12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Диденко Ольга Николаевна42

Суффикс как часть слова

Цель учебного занятия: создание условий для формирования у учащихся представлений о суффиксе.

Задачи учебного занятия:

Создать условия для проявления исследовательских способностей учащихся.

Познакомить учащихся с суффиксом.

Создать условия для формирования у учащихся практического умения находить и выделять суффикс в словах.

Создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей

Обогащать словарный запас учащихся.

Отрабатывать каллиграфию письма.

Способствовать воспитанию коммуникативных качеств, умению работать в группах.

Создать атмосферу успешности каждого ученика, предупреждать утомляемость детей

Оборудование для учителя:  плакаты с напечатанной гипотезой и опорными словами, листочки с заданиями (по количеству детей), напечатанный лист «Узелок на память».

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями.

Ход учебного занятия: 

I. Мотивационный момент.

Учебный день только начинается , и у вас есть все шансы сделать его успешным. Я желаю вам быть внимательными, работать с настроением, чувствовать плечо друзей на занятии и не забывать об улыбке!

Сегодня утром я шла в школу и с неба падали снежинки, одну из них самую большую я принесла в класс. На её лучиках мы прочитаем, какая нам предстоит работа.

(Учитель обращает внимание ребят на магнитную доску, где прикреплена большая снежинка.)

*доказывать,

*исправлять,

*вспоминать,

*наблюдать,

*помогать,

*думать

Организационный момент.

Запись числа.

Словарная работа.

НА ДОСКЕ

Найдите и запишите слова, которые я зашифровала: пальсуфтособафика, тетксрадь.

Словарь: пальто, собака, тетрадь.

-Какие это слова? Как их можно проверить?

(Словарные, написание надо запомнить)

Ребята, мы уже знаем, что слова состоят из частей - кирпичиков.

Какие части вы знаете?

Корни и окончания.

Что вы можете сказать об окончание?

( Это изменяемая часть слова.)

Для чего служит окончание?

(Для связи слов в предложениях. Обозначается так: )

Вывешиваю знак на доску.

А корень?

( Это- главная значимая часть родственный слов. Обозначается так: ) Вывешиваю на да доску.

Итак, мы уже с вами знаем, что слова состоят из корня и окончания. Мне интересно ваше мнение. Поднимите руку, кто считает, что в слове могут быть и другие части, кроме корня и окончания? А кто считает, что других частей в слове не бывает?

1.Предположим, что в слове есть и другие части, кроме корня и окончания.

Можно ли предположить, что другие части слова имеют такое же важное значение, как корень и окончание?

Итак, сформулируем второе предположение

2. Если в слове есть другие части, то они играют важную роль.

Ну а теперь попробуем опровергнуть или подтвердить первое предположение.

Игра собери группы родственных слов. И записать в тетрадь. Выделить корень и окончание. Работа в группах. Проверка у доски.

тигр

дом

берёза

нос

вода

тигрёнок

домик

берёзовый

носик

водица

тигрица

домище

 

носище

водичка

тигровый

домовой

берёзка

носовой

водный

полосатый

домовёнок

берёзонька

носочек

водяной

 

домашний

бирюзовый

 

водить

   

бирюза

носок

водитель

Итак, ребята так существуют ли другие части слова незнакомые вам?

Да . А заметил где эта часть стоит?

( Между корнем и окончанием)

И так первое предположение мы подтвердили.

Кто знает, как называется эта часть слова?

Ребята, как вы думаете, чем мы будем заниматься? Что нового узнаем?

( Как называется эта часть слова. Для чего она служит, и как обозначается.)

А тема нашего урока зашифрована в словарных словах.

«Суффикс»

А теперь обратимся ко 2 предположению: для чего же нужен в слове суффикс?

Вот был у нас cлово «слон», добавили суффикс –ёнок и что получилось? Новое слово (то же проговаривается со словами страус и еж).

Теперь, используя суффиксы –ёнок, -онок образуйте названия детенышей животных.

Работа в рабочей тетради

 Выделите все известные вам части слова. Поменяйтесь тетрадями (Взаимопроверка).

Ребята, что мы с вами сейчас делали ? Образовывали новые слова.

Значит, какую роль выполняет суффикс? (Образует новые слова.)

Мы подтвердили второе предположение.

Ребята, я открою вам тайну , что суффикс имеет ещё и значение.

Сообщение о суффиксах. Рубрика «Тайна языка»

- Суффиксов в русском языке много. И обозначается так:

Каждый из суффиксов обладает волшебной силой. Вот здесь под крышей первого домика живут суффиксы, которые придают словам увеличительное значение. Прочитайте эти суффиксы. (-ин, -ищ-).Стоит им дотронуться до предметов и явлений, как они становятся большими и могущественными, и мы их называем не дома домищене ветера ветрище.

