12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга266
Россия, Пермский край, Пермь
Материал размещён в группе «Воспитание детей с ОВЗ»

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема «Суффикс»

Материально – техническое обеспечение урока: комплект компьютерного оборудования (в том числе сканер, web–камера), презентация PowerPoint, компьютерная программа Skype, карточки со словами.

Цели:

образовательная:

  • формирование представления о суффиксе как о значимой части слова, служащей для образования новых слов;
  • формирование умений образовывать новые слова с помощью суффиксов;
  • введение в активный словарь термина «суффикс».

развивающая:

  • развитие умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи.
  • Развитие оперативности мышления: анализ, синтез.
  • Развитие памяти через мыслительные образы и эмоции.
  • воспитывающая: воспитание организованности, самодисциплины, любознательности, настойчивости, познавательного интереса.

Ход урока

Организационный момент: соединение в программе Skype, приветствие друг друга, пересыл и получение презентации, проверка работы сканера.

Мотивационный:

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с частями слова, нашим новым знакомством станет суффикс, мы узнаем, где нашел свое место суффикс и для чего он служит. А поможет нам разобраться презентация, которую ты видишь на своем экране.

Минутка чистописания: (слайд №2)

Учитель: определи, пожалуйста, букву, которую мы сегодня будем писать на минутке чистописания. Она обозначает непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква? В корне какого слова она находится?

Ученик: Сегодня мы будем писать букву л. Она находится в слове «лён». В этом слове она обозначает непарный звонкий мягкий звук [ л’ ].

Учитель: Определи порядок следования букв в нашем ряду (лб, лв, лг, лд, лж…)

Ученик: Строчная л чередуется с парными звонкими согласными.

Учитель: Запиши эту последовательность до конца строки в тетради.

Словарная работа (слайд № 3)

Учитель: Слово, с которым мы сегодня познакомимся, ты узнаешь, если решишь загадку этого хитрого прямоугольника. Какое это слово? Как ты его нашел?

 

о

н

ь

 

и

с

т

 

е

п

а

 

р

о

н

 

р

и

с

 

о

т

а

 

з

о

т

Ученик: Сегодня мы познакомимся со словом КАРТИНА (слайд № 4)

Учитель: ( слайд № 5) Что такое картина?

Ученик: (варианты ответа)

Вывод: Картина – произведение живописи или фильм (словарь Ожегова)

Учитель: Найди слово в словаре, запиши в тетради, поставь ударение. Какая гласная вызывает сомнение и требует запоминания? Подчеркни её. Составь и запиши предложение со словами «сирень» и «картина» (обсуждаются варианты составленных предложений, записывается наиболее удачное предложение).

Изучение нового материала (слайд №6)

Учитель: Как можно назвать небольшую по величине картину?

Ученик: Картинка

Учитель: А как называется галерея, где выставляют художники свои произведения? (возможна работа над лексическим значением слова «галерея»)

Ученик: Картинная

Учитель: Запиши эти слова в тетрадь. Выделим все известные нам части слова

Ученик выделяет (окончание, корень) Все ли части слова мы выделили? Что не выделили в первом слове? Во втором?

Ученик: В первом слове не выделили К. Во втором Н.

Учитель: Где стоят эти части?

Ученик: И в первом, и во втором слове эти части стоят после корня.

Учитель: (слайд № 7) Часть слова, которая стоит после корня, называется суффиксом. При разборе он обозначается значком (показ в слайде презентации). Как ты думаешь, какую роль играет суффикс в словах?

Ученик: Он, как и приставка, помогает образоваться новым словам.

Учитель: А теперь постарайся сделать полный вывод всему. Что мы сказали.

Ученик: Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Учитель: Молодец! Суффиксов очень много и они несут разный смысл в образованные слова. А сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка

Учитель: Я буду показывать тебе карточки со словами. Если в слове НЕТ суффикса, ты топни, а если ЕСТЬ – хлопни в ладоши. (Гора – горка, поле – полюшко, внук – внучек, мяч – мячик, лес - лесок, город – городок, сом – сомище, слово – словечко) Молодец! Очень хорошо! Вот мы и отдохнули! А теперь пришло время закрепить наши знания.

Закрепление изученного:

(Слайд № 8)

Ученик читает задание и выполняет его

Прочитай, найди «лишнее» слово в каждой цепочке. Свой выбор обоснуй. Помни о теме урока, это поможет тебе выполнить задание.

Рыбка, дубок, горка, норка («лишнее» дубок, т.к. в этом слове суффикс ок, а в остальных словах - к)

Тракторист, пианист, танкист, печник («лишнее» печник, профессия образована другим суффиксом – суффиксом ник)

Хвостище, усищи, глазоньки, когтище («лишнее» глазоньки)

Шахтер, барабанщик, боксер, лифтер. («лишнее» барабанщик)

Жирафик, котенок, журавленок, слоненок (жирафик)

Голубоватый, синеватый, желтоватый, красноватый (синеватый)

Учитель: Молодец! С задание справился великолепно! А следующее задание ты выполнишь самостоятельно. (Слайд № 9) Все ли тебе понятно? Приступай к выполнению.

Ученик выполняет задание в тетради

Рефлексия

Учитель: С какой новой частью слова ты познакомился сегодня на уроке? Что такое суффикс? Где он стоит в слове? Какого его значение? Отсканируй, пожалуйста, свою работу и пришли мне, чтобы я могла оценить последнее задание выполненное тобой (учитель распечатывает присланный учеником файл. Проверяет его. Дает оценку работе учащегося) Домашнее задание ты выполнишь на сайте центра «Технологии обучения» в курсе «Русский язык 3 класс», в модуле «Суффикс», задание №3 и 4. Спасибо за работу! До связи! До новых встреч!

Опубликовано в группе «Воспитание детей с ОВЗ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.