- Очень хочется верить, что вы ещё не раз в течение жизни откроете томик со стихами С.Есенина. - Я благодарю вас за работу, А в бальной оценке-«5» экскурсоводам, чтецу.
|
|
|
|
2 мин
|
|
|
V. Рефлексия |
|
|
|
||
Задача: Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. |
- Я попрошу выбрать букву алфавита и передать свое отношение к уроку.
|
Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке. |
|
Определение психоэмо-ционального состояния обучающихся к концу урока. Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
|
|