А под крышей этого домика живут суффиксы, которые вносят в слово уменьшительно-ласкательное значение.

Прочитайте эти суффиксы. (- к; -ик-, -инк-, -ок-, очк, ошк, -ушк -, -онк-, чик)

Коснутся эти суффиксы предметов и явлений, и предметы станут поменьше, а характером добрее и ласковее. дом - домик, ветер-ветерок

А вот ещё группа суффиксов которые встречаются в словах это -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы выполнив работу в карточках.

Образуй слова с помощью суффиксов -ан-, - ян-, - анин-, - янин-. Подумай, какое значение имеют эти суффиксы.

Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне.

А если в Париже, то ты ____________________.

если на Земле, то ты ______________________, если на Марсе, то ты ____________________.

Проверка по эталону.

- Какое значение имеют эти суффиксы? (Эти слова называют людей по месту их жительства).

Работа у доски .

 У меня доске листы со словами – названиями блюд. Допишите к словам, если это возможно, суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

СУП, РАГУ, САЛАТ, БАТОН, ТОРТ, АРБУЗ, КАКАО, ЛИМОН, ПЮРЕ, КОФЕ .

Какие слова у вас получились? Запись в тетрадь.

Супчик, салатик, батончик, тортик , арбузик , лимончик. 

(На стенд «Узелок на память» вывешивается памятка: «От слов рагу, какао, пюре, кофе нельзя образовать новые слова с суффиксами. Они состоят только из одного корня».)

Итог урока

Итак, вспомним предположения, которые мы выдвинули.

И ответим на вопросы в «Обучающем калейдоскопе»

Соедини утверждения

Есть ли в словах другая часть, кроме окончания и корня?

Окончание

 

Как она называется часть слова стоящая между корнем и окончанием?

После корня

 

Изменяемая часть слова.

Для связи слов в предложениях

 

Для чего служит суффикс?

Да

 

Где стоит суффикс?

Образования новых слов

 

Суффикс обозначается так:

уменьшительно-ласкательные

 

Суффиксы -оньк, -еньк, -ушк, -ик,-очк –

называют людей по месту их жительства.

 

Для чего служит окончание?

Суффикс

 

Главная значимая часть родственный слов?

   

Слова с суффиксами  -ан-, - ян-, - анин-, - янин-

Корень

 

Поднимите руку те, кто не допустил ошибок. У кого 1 ошибка? Больше одной?

Итак подытожим:

ПАМЯТКА “Суффикс”

1.Часть слова.

2. Служит для образования новых слов.

3.Стоит после корня.

4.Изменяет значение.

И обозначается так :

Таблички с ответами вывешиваются на доку.

Рефлексия.

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

- Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

- Покажите, на сколько сегодня вы:

Были активны на уроке.

На сколько вы поняли новую тему.

На сколько вам понравился урок

(Сидят за партами – плохо, слабо;

Просто стоят – хорошо;

Стоят, руки вверх – отлично).

 

Выставление и аргументация отметок за урок

- Вы сегодня все отлично работали, молодцы!

- Но хочется отметить самых активных учеников. (Звучат фамилии учеников).

Д/З на выбор.

Дифференцированное домашнее задание по трем уровням 

(работа по карточкам).

1 уровень. Базовый.

Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.

Определите значение выделенных в словах суффиксов.

2 уровень. Повышенной сложности.

От каждого слова образуйте новое с помощью одного, из данных суффиксов.

Суффиксы: -ник,-ышк,-ик, -очк, -н, -ечк.-ок, -ек,-ек, -еньк.-к, -ушк, -ист, -ов, -ин, -чик, -ищ.
Слова: звезда, еж, путь, слово, мед, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, береза, груз, баян.

Образованные слова напишите. Выделите в них суффиксы. Какие суффиксы вы запомнили?

 

3 уровень. Творческий.

Выберите из слов каждого столбика ту его часть, которая указана в таблице, и образуйте новые слова.

Корень

Суффикс

Окончание

1

краски

дочка

лапа

2

ходить

дом

рот

3

слово

лисица

береза

4

дарит

холодок

мост

5

сиреневый

трава

пенал

6

школа

лесник

дождь

Образованные слова напишите, выделите их части. Составьте предложение, в которое вошло бы возможно большее количество образованных слов.

Опубликовано


Комментарии (1)

Евдакименко Виктория Викторовна, 05.02.16 в 18:29 0Ответить Пожаловаться
нет технического оснащения
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.